Детские рассказы

 Похоже дедушка созрел чтобы начать оформлять свои воспоминания в буквы, слова, предложения, а вдруг кому-то они будут интересны. Воспоминания о детстве это похоже на вспышки молнии - жахнуло, осветило и погасло, так будет и у меня, уж
простите меня старого. 



     Рассказ  первый.


 Отец военный, участник войны, краткосрочные лейтенантские курсы, к окончанию войны - старший лейтенант, шесть ранений. После длительного лечения от последнего тяжёлого ранения, был направлен в Белоруссию, куда и привез себе жену из уральской деревни. В середине августа пятьдесят третьего у отца представилась возможность поехать к родственникам на Урал. И хотя мне было два с половиной года я ярко помню некоторые моменты подготовки к этому путешествию. Отец тренировался доставать деньги из пришитых мамой к трусам карманов, прекрасно помню как мама раскладывала деньги по этим карманам, а отец все тренировался. Ехали в купейном вагоне, мать внизу, отец вверху, зарплата позволяла такую роскошь, но я постоянно пытался лазать на папино место, было крайне интересно смотреть в окно, следя за убегающими телеграфными столбами, полями и домами. До самой Москвы ехали только втроем, никто не подсел и мать с отцом очень этому были рады. В Москве я узнал, что такое метро, я вспоминаю как с ужасом увидел как из дырки в стене вылетел длинный и огромный поезд, он с огромной скоростью приближался к нам и я с испуга ткнулся в юбку матери. Добрались на Казанский вокзал очень быстро. Помню, что было очень много толкающихся людей, а я по жесточайшему приказу мамы из всех своих детских силёнок цеплялся за все что торчало от баулов. Руки отца и матери были заняты полностью. Отец оставил нас в зале ожиданий с двумя чемоданами, а сам кинулся в камеру хранения, вернувшись назад, забрал оставшиеся баулы. Вернулся к нам уже с компостированными билетами. Я с трудом вспоминаю, что мы втроём ходили вокруг вокзала ждали свой поезд. Но если по честному, я все время ездил у отца на шее. Вернулись в вокзал и расположились в зале ожиданий на свободной скамейке, что-то ели прямо на желтом сидении скамейки на каких то газетах, а затем я уснул и только к вечеру я проснулся. От Москвы до Котельнич опять ехали в купе, опять без попутчиков, мать была счастлива. От поездки в поезде осталось как папа смеясь закричал, обращаясь к матери:
 - Смотри станция названа дуры мамы. Мы долго смеялись, но в следующей поездке к родственникам, в тринадцать лет, я уже знал, что отец так пошутил, ведь станция называлась "Дурыманы". Ранним утром добрались до пункта назначения. Мы очень долго сидели в зале, но я из этого ничего не помню, наверное меня жутко сторожили, чтобы я не отбился от стада. Отец очень долго искал транспорт для поездки в Шалевшину и похоже нашёл, так как следующая вспышка - сижу в кузове на тёплом зерне с отцом, завёрнутый в брезент, мама в кабине, я же с плачем категорически отказался ехать в кабине. За машиной облако пыли, длиннющее, длиннющее, смешно и ярко, просто счастье. Так и доехали. Нас встречало наверное полдеревни. Обнимашки, бросание меня к верху, ну и тому подобное.  И вот опять вспышка - ночёвка на  чердаке, на сене, разговоры, разговоры, о чём конечно я не помню. Это было просто чудо. Помню еще пчёл, старший брат отца Аркадий имел с десяток ульев и я с  ним смотрели как они взлетали, приземлялись, а он похоже меня сторожил, чтобы эти кусачие мухи меня не покусали. И главные воспоминания это коровы, а у дяди  Аркадия их было пять - это было дико страшно, когда коровы махали хвостами и очень необычно, но все равно очень интересно, как это из неё льется такое вкусное и белое, белое молоко. А еще была лошадь, не помню масть, но в памяти жуткий страх от высоты и ее встряхивание гривой.  А вот деревня мамы выпала полностью из памяти, ничего нет в памяти, ничего, а мамина деревня была ведь совсем рядом, километров пять, как я потом определил велосипедом. И по рассказам мамы мы были в ней тогда пять раз.


     Рассказ второй.


