Потомки Рокфеллера не получат ни цента
Апрель-май 1914 года, девятиэтажный особняк Рокфеллеров на 54-й Вест-стрит в Нью-Йорке. Дом в кольце демонстрантов. Шахтерские профсоюзы требуют к ответу Рокфеллеров, обвиняя их в убийствах и мошенничестве.
Это расплата за историю, которая началась в сентябре 1913 года. Тогда на юге Колорадо, в шахтерском городке Ладлоу, на угольных шахтах Джона Дэвисона Рокфеллера тысячи шахтеров и их семей объявили забастовку. Они требовали пересмотра заработной платы и сокращения рабочего дня, введения техники безопасности и признания профсоюза. Стычки переросли в сражение горняков с охраной — десятки людей с обеих сторон были ранены и убиты. Вспыхнул и загорелся тент, где стояли семьи бастующих. 11 женщин и детей погибли в огне и дыму.
Чтобы остановить Ладлоускую бойню, президенту США Вудро Вильсону пришлось ввести в Колорадо федеральные войска.
Два Джона Рокфеллера — основатель династии Джон Дэвисон Рокфеллер и его сын и наследник Джон Рокфеллер-мл. — пережили немало неприятных часов на допросах в разных комитетах штата Колорадо. В истории с Ладлоуской бойней проявилась главная характерная черта клана Рокфеллеров: Дед никогда не говорил даже о малейших угрызениях совести , — отмечал в мемуарах внук основателя династии Дэвид Рокфеллер. В итоге Рокфеллерам удалось выйти сухими из воды, хотя Джон Рокфеллер-мл. до конца жизни регулярно ездил в Ладлоу инспектировать условия шахтерского труда.
Это вторая черта рокфеллеровского клана — полная уверенность в своей правоте и готовность заплатить за победу.- Я никогда не догадывался, кем окажусь в этой жизни, но я всегда знал, что рожден для чего-то большего — так, по воспоминаниям его любимого внука Дэвида, -говорил Джон Дэвисон Рокфеллер.
Первые деньги юный Джон Рокфеллер (второй из шести детей в семье с немецкими эмигрантскими корнями — в первые годы в Америке фамилия писалась как Рокенфеллер) заработал в семь лет. Под руководством матери, женщины принципиальной и строгой в вопросах воспитания, Джон выкармливал и продавал индюшек, а свои доходы записывал в отдельной книге. Школу Джон не окончил — родители отправили его учиться в торговое заведение в Кливленде. Там будущий миллиардер познакомился с азами торговли и бухгалтерского дела. В 1855 году Джон устроился бухгалтером в фирму Gevit & Tettl с окладом сначала $5, а затем и $25 в неделю.
Получив достаточный, по его мнению, опыт и скопив $800, Рокфеллер открыл собственное дело — Clark & Rockefeller, фирму по организации грузовых перевозок. Но коммерческое чутье подсказало ему, что большой успех ждет его в другой области. В начале 1860-х Рокфеллер вышел из бизнеса и организовал новую компанию — Rockefeller & Andrews, сосредоточившись на перегонке нефти и торговле керосином. - С тех пор я почти сорок лет занимался этим делом вплоть до ухода от дел в 56-летнем возрасте , — сообщал Рокфеллер-ст.
Доход от торговли керосином рос в геометрической прогрессии. За керосин брались все, кто только мог, от мыловаров до мясников. Чтобы избежать затоваривания, Rockefeller & Andrews выходила на зарубежные рынки, строила трубопроводы и запасалась цистернами. Вскоре несколько крупных компаний объединились в Rockefeller, Andrews & Flagner, затем к ней присоединилось еще несколько фирм — так в 1870 году возникла Standard Oil Company с капиталом $1 млн. Именно это предприятие спустя три десятка лет превратило Джона Рокфеллера в самого богатого человека планеты.
Свой успех Джон Рокфеллер-ст. объяснял просто: Компания верила в американский керосин и тратила огромные суммы на борьбу с конкурентами . Standart Oil Company построила наливные станции в железнодорожных центрах во всех округах Америки (это удешевило доставку керосина), изобретала специальные танкеры и вагоныцистерны, сносила старые заводы и не жадничала при покупке нового оборудования. Standard Oil Company даже раздавала керосиновые фонари всем желающим.
