Дорога длиною в век, глава 1. Связь времен

Над стойбищем племени Карагасс  плыли легкие перистые облака. Ветер едва уловимо колыхал листья на деревьях. Стоял  жаркий летний полдень, все живое замерло в ожидании чего-то непредсказуемого. 
Женщины и подростки из рода Шабола с утра спустились в предгорье копать коренья. Шабол сидел под большим раскидистым шатром старого дерева и смотрел на родник, который небольшим ручейком вытекал из-под камня. Рядом на гладком отполированном за долгое время камне пригрелся ужик, свернувшись калачиком. Он время от времени лениво поднимал голову, посматривая вокруг. К появлению ужика давно  привыкли, а Шулейма иногда подкармливала его верблюжьим  молоком. 
Трубка никак не хотела раскуриваться, и Шабол, нервничая, стал вспоминать утро. Что же так его взволновало?  Шулейма, что отправилась с женщинами и подростками  в предгорье, оставив малолетних детей под присмотром  старой Матери?  Или  старший сын Холба, ушедший с ними, которому в первый День Луны Пробуждения Тепла исполнилось шестнадцать зим? Недоумевал Шабол, что  поманило сына  в предгорье?! Он давно охотился с мужчинами как взрослый. Неужели пришла пора породниться с молодой карагасской? 

Досада на потухшую трубку невольно навела Шабола к размышлениям о брате Хайдаре, который увел свой род в Цветущую долину. Воспоминания были тяжкими, сжимали горячим потоком нутро. Много боевых зарубок сделано на дереве после сражений с враждебным племенем Гор Заходящего Солнца, в которых братья, рискуя жизнью, спасали друг друга.
Вспомнилось Шаболу, как дружно жили они в соседних чумах под мудрым крылом старой Матери. Тот день, когда выпущенная Шаболом в рысь стрела навсегда разъединила их род  и  сделала кровными врагами, стоял у него перед глазами: 
Пришло время жене Хайдара Хайраме рожать маленького карагассца, и она ушла в лес. Шабол возвращался с охоты, как вдруг услышал громкое мяуканье кошки, похожее на гул раскатывающегося вдалеке грома. Он свернул с нахоженной тропы. Светло-палевая кошка с темновато-коричневыми пятнами  на спине, уменьшающимися по приближению к брюху и ногам, в стремительном прыжке летела к дереву, обнажая светлое с шелковистым покровом брюхо. Это была молодая кошка длиной чуть больше метра. Ее добычей стал только что народившийся ребенок Хайрамы, которая, прикрыв глаза, лежала тут же, под деревом. Уловив каким-то неведомым чувством опасность, Хайрама  мгновенно вскочила, загораживая собой ребенка. Одновременно с ее движением Шабол выпустил стрелу, которая поразила Хайраму в самое сердце. Взревел Шабол, как раненый зверь, догнал убегающую рысь и в жестокой схватке отнял еще дышащего ребенка, нарушив закон природы: родившееся дитя  принадлежало дикой кошке, потому что она первая увидела его появление на свет.

Старая Мать застыла Скалой на окраине родовой тропы, а  Шаман сидел неподвижно три Луны, затем долго кружился в вихре дикой пляски. С восходом Солнца он объявил племени волю Духов. Духи даровали Шаболу жизнь, а Хайдару велели найти себе другую карагасску, оставшуюся без мужа после набега враждебного племени.
Хайдар с детства повиновался во всем старшему брату Шаболу, но не в  его силах было повиноваться воле Шамана. Ночью, когда все спали непробудным сном, Хайдар бросил в чум брата Шабола Красную стрелу, объявляя войну его роду и всему племени. Теперь род Хайдара должен был угаснуть или же сродниться с чуждым племенем, которое время от времени совершало набеги на племя Гор Восходящего Солнца.

Холба долго бежал по предгорью своих владений. Много раз он бывал здесь с охотниками, но дальше родовой тропы никогда не ступала его нога. Наконец Холба остановился перед стеной зарослей. Его неумолимо тянуло туда, за пределы родового пространства, и он стал пробираться сквозь заросли, за которыми перед его взором предстала долина, освещенная первыми лучами Солнца и благоухающая ароматом лесной фиалки. Долина была похожа на бесконечное сине-голубое море с фиолетовым переливом. Сердце Шабола громко застучало, когда он увидел изящную  молодую карагасску Хиаи – дочь Хайдара. Она сидела на камне у родника и что-то внимательно  рассматривала. Холба тихо, как кошка, подкрался и долго наблюдал за Хиаи. Она держала в руках ожерелье, которое он подарил ей на тринадцать зим. В лучах восходящего Солнца Хиаи была похожа на утреннюю фиалку, истощающую аромат последнего дыхания уходящей  ночи. Шабол просвистел ей песню, песню первой любви. Хиаи вздрогнула,  слезы потекли по румяному, похожему на Солнце личику и их сердца слились в единое целое, вопреки воле родителей…

Все смешалось: земля и небо. Внезапно разразился страшный смерч, вырывая столетние деревья с корнем, как пушинки, унося их к ногам окаменевшей старой Матери, которая неприступной Скалой разделяла родовые стойбища сыновей. Грохотали камни, летящие с гор. Ливень сплошным потоком захватывал их и нес в долину. Долина наполнялась водой, мгновенно превращаясь в озеро. На противоположных берегах стояли братья Шабол и Хайдар, проклиная своих детей.
Закричала старая Мать, призывая Небо остановить проклятья сыновей. С высоты Скалы она видела, как превращались Холба и Хиаи в маленькие ручейки, выбегающие из родников родовых стойбищ, и, весело журча, текли к озеру, стремясь воссоединиться навеки. Последнюю Песню Любви пели они среди раскатов грома и шума дождя. Слезно молила старая Мать отца Стихии Воздуха расколоть ее, и Гром внял просьбе старой Матери. Рассек  Гору Огненным мечом на две части, сделав ущелье расстоянием между отвесных скал в длину тени Восходящего Утреннего Солнца. Озеро бурным потоком устремилось в ущелье, вырываясь на волю. Старая Мать благословила в путь  поток влюбленных течь одной рекой.

Все смолкло. Стихли раскаты грома, только изредка стонали  деревья, перешептываясь с грудами камней, да ливень, умывающий их, превращался в теплый моросящий дождик. Разделенные скалами и рекой стойбища братьев Шабола и Хайдара занимались привычными делами, навсегда позабыв о существовании Холбы и Хиаи, которые долго пробивались среди гор и тайги в неведомые дали, то обрываясь водопадом со скал, то играя на перекатах, то сливались воедино, выбирая путь по низинкам и ложбинкам.
Преодолев горы, мощный бурный поток превратился в широкую реку, текущую плавно, соединяя родниковые воды Холбы и Хиаи, чтобы стать детьми Матери Водной Стихии. Местность становилась ровнее, и по пути  кристально чистой звонкой речке все чаще стали встречаться луга, усыпанные цветами и разнотравьем,  мелколесье с зарослями берез, осин, ив да черемух.

У невысокой горы, заканчивающей гряду холмов, река выбросила  на берег ребенка, который кричал убегающей реке: 
- Ия, и-я-а, и-я-а!
Слышался в этом крике долгий зов: «И я хочу с вами, возьмите меня с собой».
- Бай, бай, бай, - отвечала  река зову.
- Ба-ба-а-ай,  - вторило эхо  долгими перекатами.
Гора, под которую река выбросила на берег человеческое дитя, стала называться Бабаевой горой, а река, текущая под горой, красивым именем Ия, которая в переводе с греческого означает  фиалка.
Сколько тысяч лет прошло с тех пор,  неведомо никому, как неведомо и о том,  кто и когда первый пришел на эту землю. О том времени осталось лишь одно поверье о Бабае, живущем в далекие времена в землянке под горой, который часто сидел на берегу реки  и подолгу смотрел в  воду. До сих пор пугают непослушных детей мамки и няньки:
- Спи, не то Бабай придет!

1912 год…
Есть на сибирских просторах красивый уголок земли, где несет свои прозрачные воды быстрая речка Ия. По правому берегу реки тянется ковром зеленая тайга, а по левому возвышается Бабаева гора высотой не более 100 метров. На горе ровным ковром открывается взору поляна, как будто специально сотворенная природой для людей, которые построят на ней дома и обживут это место. 
На поляне колосится, переливается разноцветными волнами зеленая трава, бурно растущая от летних дождей.  Иногда выскочит на склон горы небольшой зверек, станет на задние лапки, покрутит головой в разные стороны, смешно почешет лапками нос и юркнет снова в траву. Иногда забредет из леса на поляну в поисках пищи какой-нибудь зверь.