  Вот и созрела моя память, чтобы продолжить повествование о детстве. Начинаем второй рассказ. В этом рассказе мне уже полных четыре года, но до рождения сестры еще два года. Начало июня и я уже почти помощник по хозяйству для мамы и няньки. А как же, а поднести что нибудь из магазина или с базара. Теперь то понятно они вынуждены были брать меня с собой, чтобы можно было хотя бы на время удержать меня от приключений. Это возраст-когда любой сарай, любое дерево, любая стройка представляет для четырехлетнего ребенка интерес. Но и в этих походах со мной тоже произошло приключение надолго застрявшее в памяти. В одно из воскресений  мама позвала меня домой с улицы. Прибежал. Мама мне:
 - Пошли сходим в гастроном, купим продуктов, поможешь мне донести их домой, - и как я мог отказаться. 
  К тому времени мы переехали из арендованной комнаты в частном доме в квартиру в старом 1900 года постройки кирпичном доме на ул. Телеграфной. Квартира была мансардного типа на втором этаже и состояла из двух помещений: кухни 14м2 и комнаты 16 м2., похожие планировки квартир были и у наших соседей по этажу, а ходили все по истоптанной крутой деревянной лестнице. Но и этой квартире мы были очень рады. На кухне находилась кафельная плита которая зимой обогревала и кухню и саму комнату, но в основном мама на ней готовила еду, но иногда, полностью убрав чугунные круги с поверхности плиты, варила в большом баке белье. Через год отец придумал как установить керогаз и мама стала больше варить еду на нем, но при этом мне каждые три дня приходилось бегать в "керосинку" с трехлитровым жестяным бидоном за керосином, а два раза в месяц на соседнюю улицу приезжала керосиновозка. Короче, поддержание огня ложилось на мои хрупкие детские плечи. И вот мы с мамой двинулись к гастроному по улице вниз, затем влево мимо аптеки, почты и главное мимо магазина "Детский мир", какие в этом магазине были окна-витрины, эх .... глаз не оторвать, ну а там уже совсем рядом и гастроном. На входе в гастроном она встретила какую-то тетку по работе, а рядом с ней стояли две девчонки, как мама уверяла потом - близнецы. Похоже они были моего возраста, так как были одного роста со мной. Мы втроем сначала крутились вокруг матерей, прошло несколько машин, автобус и только тогда эти двое обнаружили, что нас рядом нет. Они кинулись в магазин, а мы там уже скачем по ступенькам втроем. Магазин, называемый моей мамой таким большим словом "гастроном" был совсем, совсем небольшой, метров 20 на 20 и располагался на первом этаже крайне закопченного в войну серого здания, что там было на втором этаже не знаю, но к моим десяти там уже расположился банк. Магазинчик был в двух уровнях и на второй уровень вела широкая лестница в четыре ступени, разделённая на две большим квадратным столбом. И вот вокруг этого столба и была заваруха. Мы бегали по этим ступеням вверх-вниз, девки от меня, а я как и положено мужчине естественно за ними. На первом уровне слева от входа торговали мясными и рыбными продуктами, справа всякие крупы, мука и прочее, прочее, на втором уровне шла торговля хлебом, печеньем, конфетами и таким же подобным товаром, всего в магазине обслуживали покупателей четыре продавца. В этот день покупателей было совсем немного и продавец рыбы куда-то отлучилась, как потом рассказывала мама на втором уровне было двое мужчин и толи трое, толи четверо женщин. Так вот часть товара, как потом рассказывала мама, продавалась прямо из бочек- это были соленые огурцы, квашенная капуста и первым к лестнице стоял бочёнок с икрой. Когда мама появилась в проеме двери и окликнула меня, я разгоряченный погоней, успел только взглянуть на нее и .. нырнул в эту бочку с икрой, только ноги торчали. Очнулся, лежащим животом на колене мужчины, от его ударов по спине. Короче все что я успел "съесть", задыхаясь икрой, он сумел из меня вытрясти, похоже он меня тогда спас. Весь мой костюмчик был "изгажен" деликатесом. Пол магазина также был покрыт икрой и я посередине этого разгрома уже ревущий в голос и успокаивающие меня мама и её приятельница. К моему рёву присоединились и девчонки. Так и ревели. Как потом рассказывала мама нашли какую-то простынь и мужчина помог меня заволочь домой. Короче наелся икры на всю оставшуюся жизнь. А маме я устроил незапланированный постирочный день. Отстирали и в этот день во дворе дома я не появился, боялся что засмеют. Ну а потом всё пришло в прежнее состояние, но в тот "гастроном" мама долго не ходила, похоже стеснялась за мою выходку. 


     Рассказ третий. 
 
