Народ Христа
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
……..
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя."
Ф.И. Тютчев
Суть феномена
Гениальные поэты обладают даром поэтического ясновидения и оставляют нам в наследство свои пророческие строки. Нужно постараться понять их и принять в свое сердце, чтобы крепко стоять на ногах, когда вокруг все качается и люди находятся в смятении...
В своей работе «Ожидающая культура», содержащей очерки русской истории и культуры, философ-антропософ Геннадий Бондарев излагает довольно печальную, а временами трагическую для России суть феномена народа Христа. Г. Бондарев цитирует высказывания своего учителя Р. Штайнера. Он пишет: «...начиная с IX, X века в одной из областей цивилизованного мира была создана возможность возникновения собственного Христова народа, который получил особую внутреннюю способность нести откровения Христа в будущие столетия». Так говорит Р. Штайнер в лекции , прочитанной 2 ноября 1918 года. Сделано это было потому, что интеллигенция под давлением материальной культуры и ее достижений склоняется к безбожию и не способна выполнить такого рода мессианскую задачу. Это подтверждает и российская история.
Суть этого феномена сам Р. Штайнер раскрывал в целом ряде лекций, но особенно значительная мысль высказана им в лекции от 5 октября 1917 г.: «Это было судьбой Европы, оттеснить назад спиритуальные представления, отогнать их назад и там запрудить». Внешне это выразилось в разделении церквей на восточную и западную. Спиритуальные представления были отодвинуты в Россию и там запружены, начиная с VIII, IX столетий и так это остается до настоящего времени, что выступает во многих симптомах русской жизни. Р. Штайнер в своих работах очень много внимания уделил русскому народу и судьбе России и это он называл нас «народом Христа». «...будущее Европы, - говорит Р. Штайнер, - имеет свой источник в русском народном духе...».
Рудольф Штайнер
Духовные учителя человечества XIX-XX века, Институт космической философии. М.:1993 г.
Рудольф Штайнер - это огромная по своей значимости фигура, появившаяся среди теософов и оккультистов в начале XX века.
Родился он 27 февраля 1861 года в австрийском городе Кралевичи, в семье железнодорожного служащего. С детства он обладая сверхчувственными способностями, мальчик скоро понял, что это его исключительная особенность, о которой следует хранить молчание.
После окончания реального училищ, Штайнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественнонаучное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, литературы и истории.
В возрасте 21 год он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. В Гете он видел мыслителя, воззрения которого на природу «вели к переходу от естественных наук к науке о духе». После этого последовал ряд научных публикации о Гете.
В 1891 году в Ростокинском университете Рудольфу Штайнеру присуждается ученая степень доктора философии. В 1894 году выходит его основополагающий труд «Философия свободы». В 1897 году он переезжает в Берлин. Здесь его книгой «Фридрих Ницше борец против своего времени». Заинтересовались теософы и пригласили его сделать доклад о Ницше. Здесь впервые Штайнер почувствовал интерес к своим сообщениям о духовном мире. Он принимает решение публично выступать с результатами своих духовных опытов. И тут он становится генеральным секретарем Немецкой секции «Теософского общества».
Он неустанно работает как лектор и как писатель. Выходят такие его книги, как «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека» (1904 г.), «Как достигнуть познаний высших миров» (1904 г.), «Очерк тайноведения» (1910 г.). Общее количество прочитанных им лекций достигает 6000. В своих работах Рудольф Штайнер открывает людям путь к тайнам духовных знаний, излагает космологию и историю человечества.
Его лекции собирают огромные аудитории, его книги переводятся на многие языки. Он становится властителем дум не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России..Среди наших соотечественников его учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов.
В своей работе «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека» он говорит: «Невозможно себе переоценить то, насколько для желающего развить в себе высшие познавательные способности необходимо пройти через самую строгую работу мысли». И первой ступенью познаний он считает усвоение сообщений тех людей, уже прошедших этот путь. «Знание о душевных и духовных мирах покоится в подосновах человеческой души», поэтому это знание «отзывается на духовный факт, найденный другим. И этот отзыв есть не слепая вера, но правильное проявление здорового человеческого рассудка».
Таким образом Штайнер открывает механизм познания, которым мы пользуемся изучая труды наших Учителей. Они дают толчок к той работе, которая продолжается в нас самих и заключается в том, что мы используем богатства нашего собственного опыта, накопленного на длительном пути нашей собственной эволюции и хранимого до этого невостребованным в самых дальних тайниках нашей души.
Рудольф Штайнер все свои работы и выступления основывал на своем личном опыте духовного видения.
Значительное место в его лекционной деятельности занимают работы по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и Мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа приводит его в 1913 году к разрыву с руководством Теософского общества, в результате которого Штайнер был вынужден с большой группой последователей покинуть его.
Но уже в том же году было основано Антропософское общество в Дорнахе, в Швейцарии. В строительстве его здания так называемого Гетеанума участвовали представители 18 народов Европы, в том числе и наш соотечественник Андрей Белый.
Центр антропософии становится «Свободной высшей школой духовной науки и превращается в настоящий университет, где преподавание всех наук было изменено или дополнено на базе духовных изысканий Штайнера.
На жизнь Штайнера совершались покушения. Здание Гетеанума было подожжено и полностью сгорело в ночь на 1 января 1923 года.. Это явилось сильнейшим ударом для Штайнера и всего Антропософского общества. Но уже в этом же году на Рождество было зарегистрировано новое «Всеобщее или Всемирное Антропософское общество, председателем которого стал и до самой смерти оставался Рудольф Штайнер.
Рудольф Штайнер ушел из жизни в Дорнахе 30 марта 1925 года. Он оставил нам не только книги, по которым мы учимся, он посеял на Земле семена новых наук и искусств, росточки которых уже пробиваются: это и биолого-динамическое сельское хозяйство, делающее ненужным применение химических удобрений и восстанавливающее плодородие почвы, это антропософские клиники и фармацевтические фирмы, где занимаются человеком в целом, а не только его телесной оболочкой, это и лечебно-педагогические учреждения и распространенные во многих странах мира так называемые Вальдорфские школы и детские сады.
Очень важно понимать, что разделение христианских церквей на западную Римско-католическую и восточную Православную никак не уничижает ни одну из сторон, хотя в сознании большинства людей на той и другой стороне это выглядит как возникновение двух враждующих между собой лагерей христиан. Так оно и есть и из истории видно к каким кровопролитным жертвам с той и другой стороны такая враждебность приводила. Еще более важно понимать, что и соединить обратно в каком -либо союзе (унии) эти церкви невозможно И тем более подчинить одну церковь другой. Во всяком случае православная сторона, подсознательно понимая свою будущую задачу. такого объединения или подчинения никогда не примет…
Необходимость разделения была продиктована замыслами вершителей судеб народов на Земле… Это конечно не императоры, цари, патриархи, митрополиты понтифики и политики… Понять их трудно, это запредельная задача для человеческого ума, но возможно, рассматривая исторические процессы с достаточной высоты, хотя бы в каких-то проблесках… Можно многое пережить, если понимаешь свое предназначение, предназначение своего народа. Становится понятным к чему каждый из нас должен стремиться и ради чего переносить возникающие на этом пути страдания.… Поэтому священнослужители и говорят нам: Не томитесь, На все Воля Божья!