С первыми лучами солнца, когда молочный туман плотной стеной еще лежит на поляне, придут сюда лоси или  стадо  диких  коз полакомиться сочной травой, не успевшей высохнуть от росы. А в жаркий день на склон горы выползут на камни гадюки погреться на солнышке. Лежат, свернувшись калачиком, в дремоте,  не обращая ни на кого внимания. Непуганые звери живут здесь в гармонии с природой, и только птичий гомон нарушает повседневную тишину и покой.
Порой налетит буйный ветер, гнет яростно травы и мелколесье к самой земле, рвет с корнем кустарники. А то и того хуже, пригонит огонь, который пожирает все живое на своем пути. Бегут к реке в панике звери, спасаясь от красно-рыжего врага. Падают замертво в пепелище обгорелые птицы. И продолжается это безумство до тех пор, пока стихию не остановит сама природа, посылая проливной дождь. Или же, пока на пути огню не встретится река, болото, и тогда огонь захлебнется водой, шипя, корчась и угасая. Так неизменно веками царила здесь первозданная благодать, меняясь разгулявшейся стихией.
Иногда мимо горы проплывут на лодках кочевые ясачные люди, местные буряты, которые живут ниже по течению реки на своих исконно-охотничьих угодьях Бурятского Ведомства, закрепленных за ними по «Уставу об управлении инородцев». По каким-то неизвестным причинам ясачные люди никогда не заходили на гору, и  поляна ждала  своего исторического часа.

Первыми, чья нога ступила на эту землю, были топографы. Окинув взором местность, они застолбили участок, который назвали Владимирский. С этого момента было положено  начало будущего села Владимировка.
Первые переселенцы стали прибывать 15 мая 1912 года. Это были братья Сливко:  Франц Петрович, Николай Петрович, Антон Петрович; Савушкин Макар Борисович, Солодкин Исай Тимофеевич, Сенюк Христофор Иосифович. На следующий день 16 мая заселились Попков Гаврила Андреевич, Шафранский Лука Васильевич, Романовская  Пелагея Матвеевна.
Всего в 1912 году на участок Владимирский заселилась  21 семья.
Примечание: Остальные 12 семей перечислены  в главе №3 «Они были первыми» в документе  «Ведомости о выданных домообзаводственных ссудах».

Официально участок Владимирский был внесен в Алфавитный список переселенческих участков в 1912 году. Точная дата неизвестна. Месяца и числа в Иркутском городском архиве  не имеется. Столетний юбилей  Владимировка отметила 12 августа 2012 года.
До затопления Братским водохранилищем р. Ия являлась самым крупным левобережным притоком реки Оки протяженностью 484 км. В Ию впадает 36 рек и речушек с многочисленными притоками и ручьями. Крупные правобережные притоки Ии: Кирей - длина 172 км, Азей - длина 97 км. Левобережные притоки Ии: Икей - длина 148 км, Курзанка - длина 117 км, Барбитай - длина 94 км, Илир.   
Река Ия, на которой стоит Владимировка, берет свое начало на северных склонах Восточного Саяна слиянием двух небольших рек: Холбы - длина 20 км и  Хиаи длина - 28 км.
Мои  мифические герои Холба и Хиаи, жители племени Карагасс, взяты прообразом  как связь времен между прошлым и настоящим. А вдруг они наши далекие предки, которые тысячи лет назад жили на  нашей владимировской земле?
История - загадка…

До сих пор в предгорьях Саян сохранилось кочевое племя карагасс. А.Р. Шнейдер, Л.М. Доброва-Ядренцева в книге  «Население сибирского края» пишут:
…В настоящее время у  истоков рек Ии, Оки, Уды, Большой Бирюсы, в долинах рек Гутара и Туманшет, в отрогах Саян кочует небольшое племя Карагасс. Окружающие их природные условия суровы и дики. Карагассы и доныне сохранили оленеводство, ведут кочевой образ жизни и занимаются звероловством. Охотничьим промыслом занимаются не только мужчины, но и старики, женщины и дети добывают медведя, изюбря, кабаргу, росомаху, волка, сохатых, а  главное - белку и соболя.
Климат Саянских предгорий суров и переменчив, часты дожди и ненастье. Жилье карагасса - юрта, иначе чум. Одежда русского образца, зимняя изготавливается из оленьих шкур. По исследованиям последних лет в крови карагасс есть много крови евреев, бурят, русских. По внешнему виду они приземисты, малорослы, волосы у них черные, глаза узкие, нос приплюснутый, лоб низкий, цвет лица смуглый. По религии они шаманисты…
Основание: А.Р. Шнейдер, Л.М. Доброва-Ядренцева «Население сибирского края».

Давно пришла цивилизация в глухие таежные места, появились вертолеты, плавучие средства, которые могут преодолевать крутой нрав горных рек.  Казалось бы, что везде побывал человек, но природа не перестает удивлять новыми открытиями.
В  2009 году группа туристов во главе с И. Батраковым, сплавляясь по реке Ие от Нижнеудинска до истока, недалеко от села Владимировка обнаружила на крутых склонах реки Кирей наскальные рисунки, происхождение которых неизвестно, но факт их существования говорит сам за себя. Результаты путешествия в 2014 году были выложены Игорем Солнцевым на сайте «Мир тесен» в блоге Тайны Вселенной.
Река Кирей является самым большим притоком реки Ии - длиной 172 км, наибольшей шириной от 90 до 100 метров.  Впадает Кирей в Ию на 203,9 км от устья в районе селений Кривуша и Уйгат.

Поселки Кривуша и Уйгат находятся недалеко от Владимировки ниже по течению реки Ии. Ночью во Владимировке виден свет прожекторов, освещающий поселок Уйгат. Рассстояние небольшое, вроде бы вот оно село рядом, как говорится «рукой подать», да не так-то просто попасть в этот таежный поселок. Между Владимировкой и Уйгатом лежит тайга и непроходимое  болото, на котором растет ценная сибирская ягода клюква. Клювы здесь так много, что ранней осенью болото переливается бело-розовым цветом, а с приходом зимы на первом снегу россыпью играют крупные малиново-бордовые бусы. Жители окрестных деревень зовут его Большое болото. До болота из села ведет протоптанная ягодниками тропинка, а дальше дороги нет. А если там, на Уйгате, в таежном поселке, дочка или сын живут. Как быть? Как повидаться?

Так уж было заведено, ездили сватать приглянувшуюся девушку в соседние деревни. Либо владимировские едут в близлежащие деревни и хутора за «товаром», либо из других деревень и хуторов едут женихи во Владимировку за невестами. А уж коли породнились две семьи, то и визиты к сватам непременно делали по праздникам. Тут уж приходилось ждать зимы. Запрягали лошадей в красивые резные кошевки (так назывались в деревне сани), и, укутавшись потеплее в тулупы,  отправлялся обоз  по зимнику с бубенцами да гостинцами в гости к родне. И не только с Уйгатом, но и с другими хуторами и селениями связь  была  проселочными дорогами, где проехать можно летом на телеге, зимой на санях. А за реку попасть итого труднее! Ездили, когда мороз накрепко скует реку льдом. Из Владимировки можно доехать до Уйгата другой дорогой - через районный город Тулун, но этот путь намного длиннее.

Исчезли давно деревеньки и хутора, разбросанные по берегам реки Ии, которые входили в образованный в 1925 году Владимировский сельский Совет с прилежащими к нему селениями: Ингут, Харантэй, Шанай, Кук Шанай, Кукшин, Иинск, Сергиней, Карасай, Талхан, Ундрик, Нарлик, Зангарык, Харагол, Алакшай, Каргантэй и другие. Вверх по реке Ие последним жилым селением  находится Аршан, а дальше непроходимая тайга с охотничьими угодьями, где основным жильем служит человеку зимовье.
Изучая историю Тулунского края, мне хотелось найти информацию о нашей владимирской земле до образования Владимировского сельсовета. Конкретно о Владимировке в архивах имеются записи с 1912 года, с того времени, когда она вошла в Алфавитный список переселенческих участков Иркутской губернии, как вновь образованный участок Владимирский Гадалейской волости, Нижнеудинского уезда, Икейского подрайона.

Село Владимировка, о которой будет мое повествование, стоит на родовых землях бурятских племен, которые постоянно  кочевали в приречных долинах рек Оки, Ии в поисках пастбищ для скота, удобных мест для охоты и рыбной ловли. Местность в приречных долинах реки Ии входила в Ицкую ясачную волость. Бурятские кочевники, осевшие на постоянное место, исправно платили государству ясак, а бурятские поселения Шанай, Кукшин, Кукшанай, входившие в состав Владимировского сельсовета, сохранились до 80-х годов 20-го века. 