               
 Итак мне пять лет и у меня появилась сестра, мама с папой назвали ее Таней, а я продолжил ходить в детский сад. Он совсем рядом, на ул. Ленина и мама по утрам таскает меня в этот садик и, наскоро попращавшись со мной, исчезает, продолжает работать мне на мороженое, как она говорила, но я тогда считал, что четыреста рублей это очень много. А с Танюшей остается сидеть наша бывшая няня, она была раньше мне нянькой когда я был совсем маленький, наверное до трех лет. В ноябре прошлого года в войска пришла директива: уволить большую часть из офицерского состава и мой отец, как незадолго до этой директивы, получивший ранение, долго лечившийся, попал под этот приказ. Но из квартиры нас не выселили как и других бывших офицеров, живших в этом доме. Так что в целом для нас пацанов ничего практически не изменилось, только отец иногда стал приезжать на легковой машине. Этой машиной была "Победа" по-моему грязно-зеленого  цвета. На ней отец возил какого-то военного начальника, я как-то видел его, выходящего из машины. Помню, что он был какой-то уж больно старый и толстый с широкими красными полосами на штанах. Через какое-то время, я уже перешел уже во второй класс, отец устроился работать на такси, мама сказала, что папин начальник уехал за границу. На работе папе дали большую и красивую машину "Волга", помню она ослепительно и класно блестела, у нее был фонарик под белой крышей, а таксометр вежливо трещал при сбросе показаний и циферки дружно исчезали с циферблата. Некоторое время отец брал меня в выходные с собой и я, сидя на заднем сиденье, с восторгом и восхищением следил за маршрутом и за тем как прыгали цифры на таксометре. Я помню как на коротких каникулах отец приезжал на обед и разогревал для нас обоих обед и я спешил его проглотить, а затем почти со слезами просил разрешения посидеть в машине. И вот однажды со мной в машину как обычно увязалось несколько друзей. Мы, сидя в машине такой красивой и мощной, дружно мечтали, что тоже будем шоферами и будем гонять по улицам города. Я конечно же сидел за рулем и усиленно его крутил, изображая работу двигателя. И вдруг волга поехала вниз по улице, кто-то из пацанов снял все-таки машину с ручника, а наша улица была с некоторым уклоном. Скорость росла понемногу, а мы от испуга только орали и мешали друг другу выбраться из машины и только открыли заднюю дверь и она даже придавила кому-то ногу. Я тоже был жутко испуган, просто был в шоке, не знал как ее остановить и только крутил руль, а машину кидало от одного тротуара к другому. Вдруг резко открывается моя дверь, какой-то мужчина жестко толкает меня на соседа, сам с трудом вкидывается на мое сиденье, сразу волга с визгом и скрипом, успев последний раз вильнуть, останавливается, а до перекрестка было метров двадцать. И хорошо, встречного транспорта не было.  Вылезли, смотрю, а отец стоит, до него метров двести и что-то кричит, видно он уже доел обед, а тут такой облом. Я вниз по улице, но хочешь, не хочешь, а домой то надо возвращаться. Отец только причитал, что слава богу, что не побили государственную машину, а   уж как походило по моей спине материно полотенце и нечего рассказывать, но с тех пор папина машина наглухо закрыла двери перед самым моим носом, доверия мне больше не было. 


     Рассказ четвертый.    


