145. Школа даосов о трёх видах действительности
О ТРЁХ ВИДАХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ
- Учитель, - спросил я, - мне не понятно, что такое мираж, сон и явь? Объясните мне, ведь это - абсолютно разные реальности, и как мне их воспринимать? Этой ночью я видел сон, где мне явился Чжуанцзы и рассказал притчу о ловце цикад. Что это означает?
ЛОВЕЦ ЦИКАД
Конфуций в царство Чу шёл, Горбуна заметил,
Ловил цикад тот ловко в поле, воздухом прогретым,
Спросил: «Как ты искусен! Обладаешь ли секретом?»
- «Да, есть секрет один», - ему ловец цикад ответил, -
Кладу все шарики на коконы в луну шестую,
На те, не падают что, и немного их теряю,
Из десяти цикад я сразу девять подбираю,
Для этого сноровку нужно обрести простую:
Стою я, словно пень, мне ничего не надо,
Вселенная огромна, сколько тварей в ней б не стало,
Мне ведомы только одни крылатые цикады,
Всё остальное существовать как бы перестало.
Стою, не шевельнувшись, себя словно забываю,
И почему мне не ловить б их?! Я стою как птица,
Ничто так не заставит ведь меня пошевелиться,
В полёте словно. Ни на ничто я это не сменяю»!
- «Вот видите, - сказал Конфуций, на него кивая,
Ученикам, - воля его рассеяться не может,
В душе сгущается и высший разум обретает,
Цикаде скрыться никакая ловкость не поможет».
Учитель задумался и некоторое время молчал, затем сказал мне:
- Чтобы понять в этом мире, что истинно иль ложно, что чисто или грязно, нужно прежде всего совершить смешение и увидеть некий образ, состоящий наполовину из одного и другого. Впрочем, мы видим и представляем этот мир именно так, потому что в мире всё взаимосвязано, и одно проникает в другое. Момент сомнения в твоём сознание и есть этот образ. Когда ты сможешь осознать, что всё множество вещей не было рождено, и что само сознание подобно иллюзии или миражу, что не существует ни одной пылинки и ни одной дхармы, и когда везде и всюду будет совершенная чистота – это и есть Истина. Принято считать, что Истина и неистина – это два разных состояния: чистое и грязное. Я же считаю, что нет ни Истины, ни живых существ, нет ни прошлого, ни настоящего. Кто постигает это, должен постигать сразу всё, не допуская никакого промедления, без всякого самоусовершенствования или исправления своего сознания, без культивации или упорядочивания своей психики, ничего не приобретая и ничего не теряя. Во все времена не было и не будет никакой другой реальности. И если и есть какая-то действительность превосходящая эту, то я говорю тебе, что она подобна сновидению и миражу. Вот и всё что я могу тебе сказать про это.
- Но как же тогда познать эту действительность?! – в отчаянье воскликнул я.
- Тебе недаром приснился этот сон, - заметил Учитель, - прислушивайся к голосу Вселенной, также как это делал ловец цикад, вслушиваясь в их трезвон, и ты научишься ловить истинную суть вещей и обретёшь сами эти истинные вещи, как делал он. Изучай Путь! Для тебя, кто сейчас находится здесь, перед моими глазами, одиноко сияющий ясным светом и слушающий звуки моего голоса и проникающий в суть моих слов и пылинок, в эти знаки и мою реальность, для тебя, как и другого человек, нигде нет преград. Ты беспрепятственно проникаешь в десять сторон света и в три мира, везде и всюду сохраняя полную свободу. В любой объективной ситуации различения ты не попадёшь в зависимость от этой ситуации, ибо внешние обстоятельства не могут управлять тобой. Ты мгновенно проникнешь в суть каждой вещи, насквозь пронизывая мир реальности и пылинок; встретишь саму Истину и будешь говорить с ней, встретишь любого мудреца и вступишь с ним в беседу, что ты уже и делал раньше. Ты свободно начнёшь странствовать по землям разных государств, познавая реальности тех людей, которые там живут или жили когда-то. Но где бы ты ни был, никогда и ни на мгновение не отходи от своей истинной природы. В любой ситуации оставайся совершенно чистым, пронизывая сиянием своей чистоты десять сторон света и проникая в единую и всеобщую таковость всех пылинок, из которых состоит Истина. И тогда перед тобой откроется тонкий мир и начнёт помогать тебе.
Как это? – удивился я.
И вместо ответа, Учитель провёл рукой, и с неба стали опадать знаки, слагающиеся иероглифами в текст, который я воспринял так:
НОЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ УЧЁНЫХ
Почтенный Шэнь Цан-лин рассказывал раз о везенье:
«В пути учёных два из Лючжимяо подружились,
Сдавать экзамены им предстояло для служенья,
Шли в город областной, и как-то ночью заблудились,
Устали, увидав строенье, отдохнуть собрались.
В развалинах ни окон, ни дверей не сохранилось,
Во флигеле лишь западном укрытье находилось,
Вдруг из-за дерева им звуки голоса раздались:
- «Почтеннейшие, не решусь сказать, но всё ж замечу,
В том флигеле сейчас младая дева обитает,
И вряд ли с вами рассчитывает она на встречу,
Туда вход запрещён вам, но учитель наставляет
В восточном флигеле своих учеников, в том зале
Вы можете и посидеть». Они остановились,
Решили, что это - лиса иль бес, и поклонились,
Но лишний шаг ступить сил не было, так как устали,
Под дерево уселись, к ветви спины прислонили,
Спустя немного времени спросили о дороге,
Но было тихо всё кругом, ответ не получили,
Решили отдохнуть немного, вытянули ноги.
Опять время прошло, они уставшие всё были.
Вдруг в темноте почувствовали, кто-то их касался,
У каждого в руке кусочек тыквы оказался,
Поблагодарили, ответ опять не получили.
Когда же рассвело, решили снова в путь собраться,
Но из-за дерева того опять голос раздался:
- «В двух ли к востоку до дороги можете добраться.
Желаю, чтобы день грядущий этот вам удался.
Примите в дар лишь одно слово, что вам пригодится
Во всех ближайших начинаниях и устремленьях:
Нельзя в расположенье черт не видеть изменений
В тех гексаграммах в «Книге перемен», что говорится».
Они не поняли смысл сказанного, поклонились,
Но на экзаменах вопросы гексаграмм касались,
Слова, подсказанные голосом, им пригодились,
Из всех сдававших лишь им первые места достались».
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217110100205