В главе «Связь времен…» сделано краткое описание, как развивались события в Братской волости Нижнеудинского уезда с момента, когда впервые енисейскими казаками был открыт путь на Ангару, как из необжитого дикого края Сибирь превращалась в мощный экономический резерв Российского государства. Материал для главы «Связь времен…» взят из архивных данных  ОГКУ ГАИО г. Иркутска, из двухтомника  В.Н. Шерстобоева  «Илимская пашня», из учебного пособия А.П. Косых, В.Н. Панова, В.Г. Тюкавкина «История Иркутской области» и другой литературы.
В.Н. Шерстобоев в двухтомнике «Илимская пашня» подробно описывает, как шло освоение Сибири русскими казаками.
Вернемся на несколько тысячелетий назад в далекое прошлое, в те времена, когда в бескрайних неизведанных просторах Сибири жили первобытные люди. Исторические данные о том, что по берегам рек Ангары, Лены и их притоков жили древние люди, подтверждают археологические раскопки.

Взгляд из прошлого.
Из учебного пособия «История Иркутской области»: «…В мезолитическое время 9-8 тысяч лет тому назад в Приангарье, как и во всей Сибири были обнаружены 40 кострищ и тысячи предметов – остатков материальной культуры, подтверждающих, что это были не временные стоянки рыболовов-охотников, а место их длительного обитания. Древние люди селились в пещерах, в некоторых из них обнаружены остатки очагов, кострищ, каменные орудия, черепки глиняной посуды, фигурки рыб из камня, а также кости вымерших животных – шерстистого носорога, пещерного медведя, и других. На скалах сохранились рисунки периода мезолита и неолита с изображением лосей, идущих друг за другом, дикой лошади, вымершего быка бизона, летящей стаи гусей и уток, сцены охоты на диких животных...».
Основание: А.П. Косых, В.Н. Панов, В.Г. Тюкавкин «История Иркутской области, учебное пособие, ВС книжное издание, 1983г.               

Восточную Сибирь в период средневековья населяли народности тюркского происхождения. Самыми многочисленными были курыканы. Несколько столетий тому назад группа кочевых монгольских племен переселилась на Ангару и Лену из Забайкалья. Эти монголоязычные пришельцы и стали предками бурят. Первоначальным местом поселения пробурятских племен считается Предбайкалье. Население нынешнего Прибайкалья входило в состав центрально-азиатских тюркских государств.
Монгольская хроника Чингисхана и путешественники 13-го века именовали бурятские племена лесными народами. Вначале «бурат» было только прозвищем, которое монголы применяли к лесным племенам Предбайкалья. Затем трансформировалось в этническую форму – буаряад, что по-монгольски означает бурят, а  суффикс «д»  на монгольском языке означает «лесная роща».
Основание: Л.Д. Шагдаров «Бэлиг», Улан-Удэ, 1996г.

Существует еще несколько версий происхождения слова «бурят», в зависимости от рода, племени и места их проживания. То, что на территории Тулунского района до прихода русских по берегам реки Ии кочевали бурятские племена в поисках пастбищ  и  удобных мест для охоты и рыбной ловли, не вызывает никаких сомнений. 

Взгляд из прошлого.
Из учебного пособия «История Иркутской области»: «…Ко времени прихода русских в Восточную Сибирь бурятские племена в Приангарье расселялись: булагаты по реке Ангаре и ее притокам Унге, Осе, Иде и Куде; эхириты по верховьям Куды, Лены и ее притокам Манзурке и Анге; хонгодоры – на левобережье Ангары, по низовьям рек Белой, Китоя и по Иркуту; хоринцы  - на западном берегу озера Байкал, по реке Булульдейке и на острове Ольхон, часть хоринцев жила в Забайкалье. Две группы булагатов – ашехабаты и икинаты – селились отдельно от остальных в районе современного города Нижнеудинска и в низовьях реки Оки и по ее притокам...».
Основание: А.П. Косых, В.Н. Панов, В.Г. Тюкавкин «История Иркутской области», учебное пособие, ВС книжное издание, 1983г.               

Владимировский  сельский Совет с прилежащими селениями Вознесенск, Владимировка, Одон, Харантей, Ингут входит в состав современного Тулунского района, который расположен на реке Ие, которая является самым крупным притоком реки Оки.
Попробуем проследить, как развивались события от начала освоения Восточной Сибири русскими казаками в Братской волости, куда входил современный Тулунский район до 1917 года.

Взгляд из прошлого.
Из Шерстобоева В.Н. «Илимская пашня», Т.1: «…На Ангару русские шли через Енисейск, основанный в 1618 году, который был центром Восточной Сибири. Путь по Енисею и Ангаре был единственным путем сообщения. Первые сведения о существовании бурят енисейские казаки узнали в 1622 году. Большую роль в открытии Восточной Сибири сыграл  П.Д. Пянда. Он первым в 1620-1623 г. из Енисейска спустился по Енисею на Нижнюю Тунгуску, чтобы разведать новый путь и побывать на реке Енисей, а затем спустился на Ангару. По пути ему встретилось несколько заимок, зимовий, в которых жили русские охотники, промышлявшие  пушного зверя. Они  вели меновую торговлю с тунгусами. Поход Пянды - важнейший исторический этап в освоении нашего края. Реки были единственным путем сообщения между Енисейском и Восточной Сибирью... 

…В 1627 году отряд в 40 казаков во главе с атаманом Максимом Перфильевым, добравшись до Ангары,  впервые собрал ясак у иноземцев, а весной 1628 года вернулся назад в Енисейск…
…В 1629 году сотник Петр Бекетов выехал на Ангару для сбора ясака у бурят. В устье реки Оки казаками было построено зимовье, которое определило место будущего  Братского  острога. В этом же году была составлена и отправлена в Москву подробная «роспись» Ангары и ее притоков вплоть до Илима и Ленского волока с указанием пути в «братскую» землю и расселения тунгусских, «братских»  и якутских племен…

…В 1630 году для строительства острога в устье реки Оки был направлен атаман Максим Перфильев с 30 казаками и 2-мя пушками, а в 1631 году ему на  помощь были отправлены еще 50 казаков. Построенный острог назвали Братским, так  как здесь жили буряты, «братский народ», как называли их русские. Местоположение вокруг  Братского острога в приречных долинах было благоприятным для земледелия.  В 1650 году  приказчик Братского острога  отписывался в Москву «около Братского острожку  места прямо пашенные, теплые, по обе стороны Ангары-реки в ширину полверсты и больше, земель пашенных добре много».

Бурятские улусы, входившие в Братскую волость, начинались по реке Ангаре выше устья реки Вихоревой. В районе Оки  бурятские улусы селились на западной стороне Ангары.  Далее по обе стороны реки Оки и по ее притокам -  Ие, Унге, Белой, Китою и других. Пересекая по железнодорожной  магистрали Сибирь, большинство селений носят нерусские названия: Бирюса, Залари, Алзамай, Замзор, Тайшет, Шеберта, Тулун, Куйтун, Тыреть, Кутулик и многие другие. Это еще раз подтверждает, что  здесь селились племена иноверцев.  «…Пашенные, государь, угожие места выше Брацково острогу большие и земли самые добрые. И на тех, государь, местех мочно  твоих государевых крестьян поселить семей с 500 и больши…», -  писал Енисейский воевода А. Пашков…».
 Основание: В.Н. Шерстобоев «Илимская пашня», Т.1

В книге «Исторические хроники Восточной Сибири»  И.И. Иванов и А.И. Иванов пишут: «…в 1626 году, преодолев Падунский порог и добравшись до бурятских улусов, атаман Максим  Перфильев впервые собрал ясак соболями  «братская земля богата, людей  много и соболей, а коней, и коров, и овец, и верблюдов бесчисленно». В этом же  1626 году основано село Батар и  под «Брацким шаманским порогом» казаками Максима Перфильева построено  зимовье…».
Основание: «Исторические хроники Восточной Сибири» И.И. Иванов, А.И. Иванова. 

Здесь возникает противоречие. Ивановы пишут, что Максим Перфильев впервые собрал ясак в 1626 году, а по Шерстобоеву Максим Перфильев впервые собрал ясак у иноземцев в 1627 году.  Ивановы и Шерстобоев? Кто из них прав?
Русский посланник Н. Спафарий, путешествуя по Сибири в 1675 году, отмечал, что по реке Оке живут совместно русские пашенные крестьяне и буряты «…Братский острог к середине 17-го века превратился в большое поселение, став центром Братской волости, в которой насчитывалось 33 деревни, где вне острога  по берегам  реки Оки жили вместе  буряты и  пашенные крестьяне, что подтверждает «Чертежная книга Сибири», где на чертежах около Братского острога нарисованы чумы…». 
Основание: А.Я Ковалев  «Ангарский каскад».

До 1691 года Братская Волость была в подчинении Енисейского воеводства, затем подчинялась Москве, а с 1724 года перешла в ведение Илимского воеводства.
Поднимаясь по реке Ангаре и ее притокам Оке, Ие, русские землепроходцы основывали заимки, которые постепенно разрастались в деревни. Бурятское урочище Тулун русские достигли  в 70-80гг. 17 века. Первые упоминания о Тулуне были записаны Иоганном Георгом Гмелиным во время  путешествия по Сибири в составе второй Камчатской экспедиции. Экспедиция длилась в течение 10 лет. Собирая на пути драгоценный материал по флоре, фауне и этнографии Сибири, в дневнике наблюдений Гмелин писал: «…3 марта 1735 года еще до обеда в восемь часов мы прибыли из Удинска в деревню Тулун после того, как проехали по редкому, большей части сосновому лесу. Эта деревня лежит на реке Ия. В ней 10 домов, управляется она из Илимска…».
Источник: http://dimon.shpacr.net/ Тулунский краеведческий музей.