 Ну кажется можно продолжить мои воспоминания. Мне уже девять лет с кусочком, сестре четыре с кусочком и она уже может считать до десяти и этот рассказик именно о сестренке. В этом сентябре я уже должен идти в третий класс, а пока я, приехав со второй смены пионерского лагеря, с восторгом целый белый день осваивал прилегающие и дальние территории города. О пионерском лагере если наберусь воспоминаний я расскажу позднее, это не теперешние рафинированые домики отдыха детишек. Ух, ах ... заиньки. Ну и дальше. Пацанов всегда меньше во время каникул и мама, думая что я маюсь от безделья, наказала забирать сестру из сада часов в пять и вести ее домой, а к приходу ее или отца - будешь свободен. Сестра с трудом была устроена мамой не в тот ближний садик куда мне пришлось ходить, а гораздо дальше от нашего дома, на улице Горького, а это километр с чем-то. Целую неделю я изнемогал от этой обязанности. Мельком в воскресенье при разговоре отца и матери я услышал, что мать может забрать Таньку к себе на работу так как у той толи сопельки, толи еще что-то. И вот я, проснувшись в понедельник, сразу после семи часов где-то, схватив кусок хлеба и батона, уже был во дворе. Да, да тогда не было ни компьютеров, ни смартфонов с играми, ни часов, а время бежало вместе с нами вприпрыжку, вот еще только рассветает, а вот уже и темнеет. Футбол, стекла, чужие сады с фруктами, лыжи, коньки, хокей и тоже стекла. Нас очищали, оттирали, отмывали от пыли,грязи, снега со льдом круглый год. Бедные, бедные родители. И вот мы дружной ватагой пацанов человек пять рванули на нашу городскую реку на восьмом автобусе. Денег ни у кого естественно не было, поэтому пожилая кондукторша с этим мирилась. У всех есть дети, внуки. Тогда никто и никогда не высаживал детей из автобуса и мы это знали прекрасно, хотя и прятались от кондуктора, а она протискиваясь мимо нас, кричала:
 -Ну кто еще не оплатил, - и улыбалась, глядя на нас. Мы же делали вид, что нас интересуют городские пейзажи. Так и доехали. Кто-то привез волейбольный мяч со шнуровкой, кто-то надувной, резиновый, ярко-красный круг. Короче понедельник проскакал мгновенно. Еще более обгорелые, усталые, можно сказать измотанные, мы поплелись на остановку. Хотя еще было начало августа, но уже начало темнеть, короче во двор я  вместе с Ванькой, растеряв пацанов по пути, входили почти уже в темноте. Нас встретила кучка взрослых, наверное полдвора сидело в правом углу у качелей на двух скамейках и железной качалке и о чем-то трепалась и мать там тоже сидела и ждала, я нутром понял - меня. Что тут началось. Мать как начала на меня кричать, как ты мог и прочее, прочее.  Как назло в этот день она задержалась на работе, пришло какое-то новое оборудование в институт и часть этого самого оборудования попала в мамину лабораторию, пришлось разбираться с ним и она как старший лаборант с девчатами до полдевятого работала. Вдруг звонят и сообщают, что ее девочка еще в садике и с ней заведующая сидит. Как заведующая нашла мамин рабочий телефон не знаю. Короче мама рванула в сад и что она там от той заведующей выслушала можно только предположить. А получилось что мать по утрянке завела Таньку в сад, отец повез в шесть часов вечера пасажиров в дальний город и получилось так как получилось. Моя спина получила десяток полотенцев и впервые отец приложился к месту ниже спины тонким ремешком. Наверное было больно. Вот так вот. 


      Рассказ пятый. 


 В пятом рассказе хочу вспомнить о дне полета первого советского космонавта вокруг планеты Земля. Это кто не знает - знаменитый полет Гагарина, а у меня на всю жизнь осталась метка на левой части лба от этой радости. Итак это было  апрельское утро. Я заканчивал шестой класс и уже собирался сползать с нашего знаменитого излазанного всеми пацанами двора дерева - яблони. Это дерево никогда не разживалось яблоками, они просто не могли на нем выжить от нашего постоянного ерзанья по дереву. Дерево имело толстый, претолстый гладкий ствол с короткими отростками по всей его нижней части, а она была не менее четырех метров и только уже  выше от этого ствола шли толстые ветви. Да, да это дерево было очень, очень высоким. И самое главное эта яблоня очень удачно и метко расположилась во дворе, часть ветвей упиралась, часть их просто ложилась на высокий глухой забор, длиной где-то метров десять, двенадцать и высотой где-то метров пять, шесть. Забор был выполнен из уже черных, пречерных бревен от стены одного здания в два этажа, до стены другого здания в пять этажей. И главное - он отделял наш двор от двора городского телеграфа и кто понимает, тот может представить какие богатства были в этом дворе. И яблоня, как все опять же понимают, являлась постоянной дорогой к этим сокровищам. Нас конечно же гоняли, но как то нехотя, без крови. И вот я вместе с Васькой и Игорем лазаем по этому дереву туда-сюда, высматриваем, что можно вечером стырить, короче готовим акцию. Я уже который раз сидел верхом на заборе, Игорь уже перебрасывал ногу на забор, Васька был внизу. И вдруг из-за угла дворового здания вылетает Олька, девке тоже десять как и мне с жутким криком, я не помню первого обозначения нашего сообщества, продположим, что это "пацаны". Итак крик:
 - Пацаны! Сообщили по радио, в космос полетел человек!
 Это был шок, что там какая-то собака. Это был ЧЕЛОВЕК! Мы тут же забыли про все. Игорь сразу же двинул вниз, а я только собрался перекинуть правую ногу на сторону нашего двора, но что-то пошло не так, я рухнул во двор телеграфа. Мне тогда повезло, прямо подо мной оказалась небольшая кучка мешков с чем-то не совсем твердым, но тем не менее инстиктивно пытаясь схватиться за забор, я разорвал чем-то правую сторону лба. Это была жуткая боль, но меня спасли, спасли две выбежавшие тетки из телеграфа. Они потащили меня в скорую помощь, а она находилась тогда совсем недалеко от телеграфа. Там меня схватили и повезли в больницу где мне лоб зашили, да так это у них получилось хорошо, что остался еле заметный шрам. Ну а в этот день я в школу не ходил. На другой день я был героем дня и во дворе и в школе. Это какая рана прямо на лбу из-за космоса.
Просто  ГЕРОЙ.      


