Концерт 1913 года

КОНЦЕРТ 1913 года

Местные газеты иногда сообщают об исторических фактах, произошедших в нашем городе.

Как писала газета «Саратовский листок» «1 ноября в 1913 года  Комитет трезвости в зале Думы провёл третий бесплатный вечер».

… Я представила, как это могло бы происходить. Нашла тексты перечисленных песен. Вот что из этого получилось.

«Сретенский хор под управлением А. Плотникова спел несколько духовных и светских песен». (Сретенская церковь находилась в городском саду).

МНОГАЯ ЛЕТА

Благоденственное и мирное житие
 здравие и спасение
 и во всем благое поспешение
 подаждь Господи
 ныне тезоименитому
 рабу Твоему
 Сергию
 и сохрани его на
 Многая и Благая лета!


МОЙ ДУХОВНЫЙ САД

Мой духовный сад, как запущен ты,
 От негодных трав заросли тропы.
 Спит душа моя крепким сном давно,
 Не радит она о пути своём.

 Пробудись от сна, посмотри кругом.
 Что ты спишь, душа, что в саду твоём?
 Охладела ты в духе лености,
 Растеряла ты драгоценности.

 Нет чудесных роз, к Богу рвения,
 Их сгубил мороз нерадения.
 Где, скажи, твой злак воздержания?
 Где твой Божий страх, где рыдания?

 Не забудь ты, где цвет смирения,
 Их унёс твой ветер нетерпения.
 Чистоты твоей сгибли лилии,
 Ты заботишься не о мире ли?

 В духе праздности и забвения
 Скрылся светлый луч умиления.
 Глаз мольбы твоей, посмотри, застыл,
 И усталый дух в нищете изныл.

 Мой духовный сад, как запущен ты,
 От негодных трав заросли тропы.
 Спит душа моя крепким сном давно,
 Не радеет она о пути своём.


ЧЕЛОВЕКОМ БУДЬ

Чем наполнишь сердце, тем и будешь жить,
Доброты побольше ты в него вложи,
Веры и терпенья, кротость и любви,
Пред людьми и богом свечкою гори.

 От избытка сердца говорят уста,
 Если в сердце холод холодны слова,
 Если сердце любит, то в словах тепло,
 Им другое сердце согревать дано.

 Мир несётся в бездну, мы виной тому,
 Вместо солнца правды вознесаем тьму ,
 Но среди садома совершая путь,
 Будь у Бога верным , человеком будь.

Интересно то, что я тоже написала стих «Человек».

ЧЕЛОВЕК

Раздвигая рукой горизонт,
Пробираясь сквозь бренность миров,
Докажи, что уже Человек!
Покажи, что же сделать готов.

Не словами, поступком, сейчас
Своё гордое имя возвысь,
Яркий бисер горстями рассыпь,
Словно гений живи, не скупясь.

За ценою не стой, посочувствуй беде,
Радость завистью не подменяй,
Вот тогда- ты земной, вот тогда- Человек!
Вот тогда- хорошо! Так и знай!

«Из светских особенно удаётся «Сумрак ночи», видна усердная работа регента» - (дирижёра хора), пишет «Саратовский листок».

СУМРАК ВЕЧЕРНИЙУЖ ПАЛ НА ПОЛЯ

Сумрак вечерний уж пал на поля,
В тихой прохладе уснула земля,
Добрая ночь, божий покой,
Божий покров над уснувшей землёй.
Добрая ночь, божий покой,
Всем, кто трудился на ниве земной
Бог посылает – отраду, покой.

Добрая ночь, божий покой,
Божий покров над уснувшей землёй,
Божий покров над уснувшей землёй.

Добрая ночь, божий покой,
Божий покров над уснувшей землёй.
Добрая ночь, божий покой,
Месяц поднялся, высоко стоит,
Блеск серебристый по речке скользит
Добрая ночь, божий покой,
Божий покров над уснувшей землёй.

На небе звёзды блестят в высоте,
Крест над деревней горит в темноте.
Добрая ночь, божий покой,
Божий покров над уснувшей землёй.
Добрая ночь, божий покой,
Божий покров над уснувшей землёй.

…«Хорошо исполнены господином Лазаревым ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» и романсы совместно с госпожой Казановой. Певцов публика принимала радушно и заставляла бисировать».  (Выходить на «бис»).

АРИЯ ЛЕНСКОГО

«Куда, куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит:
В глубокой мгле таится он!
Нет нужды; прав судьбы закон!

Паду ли я, стрелой пронзённый,
Иль мимо пролетит она,
Все благо; бдения и сна
Приходит час определённый!

Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!
Блеснёт заутра луч денницы
И заиграет яркий день,
А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень!
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета.

Забудет мир меня; но ты, ты, Ольга...
Скажи, придёшь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной
И думать: он меня любил!
Он мне единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной!

Ах, Ольга, я тебя любил!
Тебе единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной!
Ах, Ольга, я тебя любил!

Сердечный друг, желанный друг.
Приди, приди!
Желанный друг, приди, я твой супруг!
Приди, приди!
Я жду тебя, желанный друг.
Приди, приди; я твой супруг!