Тулун - слово бурятского происхождения и в переводе на русский язык означает "кожаный мешок" или просто "мешок". Так называлась местность, расположенная в петлеобразной излучине реки Ии. Дата происхождения населенного пункта Тулун точно не установлена. По бурятским легендам Тулун является очень старым поселением. Бурятский улус Тулун стоял на берегу реки Ии на месте современной улицы Ленина. Буряты жили в то время родами. Род состоял из нескольких улусов.
В Тулунском краеведческом музее хранится картина «Приезд русских в Тулун в 17 веке», написанная талантливым художником-любителем М.И. Ивановым, преподавателем Тулунского педагогического училища.
Источник: http://dimon.shpacr.net/ Тулунский краеведческий музей.

В 18-м веке художник Смирнов, совершая поездку по Нижнеудинскому уезду, нарисовал несколько картин с пейзажами местности.
Основание: Летопись Иркутской губернии, П.И. Пежемский, В.А. Кротов, Иркутск, 1911г.   

В Тулуне в 1745 году проживало 297 человек из них 265 государственных крестьян, 21 ссыльный.
Основание: ОГКУ ГАИО,  ф-75, оп. 2, арх. № 81

И.И. Серебренников описывает другой  путь появления русских в Тулуне: «…В район реки Ии, где жили буряты-скотоводы, русские пришли впервые в 1652 году под начальством красноярского воеводы Кирилла Бурлакова из Нижнеудинского острога. В это же время появляются первые русские поселения. Русские новоселы стали строить свои жилища рядом с бурятами. Здесь они нашли удобные черноземы, требующие сравнительно небольших усилий для их раскорчевки. Они стали расчищать, осваивать земельные угодья, строить заимки: Казакова, Перфилово, Афанасьево, Никитаево и другие. Заимки получили названия по именам первых русских землепроходцев. Тулун из бурятского улуса постепенно превращался в русскую деревню, которая  стала называться деревня Тулуновская…».
Основание: И.И. Серебренников «Освоение Сибири русскими».

До прихода русских в Сибирь буряты жили в войлочных юртах, в основном занимались скотоводством. От русских буряты переняли  земледелие, стали выращивать новые  зерновые культуры: рожь, овес, пшеницу, стали строить деревянные дома. Кроме лошадей буряты разводили верблюдов, которые использовались  в хозяйственных делах.
В  Иркутской области на территории  Куйтунского района в Усть-Куде верблюдов разводили до середины 20 века.
Буряты не хотели мириться с приходом русских на свои территории. Вокруг Братского острога долго шла борьба русских казаков с окинскими бурятами. Зачинщиками выступлений бурят были родовые нойоны,  недовольные потерей полного влияния на своих людей. Сами буряты до прихода русских были монгольскими кыштыками и терпели постоянные  набеги монголов и дунгар.

Взгляд из прошлого.
Из Шерстобоева В.Н. «Илимская пашня»: « …В 1728-м году был заключен Кяхтинский договор, где четко намечались границы  Царской  России  от Аргуни до истоков Енисея. Бурятское население не сопротивлялось присоединению, служило верою и правдою Царской  России  «…Своим оружием и верностью были доброоружены и доброоконны, держали оную почти по всему расстоянию в многолюдстве прикрытием границ и разъезда, служили без жалованья с добрым сердцем и учтивостью, на которых я имел большую надежду, видя храбрость их и усердие».  Такой отзыв дал бурятскому народу С. Владиславич – Рагузинский.
Основание: В.Н. Шерстобоев «Илимская пашня», Т.1

Русские землепроходцы постоянно расширяли свои границы в поисках удобных пахотных земель, земледелие в Сибири стало основой государственной экономики. Вокруг Братского острога  в долинах рек Оки и Ии,  включая местность прилежащую  вверх по реке Оке и ее притокам, были легкодоступные земли для создания крестьянских хозяйств. Умеренно континентальный с достаточным увлажнением климат благоприятствовал  развитию земледелия. Братская волость располагалась в земледельческой зоне и имела хорошие урожаи зерновых, избыток хлеба. Хлеб возили в Иркутск и Енисейск.
Сельскохозяйственная промышленность в современном Тулунском районе играла немаловажную роль в  Иркутской области. Славился тулунский край богатыми совхозами и колхозами,  высокими  урожаями зерновых. Тулунская селекционная станция  районировала несколько  сортов пшеницы, среди них знаменитые  «Скала» и «Тулунская-12».

Шерстобоев В.Н. в книге «Илимская пашня» описывает, как происхоило приискание земель в Верне-Окинской и Ицкой ясачных волостей для создания там землепашества.

Взгляд из прошлого.
Из Шерстобоева В.Н. «Илимская пашня»: …В 1671 году, т.е. в год основания монастыря, приказчик Братского острога Иван Перфильев  отводит обширные угодья согласно указу из Енисейска. Расширяя владения на север по Ангаре и на юг по р. Оке и р. Ие. Так в 1692 году приказчик Федор Клепиковский отводит по р. Ие  «еланные места с черными лесами, а на нис по Ие, по Еловому ручью – с еланью и лушками, по обе стороны с рыбными ловли. А от Коби по Ие до Бады вверх же, по обе стороны с лесами, и со всеми угодья. Да вверх по Ие до половины дороги до Лиственишного острова по Ие до межи…». Определить площадь земель, перешедших в монастырские руки, нет возможности. Их отводили  «на глаз», подчас целые речки со всеми прилегающими к ним пространствами. Одновременно с расширением  монастырских земель росла численность  русского населения, увеличивалось количество крестьянских хозяйств…

…В 1702 году в Братской волости было 15 селений, 128  дворов. Братский острог являлся центром русской земледельческой Братской волости, был также центром Верх-и-Низ Ангарской подострожной ясачной волости и центром Верхне-Окинской и Ицкой (по реке Ие) ясачных волостей. Верне-Окинская и Ицкая ясачные волости занимали местности вверх по реке Оке, считая от Братского острога и по реке Ие. Около Братского острога находился монастырь – Спасская Пустынь…
…Земли в пользование  Спасской Пустыни отводились приказчиками в течении многих десятилетий «…к Спасской пустыни для монастырского нового строения под пахотную  и под сенные покосы, и под скотиной выпуск против Нижнаго Брацкого острогу за Ангарою рекою, от Красного Яру вверх по Ангаре реке до Красноярские речки, и до Топкого ручья по увалу, а в горе с еланными местами…»…

…По переписи «ревизских сказок» в 1729 году в Братской Спасской Пустыне проживало 86 душ мужского пола…
…В  1745 году во время второй переписи населения Илимского воеводства в Спасской  пустыне и в принадлежащих ей окрестных деревнях проживало 134 души мужского пола монастырских крестьян. В деревнях – пяти монастырских деревнях – Братской, Бадинской, Париловской, Барановской, и Филиповской насчитывалось 36 крестьянских дворов, которые имели 219 десятин пашни 3900 копен сенокосов.
Государство не вмешивалось в дела монастырей и зависимых от них крестьян. Все требования к крестьянам  проводились через монастырское начальство…
Основание: В.Н. Шерстобоев «Илимская пашня», Т.1

Секуляризация монастырских вотчин началась в 1762 году по указу Петра  Третьего. Имущество монастырей, описанное воеводой и переданное на хранение выборным от крестьян  лицам, возвращается согласно указу Екатерины Второй их прежним владельцам печатным указам от 10 января 1763 года, а затем 29 февраля 1764 года Екатерина Вторая вновь издает указ о передаче всех вотчин церковников в коллегию Экономии. 

В 1769 году постройки Братской Спасской пустыни проданы с торгов. Почти весь монастырский скот был раскуплен крестьянами. После ликвидации монастырских вотчин бывшие крестьяне-половники получили название экономических крестьян, а деревни, населенные ими, образовали экономические волости. 
В дальнейшем по переписи экономических крестьян  числилось: 297 душ,  из которых крестьяне – 265 человек,  разночинцы – 11 человек, ссыльные –  21 человек.
Из этого напрашивается вывод: возможно, что отводились земли по реке Ие в современном Тулунском районе,  и что на землях, принадлежащих Спасской Пустыни, стоит село Владимировка.
В отношении сибирских народов бурят, тунгусов, якутов по предложению М.М.

