Урал с коляской
Артель получила (в счёт будущей оплаты) для своих нужд два мощных мотоцикла «Урал» с колясками.
Уже дважды до этого, я ездил на них возле правления, и меня эта езда увлекла.
Сегодня мне захотелось продолжить осваивать навыки их вождения. Мне казалось, что я уже могу совершить дальнюю прогулку.
Никаких препятствий этому не было.
В начале существования артели порядок был такой – если машина стоит у правления невостребованная, то загляни в правление, скажи бухгалтеру (жена председателя), на сколько ты хочешь взять мотоцикл, и поезжай себе с богом.
Обе машины были на месте.
Я завёл одну из них и выехал на Колымскую трассу.
Проехав немного по ней и разминувшись с несколькими «Татрами», которые своими габаритами прижимали меня вплотную к кювету, я почувствовал себя не очень уверенно на большой дороге и свернул на первую, попавшуюся мне на пути старую, давно заброшенную, узкую дорогу, ведущую к отработанным полигонам.
Ширина дороги была в один бульдозерный отвал.
Сама она, петляя, уходила то вверх, взбираясь на холмы отработанной когда-то породы, то круто падала вниз к их подножью.
Я ехал не спеша и осторожно, высматривая удобное место, где можно было бы развернуться и повернуть назад.
Долго не видя ничего подходящего, я начал такой разворот на «авось».
Потом всё произошло мгновенно.
На половине разворота колесо коляски пошло юзом вбок, потом ухнуло куда-то вниз и мотоцикл, перевернувшись кверху колёсами, сбросил меня в узкую, но глубокую яму, придавив всей своей тяжестью и не переставая работать мотором.
После первой попытки шевельнуться, в голову ударила волна страха: « Ловушка! Капкан! Тиски!».
По горячности дёрнулся всем телом. Куда там!
Обе ноги, тело и правая рука крепко зажаты сверху тяжестью железной махины.
Невозможно шевельнуть ничем. От этого полного бессилия сердце стало наполняться ужасом.
Мотор тихо и монотонно постукивал, как бы успокаивая и приглашая взять себя в руки.
На грудь упала капля, за ней другая. Это из перевёрнутого карбюратора начало сочится горючее.
Первый натиск страха стал проходить.
Медленно начало возвращаться спасительное хладнокровие.
Ждать помощи не приходится.
О том, что я поехал в старые выработки, никому в голову не придёт.
Что делать? С чего начать?
В голове промелькнула история из сказки о двух лягушках, упавших в жбан со сметаной, и про гребцов в двух лодках во время сильного шторма на море.
Главное - не поддаваться панике и как можно спокойней искать выход.
Опрокинувшийся мотоцикл придавил меня не всей своей тяжестью.
Он своими габаритами не вошёл целиком в эту яму, а зацепился за её бортовые выступы.
Это было первое, что я понял после того, как ко мне стало приходить относительное спокойствие.
Дальше я отметил, что моя левая рука свободна.
Вот и моё первое действие - дотянулся этой рукой до карбюратора и перекрыл его краник.
Через минуту мотор заглох.
Теперь в полной тишине одиночество и безысходность стали ощутимей давить на сознание.
Это подтолкнуло почти к авантюрному действию.
Я уперся левой рукой в топливный бак мотоцикла, который маячил перед самым лицом, и надавил на него, но на машине это никак не отразилось - нажим вышел слабенький.
Перевёл руку к переднему колесу, ухватился за вилку и попробовал раскачивать машину.
По бортам ямы зашуршал мелкий галечник и
неожиданно стопа правой ноги высвободилась из зажима.
Теперь одной рукой и одной ногой упёрся в нависшую надо мной махину и с трудом, но смог освободить правую руку.
На душе стало радостней, и дышать стало легче!
Скоро удалось освободить и левую ногу.
Теперь, упираясь ногами и руками в разные места машины, попытался её раскачивать.
С боков на меня сыпалась земля и галечник.
Стал спиной, делая движения влево - вправо, подгребать всё это под себя и немного менять положение тела.
Получилось!
Теперь перед лицом был уже не топливный бак, а коляска.
Она по весу легче основной массы мотоцикла и под моими нажимами стала поддаваться вверх.
Вот уже между бортом ямы и коляской появилась щель.
Сквозь неё я вижу приметы позднего вечера.
Захотелось курить.
Уперев обе ноги в противоположный борт ямы, двумя руками раскачиваю, раскачиваю, раскачиваю нависшую надо мной машину.
Земля и галька сыпется, сыпется под меня, а я, двигая телом, распределяю их под собой так, чтобы перейти как можно больше в вертикальное положение.
Верхняя часть тела приподнимается всё выше, выше, и вот я уже не лежу, моя поза стала почти сидячей.
Ноги переместились с борта на самое дно ямы, и теперь, крепко упираясь ими в землю. Склонив голову себе на грудь, я смог приподнять коляску и, извиваясь телом, протиснуться в узкое отверстие и выбраться на поверхность.
После этого, я довольно легко поставил машину на все её три колеса, и почувствовал боль и жжение в разных местах ушибленного тела.
Не доставая папирос, завёл мотор и уже при зажжённой фаре выехал на трассу.
Свидетельство о публикации №217110100004