Куда, куда, куда вы удалились,
Весны моей, весны моей златые дни?»


Романс «БЕЛАЯ АКАЦИЯ» (текст 1903 года)

Белой акации гроздья душистые
Вновь аромата полны.
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сияньи луны.

Помнишь ли лето: под белой акацией
Слушали песнь соловья?
Тихо шептала мне чудная, светлая:
«Милый, навеки твоя!»

Годы давно прошли, страсти остыли,
Молодость жизни прошла.
Но белой акации запаха нежного
Мне не забыть никогда!


ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА

 Был день осенний, и листья гpустно опадали,
 В последних астpах печаль хpустальная жила.
 Гpусти тогда мы с тобою не знали ведь
 Мы любили и для нас весна цвела.

 Ах, эти чёpные глаза меня пленили,
 Их позабыть не в силах я,
 Они гоpят пеpедо мной.

 Ах, эти чеpные глаза меня любили
 Куда же скpылись вы тепеpь,
 Кто близок вам дpугой.

 Ах, эти чёpные глаза меня погубят,
 Их позабыть нигде нельзя
 Они гоpят пеpедо мной.

 Ах, эти чёpные глаза, кто вас полюбит,
 Тот потеpяет навсегда
 И сеpдце и покой.

 Ах, эти чёpные глаза, меня пленили
 Их позабыть не в силах я,
 Они гоpят пеpедо мной.

 Ах, эти чёpные глаза меня любили
 Куда же скpылись вы тепеpь,
 Кто близок вам дpугой.

 Ах, эти чёpные глаза меня погубят,
 Их позабыть нигде нельзя
 Они гоpят пеpедо мной.

 Ах, эти чёpные глаза, кто вас полюбит,
 Тот потеpяет навсегда
 И сеpдце и покой.


НЕ ЛУКАВЬТЕ
(слова и музыка А. Дюбюка)

Моя душечка, моя ласточка,
Взор суровый свой прогони.
Иль не видишь ты, как измучен я?!
Пожалей меня, не гони!

Припев:
Не лукавьте, не лукавьте!
Ваша песня не нова.
Ах, оставьте, ах, оставьте!
Все слова, слова, слова...

Моя душечка, моя ласточка,
Я нашел в тебе, что искал.
Пожалей меня, не гони меня,
Как измучен я и устал!

Припев.

Ты любовь моя, ты вся жизнь моя,
За тебя весь мир я б отдал.
Верь мне, милая, верь, желанная,—
Никогда я так не страдал.

Припев:
Не лукавьте, не лукавьте!
Ваша песня не нова.
Ах, оставьте, ах, оставьте!
Все слова, слова, слова...

«Учитель реального училища И.И. Женишек познакомил публику с устройством граммофона, демонстрируя восприятие и воспроизведение граммофоном звуков».

ОЧИ ЧЁРНЫЕ

Очи чёрные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные.
Как люблю я вас,
Как боюсь я вас,
Знать увидел вас
Я в недобрый час!

Часто снились мне
В полуночной тьме
Очи чёрные, непокорные,
А проснуся я— ночь кругом темна,
И здесь некому пожалеть меня.

… Не встречал бы вас,
Не страдал бы так,
Я бы прожил жизнь улыбаючись.
Вы сгубили меня, очи чёрные,
Унесли навек моё счастье…

Очи чёрные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные.
Как люблю я вас,
Как боюсь я вас,
Знать увидел вас
Я в недобрый час!


В 1913 году новой песней была 

МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ

Жизнь так несложна, крайне так проста:
 У ворот карета "Красного Креста".
 Может быть, хотите знать, что там случилось?
 Коротко и ясно: Маруся отравилась.

 В мастерской бедняжка на машинке шила
 И про своё детство вспоминать любила,
 Как в далёком поле васильки сбирала,
 Из душистых лилий как венки сплетала.

 Смолоду Маруся на фабрику попала
 И, как птичка, таять понемногу стала.
 В Алёшку- гармониста, бедная, влюбилась,
 За него страдала, на него молилась.

А носил Алёшка кудри золотые,
 Знал великолепно песни городские.
 Как Марусе бедной было не влюбиться,
 Ну, как же при измене ей не отравиться!

 Разлюбил Алёша бедную Марусю
 И завел другую - новенькую Дусю.
 А её, бедняжку, с фабрики прогнали
 И потом на Невском часто так встречали

 Вот вам и картина дна нашей столицы
 Сверху показались испуганные лица.
 А Маруся сразу резко изменилась.
 Нет уже Маруси, Маруся отравилась.

«Господин Шёлоков декламировал «Размышления у парадного подъезда», чтеца наградили бурными аплодисментами».

Неколай НЕКРАСОВ
РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким- то испугом
Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь- в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектёры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. "Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели- то долгонько они
Из каких- нибудь дальних губерний).
Кто- то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"

И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы.

Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

  А владелец роскошных палат
Ещё сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть ещё наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживёшь ты со славою
      И со славой умрёшь!

Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней... Ещё веселей
В чём- нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.

Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмАм, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
1858

Вот, как- то так, увидела я концерт 1913 года в нашем городе…


Рецензии