Сперанского была введена специальная система управления, названная «Устав об управлении инородцев», где по уставу за ними были закреплены места их кочевок. 
В Иркутском областном архиве  имеется запись: …В 1910-1911гг. землеустройство было распространено на два Бурятских Ведомства Нижнеудинского уезда: Солонецкое и Гадалейское.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-171, оп. 1, стр. 219

С 1910-го года началось массовое заселение Икейского подрайона переселенцами, прибывшими во время столыпинской реформы. Ицкая ясачная волость входила в Гадалейское Бурятское Ведомство и занимала территорию от Тулуна  вверх по реке Ие.  В конце 19-го и начале 20-го века  здесь выросли  русские поселения: Икей, Едогон, Изегол, Владимировка, Одон, Вознесенск, Харантей и др.
Во время массового заселения участков Гадалейской и Солонецкой волостей Бурятские  Ведомства не хотели пускать русских переселенцев в свои ясачные волости, не давая согласия на земле-устроительные работы и топографические съемки. При выполнении намеченных планов по землеустройству и переселению возникали  задержки на получение выдачи населению отводных записей.

Заведующему землеустройством и переселением Иркутской губернии направлялись циркуляры, в которых предписывалось ограничение использования земель иноверцев в зависимости от их желаний. Только вмешательство центральных властей изменило ситуацию. В 1908 году местная администрация переходит на сторону землеустроителей.
В циркуляре 1908 года на имя Иркутского генерал-губернатора говорилось: «…По ныне действующему закону кочевые инородцы четырех сибирских губерний в общем правиле подлежат обязательному земельному устройству, как и крестьяне. Совершенно недостаточно для приостановки поземельного устройства заявления бурят о нежелании или несогласии на это, нет никакой надобности спрашивать у них землеустройства».
Основание: ОГКУ ГАИО,  Ф-171, оп. 1,  д. 7, л. 162   

В 1745 году Братский острог являлся одним из крупных селений и был центром большой волости Илимского уезда. Расположение острога на реках Ока и Ангара способствовало развитию торговли. Население острога состояло в 1745 году из 198 душ мужского пола: 69 служилых, 79 посадских, 11ссыльных, 12 обротчиков, 4 бобылей, 20 разночинцев. Кроме того, в остроге жило 2 новокрещенных и 1 дворовый человек.

В 1769 году при новой передаче острога приказчику еще раз была составлена опись. За протекшее время здесь мало что изменилось. Всего в Братском остроге  и прилежащих к нему селениях по описи значилось 1506 душ мужского пола, из них государственные крестьяне  –  999 душ мужского пола, монастырские – 131 душ мужского пола, посадские – 153 душ мужского пола, разночинцы – 171 душ мужского пола, ссыльные 52 душ мужского пола. В сравнении с другими волостями  в Илимском уезде Братская волость была  самой густонаселенной.
На протяжении 18-го века было проведено несколько переписей ясачного населения Сибири. Все туземное население обоего пола  в Братской волости  в 1719 году составляло 1600-1650 человек, «ясачных иноземцев» числилось  545 душ мужского пола.  Ясачных душ мужского  пола  по Братскому острогу в Ицкой ясачной волости числилось 162 душ мужского пола,  всего несколько десятков семей, кочевавших по рекам Оке и Ие.

В 1762 году, по третьей ревизии,  ясачных людей мужского пола в Братской волости числилось  911 душ,  из них 606 положены к выплате ясака.
В 1784 году Братская волость вошла в состав  Иркутского уезда.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-75, арх.  2838, лл. 145-147   

Взгляд из прошлого.
Из Шерстобоева В.Н. «Илимская пашня»:   ...Законодательством предусматривалось обязательное наделение инородцев  землей. Включение  бурят в среду крестьян  было обусловлено крещением в православную веру. Крещение не только способствует большему сближению местных народов с русскими, но и становится основой ликвидации варварского пережитка – многоженства «...иметца народ смешанной с некрещеными иноверцами, братскими и тунгусами, а по ихнему языку называется бурять. Исчисления времени не знают… И закону никаково не имеют, а жену себе имеют по одной, а ныне по две и по три жены вдруг… А от себя жен отлучают по своей воли». Единственным отличием русских крестьян от крестьян-бурят, приложении к бурятам говорилось «братский мужик».
Основание: В.Н. Шерстобоев «Илимская пашня», Т.1

Бурятские  «Степные Думы» были образованы по уставу об управлении инородцами в 1822 году. Низшей ступенью в структуре самоуправления становился улус, объединявший 15 семейств и более. Во главе улуса стояли старшина и два помощника. В соответствии с уставом были созданы 12 Бурятских Ведомств, а тем в свою очередь подчинялись родовые управления. В пореформенный период в бурятских улусах Иркутской губернии шел процесс развития капиталистических отношений и образования новых групп сельского населения. В разных ведомствах зажиточные буряты составляли от 15 до 20 процентов. Бурятское кулачество отличалось от остальных масс по образу жизни.

Николай Астыров, посетивший бурятские улусы Иркутской губернии, описывает: «…Многие буряты ходят в сюртуках и брюки носят на выпуск... Читают «Земледельческую газету», «Русскую старину», «Восточное обозрение». Дом богатого буря-та выглядел далеко не последним домом, а как на хороших улицах Иркутска...».
Источник: http://dimon.shpacr.net/ Тулунский краеведческий музей.

К 1913 году около 90% бурят Иркутской губернии  было охвачено землеустройством, и только на территории Окинского ясачного ведомства землеустройство было приостановлено вследствие особенностей хозяйственной деятельности жителей скотоводством, рыболовством, лесными промыслами.
Основание: ОГКУ ГАИО,  Ф-171, оп. 1, д. 7, стр. 219               

Население Иркутской губернии росло в связи с прибытием новых партий русских переселенцев и ссыльных. К концу 18-го века на территории Иркутской губернии насчитывалось более 500 населенных пунктов. Рост населения увеличился при строительстве Большой Московской дороги. В это же время земли по Московскому тракту заселялись крестьянами из других волостей.   

Взгляд из прошлого.
Из Шерстобоева В.Н. «Илимская пашня»: «…Строили тракт в основном ссыльные. Свыше 10 тысяч человек рубили лес, гатили болота, добывали камень, дробили щебенку и покрывали ею полотно дороги, рыли кюветы. При строительстве дороги нужно было преодолеть массу рек и речушек, гор и болот, необжитые таежные места и степные пространства. Сооружение тракта явилось подлинным трудовым подвигом сибирских наро-дов и в первую очередь русских крестьян.
…При строительстве от Красноярска до Иркутска Большой Московской дороги указом Сената в 1762 году началось  принудительное заселение   участка  Московского тракта   от   Тобольска  до Тулуна. Немало крестьян Илимского уезда переселилось по своему почину на Московскую дорогу...

…С вводом  в действие Московского тракта в первой половине 18-го века государство начинает создавать на главных дорогах почтовые станции.  До этого ямской гоньбой занимались крестьяне. По тракту вырастают станции «станцы»  Черемхово, Зима, Тулун и другие, ставшие  впоследствии  городами. Деревня Тулуновская становится большой ямской станцией. Нанятые на ямскую службу крестьяне получают не только деньгами за службу, но и наделяются пашнями, покосами. Создание станций на всех дорогах казной постепенно регулируются, определяется число лошадей для каждой станции по измерению расстояний. Средняя скорость между станциями устанавливалась 7 верст в час. Жители каждой станции  должны были иметь  на содержании не менее 4 лошадей.

В 1775 году Тулуновский участок Московской большой дороги имел станции: Тайтурский, Заларинский, Куйтунский, Зиминский Кимельтейский, Тулуновский. В Тулуне ямщицким промыслом начали заниматься около 200 человек. Через реку Ию был сооружен паром, возникли новые селения Шерагул, Трактовое. Через Тулун проходили, кроме Московского, Братский и Икейский тракты и  действовало более 20 постоялых дворов...».
Основание: В.Н. Шерстобоев «Илимская пашня» Т-1

В 1745 году, возвращаясь из Иркутска, Г.Ф. Миллер в своем путевом дневнике писал: «Тулун – погост. Имеется церковь Покрова Богородицы, 20 дворов, в которых живут 15 ямщиков, имея 15 подвод».
Первым организатором почты в Восточной Сибири был Витус Беринг. Согласно сенатским инструкциям, ему поручалось «учредить почту» от Томска через Красноярск до Иркутска. Официальным указом 1743 год считается годом создания почтовых отделений по Московскому тракту. На станциях Черемхово, Зима, Тулун и других открываются почтовые пункты.
В дальнейшем по реке Оке по распоряжению Иркутской провинциальной канцелярией было дано распоряжение: …от Красноярска до Иркутска создать 30 станций, на которых должно находиться по 24 лошади и дабы при станциях имелись пашни, сенокосы и «способная вода». Поселяемые на станках крестьяне освобождались от оброков на выделяемую им землю.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-75, арх. №1126, лл. 99,107

