Петрус Кристус. Портрет картузианца
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
На картине Кристуса изображен монах-картузианец в трехчетвертном повороте к зрителю. Очень жизненное и естественное изображение лица монаха давало повод для предположений, что художник мог быть хорошо с ним знаком.«Портрет картузианца» датирован 1446 годом и является одним из самых ранних известных произведений художника. Предполагают, что позировавший ему монах был из картузианского монастыря Генадедал (Genadedal), находившегося недалеко от Брюгге.
Считается, что в XIX веке портрет находился в Валенсии, поскольку там же находились две копии, сделанные с него. Одна из них (с нимбом над головой монаха) до сих пор находится в Валенсии, а другая (миниатюра из слоновой кости, без нимба) — в Музее изящных искусств Бильбао
Среди возможных кандидатов назывались основатель ордена картузианцев святой Бруно Кёльнский и теолог Дионисий Картузианец, который был современником Кристуса. Основным аргументом против того, что на картине изображён один из столь известных картузианцев, было отсутствие у монаха тонзуры, а также наличие выбритой вокруг рта бороды
В более ранней версии картины над головой монаха был изображен нимб. В 1994 году, при подготовке одной из выставок, посвященных художнику, картина была тщательно исследована специалистами, и было подтверждено, что нимб был добавлен позже — возможно, в то время, когда картина была во владении в Испании. Согласно заключениям этого исследования нимб было решено удалить с картины, в результате чего она приобрела свой нынешний вид.
Искусствоведы полагают, что в «Портрете картузианца», как и в написанном в том же году «Портрете Эдварда Гримстона», Петрус Кристус использовал некоторые композиционные идеи Яна ван Эйка, в частности, связанные с его «Портретом человека в красном тюрбане» (1433).
В нижней части картины, на нарисованной нижней планке находится надпись на латыни:
PETRVS XPI ME FECIT Ao 1446
У нижней планки изображена муха. Вместе с нарисованной рамой и другими деталями она является частью приёма, который известен как обманка, или тромплёй . Он применялся художниками для создания оптической иллюзии трёхмерного пространства на двумерной поверхности.
С одной стороны, муха могла символизировать тленность всего живого, а с другой — она могла рассматриваться как талисман против злых сил. Как и надпись на нижней планке картины, эта виртуозно исполненная деталь также является свидетельством влияния Яна ван Эйка на творчество Кристуса.
Ещё один приём, который использовал Кристус — использование «тёплого» красного фона с изображением угла комнаты, который также служит для усиления эффекта трёхмерности изображения. По сравнению с однородным тёмным фоном, который, как правило, использовался в аналогичных случаях Яном ван Эйком, это был новаторский приём, за который Кристуса называли первооткрывателем использования углового пространства во фламандской портретной живописи.
В 1911 году портрет принадлежал наместнику Мальорки Рамону де Омсу. К 1916 году картина была уже у Маркеса де Дос Агуаса из Валенсии, в собственности которого она оставалась по крайней мере до 1924 года.
В 1927 году портрет был продан за 80 тысяч долларов нью-йоркскому банкиру и коллекционеру Жюлю Башу для его коллекции. В 1929 году картина экспонировалась на выставке старого фламандского искусства в Нью-Йорке, а в 1930 году — на аналогичной выставке в Антверпене. Кроме этого, в 1928—1943 годах она была показана на пяти американских выставках. Баш скончался в 1944 году, а в 1949 году картина вместе с его коллекцией была передана в Метрополитен-музей, где она и находится до сих пор[
Свидетельство о публикации №217110101107