Фредерик Эдвин Чёрч. Айсберги

        Фредерик Эдвин Чёрч.Айсберги. 1861.Холст, масло. 164 ; 286 см
Музей искусств, Даллас.(Картину одно время называли самым выдающимся произведением искусства, созданным к тому времени в США.)

            Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900)-американский художник-пейзажист, романтик, видный представитель школы реки Гудзон.

            Чёрч интересовался историей пропавшей экспедиции Франклина 1845—1847 годов, которая пыталась найти Северо-Западный проход. Вместе с поэтом и писателем Луисом Леграндом Ноблом , летом 1859 года Чёрч отправился в плавание к Ньюфаундленду и Лабрадору, которое, по разным данным, заняло от одного месяца до шести недель. Нобл описал их приключения в книге «За айсбергами с художником: летнее путешествие к Лабрадору и вокруг Ньюфаундленда»

      Во время этого путешествия Чёрч сделал множество рисунков и набросков айсбергов, которые были использованы при написании картины «Айсберги». Картина была представлена публике в Нью-Йорке 24 апреля 1861 года, получив множество восторженных отзывов — в газете New York Daily Tribune её даже назвали «самым выдающимся произведением искусства, созданным к тому времени в этой стране» (США)

            Чёрч изображает суровую, но завораживающую естественную красоту северной природы. Он использует завлекающую гамму красок для изображения ледяных масс и эффектов освещения, используя различные оттенки голубого, зелёного, розового и белого цветов. На айсберге слева также видны прожилки голубого цвета, которые действительно встречаются у айсбергов благодаря попеременному таянию и замерзанию воды.

         Обломок мачты, изображённый на переднем плане картины, связан с интересом художника к печальной участи экспедиции Франклина. Этот обломок символизирует хрупкость человека по сравнению с силами природы. Интересно, что этой мачты не было на первоначальной версии картины, показанной в 1861 году — она была дописана художником позже, в конце 1862 или начале 1863 года, перед лондонской выставкой

          Некоторое время искусствоведы потеряли след этой картины и она была практически забыта, и открыта заново только в 1970-х годах. В 1979 году она была продана на аукционе Sotheby's за 2,5 миллиона долларов — самую дорогую (на тот момент) цену для картин американских художников
   В том же 1979 году покупатели картины «Айсберги» Норма и Ламар Хант  передали её в дар Музею искусств Далласа. С той поры она является одной из самых известных картин музея — на неё иногда даже ссылаются как на «Мону Лизу Далласского музея искусств»


Рецензии