Этюды о купюрах

1.Профессор Абдуллаев М.М. преподавал предмет «Финансы» на экономическом факультете. Он принадлежал к тому классическому типу, о которых, говорили только в уважительном тоне. На кафедре, да и во всем университете он был известен как принципиальный преподаватель. Редко какой студент мог у него получить хорошую оценку.  Как – то, в 90х годах, находясь командировке в столице, на платформе одного из станций московского метро профессор встретил своего бывшего студента, который в свое время не смог закончить университет. Студент был отчислен из-за его предмета. Обычно, в таких случаях профессора обходили стороной, делая вид, что не заметили. Но этот прямо и нагло шагнул ему навстречу. Подойдя ближе, он, как-то, зло поздоровался. Выглядел он неопрятным: нечесаный, в цветастой рубашке, в белых с желтыми пятнами штанах, но с приличных размеров «дипломаткой». Он, неприятно посмеялся в лицо профессору и спросил: «Профессор, денег не хотите?»  И, тут же открыл свою «дипломатку», полную пачками стодолларовых купюр. «Берите сколько хотите!» - произнес он. Профессор непроизвольно попятился назад, отвернулся и быстрым шагом поспешил к эскалатору. «Что-то с нашей наукой не то, явно не то…» - думал он переступая по ступеням поднимающегося вверх эскалатора … «А может, я и сам перегнул палку в отношении этого типа?»

Иногда кризис в экономике страны провоцирует путаницу в головах людей.Уважаемых людей.
 
2. Конец 80х годов, Магомед – вчерашний студент, а ныне младший научный сотрудник,  женился на дочери бывшего заготовителя. Люди этой профессии работали в системе заготконтор Советского государства и, в свое время, ворочали мешками наличных денег. Тесть давно сколотил себе состояние, а сейчас, на пенсии, занимался огородом, пчелами.  Он относился к решению дочери, да и самому зятю свысока, с подчеркнутым пренебрежением. И, каждый удобный момент упрекал дочь, что она вышла замуж за нищего студента.
Тут еще грянула перестройка Горбачева. Лабораторию, где работал зять закрыли. Сотрудники разошлись в поисках работы. Семейное положение молодых, у которых появился еще ребенок, усугубилось еще больше. Его родители жили в другом городе, от них помощи, практически, не было. Ее родители, конечно помогали, но помощь эта благодаря упрекам тестя становилась им «поперек горла».
После долгих поисков, Магомед с двумя бывшими сослуживцами открыл небольшую фирму, по оказанию услуг транспортным предприятиям. И вот, один из первых договоров на небольшую сумму, они заключили с   АТП, обслуживающим городские маршрутки. А деньги, в это время, обесценивались с огромной скоростью. Центробанк выпускал большие объемы рублевых купюр. А так как проезд в маршрутке стоил, как раз, один рубль, то к концу дня в кассе предприятия накапливался большой объем бумажных рублей.  Это создавало неудобства при сдаче выручки в банк. Поэтому, Магомеду в бухгалтерии АТП предложили рассчитаться за оказанные ими услуги наличными в  бумажных рублях. Чтобы забрать деньги, он взял с собой большую сумку. По дороге обратно, Магомед зашел к тестю. Как тот открыл дверь, Магомед демонстративно подошел к окну и поставил на подоконник полураскрытую сумку, из которой вызывающе «выглядывали» пачки денег. Тесть с интересом посмотрел на сумку, похоже она напомнила ему нечто знакомое, родное. Минуту они постояли молча. Затем, он поздоровался с зятем по новой, за руку и потянул его внутрь. Затем пошел доставать из своего бара коньяк...   С того дня он больше к дочери не приставал.

     Некоторые любовь к своим детям, отношение к их выбору, как и все остальное, измеряют в валюте, к тому же, не в самой устойчивой.

3. Таксист выехал на работу. Его останавливает молодой человек и называет адрес. Маршрут пассажира по городу «тянул», максимум, рублей на 150-200.   Ближе к моменту расплаты, пассажир решил наказать таксиста, он демонстративно вытаскивает из кармана 5-тысячную купюру и спрашивает: Сколько с меня? Водитель ответил, что у него нет сдачи. Пассажир стал подтрунивать над ним: ну, какой же Вы - таксист, если купюру не можете разменять. «Пятитысячную, что ли оставить Вам?» - изобразил хитрую улыбку пассажир.  И тут таксист вспомнил, что машина не заправлена, а заправочная станция рядом. Он выхватил из его рук купюру, быстро завернул к заправке, залил полный бак. Это примерно 1500 рублей.  Сдачу принес и отдал пассажиру.  Тот молча взял сдачу и за следующим кварталом вышел из машины.
 
         Не наказывай другого, ибо наказуем будешь.

4. В начале 90-х годов, когда воровали медные катушки с заводов и в хозяйственных сумках переправлялись в Турцию, когда воровали ртутные термометры из лабораториев, чтобы продавать ртуть и т.д., местные рынки (толчки) отличались тем, что продавался почти любой товар. Оборачиваемость товаров была бешеной. Часто, некоторые товары, имеющие специфический характер, но без сертификатов и других необходимых бумаг, переходили из рук в руки и, рисуя замысловатые траектории могли обратно вернуться как предложение к продавцу. В это время, у двоих друзей откуда-то появился весьма эксклюзивный товар – змеиный яд! Выглядел он как порошок золотисто зеленого цвета, в запаянном с двух концов пробирке, граммов 4-5. Страшновато было держать в руках такую пробирку. Говорили, что это очень дорогой товар. Еще бы, сколько необходимо змей, чтобы они пожертвовали таким объемом зелья! Друзья упорно искали покупателя на свой товар и, в конце концов, с большим трудом, нашли кого-то, кто согласился купить пробирку. На вырученные деньги они, тут же, у источника товара купили еще одну пробирку, на этот раз, почти в 2 раза больше старой. Ну, что поделаешь, хотелось им больше денег!  Раз больше два раза-значит и выручка будет больше в два раза, думали они. Но то, что такой специфический и дорогой товар, и продаваться будет гораздо сложнее – об этом не подумали. Грезы друзей о том, что расстилают пачки долларовых купюр на полу и будут на них танцевать, закончились. То, что пробирку не смогли продавать, каждый из друзей считал виноватым другого. И на этой почве они поссорились и, пробирку разбили и выкинули...

    Хорошо, когда накопление знаний о законах рынка опережает накопление денег в кармане!


Рецензии