Строительство почтовых станций затянулось на более длительный срок, чем предполагалось, ввиду того, что на дорогах «от Красноярска в самых пустых местах никакого жительства не имеется, до Канского острога, до Тулуну, також и до Иркутска».
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-75, оп. 2, арх.  №356, лл. 8-10

В 1919  году обывательская гоньба Тулуновского земства, отбывающая до сего времени оплатой отдельному ямщику по рублю с версты, разрешена Тулуновским земским собранием с торгов свыше 27500 рублей в год.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф р-2, д. 199

Полный переход всего почтового дела государству начинает действовать в конце 18-го века  с 19 января 1797 года.
В 1883 году построен 240 верстный тракт между Тулуном и Братском.               
В конце 19-го века началось строительство железной дороги. Тулун становится крупной железнодорожной станцией, для обслуживания железной дороги требуются специалисты. В 1889 году в Тулуне открывается  железнодорожное училище.
В 1895 году, еще  до ввода в эксплуатацию железной дороги Красноярск-Иркутск и до начала действующей столыпинской  реформы желающих переселиться в Иркутскую губернию было большое количество, что определялось списками крестьян, подавших прошение  о выдаче  «дарового» билета  для осмотра местности. Однако массовое  переселение в Сибирь началось, когда заработала железная  дорога. В дальнейшем были установлены прямые связи Белорусских землеустроительных комиссий  с переселенческими пунктами Иркутской губернии.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-400, оп. 1, ед. хр. 158

Переселение крестьян из европейской части в Икейскую волость  Нижнеудинского уезда началось  задолго  до начала  столыпинской реформы, чему свидетельствуют архивные данные из хозяйственных книг. Наибольший рост переселенцев в Икейскую волость приходится на 1898-1906 годы после  ввода в эксплуатацию железной дороги.
В 1910 году  в Икейском подрайоне на переселенческих участках уже были Икейское, Едогонское, Верхне-Бурбукское, Лево-Гарьенское сельские общества.
Основание: ОГКУ ГАИО Ф-287, оп. 1, ед.хр. 4

Списки желающих переселиться в Сибирь подавались целыми деревнями. Так в Сибири появились новые деревни, которые сохранили до сих пор самобытную культуру.
В Тулунском районе к таким селам относятся Верхние и Нижние Бурбуки, где до сих пор древний славянский язык и духовная культура белорусов-сибиряков сохранилась и сжилась с местными обычаями и традициями русских и других народов.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-400, оп. 1, ед. хр. 158

При массовом заселении переселенческих участков Нижнеудинского уезда решением Иркутской казенной палаты по Землеустройству и Переселению в первую очередь нарезаются участки для развития сельского хозяйства по берегам реки Ангары и ее притоков.  Под заселение попадают удобные для распашки земли Икейской волости.
Икейская волость образовалась в 1907 году, где село Икей становится волостным центром. В 1910 году в Икейской волости  был нарезан 71 участок, из которых  68 участков были сразу заселены переселенцами. Икейская волость оказалась самой густонаселенной волостью Нижнеудинского уезда. В 1911 году все население Икейской волости составляло 6719 человек. Крепко осевших на земле переселенцев, которые в первые два года построили дома, разработали пашню и обзавелись скотиной,  называли в ту пору засельщиками.

Если учесть, что массовое переселение из Европейской части России длилось с 1907-1914гг., то к 1917 году на заселенных участках выросли большие населенные пункты, а население Икейской волости увеличилось в десятки раз.
Из документа  «Сведения о заселении переселенческих участков Иркутской губернии в 1910 году» видно, что Икейская волость заселяется более интенсивно, чем другие участки не только Нижнеудинского уезда, но и других уездов Иркутской губернии. Из 528 участков, образованных в Иркутской губернии в 1910 году, на  Нижнеудинский уезд приходилось 244 участка. Переселенческие подрайоны охватывали Перфиловскую, Тангуйскую, Алзамайскую, Куйтунскую, Шебартинскую Тулунскую, Шерагульскую, Икейскую, Кимельтейскую и Братскую  волости.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-400, оп. 1, ед. хр. 158

В этом же 1910 году непричисленных переселенцев в Сибири было около 700 тысяч душ. Вина за многолетнюю неустроенность переселенцев целиком лежала на царской администрации. Ехали переселенцы в неприспособленных вагонах, битком набитых стариками, детьми, беременными женщинами. В этих же скотских вагонах (со знаменитой надписью 40 человек, 8 лошадей) переселенцы готовили пищу, стирали белье. Многие приезжали совершенно без денег, так как деньги, вырученные от продажи имущества и земли,  уходили на переезд, продолжавшийся по месяцу и больше. 
Путаница при устройстве переселенцев на пункте распределения происходила по многим причинам.
Из отчета Заведующего подрайоном  переселенческого Управления о водворении переселенцев за 1910 год:

1. Случаи переселения по чужим документам.               
«…изъ Гродненской губернии Пружанского уезда прибыли 5 семей на 12 долей по чужимъ проходнымъ свидетельствамъ, с подписками объ отказе отъ долей лицъ, на которые выданы документы, засвидетельствованные въ Волостномъ Правлении. По заявлению переселившихся оформить передачу долей въ комиссии они не успели, боясь пропустить очередь посадки.
Наблюдаются случаи прибытия одной семьи по чужому проходному свидетельству, выданному на имя лица, годъ тому назадъ давшего подписку черезъ земского начальника объ отказе отъ зачисления за нимъ долей...».

2. Случаи переселения на доли отказавшихся в порядке циркуляра от 14.04.1909г. за №19  «…В отчетномъ году прибыло 26 семей на 51 долю,  на доли отказавшихся, а именно: изъ Орловской губ. Карачаевского уезда  25 семей на 49 долей и  изъ Подольской губ. Проскуровского уезда 1 семья на 2 доли. Перечисление долей прибывшимъ семьямъ сделано по постановлению Землеустроительных Комиссий. У всехъ прибывшихъ семей были проходные свидетельства, и только въ четырех документахъ помечено не было точно, на чьи доли прибыла семья...».
И еще «…изъ Орловской губернии по проходному свидетельству за №324 на 6 долей прибылъ Никита  Ананьев(ич) Родин. Зачисленъ не был. В проходном свидетельстве сказано, что доли перечислены от Ивана Иванова(вича) Барсукова 5 долей и Ивана Егорова(вича) Алексашина 1 доля. Между темъ Барсуков самъ зачисленъ не был, а какъ выяснилось взялъ доли у Константина Егорова(вича) Алексашина, зачисленного по ходаческому свидетельству за №1261 на пять долей, и Ивана Егорова(вича) Алексашина, зачисленного по ход. свидетельству за №1261 на 2 доли.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-171, оп. 1, ед.хр. 195

Путаницы в создавшихся ситуациях говорили о затруднительном  положении, в котором оказывались переселенцы по прибытии на пункты распределения. Постановление Комиссии о причислении долей иногда делалось перед самой посадкой в поезд. Многие документы имели неточности, что и приводило к путанице и нарушениям, которые требовались циркуляром.
Из-за отдаленности подрайонов от Иркутска контроль относительно ходоков и переселенцев не мог осуществляться надлежащим образом. Были случаи потери или запоздания багажа.
Из отчета Заведующего подрайоном: «…Ввиду отдаленности подрайоновъ отъ железной дороги никакихъ данныхъ  относительно случаевъ опоздания багажа не имею. Только одна семья заявила объ утере багажа – сала 2 пуда 5 фунтовъ по накладной за № 4196. Дело это было рассмотрено коммерческимъ отделомъ железной дороги и отклонено за не предоставлениемъ заявления самого переселенца…».
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-171, оп. 1, ед.хр. 195

На место предполагаемого водворения из Европейских губерний направлялись специальные люди – ходоки. Ходоки, приехавшие смотреть отведенные земли, получали ссуды от государства исключительно по их просьбе. Такие ссуды назывались  ходовыми ссудами. Размер ссуды по потребности состоял из высшей суммы – 9 руб.,  средней – 7 руб. 40 коп. и низшей – 3 руб. Что касается основания получить ссуду в том или ином размере были определенные мотивы.  В высшем размере ссуда предоставлялась в том случае, когда ходок заявлял, что у него нет денег на обратную дорогу. В низшем размере, когда ходок сам заявлял низшую сумму.