Много мистического и сокровенного в этих предсказаниях. Вот и наш русский философ-историк П.Я. Чаадаев двумястами годами ранее пишет о России: «Вы знаете, что я держусь взгляда, что Россия призвана к необъятному умственному делу: её задача – дать в своё время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе. Поставленная вне стремительного движения, которое там (в Европе) уносит умы… она получила в удел задачу дать в своё время разгадку человеческой загадки». Ключевые слова в этой цитате: «в свое время...» Но нам не надо этими предсказаниями сильно обольщаться, до этого будущего еще более тысячи лет и нам пока рано этим далеким будущим успокаивать и превозносить себя...
Под спиритуальными представлениями надо понимать связанный с территорией Восточной Европы особый дар-возможность чувствования Всевышнего и понимания Мистерии Голгофы… Проявлению феномена способствуют особенности территории, занимаемой России и ее природа. И Тютчев об этом пишет. Прочувствовать это можно стоя перед картинами И. Левитана. Это магические полотна… Мне однажды на большой выставке его работ в ЦДХ это открылось. Но, говорят, великие истины проясняются, когда человек готов. Также и нам нужно быть готовыми воспользоваться этим даром… Такого рода представления доступны не всем, а только религиозно одаренным людям. Так современные богословы называют эту способность. Таких людей, к сожалению, не много.
Примеров здесь можно привести достаточно. О православных старцах и их прозорливости говорить не могу, хотя их религиозная одаренность не вызывает сомнения… Правда, не все они родились с ней. Русские юродивые - Божьи люди в Средние века показывали, как приобретается, проявляется и работает этот дар... Прочитал недавно книгу А.И. Красницкого «Русский чудо-вождь». Автор там рассказывает, что А,В. Суворов часто перед началом битвы смотрел на небо: говорят, что в это время он видел там все свое воинство. Причем головы тех, которые должны были погибнуть в бою, были отмечены нимбами… Перед боем он говорил солдатам: «Кто погибнет - тому Царствие небесное, кто останется жив - тому слава! Вперед! Мы - русские. С нами Бог!» Для меня очевидно, что Александр Васильевич Суворов обладал такого рода одаренностью… Какую силу это дает обладающим этим даром… Этим и объясняется его умение воодушевлять русских воинов, которых он называл «Чудо-богатырями», и непобедимость его армий...
И еще, Р. Штайнер и Г. Бондарев дают нам понять что существуют два плана истории: духовный, где судьбами стран и народов вершат силы духовного мира, и внешний план, где фигурируют люди, в меру своего понимания происходящего действующие на физическом плане. Духовная наука для верующих в существование потустороннего мира может дать понимание происходящих там процессов. Без этого плана исторический процесс превращается в хронологический набор фактов и событий, установление причинно-следственных связей между которыми не представляется возможным. Поэтому все, что мы читаем в учебниках истории в основном является мифами. И историю все время по идеологической необходимости переписывают и видоизменяют власть придержащие и различного рода идеологи. Исторические работы часто используются как идеологическое оружие. Хорошим примером здесь является недавно изданная «История государства Российского» Б. Акунина.
Августин Блаженный
Такое понимание хода истории и сил действующих на исторической арене появилось уже в средние века. И было подробно развито в V веке н.э. монахом философом и богословом Августином Блаженным. Он понимал ход истории как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного плана спасения человека. По Августину, люди - лишь актеры драмы (лучше сказать трагедии), автором которой является Бог. Но чтобы это понять нужно постараться вылезти из своей шкуры и заглянуть за границы отпущенного нам времени жизни… Уж очень она коротка! Жизнь человека — мгновение, и находясь в ее рамках ничего понять невозможно. Это все равно как быть одной из молекул, участвующих в броуновском движении: все вокруг тебя пихают, все вокруг тебя толкают, а куда и зачем понять невозможно… А кто-то несет банку с мечущимися молекулами туда, куда ему надо…
Под впечатлением от захвата и разграбления Рима в 419 году королем германского племени Аларихом Августин написал свое сочинение «О граде Божьем», в котором рассматривал гибель Рима как закономерное наказание за бесчисленные грехи. Одни грехи Нерона и его гонения первых христиан и их уничтожение на аренах цирков чего стоят… Августин противопоставлял «град земной», т.е. государственность, которая основана на «любви к себе, доведенной до «презрения к Богу», - «граду Божию», т.е. духовной общности, основанной «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
«Презрение к себе...» - глубокий тезис, проявление которого можно разглядеть в судьбе русского народа...
Симптомы русской жизни, о которых сказал Р. Штайнер, при рассмотрении российской истории выглядят довольно удручающе… Главные из этих симптомов - это Февральская и Октябрьская революции 1917 года… Это дар Божий или наказание? И возникает вопрос: кем были отодвинуты на Восток спиритуальные представления? И зачем?
Меня эти вопросы давно мучают… Захотелось увидеть находит ли это подтверждение в каких-то исторических фактах. Для этого решил окунуться в греко-латинскую культурную эпоху, продолжавшуюся более двух с половиной тысяч лет: со времени основания столицы древнего Рима до падения Константинополя. При параллельном и внимательном рассмотрении событий истории Византии и древней Руси выясняется, что связи исторических процессов, проходивших в Средиземноморье и на Руси, и влияние на них потусторонних сил очень хорошо прослеживаются. Нас куда-то ведут, мы куда-то идем, а куда нас ведут и зачем мы не знаем…
Более того при таком рассмотрении становится очевидным, что начала и корни российской духовности да и государственности находятся в Византии и что она выполняя свою историческую миссию и заканчивая свой путь в мировой истории передавала свое духовное наследие как импульс для возникновения и укрепления Древней Руси, Московского княжества, Московского царства и Российской империи… А Византия в свою очередь бережно собирала и аккумулировала культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. И это наследие и сейчас имеет огромную ценность... Нужно только вспомнить о нем, с благодарностью оглянувшись в глубину веков. Это главная цель настоящей работы.
Закат Римской империи
Сначала - известные исторические факты, предваряющие интересующие нас события… В конце III в. император Диоклетиан для удобства управления разделил империю на две половины - восточную и западную, каждая из которых имела своего императора. Формально империя считалась единой. Император Константин (307-337) в 326 г. перенёс столицу империи из языческого старого Рима в новый Рим. Наверное, он предвидел опасности, проистекающие от наседающих на Рим варваров. Для новой столицы он выбрал старую греческую колонию, Визант;ю. Она стала называться Константинополем, то есть городом Константина. Созданием новой столицы - Константинополя, перемещением главной резиденции императора из Рима в Константинополь подготавливается скорое разделение империи.
Греческий Восток и латинский Запад постепенно утрачивают сознание своего единства. В конце IV в. в 395 г. произошло окончательное разделение империи на две самостоятельные империи - Западную и Восточную, когда император Феодосий I передал управление восточной частью Империи сыну Аркадию, а западной - Гонорию. Он стал последним римским императором и предопределил этим разделением судьбы и будущий духовный и культурный облик западноевропейских и восточноевропейских народов. Перегоревшая и гибнущая западная часть империи отходила в прошлое, передав всю свою духовную и культурную мощь соприкасавшимся с ней варварским народам… Распад Римской империи и последовавшие за этим события историки объясняют утратой римлянами национальной идентичности. Существует очень много фактов, подтверждающих, что именно так все и было. В сознании римлян в силу очень многих причин были утеряны представления, позволявшие им считать себя гражданами одного государства, и защищать его от внутренних и внешних врагов...