Но главное, компания Рокфеллера и компаньонов раньше всех поняла перспективность переработки побочных продуктов нефтяного производства (в частности бензина, цены на который постоянно росли) и разработки новых технологий для снижения себестоимости продукции.
В 1910 году, спустя 55 лет с того момента, как Рокфеллер заработал первые $5, он стал первым в мире долларовым миллиардером. Благодаря упорству все что угодно — будь то правильное или нет, хорошее или плохое — будет достигнуто , — говорил Рокфеллер. У него не было богатых родственников или хорошего образования (диплом об образовании он считал очень коварной вещью, создающей иллюзию превосходства над людьми без высшего образования и лишающей тем самым чувства реальности ). Он мог рассчитывать только на свое упорство. Упорства было вагон.
Не имея представления об эластичности спроса, Джон Рокфеллер понимал смысл происходящего и проводил политику снижения цен. Он создал первую в США транснациональную корпорацию, хотя тогда такого понятия не существовало. Готовность рисковать, энергия и решительность — главные качества первого миллиардера в истории. Я скорее найму человека с энтузиазмом, чем того, кто много знает , — говорил он. Под этим человеком Рокфеллер-ст. подразумевал прежде всего себя. Его обвиняли в обмане конкурентов и партнеров (говорили, что он не брезговал даже вдовами-акционерами). Дед не был романтиком и пытался исправлять ситуацию при помощи жесткого подхода , — заступался за Рокфеллера его внук Дэвид.
В 1911 году Standard Oil Company была разделена по решению Верховного суда США. Корпорация разбилась на 30 мелких компаний, в которых Джон Рокфеллер оставил себе контрольные пакеты. Ежегодно он получал от этого бизнеса не менее $3 млн.
Джон Дэвисон Рокфеллер был глубоко верующим человеком. Баптистская церковь не позволяла пить, курить и танцевать. При этом дед был наименее мрачным человеком из всех, кого я когда-либо знал, постоянно улыбался, шутил и рассказывал анекдоты с неожиданной концовкой , — вспоминал Дэвид.
Его религиозность проявлялась своеобразно, больше всего глава клана верил в протестантскую трудовую этику — стяжал без сна и отдыха. Он инвестировал в угольные шахты, железные дороги, страховые компании: владел 16 железнодорожными компаниями, шестью сталелитейными производствами и пароходствами, месторождением руды Месаби-Рейндж в штате Миннесота, а также фирмами по торговле недвижимостью.
Но показушничать старший Рокфеллер не собирался. Дед не интересовался приобретением шотландских или французских замков, ему была отвратительна мысль о покупке предметов искусства или яхт , — рассказывает Дэвид Рокфеллер.
Свой большой особняк в Нью-Йорке он построил подальше от Пятой авеню, где в домах с башенками, стенами-амбразурами и бальными залами селились Вандербильты, Карнеги, Фрики и другие богатейшие семьи.
Джон Дэвисон был неравнодушен к конным состязаниям: он держал несколько пар рысаков, участвовал в скачках и собственноручно правил коляской в Центральном парке. Этот грех обуздать он не мог.
Даже став миллиардером, неизменно следовал протестантскому принципу десятины — десятую часть дохода отдавал на благотворительные цели.
По мере роста доходов суммы его пожертвований росли. Чтобы филантропия приобрела разумный характер, он нанял Фредерика Т. Гейтса, баптистского священника, человека широких взглядов и эрудиции, поручив ему разработать разумную систему оценки лиц и организаций, просивших помощи. На протяжении нескольких десятилетий Гейтс и старший Рокфеллер отдали на благотворительность более половины состояния.
Искусство давать — так Рокфеллер-ст. назы- вал филантропию.