Ссуда выдавалась ходокам как пособие, которое взыскивалось с них через год.  В основном деньги им  были нужны  на обратную дорогу. Просили ходоки, как правило, всегда больше, а чиновник уменьшал сумму. Это был своего рода торг, где обе стороны постепенно  подходили к более или менее необходимой сумме.
Местом высадки переселенцев вверенного им подрайона являлись станции, по прибытии на которые переселенцы размещались  в бараках, остановочных пунктах переселенческой платформы и начинали  пополнять свой инвентарь, преимущественно покупкой лошадей. Телеги обычно везли с родины. Нанимать извозчиков было очень дорого, а покупать лошадей на месте водворения невыгодно, т.к. «…старожилы хорошую лошадь не продавали, а за плохую старались взять подороже…».
Основание: ОГКУ ГАИО Ф-171, оп. 1, ед.хр. 195

Продолжительность пребывания в бараках на пункте распределения колебалась от 2-х недель до полутора месяцев. Иногда мест в бараках для всех прибывших не хватало, и тогда приходилось переселенцам размещаться на частных квартирах. С одного члена семьи, включая детей, за проживание в частных квартирах в день брали по 10 коп. Зимой на участки ехать мешали холода и снег. Старожильческого населения было немного, вокруг были бурятские улусы, но буряты ни за что не хотели пускать к себе на квартиру «хохла».  Были случаи, что переселенцы отдавали к старожилам в работники некоторых членов семьи, а сами ехали на участок.
Периоды наибольшего прибытия переселенцев и водворение их на участки совершались в апреле, мае и июне.
Из отчета Заведующего переселением в апреле, мае, июне процент водворившихся от годового распределения выглядел так:    апрель - 61,6%, май - 190% и июнь - 73%.
На пунктах распределения переселенцы могли приобрести необходимый сельхозинвентарь: гвозди, железо, деготь, кирпич и продукты первой необходимости по ценам, приведенным ниже.

Гвозди машинные ……... пуд - 6 руб.
Гвозди кованые ………... пуд - 4 руб.
Деготь .…………………. ведро - 1 руб.
Железо листовое ………. пуд - 4 руб.
Керосин ………………… пуд - 3 руб. 20 коп.
Кирпич …….…………… тысяча - 35 руб.
Мыло …………………… фунт - 0,18 коп.
Капуста …………………. сотня - 10 руб.
Капуста …………………. ведро - 1 руб.
Картофель ……………… пуд - 0,60 коп.
Крупа гречневая ……….. пуд - 2 руб.
Крупа ячменная ……….. пуд - 2 руб.
Лук ……………………… пуд - 1 руб. 50 коп.
Мука ржаная …………… пуд - 1 руб. 40 коп.
Молоко ………….……… четверть - 0,50 коп.
Мясо ……………………. пуд - 4 руб. 50 коп.-5 руб.
Сахар …………………… фунт - 0, 20 коп.
Соль ……………………. пуд - 1 руб. 20 коп.
Яйца ……………………. сотня - 3 руб.
Хлеб печеный черный…. пуд - 1 руб. 60 коп.
Хлеб печеный белый…... пуд - 2 руб. 40 коп.
Чай кирпичный ………… кирпич - 1 руб.
Спички …………………. тыс. - 0,10 коп.
Рыба мелкая сорожина ... пуд - 3 руб.
Рыба кета……………….. пуд - 8 руб.
Рыба омуль ………….…. фунт - 0,18 коп.
                ………….…. штука - 0,15 коп.
Овес ………………….…. пуд - 1 руб. 20 коп.
Пшеница ……………….. пуд - 1 руб. 50 коп.
Рожь ……………………. пуд - 1 руб. 20 коп.
Солома ржаная ………… воз - 1 руб.
Солома яровая …………. воз - 1 руб. 20 коп.
Сено……………………... пуд - 0, 40 коп.
Овца ………………….… шт. - 5 руб.
Свинья ……………….… шт. - 10 руб.
Курица ……………….… шт. - 0,60 коп.
Лошадь средняя …….…. - 60-70 руб.
Корова с теленком …….. - 40-55 руб.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-171, оп. 1, ед.хр. 195

В указанные месяцы: апрель, май, июнь - переселенцы прибывали группами, а в остальное время года по одной, иногда две-три семьи.
Прибытие группами объясняется тем, что ходачество происходило из одной губернии, уезда или даже волости. Другая причина в том, что переселенцы по прибытии находились довольно продолжительное время на станции, пополняя инвентарь. За это время их скоплялось значительное количество и, сговорившись, они вместе ехали на участок.

Переселение однофамильцев наблюдалось еще до столыпинской реформы.  Например, в 1894 году на участок Икей заселилось шесть семей по фамилии Поповы, четыре семьи Якушовых. В 1908 году на участок Левый Гарьен заселилось девять семей по фамилии  Побойня, пять семей  Попковых. На участке Изегол  в 1907 году поселилось шесть семей по фамилии  Сивеня, четыре семьи Непомнящих и т.д.
Основание: ОГКУ ГАИО, Р-287, оп. 2, ед.хр. 4 

Родственники или однофамильцы установить в данное время нет возможности. Водворившиеся на участки переселенцы в первый год часть разработанных пашен пускали под озимые хлеба, а часть подготавливали под пары для весеннего сева, с каждым годом увеличивая площадь разработанного поля. А также приобретали сельскохозяйственные орудия и постепенно увеличивали  количество скота. 
Самовольным переселенцам на переселенческих участках устроиться было труднее, чем прибывшим по установленным документам. Объясняется это тем, что контингент самовольных был бедный и особенной энергии в устройстве они не проявляли.

В 1894 году вступают в силу «Временные правила о пособиях от правительства для нуждающихся переселяющихся», разработанные Комитетом Сибирской железной дороги. Они пересматривались и дополнялись в 1896, 1899, 1903, 1906гг. Наконец 19 апреля 1909 года начинает действовать закон «О порядке выдачи ссуд на общеполезные надобности переселенцев». Согласно закону, легально переселяющая в Сибирь крестьянская семья имела право на получение льготных (беспроцентных) возвратных ссуд на переезд по железной дороге и водным транспортом.

По прибытии на участок переселенцы писали заявление на получение предварительной ссуды на устройство хозяйства: возведение жилых построек, покупку лошади, коровы, закупку хлеба и семян. Просили ссуды даже те, кто приезжал без семей. Размер предварительной ссуды обусловливался размерами: 
Высший размер ссуды – 100 руб. выдавался, когда водворенная семья  уже построила дом, обзавелась скотом и показала все признаки прочного засельщика, или купила дом у старожила стоимостью свыше 100 руб.
Как правило, практиковалась выдача ссуд в половинном размере, т.е. 50 рублей.
Ссуда выдавалась на участках при объезде Заведующего подрайоном, чтобы он имел возможность убедиться в том, что семья  принялась за хозяйство. Средний  размер ссуды состоял 95 руб. 58 коп., низший 50 руб.   

К получаемым ссудам переселенцы относились как к возвратным пособиям. Выдача всей предварительной ссуды производилась в тех случаях, когда участки слишком далеко находились от канцелярии подрайона, когда нет удобных для проезда дорог, когда торговый центр находится близко от участка и далеко от канцелярии подрайона, когда Заведующий подрайоном не имеет возможности часто посещать участки. Если нет наличия указанных причин, постановлением Комиссии считали, что  достаточно выдачи единовременной ссуды в половинном размере, т.к. в большинстве случаев, прибывшие на участки переселенцы  имели немного денег от продажи имущества на родине.
Заведующий подрайоном, непосредственно связанный с устройством переселенцев, видел, в каком затруднительном положении оказывались первый год переселенцы и, учитывая все расходы, просчитывал сумму, которая на самом деле требовалась для обустройства хозяйства на участке.

Из отчета Заведующего подрайоном: «…Выдаваемая, в виде общего правила, предварительная ссуда 100 рублей слишкомъ незначительна, и размеръ ее необходимо повысить до 300 рублей, только тогда можно рассчитывать на прочное водворение и на уменьшение обратныхъ переселенцевъ».
Первоначальные расходы переселенца на участок в самых минимальных размерах и при благоприятных условиях, считая, что весной и в течение лета он распашет усадьбу под огород, а также приготовит 1 десятину пашни под озимь и к весне второго года ; десятину под яровые составляли:

1) Лошадь……………………………………………. 70 руб.
2) Корова ……………………………………………. 50 руб.
3) Работы по постройке, которые сам переселенец выполнить не сможет: устройство печи, пилка леса……………………………………………50 руб.
4) Материалы для постройки: стекло, гвозди, кирпич ………………………….....30 руб.
5) Овес и сено для лошади и коровы до подножного корма…………………………… 15 руб.
6) 10 пудов семян ржи для 1дес. озимых по 1руб. 20 коп............12 руб.
7) 8 пудов ярового для ; десятины весеннего сева 1 руб. 50 коп. ..12 руб.
8) 8 пудов картофеля на ; десятины пашни по 0,60 коп.......4 руб. 80 коп.
На продовольствие семьи 5,2 человек кругом или 4 взрослых в течение 17 месяцев, т.е. с мая первого года водворения до октября второго года, т.е. времени уборки хлеба, требовалось:
9) Хлеб, капуста, картофель………………… 190 руб. 40 коп.
а) хлеба 1; пуда в месяц на едока - 1,5~4~17=102п.~1h/50к. …………………….. 
= 153 руб.
б) капусты ; ведра на едока -;~4~17=17~1руб.  =17 руб.
в) картофеля ; пуда на едока - ……… ;~4~17=34п.~0,60к = 20 руб. 40 коп.
10) Соль, сахар, в течение 17 месяцев …..…………….....................20 руб.
Итого: …………………………………………454 руб. 20 коп.
Округленно………………………………….450 руб.
Основание: ОГКУ ГАИО Ф-171, оп. 1, ед.хр. 195

Если считать к этому, что каждому домохозяину необходимо купить плуг, пару овец и свиней, то потребуется 500 рублей. Такая сумма необходима для переселенца средней руки. От продажи имущества на родине переселенец выручит 250 рублей. Из них израсходует на билеты, на провоз багажа и на доставку его до участка 100 рублей, то остается 150 рублей, к которым прибавятся заработанные  50 рублей.  Выходит, что на обустройство хозяйства недостает 300 рублей до того времени, когда он дождется своего хлеба. Но заработать деньги по прибытии на участок не имелось никакой возможности.