Еще до разделения Римская империя испытывала сильный военный натиск варварских германских народов, граница с которыми была установлена по Рейну и Дунаю. В IV в. они стали переходить через пограничные реки. Близилась мировая катастрофа... Гибель Западной Римской империи под ударами варварских племен вестготов, гуннов, вандалов, и остготов, растянулась более чем на полвека и стала судьбой Западной Европы и возникших на ее территории германских государств… Образовавшийся на месте Западной империи вакуум начал крутить и засасывать окружавшие империю народы, в первую очередь германцев.
Время заката и гибели западной части Империи и нашествия гуннов в Европу историки называют Великим переселением народов.. В это время и славянские племена появились в Европе, заняв огромные территории восточнее и севернее Рейна и Дуная, расположившись за спинами варварских народов, наседавших на Рим. Но у славянских народов была своя отдельная судьба и она была связана с восточной частью империи...
Эта катастрофа и возникший после нее хаос предопределили также роль западной Римско-католической ветви христианства в судьбах народов, населявших эти территории…
Главными героями завершающей кровавой части трагедии «Закат Западной Римской империи» были король вестготов Алларих, предводитель гуннов Аттила и вождь вандалов Гейзерих…
Аларих
Около 376 года король вестготов Аларих вторгся в римские владения, после того как он в течение 30лет разорял балканские провинции и Грецию В 408 году он появляется в Италии, дважды осаждает Рим, однако уходит, удовлетворившись огромным выкупом, и провозглашает императором Аттала, который однако быстро выходит из-под контроля Алариха.
Тогда Аларих снова осаждает Рим, 24 августа 410 года захватывает его и в течение трех дней подвергает разграблению, оставив нетронутыми лишь христианские церкви. Уйдя затем на юг Италии, он вскоре скоропостижно умирает близ города Козенца в Калабрии.
Бич Божий
Так христиане того времени называли Аттилу - предводителя огромных территорий и многих народов, простиравшихся от Причерноморья до восточных границ Китая. В начале V века он во главе 700-тысячного войска появился у северных границ Восточной Римской империи. Аттила начал поход, покорив племена, жившие по правому берегу Дуная, мечтая овладеть землями до самого Константинополя. Император Феодосий II мудро избежал вторжения, уплатив Аттиле 6 тыс. фунтов золота, признав себя и свой народ вечными данниками вождя гуннов и обещая ежегодно выплачивать ему 700 фунтов золота.
После этого Аттила повел свои войска во владения Западной Римской империи. В это время там правила мать малолетнего императора Валентиниана III Галла Плацидия. Оборону она поручила возглавить командиру придворной гвардии Флавию Аэцию, который несколько лет провел в плену у Аллариха и хорошо знал нравы варваров… Используя уговоры, угрозы и подкуп он привлек на свою сторону вандалов, франков и бургундов и организовал бесперебойную доставку продовольствия в Рим.
В 451 году на Каталуанских полях, близ города Труа, произошла «битва народов», на поле боя после этой битвы остались лежать 230 тысяч воинов. Победа в битве досталась римлянам и их союзникам. Это было единственное поражение легендарного Аттилы. Через год в 453 году, готовясь к новым походам Аттила скоропостижно умер: пишут, что это произошло в объятиях германской красавицы-пленницы. Его огромное государство вслед за этим, как это не бывало в истории с такими завоевателями, распалось на мелкие владения ставшие жертвами более сильных соседей. Появился ниоткуда и ушел в никуда... Аэций, прославивший себя в веках победой над Аттилой, через год тоже погиб в результате заговора. Таковы были в те времена римские нравы...
Гейзерих
Новое испытание выпало на долю Рима в 450-е годы в связи с вторжениями вандалов. Эти племена пришли с территории Меотиды (современное Азовское море), около 410 года вторглись в Испанию, а затем в Северную Африку, где основали свое королевств со столицей в Карфагене. Построив внушительный флот вандалы начали совершать опустошительные набеги на Сицилию, Сардинию и Италию.
В конце мая 455 года вождь вандалов Гейзерих высаживается с войском в устье Тибра под предлогом отказа римского императора Петрония Максима сочетать браком сына Гейзериха с дочерью императора Валентиниана III Евдокией. В Риме началась паника, Петроний Максим погиб. Гейзерих подверг Рим разграблению в течение 14 дней, а затем, захвати вдову и дочерей императора Валентиниана III и несколько тысяч римских ремесленников, покинул разрушенную столицу. Сицилия, Сардиния, Корсика и Балеарские о-ва перешли под власть вандалов. После этого похода Гейзериха Западная Римская империя уменьшилась до размеров Италии.
Со времени вторжения Алариха власть императоров Западной Римской империи становится чисто номинальной. Реальная власть находится в руках военачальников, преимущественно варварского происхождения. Предводители германских дружин - войск, состоявшие на военной службе империи, в V в. распоряжались титулом императора на Западе. Ставленники германских дружин часто менялись на императорском престоле, пока в 476 г. последний из них, Р;мул Авг;стул (маленький Август, Августёнок), не был свергнут с престола вождём германской дружины Одо;кром, не захотевшим назначать для Запада нового императора. Он основал в Италии своё королевство, послав сказать восточному императору Зен;ну, что для империи довольно одного императора.
Это событие носит название падение Западной Римской империи и считается концом истории древнего мира. Западная Римская империя сделалась достоянием германцев, которые основали в ней свои государства.
Восточная Византийская империя просуществовала после падения Западной ещё около тысячи лет (476-1453 г.г.). Но если рубежом раздела Римской империи императором Феодосием I считать 395 год, а за дату ее возникновения принять год основания на семи холмах Рима (753 г. до н.э.), тогда периоды существования Римской империи и Византии совпадают с точностью до одного года и составляют 1148 лет...
Священный город и папство
Через полвека после казни Христа и возникновения христианства во времена императора Нерона апостолы Петр и Павел начали проповедовать в Риме. Согласно Евангелию Христос сделал Петра основателем христианской Церкви. «Я говорю тебе: ты - Петр (имя апостола Петра переводилось как «камень»), и на этом камне создам я мою церковь… и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах».
Апостолы Петр и Павел принесли христианство в Древний Рим и проповедуя там во времена купавшегося в крови императора-артиста «покорили город-владыку мира”, «град гордыни, злодеяний, разврата и насилия», и основали там столицу Христа. Во время гонений оба апостола были распяты там, а Рим стал с тех пор центром распространения христианства по всему миру. Городом, откуда распространялась и ширилась по свету Его власть над телами и душами людей.