     Рассказ шестой.


 Похоже моя память готова продолжить повествование о страшно далеких днях моего детства. Вот для вашего внимания еще два детских дня. Итак июль. Все чаще и мама и отец стали говорить, что этим летом надо ехать на родину к родителям. Мне только недавно исполнилось тринадцать лет, сестра же с успехом закончила первый класс. Июнь я провел в пионерском лагере и это было самое, самое суперчудесное времяпрепровождение. Постоянные игры с мячом, с утра до вечера футбол, волейбол и т.д., какие-то кружки, уж и не вспомню какие, ежедневные купания в огороженном сеткой речном водоеме под жесточайшим присмотром пионервожатых и медиков, вечерние и утренние линейки, завтраки, обеды, полдники, ужины, ну короче как везде. Родительские воскресные наезды с традиоционными обжираловками, после которых по понедельникам у некоторых болели животы и на линейках каждую неделю ставились медиками требования о прекращении воскресных родительских наездов, но все это спускалось на тормозах до следующего воскресенья. А знаменитая "ЗАРНИЦА".
Иногда в смену их проводилось аж две, три, все зависело от категории лагеря и директора. Да всего в этом рассказе о лагере и не расскажешь. Итак середина июля. Отец недавно получил получку и сразу купил с нее всей семье билеты на поезд, толи на конец июля, толи на начало августа. Ну да это и неважно. Вечером с работы пришла мама и присела на лавочку к таким же вернувшимся и уставшим от тяжелого труда дворовым соседкам. Их там всегда на этих лавочках очень много собиралось, даже приходили из соседних дворов. Да, да, тогда дружили дворами. О чем они там трепались я никогда не интересовался, но в тот вечер, вернувшись домой из дневной кутерьмы по уличным делам, я застал весь двор в некой жуткой лихорадке. Оказывается, мама, толи во дворе, толи по дороге с института, потеряла кошелек с зарплатой, или кто-то его вытащил из сумочки. И вот весь двор искал везде и друг у друга эти сорок пять с чем-то рублей. Мать обыскала несколько раз всю нашу квартиру, соседки облазили все кусты, все газоны двора, мать уже два раза бегала по знакомому пути в институт, но все было тщетно. Кошелек пропал. Мама рыдала в голос и совершенно не представляла где произошла пропажа. Да, тогда была дворовая взаимовыручка, все соседи собрали сколько могли и получилось где-то рублей около тридцати. Мол проживете, не горюй, да и у отца еще от зарплаты тоже что-то оставалось. Я же вечером только обратил внимание, что Танька какая то не совсем такая. Мать долго не могла заснуть, но утром не выспавшаяся побежала на свою работу.  Я же с утра рванул на чапаевский пустырь гонять мяч с пацанами, так что о маминой потере забыл напрочь. Но жрать то всеравно хочется, поэтому к обеду приполз домой. Налил супа и навернул его с батоном. Сытый и довольный вспомнил о сестре. Стал звать ее, высунувшись в окно, но никто не отзывался. Ну вот, надо искать. Во дворе Таньки не было. Злой, что возможно придется долго ее искать, рванул по соседним дворам. Но и там ее не было, только во дворе при доме номер двадцать шесть у детей в песочнице узнаю, что моя сестренка принесла и главное подарила им несколько небольших пупсов и при этом уплетала мороженое со своей подружкой. И тут я понял где их искать и рванул в "Детский мир". Да я их там и встретил на выходе из игрушечного магазина уже с купленным товаром. После совсем недолгого допроса, было все ясно. Оказалось, что наша Танечка вчера и нашла этот кошелек и как утверждала у арки входа во двор. И сразу двинула к подружке где и проглотили по мороженому. Ну а потом, как она опять утверждала, не знала как и маме то сказать. В кошельке оказалось чуть больше тридцати рублей. Оказалось, мама вчера на входе под арку встретилась с подружкой, ну и потрепалась с той и этот треп обернулся потерей кошелька. Досталось девице полотенцем по попе. Ох эти девицы, ну такие глупые. Мать раздала собранные двором деньги. Кажется вот и вся история.          



 
     01.11.2017
   

   


               
   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.