На обустройство двора уходило все время. Ни сам переселенец, ни члены его семьи не могли отлучаться на заработки, т.к. слишком много работы у себя дома. Надо нарубить и вывезти лес на избу, сарай для скота и построить их, сделать забор вокруг усадьбы, приготовить пашню для осеннего и весеннего сева, управиться с сенокосом и заготовить дрова. За весь этот промежуток времени наберется 2-3 месяца, когда хозяин сможет отлучиться из дома, чтобы заработать хоть немного денег.
Чтобы иметь дополнительный заработок, переселенцы шли наниматься на работу к старожилам. Иногда была возможность работать недалеко от участка, это общественная  работа у землемеров-топографов, либо в гидротехнической партии при изыскании и постройке колодцев, либо заготавливать осиновые клепки (дощечки) для Акционерного Общества «Мазут», которая шла на изготовление  керосиновых бочек.

Из отчета Заведующего  подрайоном:  «… На участкахъ есть хорошие бондари, которые на родине  кололи клепку для  заводовъ. Производственные опыты в этомъ направлении не дали положительныхъ результатовъ, т.к. осина, имеющаяся на участкахъ, не прямослойная, ее можно только пилить, а не колоть, но пиленую клепку общество не принимаетъ…».
Бесплатного отпуска лесных материалов переселенцам не было, т.к. участки подрайона лесные. «…Для возведения построек переселенцам могут быть отпускаемые  лесные материалы из ближайших к отведенному им участку казенных дач, в размере не свыше двухсот строевых деревьев и пятидесяти жердей на двор, и сверх того, для бань до двадцати, для гумен и риг по шестидесяти дерев».
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-171, оп. 1, ед.хр. 195

Выведенная цифра 500 рублей рассчитана на энергичного, упорного в труде переселенца, работающего почти все время на участке. Цифры эти относятся к участкам средней трудности, когда переселенец своей семьей без найма рабочих может разработать пашню и обустроить усадьбу.
Были и такие семьи, которые из-за бедности продавали скот, чтобы на вырученные деньги купить хлеб, а многие из  разорившихся возвращались на родину. Главной причиной того, что в первый год семьи возвращались на родину, была дороговизна хлеба. По истечении 2 лет при обследовании хозяйств, стало очевидно, что «…засельщики, пережив первые 2 года, распахали больше пашни, увеличивали площадь засева и соответственно собрали больше хлеба…». Прибывшие весной старались во что бы то ни стало арендовать пашню для весеннего сева у бурят и засеять ее озимым хлебом, а свою разработанную землю оставляли под весенний сев. В таких случаях урожай был неплохой, и процент «обратных» был минимальный. Минимальный процент «обратных» был в подрайонах, расположенных по тракту и рядом с железной дорогой,  потому что здесь имелось больше открытых легкодоступных земель, пригодных под пашню. 

Примерно 10 семей из 100 уезжали обратно на родину, т.к. участки им не понравились и совершенно не подходили под то описание, которое сделал им ходок. Кроме того они заявляли, что на участке им не прожить ввиду дороговизны хлеба и других припасов. Цена хлеба в то время держалась 1 руб. 80 коп. – 2 руб. за пуд. Переводворяться же на другие участки не желали из-за суровых климатических условий «…ужъ очень ихъ напугала разница в  въ климате на родине и здесь на участке».

Из отчета Заведующего подрайоном: …При обратном переселении возвращено ссудъ на 50 рублей отъ одной семьи. Не вполне возвратила ссуду при обратномъ переселении одна семья: не возвращено 100 рублей. Совершенно не возвратили ссуду при обратномъ переселении 46 семей: невозвращенная ими сумма равна 4450 рублей. Переселенцы, водворенные въ отчетномъ году, народъ бедный. Все оставшиеся переселенцы проявляютъ признаки прочныхъ засельщиковъ. Все имеютъ  собственную разработанную пашню отъ 1 десятины до 3 десятинъ и за немногими исключениями почти все имеютъ немного собственного хлеба съ своихъ пашенъ…».
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-171, оп. 1, ед.хр. 195

В виде особых прошений переселенцы подавали заявления на получение дополнительных ссуд. Размер дополнительных ссуд состоял: из высшей ссуды – 50 руб., средней – 50 руб. и низшей – 50 руб. Дополнительная ссуда выдавалась только с разрешения Уездного Съезда. Выдача дополнительной ссуды происходила по уважительным причинам или при несчастьях, постигших семью. Это были болезни тифом, цингой, когда семьи были не в состоянии работать продолжительное время, что приносило им в хозяйстве убыток; в случаях падежа скота, в частности, тягловой силы – лошадей; в случае природных бедствий – пожара, градобития;  кражи денег и имущества. При предоставлении в Съезд ходатайств  о дополнительных ссудах, предоставлялось также и имущественное обследование семьи, составленное в большинстве случаев лично Заведующим подрайона. В редких случаях по поручению Заведующего подрайоном обследование проводило Волостное правление с обязательным  заверением  протокола старостой и понятыми лицами. На общеполезные надобности выдавались безвозвратные ссуды на устройство дорог, торговых пунктов, почтовых отделений, церковно-школьное дело,  постройку училищных зданий.
Основание: ОГКУ ГАИО, Ф-171, оп. 1, ед.хр. 195

Из отчета Заведующего подрайоном: «…Весной на учаскахъ вспыхнула эпидемия цинги. Болезнь появлялась на почве плохого питания, сырыхъ помещений и отсутствия овощей. Прошу за счетъ отпущенного кредита увеличить число кроватей с 6-ти до 14-ти для труднобольныхъ  цинготныхъ, или такихъ, за которыми дома некому ухаживать…».
Вспышки эпидемий цинги начинались с  конца февраля  и заканчивались в июне, когда появлялась первая зелень. Для больных цингой выдавали продукты, так как открыть столовую было дорогостоящим предприятием. Продукты выдавали не только больным, но и всем членам семьи. Выработана была норма продуктов в день на человека:
а) хлеб черный печеный….……………………………..1фунт
б) рыба кетовых пород……………………………….. ; фунт
в) мясо…………………………………………………. ; фунт
г) капуста……………………………………………… ; фунт
Лук  и чеснок по 1-2 шт.,  считая детей, чай ; золотника на человека, считая детей, сахар 2 куска на человека,  считая детей.
Детям до пяти лет вместо черного хлеба разрешалось выдавать белый.

На участки подрайонов были направлены фельдшера для осмотра населения и составления списков, по которым производилась выдача продуктов. Для закупки и раздачи продуктов были приглашены сестры милосердия с жалованьем 50 рублей в месяц. Из-за плохих дорог и погодных условий, они занимались только закупкой продуктов, за которыми приезжали с участков старосты.
Вокруг заселенных участков находились хутора, где жило по две-три семьи, заселившиеся до столыпинской реформы при вольном переселении в Сибирь. Они относились к старожильческому населению.

Несмотря на тяжелые условия, которыми  встретила Сибирь переселенцев, желающих переселиться на вольные земли, было большое  количество. Это были наши предки! Они  сделали владимировскую  землю Малой Родиной, объединив людей разных  национальностей в одно гордое  имя – Сибиряк!

Продолжение: http://proza.ru/2017/11/01/785


Рецензии
Дорога длиною в век, глава 1. Связь времен Любовь Голосуева - Красивая
захватывающая легенда древнего рода, который распался по случайным обстоятельствам! Но мудрая природа исправила ошибку и вернула гармонию в отношения людей...Иначе в суровом краю и быть не может! Спасибо Люба за основательный исторический взгляд в прошлое...Зеленая! С Уважением, Лена Широкова.

Лена Широкова   03.02.2024 01:09     Заявить о нарушении
Добрый день, Лена! Огромное спасибо за терпеливое чтение. "Дорога длиною в век" трудночитаемое произведение. Выпустила небольшой тираж книг для своих односельчан. До сих пор молодежь, давно уехавшая из деревни пишет, просит выслать книгу.
С уважением и благодарностью,

Любовь Голосуева   04.02.2024 06:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.