В наследство детям (у Джона Дэвисона Рокфеллера было четыре дочери и один сын) досталось порядка $460 млн. По логике событий его единственный сын, Джон Рокфеллер-мл., становился наследником и преемником. Но как бы не так. Я не уверен, что дед вообще собирался оставить свое огромное состояние детям, а планы в отношении сына были ровно такими же, как и в отношении дочерей, — он собирался оставить достаточно, чтобы вести комфортную жизнь, быть богатым по общепринятым меркам , — напишет внук Дэвид много лет спустя.
Раздавая деньги, легко причинить вред , — говорил Джон Рокфеллер. Сам он был тверд в своих решениях, но за детей переживал. В глубине души он знал, что сын — человек впечатлительный и эмоционально неустойчивый.
Дэвид Рокфеллер возглавлял банк до 65 лет, затем ушел на пенсию и посвятил себя градостроению. Он работал минимум до 90 лет, каждый день приходил в офис к 10 часам утра. С личным состоянием $3,3 млрд 101-летний Дэвид Рокфеллер занял 581-е место в рейтинге мировых богачей Forbes в марте 2017 года. Через три недели после выхода рейтинга Дэвид Рокфеллер умер.
Династия Рокфеллеров сегодня — это более 500 потомков первого в истории долларового миллиардера. Поддерживать теплые отношения всем родственникам этой огромной семьи, живущим в разных странах, непросто. Молодые члены династии — праправнуки Дэвида Рокфеллера-ст., называющие себя шестым поколением, — придумали эффективный способ. Раз в год в июне все шестые Рокфеллеры собираются на встречу. Усаживаются в круг и рассказывают о том, что важного произошло в их жизни. Это может быть новая любовь или работа, все что угодно. Главное — никто не может прерывать, обсуждать сказанное или давать советы , — говорит Эйлин Рокфеллер, дочь Дэвида.
Всего у Дэвида Рокфеллера-ст. 12 внуков. Все наследники по-прежнему живут на средства, поступающие из трастовых фондов, основанных Джоном Рокфеллером-мл.
Директор по коммуникациям фонда Eileen Rockfeller.com (фонд принадлежит Эйлин, дочери Дэвида Рокфеллера) Карла фон Трапп Хантер в ответ на запрос Forbes Life сообщила, что у каждой из ветвей династии есть свой лидер, а действующие в семье формальные структуры (в частности, ежегодные собрания семьи за круглым столом. — Forbes Life) поддерживают связи между всеми членами семьи. Официально наибольшая ответственность за управление состоянием после смерти Дэвида Рокфеллера-ст. легла на его сына Дэвида Рокфеллера-мл. и его дочь Пегги Дулани, они душеприказчики Дэвида Рокфеллера-ст. , — рассказала Карла фон Трапп Хантер.
Сегодня семья Рокфеллеров более всего известна обществу своей филантропией, нежели другими видами деятельности, — считает автор вашингтонского журнала The Chronicle of Philanthropy (главный отраслевой журнал в США) Мария ди Менто. — Дети и внуки Дэвида Рокфеллера с раннего детства уяснили, что крупный бизнес и активная социальная роль невозможны друг без друга . В общей сложности Рокфеллеры отдали более $900 млн на благотворительные проекты в сфере науки, культуры и искусства.
По завещанию Дэвида Рокфеллера-ст. семейное собрание предметов искусства будет продано на аукционе Christie’s весной 2018 года.
Средства, полученные от аукциона, пойдут на поддержку The Giving Pledge — филантропической кампании, организованной богатейшими людьми планеты, которые жертвуют большую часть своего личного богатства на благотворительность. Инициаторами The Giving Pledge стали Билл Гейтс и Уоррен Баффет, в России к ней присоединился Владимир Потанин. Часть выручки от торгов получат Гарвардский университет (при жизни Рокфеллер пожертвовал своей альма-матер $100 млн) и филантропические организации, связанные с деятельностью Дэвида Рокфеллера-ст.
Наследники Дэвида Рокфеллера не получат ни цента от $700-миллионной коллекции. Но как говорил основатель династии Джон Дэвисон Рокфеллер: Если ваша цель — стать богатыми, вы никогда не достигнете ее .
Свидетельство о публикации №217103100841