Генрих Сенкевич в своем знаменитом романе «Камо грядеши» доносит до нас последние мысли умиравшего на кресте Петра: «Господи, Ты велел мне покорить этот город, владыку мира, и вот я его покорил. Ты велел основать в нем Твою столицу и вот я ее основал. Ныне это Твой город. Господи, я иду к тебе, потому что устал от трудов». Сенкевич дает нам понять, почему Рим был избран Христом своей столицей - Священным городом: «…гнездо преступлений, но также могущества, очаг безумия, но также порядка, город ставший главою мира, его угнетателем, но также его законодателем и замирителем, всесильный, непобедимый, Вечный город». Петр выполнил возложенную на него миссию и был уверен, что «императоры уйдут, волны варваров схлынут, что минуют века, а он Петр будет царить здесь постоянно». Так все и случилось, но этот старец навсегда связал с этим городом христианских первосвященников, ставших потом называться Папами. Как показали последующие события, выбор Рима в качестве христианского центра оправдал себя и способствовал быстрому распространению христианства в первую очередь среди народов и стран , входивших в состав Римской империи.
Однако Папы, заботясь о своей власти, очень увлеклись борьбой со светскими начальниками, за тела и души своей паствы. В этой многовековой борьбе было и чрезмерное усиление влияния Пап, когда короли на коленях молили у них прощения, и пощечины получали от сильных мира сего. В 1215 году папой Иннокентием III был создан особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция». Деяния Инквизиции известны...[ Среди этих трудов иерархи католической церкви все взяли на себя и о Христе позабыли, сочтя его присутствие среди них излишним и даже вредным… Ф.М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» в легенде о Великом инквизиторе рассказал, что произошло с Римскими Папами.
Связь с Богом была разрушена алчностью, жестокостью и политическими амбициями Пап. Духовности и спиритуальным представлениям не было места среди их борьбы за построение «универсальной теократии». Поэтому Священный город, как земную столицу Царства Христа, пришлось переносить сначала в Константинополь, а потом и далее на Восток - в Москву… А Папы остались в городе апостола Петра со временем создав там свое государство Ватикан.
Общество Иисуса
Наиболее полно сущность политики Пап в отношении к пастве и внешнему миру отражает созданный в 1534 году Игнатием Лойолой мужской монашеский Орден Иезуитов Римско-католической церкви, официальное название ордена «Общество Иисуса».Орден был утвержден в 1540 году папой Павлом III/
Монахи ордена активно занимаются наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Помимо трех обетов бедности, послушания и целомудрия, дают и четвертый - «послушания Папе в вопросах миссий». Монахи ордена составляют передовой отряд папства по распространению католичества по всему миру. Выполняют они и специальные миссии. Их представители сегодня работают в 112странах по всему миру. Всего в этот орден входит около 18 тыс. монахов. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, т. е. Отличить их в общей массе людей бывает невозможно.
Дальше почти дословно пересказу отдельные фрагменты из предисловия Г.А. Бондарева к книге К.С. Мережковского «Рай земной или Сон в зимнюю ночь»» (М. : Издательство ПРИОР, 2001)
Об одной из специальных миссий иезуитов рассказывает Р. Штайнер в своей лекции, прочитанной 9 мая 1916 года в Берлине. В лекции идет речь об одном малоизвестном историческом событии - об основании иезуитами в 1610 году в Парагвае своего государства, просуществовавшего более 150 лет. В Парагвае дело обстояло так. Приехав туда сразу в большом количестве в эту далекую и дикую страну, иезуиты водными путями отправились к ее жителям — индейцам племени гуарани. Повсюду на своем пути они пели и играли красивую музыку. А в музыку они примешивали кое-что, известной им из оккультной и социальной практики. В результате индейцы сами выходили к ним из джунглей и выходили большими толпами. Вскоре патеры собрали в нескольких местах значительные массы людей, основать по известному им проекту специальные поселения и создать своего рода государство. Государство возглавлялось патерами, а состояло из диких индейцев. Используя свои методы они сумели в достаточно короткий срок обучить индейцев известным в Европе ремеслам, обучить обращению с оружием и даже создать из них свою армию., некоторые офицеры в которой тоже были индейцами.
Главное в создании иезуитского государства заключалось в том, что абсолютно все в жизни этого государства было регламентировано и регламентировано культово. «Время было поделено так, - рассказывает Р. Штайнер, - что каждое действие было упорядочено ударом церковного колокола». Поэтому церквей строили много. Итак, церкви регулировали всю нецерковную жизнь. Все начиналось и кончалось ударом колокола. Все было пронизано культом, во все были примешаны символические действия, и даже работа в поле производилась в сопровождении культового действия, для которого специально готовились патеры.
Патеры абсолютно все держали в своих руках. Индейцы работали на них по четыре дня в неделю, создавая огромные богатства, с помощью которых иезуиты могли действовать в других частях света. Жили они отдельно от индейцев, одевались в позолоченные облачениях, среди культовых воскурений, и поэтому индейцы почитали их за полубожественных существ.
Все рассказанное выше довольно сильно напоминает нашу жизнь во времена большевизма и строительства развитого социализма. А это все - оказывается разработанные папскими идеологами и опробованные на парагвайских индейцах методы манипулирования массами людей. Их и сейчас везде можно увидеть… Какая сила таится в оккультных практиках и в людях, которые владеют ими...У всех этих методов используемых иезуитами и марксистами-ленинцами метафизическая природа и их цель — прямое воздействие на волю и подсознание людей, т. е. насилие над личностью человека. А это не имеет ничего общего, что заповедовал нам Христос..
Могут спросить: как люди могут защититься от такого рода воздействий и манипулирования?… В этой статье я не буду пытаться дать ответ на этот сложный вопрос… Может быть кто-то сам попытается это сделать.
Излагаемые здесь исторические факты и события важны для понимания сущности возникших через несколько столетий непримиримых разногласий западной Римско-католической и восточной Православной церквей. У этих церквей были разные пути и разные предопределенные им свыше исторические задачи… И они вынуждены были следовать им, и возникавшие как бы по воле властителей внешние обстоятельства всемерно и неумолимо этому способствовали.
На гербе современного государства Ватикан, возглавляемого Папой, изображены два скрещенных золотых ключа и особый головной убор - папская тиара. Герб читается так: Папа, наследник и приемник Святого Петра держит в своих руках ключи от Царства Небесного. Тиара же представляет собой высокую белую епископскую шапку (№митру»), на которую поочередно надеты три короны. Поэтому тиара, начиная с XIV века называлась «триждыцарственная»; она показывала, что, Папа, оставаясь духовным лицом, епископом, одновременно превосходит своей властью всех светских государей.
Неслучайно Папы переняли у жрецов древнего языческого Рима титул «понтифика». В переводе это означает «строитель мостов». Папство стало одним из главных мостов между античностью и средневековьем, а также между отдельными государствами раздробленной феодальной Европы. Довольно ясная символика. И довольно ясная, но очень сложная задача, которую падение Западной Римской империи поставило перед христианским первосвященниками, обосновавшимися в Священном городе. Наверное, любой здраво и исторически мыслящий человек, попав в такое положение, вынужден был бы на их месте действовать точно также.
Восточная Римская империя была единым государством и первосвященники со времен Константина полностью зависели от верховной светской власти. И обязаны были своим положением этой власти… Так дальше в Православной церкви и пошло, не могла она быть независимой от верховных правителей, князей, царей и других. Она должна была всемерно способствовать их деятельности, призывая паству к единению и служению царю-батюшке.
