Анти-да и стихотворение наизусть

И опять мой сопротивляющийся Анти-Да.
Мама попросила выучить отрывок из Евгения Онегина «Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…»
- Хорошее дело, - говорю. – Ты его прочитал?
- Ну да.
- Что понял? Про что стихотворение?
-Про зиму…
Уже хорошо. Из опыта знаю, что учить это стихотворение детям сложно. Это почти как  выучить стихотворение на иностранном языке. Прошу прочитать. После того, как дрОвнях были прочитаны, как дровЕнях, останавливаю.
- Давай сначала поймем все слова, потом представим, а потом только выучим.
Объясняю все архаизмы (устаревшие слова), показываю все на картинках. Все как будто бы понято: и дровни, и кибитка, и облучок, и ямщик, и тулуп с кушаком, и бразды, и салазки. Открываю картинку по теме стихотворения, прошу прочитать  и  представить образно, что происходит в стихотворении. Ребенок читает, посматривает на иллюстрации (я их меняю).
Доходим до мальчика с его замерзшим пальчиком. Анти-Да допытывается:
- А почему он пальчик-то отморозил?
- Видимо, долго на улице гулял. Может, без рукавиц был.
Анти-Да смотрит на меня недоуменно, но молчит. Повторили все слова, их значение. Учим.
Все замечательно: по четверостишиям повторить  может.
Прошу повторить целиком. И вот что у нас получилось:
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка снег почуя,
Плетется еле-еле.
Дорогу взрывая,
Летит кибитка удалая,
Ямщик сидит на каблучке
В тулупе, красном пиджачке.
Вот бегает дворовый мальчик,
На санки жучку посадив,
Себя конем вообразив.
Шалун уж отморозил пальчик.
Ему и больно, и смешно.
А мама грозит пальцем.
Смеемся!  Но через какое-то время ребенок начинает злиться, и я его понимаю: не так просто запомнить абсолютно непонятные слова.
В конце концов его терпение заканчивается и он кричит:
- Вот зачем мне все это? Зачем?
Я начинаю говорить о необходимости тренировать память, о нейронных связях, о том, как вообще функционирует мозг. Открываю иллюстрации уже к своему рассказу о мозге. Спрашиваю, видел ли он когда-нибудь дряблую картошку. И объясняю, что если мозг не тренировать, он превращается вот в такую дряблую картошку.
- Именно поэтому мама и просит тебя учить стихи.
Анти-Да взрывается:
- Нет!!! Не поэтому. Вы просто не знаете. Мама просто не хочет, чтобы я сидел в компьютере, чтобы я слонялся без дела. Она не хочет, чтобы я гулял с друзьями…
Я вклиниваюсь в паузе (поражаясь догадливости ребенка:):):)):
- Да конечно, одной из причин может быть и это. Но давай точно узнаем от первого лица, т.е. от мамы, зачем ей это.
Набираю номер. Мама теряется, услышав мой вопрос, потом начинает как-то растерянно перечислять аргументы в пользу заучивания стихов наизусть. Я помогаю ей:
- Так. Это первое. Дальше? – телефон на громкой связи.
И тут мама произносит:
- Да в конце концов, чтобы память развивалась.
И тут уже я кричу от радости примерно на такой же звуковой частоте, что 2 минуты назад мой Анти-Да:
- Все, проспорил, я выиграла. Я выиграла, я выиграла! – приплясываю я.
Анти – Да начинает хохотать.
Все, начинающая назревать конфликтно-напряженная ситуация разрешилась.
Мальчику говорю о том, что к стихотворению ему надо вернуться чуть позже. Сейчас его мозг в процессе короткого замыкания – учить бесполезно. Переходим к тестированию и письменной работе по русскому языку.
Мамы, папы, бабушки и дедушки, вы большие молодцы, если обращаете внимание на заучивание наизусть стихотворений. Это, правда, очень важно. Кроме развития памяти и тренировки мозга, это еще и самооценка ребенка, который учится говорить, формулировать мысли, использовать образные слова и выражения, который в нужное время сможет поразить аудиторию или покорить понравившуюся девушку (парня).
Но, пожалуйста:
1. Выбирайте стихотворение, которое сегодня и сейчас будет интересно вашему ребенку (резко повышается мотивация к заучиванию)
2. Прежде чем ребенок начнет учить, прочитайте стихотворение вместе с ним, убедитесь, что ребенок понимает все слова и выражения. Иначе вы рискуете получить нервный срыв и вместе с ребенком загреметь в психиатричку.
3. Покажите ребенку картинки предметов, явлений, которые названы непонятными для него словами.
4. Попросите его нарисовать рисунок (сделать коллаж, подобрать фото – проявите фантазию вместе с ребенком ) на тему этого стихотворения.
5. И только потом пусть доучит то, что осталось.
ЛЮБИТЕ ВАШИХ ДЕТЕЙ И У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ ДЕТЯМ 10 – 11 ЛЕТ:
1. А.С.ПУШКИН
ВСЕ СКАЗКИ И ОТРЫВКИ ИЗ НИХ
2. С.ЕСЕНИН:
ЛИСИЦА
АХ, КАК МНОГО НА СВЕТЕ КОШЕК
ПЕСНЬ О СОБАКЕ
КОРОВА
3. А.ТВАРДОВСКИЙ
В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ОКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ
4. К. СИМОНОВ
СЫН АРТИЛЛЕРИСТА
5.      А еще сами почитайте, подумайте, что будет интересно именно вашему ребенку.


Рецензии