Глубинные божественные причины раскола церквей находили свое внешнее выражение в неспособности Восточной империи и ее императоров защитить западную церковь от угрожавших ей опасностей - еретиков-варваров и вторгавшихся в Европу арабов. Отторжению способствовал также усиливающийся нажим Константинополя на римских первосвященников. Византийцы хотели подчинить себе хотя бы Пап. Планы византийского господства над всей Италией рухнули еще в VI веке. К 700 году стало ясно, что папство нуждается в независимости от светской власти и одновременно в сильной военной и политической поддержке. Заглядывая вперед, надо сказать, что папство блестяще справилось с решением этой грандиозной задачи, правда ценой огромных духовных потерь, но это тема отдельного разговора...
Отсюда и начинается раскол католической и православной церквей, который инициировал византийский патриарх Фотий и который формально произошел в 1054 году.
В Византии
Мы давно забыли откуда мы родом. Речь идет не о наших родителях и предках, а о далекой византийской культуре, сохранившей и впитавшей в себя духовный опыт древних греков, древних римлян, народов Ближнего Востока, опыт, лежащий сегодня в основе духовного наследия православного мира. И там были и действовали деятели, которые думали о славянских народах, помогали становлению Древней Руси. Определяли ее дальнейшее будущее на многие века вперед ...А восстановление этой памяти очень важно для нас для понимания своих духовных корней и своего места в современном мире. А события эти происходили после Рождества Христова не так уж и давно: всего XII-XV столетий назад….
Повторю здесь важные для нас даты и факты… Еще при первом христианском императоре Константине Великом (306-337 г.г.) было решено перенести столицу Римской империи из Рима в Новый Рим - Константинополь (город был основан в 324-330 г.г. на месте греческого города Византий). Через пол века после смерти Константина в 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, которую потом станут называть Византией. Столицей Восточной империи стал Константинополь. В состав Византии тогда входили: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский полуостров, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа.
Сами византийцы называли себя римлянами - по-гречески «ромеями», а свою державу - «Ромейской». В течение большой части ее истории многие из западных современников называли её «империя греков» из-за господства в ней греческого населения и культуры. В древней Руси ее также обычно называли «Греческим царством» , а её столицу «Царьградом». Государственный язык Византии в IV—VI вв. - латинский, с VII в. до конца существования империи - греческий.
Константинополь
После падения Рима на Востоке Константинополь оставался политическим, культурным и религиозным центром империи, к которому постоянно притекали свежие силы из провинций и у которого никто не мог оспорить его первостепенного значения. Константинополь был прекрасно укрепленным центром, годным для защиты от внешних врагов. Он находился на перекрестке торговых путей между странами Запада и Востока, являлся крупнейшим портом, имел достаточный флот. Константинополь являлся политическим центром империи, местом пребывания императора и его двора, высших военных и гражданских чинов империи. Константинополь являлся религиозным центром империи, здесь проживало высшее духовенство, константинопольский патриарх, строились великолепные храмы, было развито богословие, иконопись. Константинополь был культурным центром, где сохранялись античная культура (архитектура, скульптура, живопись, философия, литература, право, библиотеки), где наука и искусство имели своих почитателей, где было распространено среднее и высшее образование.
Через два-три столетия после возникновения Византийской империи в VI–VII в.в. в период, который называют «Великим переселением народов», на европейской арене из ниоткуда появляются славянские племена. Они становятся северными соседями Византии. Греки правильно считают их варварами: таковыми они были Чуть ранее в середине первого тысячелетия, а по некоторым сведениям и в первые века новой эры, они возникли и на юге Восточной Европы. Предполагают, что они пришли из Азии, и что это один из последних потоков древних арийцев. Но эта тайна скрывается во мраке веков.
Славяне заселили земли севернее Дуная и оттуда ежегодно совершали грабительские набеги и постоянно беспокоили богатого южного соседа. Но не только богатства их манили, но и магия высокой материальной и духовной культуры притягивала славян, отставших в своем развитии от западно-европейских народов. Как дети, наконец нашедшие свою мать, тянулись они к Византии и крепнувшему там православному христианству. В этой непостижимой для историков-материалистов химии и происходят в веках главные исторические свершения. При выборе правильной позиции можно увидеть, как они совершаются...
Постепенно проникая в Византию и оседая общинами на их землях славяне ассимилировались с коренным населением. Империя не смогла задержать продвижение славян на свою территорию и вступила с ними в мирные отношения. Славяне наделялись землей и обязывались отбывать военную повинность. Постепенно они вытесняют греков с Балкан и заселяют почти весь полуостров.
В середине IX века все славянские племена и народы занимают свои места в Западной, Средней и Восточной Европе. Это огромная территория. Граница их расселения на западе проходит от северных берегов Эгейского моря до западного берега Балтийского. В Средней Европе они соприкасаются на западе со средневековой Западной Европой, на юге с Византией. Черное море и Днепр связывают Византию с восточными славянскими племенами - это будущий военный и торговый путь «из варяг в греки»…
Период расцвета Византии начинается в конце IX века и продолжается более трехсот лет, до нападения на Константинополь крестоносцев. С высоты нашего времени видно, что во времена расцвета Византии в Центральной и Средней Азии из западных тюркских кочевых народов и местных племен на погибель Византии появляется, ставшая вскоре исламской, империя турок-сельджуков. Возникший в аравийских пустынях в VII веке ислам начал пробивать себе путь в Европу…
Гога и Магога
Пишут об огромном вечно кипящем котле азиатских кочевых народов, существовавшем на территории Малой Азии и территории современного Ирана, которые постоянно выплескивались оттуда и с бесконечными войнами , враждуя между собой и окружающим миром стремились через Малую Азию, и через причерноморские степи в Европу. И орды, возглавляемые Аттилой, из этого котла выплеснулись… Они, как все кочевые народы, занимались скотоводством и захватническими грабительскими войнами. Средиземноморье и степной южный пояс Восточной Европы с древности были постоянной ареной битв с кочевыми народами.
В наказание за грехи людей эти нашествия совершались… По легенде на этих территориях существовали «дыры», трещины» и «разломы» через которые силы зла проникали на Землю. Эти воинственные орды кочевников были для Европы носителями насилия, ненависти и страха Блистательный Александр Македонский согласно древним преданиям своим походом на Восток запечатал разломы, через которые в наш мир готовы были проникнуть демонические полчища Гоги и Магоги (согласно Библии - это враждебные силы, которые когда -нибудь придут и погубят оставшихся приверженцев христианства). Видимо эта история с Гогой и Магогой до сих пор не закончилась… Сейчас на Ближнем Востоке опять идет с ними борьба. Мир по-моему до конца не оценил подвиг Александра Македонского. Во всяком случае на уроках истории древнего мира детям об этом не рассказывают…
Турки-сельджуки в самом начале XI века начнут теснить богатую Византию, отхватывая у нее куски, и захватят почти всю территорию Малой Азии. Потом византийские императоры и борьба крестоносцев за Иерусалим на время ослабят натиск исламских государств, но на месте государства турок-сельджуков возникнет Османская империя, которая в середине XVI века захватит Константинополь - последний оплот Византии и удобно расположится в мягком подбрюшье Европы ...
Византийский патриарх Фотий. Отлучение от Церкви папой Николаем I в 861 году византийского патриарха Фотия, окончательное разделение церквей в 1054 году - это ключевые события в истории православного мира. Личность византийского патриарха Фотия слабо освещена историками. Осознать ее значение помогли работы Р. Штайнера и Г. Бондарева. После этого мне стало светло и радостно. От того мужественного и прозорливого шага, который он сделал 1156 лет назад. Как будто он оттуда из глубины веков посмотрел в глаза и благославил меня...
Сначала о папе Николае I, который стал Понтификом в 858 году. Как все в истории складывается. Это снова наводит на размышления о воле Создателя... Он был предтечей властных средневековых пап-политиков. Задачей его жизни было возвышение папского престола над всей вселенной. В этом суть католического христианства и его задача в эволюции Западной Европы. В конце эссе еще скажу об этом.
У Восточной Европы и у славянских народов ее населяющих была другая дорога. И Фотий ее гениально осознал и прочувствовал, и нашел в себе мужество следовать божественному промыслу и противостоять этим устремлениям папства … Как такое нисходит на людей и почему они так упорно потом стоят в своих убеждениях, остается загадкой… Но он и всем православным передал это мужество и подсознательное желание противодействовать устремлениям папистов до наступления момента истины… Момента, когда нам откроют все карты.
Святитель Фотий
На патриарший трон был возведен свт. Фотий (858-867; 877-886; + ок. 890). Св. Фотий был самым выдающимся мыслителем, ученым, богословом, самым талантливым политическим деятелем и самым искусным дипломатом, когда-либо занимавшим патриарший трон в Константинополе. Он был родом из богатой и знатной семьи и получил блестящее образование. Фотий сделал головокружительную дипломатическую карьеру при дворе, не менее блестящей была и его ученая карьера. Кружок его учеников по правусчитался интеллектуальной элитой столицы.
Фотий был избран патриархом, будучи мирянином, и за 6 дней проведен через все степени церковносвященнослужения - от чтеца до епископа. Раньше это было обычным делом - точно так же были возведены в епископское достоинство Амвросий Медиоланский, патриархи Константинопольский Никифор, Тарасий и др., - но во времена Фотия такая практика была уже редкостью, и многим она не слишком понравилась.
Святой Фотий, может быть, стал первым человеком в Византии, почувствовавшим всю опасность универсалистских претензий папства и понявшим, что в этом деле отступать и идти на компромиссы нельзя. И в этом величие патриарха Фотия - так же как и в том, что он первый почувствовал всю важность распространения византийского мира в славянские земли.
Умер Фотий в 896 году. Вскоре могила его прославилась чудесами, а сам он был причислен к лику святых Православной Церкви – память 6 (19) февраля
Протопоп Аввакум - борец с церковной реформой Никона потом, защищая древнее византийское православие, повторил его подвиг в России… Одного масштаба эти личности. Только подвиг и трагическая жертва последнего еще до конца не осознаны и полного признания за содеянное не получили…
Протопоп Аввакум
Через восемьсот лет после отлучения Фотия 14 апреля 1682 г. в Пустозерске Архангельской губернии Аввакума и его сподвижников вывели на площадь, где был приготовлен сруб. Играло ясное весеннее солнце, точно приветствуя этих выходцев из могилы (из ямы, в которой они так долго томились). Более четырнадцати лет не видели они света Божия, ни неба, ни других красот природы. Бодро и радостно вошли они в сруб. Толпа людей, сняв шапки, молчаливо окружила место казни. Подожгли дрова, и сруб запылал. Протопоп Аввакум успел еще обратиться к народу с прощальным словом. Подняв высоко сложенную в двоеперстие руку, он завещал: "Вот будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете". Когда мученики сгорели, народ бросился собирать на память святые кости их, чтобы разнести их потом по всей русской стране. А двоеперстием и Христос себя осенял и Сергий Радонежский…
В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово, где родился мученик за православную веру, в 1991 году был установлен памятник протопопу Аввакуму работы известного православного скульптора В.М. Клыкова.
Кирилл и Мефодий
В эпоху Фотия проявили себя также выдающиеся славянские проповедники и просветители два брата Константин (Кирилл) по прозвищу Философ и Мефодий. Я думаю, зря таких прозвищ в древности не давали. Константина был учеником Фотия. Этих византийских подвижников мы знаем как основателей славянской письменности и проповедников православия.
Сейчас, когда дети изучают фонетику русского языка, когда учатся отличать гласные от согласных, когда мы наполняем атмосферу вибрациями нашей речи, а бумагу и компьютерный бланк заполняем кириллицей - изображениями этих звуков, в это время мы приобщаемся к великому славянскому братству древних и современных народов, занимавших и сейчас занимающих огромную территорию Европы и Азии и мелкими островками рассеянных по всему миру…
Все знают памятник этим братьям в Москве на Китай-городе. В Софии им тоже установлен монумент. Прекрасный памятник Болгары причисляют братьев к своему народу... Братья Константин (827-869 г.г.) и Мефодий (815-885 г.г.) были родом из Солуни (Солоники). Так как в окрестностях города и в самом городе проживало много славян, с детства были они двуязычны. Греки, славяне и болгары оспаривают друг у друга право отнесения их к своим нациям...
Мефодий был старшим братом. Но блестящим лингвистом, филологом и богословом почему-то называют младшего Константина, перед смертью принявшего схиму и ставшим Кириллом. Они создали азбуку старо-славянского языка, перевели на этот язык евангельские и литургические тексты, а потом и Ветхий завет. К их заслуге относят и то, что они добились у папы, несмотря на возражения противников, осуществлять церковные службы на славянском языке.
Ученики Кирилла и Мефодия участвовали в крещении Великой Моравии и Болгарии. Болгарскую Церковь называют матерью многих славянских церквей, в том числе и русской. Наша кириллица родилась в Болгарии.
Переоценить значение их трудов и просветительского подвига для славянского мира невозможно... Братья почитаются как святые на Востоке и на Западе.
Неприязнь между западными и восточными христианами появилась после распада бывшей Римской империи, но особенно она усилилась и перешла во враждебность после разделения церквей. Папы все время хотели наказать «заносчивых» византийцев.
Силу и величие Византийской империи, просуществовавшей более тысячи лет, подрывает взятие и разграбление крестоносцами Константинополя, произошедшее в 1204 году с благословения папы Иннокентия III, известного созданием Инквизиции. Они убивали византийцев, восточных христиан и опустошали их страну с не меньшей жестокостью, чем это они делали по отношению к мусульманам. Крестоносцы и их венецианские спонсоры вывозили ценности из захваченного города более 50 лет...
На месте парализованной этим нападением Византии ненадолго создается так называемая Латинская империя, а Балканский полуостров превращается в вулкан: место возникновения постоянных конфликтов и войн… Через полвека Византия снова возродится, но под натиском северных славянских народов и турок-османов постепенно растеряет все свои территории на Балканах и Малой Азии. В 1430 году турки захватывают город Фессалоники (сейчас - греческие Салоники) - оплот православной церкви на Востоке. К концу этой трехсотлетней драмы от Византийской империи остается только великолепный Константинополь с огромным по тем времена населением в полмиллиона человек.
Окруженные вражеским кольцом и напуганные каннибальской жестокостью наседающих турок греки обращаются за помощью к Папе Римскому и просят его организовать очередной крестовый поход для борьбы с турками, Одновременно византийский император предлагает Папе начать переговоры об объединении в союз (унию) католической и православных церквей. В результате этих переговоров. В 1439 году такое соглашение было подписано. Оно вошло в историю под названием Флорентийская уния. Уния признавала верховенство католической церкви над православной и подняла престиж папы в Зап. Европе, однако просуществовала она не долго, Население Византии ее не приняло. В 1443 году митрополит, подписавший унию, был предан анафеме. Людей, ратовавших за такое объединение после этого стали называть униатами Но турецкая угроза осталась. Через 100 лет это противостояние заканчивается окончательной победой османов.
Западная Римско-католическая церковь в это время благодаря чрезмерным политическим усилиям и борьбе за власть переживает духовный кризис. В !517 году начинается Реформация западной церкви, инициатором которой стал Мартин Лютер. Производя по сути революцию в христианстве, Лютер, Кальвин и другие реформаторы полагали, что возвращаются к подлинному учению Иисуса Христа и апостольскому церковному строю, искаженному папством. После Реформации, в основном, благодаря свободному толкованию Библии, западная церковь начинает дробится на многочисленные протестантские вероучения.
В !543 году под натиском турок-османов Второй Рим падает: под реками крови и горами трупов христиан заканчивает свое существование Византийская империя, Заканчивается греко-латинская культурная эпоха, продолжавшаяся более 2,5 тысяч лет. Греки влачат жалкое существование, в надежде на помощь Папы постепенно окатоличиваются. Компромиссы ведут к упадку духа и разложению. Хотя турки, помня о противостоянии западной и восточной Церквей, православных храмов разрушать не стали и священнослужителей и верующих не притесняли.
Забегаю на два века вперед, но мы потом этих окатоличенных греков увидим. Они эту заразу и в Россию принесут: в середине XVII века будут, переписывая церковные книги, помогать патриарху Никону и амбициозному царю Алексею Михайловичу в проведении церковной реформы, которую считают идеологической диверсией против России...
Византийская прелесть тогда полностью овладела русским царем. Мечтал он сесть на освободившийся византийский престол. Православных раскольников-староверов, не принявших этой реформы Алексей Михайлович и его приемники пустили по российской истории и судьбе с мученическим крестом… Но староверы хорошо понимали, кто стоит за этой реформой и к чему она приведет. Поэтому они так спокойно и шли на смерть и страдали за свою веру. Самосожжение было формой их протеста… Много таких факелов озарило в то время темные глубины России. О староверах и их роли в духовной жизни нашей страны подробно рассказывается в очерке «Слово о староверах»… Ниже приводится несколько выдержек из него.
Слово о староверах
...Дело в том, что Алексей Михайлович пеpвым из pусских цаpей всеpьез задумал воссесть на дpевний византийский пpестол, встать во главе всего пpавославного миpа. Алексей Михайлович считал себя пpеемником дpевних гpеческих импеpатоpов не только в делах веpы и благочестия, но и законным наследником их цаpства, веpил, что ему или его пpеемникам суждено в будущем владеть самим Константинополем и всеми пpавославными наpодами, томящимися под туpецким игом... Цаpю не чужда была мысль сделаться освободителем пpавославных наpодностей из-под туpецкого ига и овладеть, как своим наследием, Константинополем, и цеpковное единение он считал пеpвою и необходимою ступенью будущего политического единения. Поэтому он так хотел унифицировать православное богослужение по греческим образцам. Никон был исполнитель его воли...
...После реформы хранителями русского духа стали старообрядцы, которых царевна Софья приказала называть раскольниками.... Старообрядцы откололись потому что государственное православие пошло на контакты с греками, которых упрекали в том, что они заражены папизмом, католичеством...
...Для старообрядцев Церковь и христианство были сущностью и смыслом их жизни. В допетровской Руси - Святой Руси для православных христиан того времени, ставших после церковной реформы раскольниками – староверами, было характерно духовное целомудрие. Церковь и церковность исчерпывали все содержание их жизни, весь быт и мировоззрение. Православие того времени было средоточием, органической тканью жизни русских людей, нравственным законом и правилом их жизни во всех ее проявлениях…
...Н.А. Бердяев называет старообрядцев носителями «Русской Идеи», которая, заключается в православной идентичности. Революционная катастрофа в России, по его мнению, является следствием уклонения от традиционного, дораскольного православия...
«Распространено и утверждено в простом народе повсеместно сильное предубеждение, что раскольничья вера – святая, настоящая христианская, что в одной только этой вере и можно спастись и что вера Православная или по народному названию вера по церкви, есть вера мирская, в которой невозможно спастись среди трудов и сует житейских». И что инте
ресно верующие по церкви сами себя христианами не считали: «Христиане те, что по старой вере; они молятся не по-нашему, а нам некогда».
Перед первой мировой войной в России старообрядцев по некоторым данным насчитывалось около 20 миллионов человек. Русские старообрядцы-предприниматели (финансисты, фабриканты и купцы) в это время держали в своих руках 2/3 национального капитала России. Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были старообрядцами. Братья Рябушинские, Морозовы, Солдатенков, Рохманов - сколько известных и забытых фамилий…
Общины старообрядцев, разбросанные сегодня по всему миру, показывают каким мог бы стать русский народ, если бы не жгли скиты староверов вместе с их обитателями, не было бы последующих гонений на них по всей России, иммиграции старообрядческих общин в другие страны. Внутренний нравственный облик старообрядцев наложил свой отпечаток на их быт, потому что не бытие определяет сознание, как нас учили в институтах, а наоборот. Трудолюбие, трезвость и тихий миролюбивый нрав - вот основные черты русских-старообрядцев, их почти не слышно в тех краях, где они обретаются, но нет лучших работников в местах их жительства.
Но общины староверов сохранились до сих пор, и они своими моральными устоями, своей верой, укладом своей жизни провели над собой многовековой социальный эксперимент и показывают нам ныне живущим верующим и неверующим какой нацией русский народ мог и, я надеюсь, еще может стать при выборе правильных духовных и нравственных ориентиров.
На Руси
А Русь в это время под руководством высших сил готовится принять эстафету от исчезающей Византии. Именно в это время по Штайнеру она приобретает особый духовный статус… Знаменательно, что почти одновременно с отлучением Фотия и началом раскола западной и восточной церквей в 862 году, как повествует «Повесть временных лет», далеко на востоке Европы как будто по чьей то команде магическим образом начинает формироваться Российское государство: погрязшие в смутах и раздорах новгородские славянские племена приглашают на княжение Рюрика с двумя братьями. Начинается объединение племен восточноевропейских славян, возникает Русь.
И сразу новоиспеченных русских деятелей Аскольда и Дира (приближенных бояр Рюрика, правивших в Киеве) начинает как магнитом притягивать Византия. Магия богатства и культуры… В 866 году Аскольд и Дир пошли войной на греков, осадили Царьград и много христиан перебили, но по молитве все того же Фотия с помощью Богородицы буря разметала корабли тогда еще безбожных варваров-русских... Немногие из них в тот раз вернулись домой, но Русь тогда заявила о себе в Византии на будущие времена.
Князь-стратег Олег - Вещий Олег довольно аморально (попросту заманив и убив обоих) прекращает киевскую вольницу Аскольда и Дира и окончательно объединяет Новгородскую и Киевскую Русь. А в 907 году, прибыв с большим войском под стены Константинополя, все-таки добился у византийских греков признания появления Российского государства, прибив свой щит на воротах Царьграда. Византийцы дали Олегу огромный выкуп и заключили с ним торговый договор. С этих пор отношения между Вторым Римом и будущим Третьим Римом начинают налаживаться и способствовать выполнению поставленной перед ними Всевышним задаче... При этом при всех атрибутах независимости и свободы действий все герои (князья, цари, базилевсы, полководцы и др.) исторических драм и трагедий действуют как марионетки, выполняя поставленную свыше задачу. Неясно только, кто и как умудряется дергать их за нити...
В 955 году княгиня Ольга едет в Византию и крестится там, а в 988 году при князе Владимире происходит крещение Руси. 1237 год: татаро-монгольское нашествие на враждующие между собой многочисленные удельные княжества русских князей: наказание за грехи несогласия и братоубийственных войн... Пройдя за два столетия и хорошо усвоив уроки татаро-монгольского нашествия в период заката Византийской империи Русь собирает свои земли, все более централизует власть вокруг Московского царства. Это время царствования Ивана III (1462-1505), Василия III (1505-1533) и Ивана IV Грозного (1547-1584). При Иване III в 1480 г. после стояния на Угре Русь окончательно освобождается от ига Золотой орды и перестает платить ей дань. Василий III борется за ничем не ограничиваемую власть, противостоит боярской оппозиции, строит крепости и расширяет пределы государства. Иван Грозный почти вдвое увеличивает территорию Российского государства, которая стала превышать территорию всех вместе взятых европейских государств, в его царствование наполовину возрастает численность его населения.
Москва готовится стать и после падения Константинополя становится Третьим Римом… Интересный географический факт: наша столица, также как и Рим и Константинополь, строилась на семи холмах…
На Руси предчувствуют падение Византии и в 1448 году во времена Василия II “Темного» в Московском княжестве начинают сами без одобрения Константинополя выбирать себе митрополитов.
И кровь византийских императоров у русских правителей появляется: в 1472 году второй женой Ивана III стала Софья Палеолог - византийская царевна, родившая ему девятерых детей. Иван Грозный был ее внуком. Центр христианского православного мира окончательно перемещается в Москву.
Заключение
«Это имеет очень большое значение, - продолжает Р. Штайнер. - Хотя бы раз это нужно себе хорошо уяснить. Люди ныне обычно не желают рассматривать вещи во взаимосвязи. Так, например, кое-кому представляется, что такое событие как русская революция, является чем-то таким, что возникло пару месяцев тому назад, - мне известно на каком основании это себе представляют, - тогда как в действительности на заднем плане всего этогоглавную роль играет то обстоятельство, что в ходе столетий на этот Восток мало-помалу отодвигалась и запруживалась становящаяся невидимой и непостижимой спиритуальная жизнь. Она там запруживалась, а теперь совершенно непостижимым и хаотичным образом приходит в действие так, что люди, стоящие внутри происходящего на Востоке, столь мало действительно живут во всем этом, сколь мало человек, плавающий в море, имеет в себе – если он не захлебывается – морской воды: эта вода находится вне его. Но то, что на Востоке в спиритуальных импульсах работает на поверхности, коренится еще и в духе. Люди плавают в этом, но мало предчувствуют – что же теснится на поверхность из того, что в IX в. было отодвинуто на Восток, дабы там сохраняться до будущих времен, где оно начнет развиваться. Населению, возникшему на Востоке из переселения народов и т.п. отношений, этому населению людям Востока, в души был вдвинут спиритуальный импульс, в котором Западу, Южной и Средней Европе сначала не следовало иметь нужды"…
Из приведенных в сравнении исторических фактов можно получить представление о том, как спиритуальная (духовная) жизнь с угасанием Византии все более и более отодвигалась на восток пока не оказалась в Древней Руси, а потом в Московском царстве. Древнее православие действительно с помощью турок-османов и благодаря папским устремлениям поставить ее в подчинение Риму оказалось запруженным в России. Но потом и там окаталиченные греки бывшей Византии, призванные Алексей Михайловичем, начали отравлять его своим униатским отступничеством, которое после реформы Никона овладело правителями тогдашней Руси.
Но оказалось, что в православии есть истинно верующие жертвенные люди, не захотевшие с этим мириться. Это были староверы-старообрядцы. После реформы они стали хранителями русского духа и древнего православия. И до сих пор несут эту ношу.
О том, как разрушительно импульс, о котором пишет Р. Штайнер действовал на сознание безбожной русской интеллигенции можно понять, прочитав статью Николая Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда», написанную в 1907 году. В полном смятении умы либеральных интеллигентов находились… И при этом буквально все борцы за народное благо становились атеистами. Божественной истиной пренебрегли, хотели своей интеллигентской правдой обойтись, но слаб ум человеческий... Результаты этого смятения проявились в Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года, в гражданской войне, в последующих событиях, о последствиях которых мы хорошо знаем… Очень дорого стоило это смятение нашему народу…
Р. Штайнер продолжает. Востоку, без того, чтобы он действительно знал об этом, надлежало строго стоять на евангельском принципе: «Мое царство не от мира сего» (староверы именно поэтому принципу и устраивали свою жизнь, не желая признавать ни паспортов, ни государства с его правителями-антихристами, прячась от гонений в самых глухих местах Империи).
«Поэтому все относящееся к физическому плану там постоянно примыкало к спиритуальному, вышнему миру. Западу же было указано на принцип прямо противоположный: сделать Царство Христа царством этого мира, и поэтому видим мы, что судьбой Европы стало исходя из Рима Царство Христа конституировать как империю внешне, на физическом плане». Чем Папы очень успешно и занималось… Очень успешно.
Наша задача: сохранить и усилить это чувство до лучших будущих времен, когда оно начнет успешно развиваться, что мы невзирая на великие трудности и потери уже более двенадцати веков и делаем. Трудна эта ноша для многострадального русского народа, для нашей страны и государства…
Но, слава Богу, есть Надежда, есть люди, которые для нас настоящих и будущих его сберегли в глубинах России и сейчас несут эту ношу. Это - староверы (старообрядцы), которые не приняли церковной реформы патриарха Никона и Алексея Михайловича, взвалили на себя мученический крест, и пройдя через невообразимые страдания, сохранили для нас в самых затаенных уголках нашей страны чистоту завещанного нам Византией древнего православия.
Россия приняла и несет эту эстафету… А старообрядцы стали хранителями нашей национальной идентичности в самом полном и истинном ее виде, без наличия которой страны и народы перестают существовать и распадаются… Кажется и наши современные лидеры начинают это понимать: недавно глава нашего государства встречался с митрополитом Московским и всея Руси РПСЦ Корнилием - главой Российской Православной Старообрядческой Церкви. Такого за всю историю России еще не было!
А желающие выбить у нас почву из под ног не перестанут появляться.... Недавно это попытался сделать талантливый писатель и историк Борис Акунин, опубликовав прекрасно оформленную книгу «История российского государства». Но это уже совсем другая история...
Свидетельство о публикации №217110101338