Фауст

ФАУСТ.

(Дуги гнут с терпеньем и не вдруг.)

Давно, в мои студенческие годы, я был пленён, порабощён и повязан по рукам и ногам страстью к ЧТЕНИЮ.
Читал я с утра на лекциях, сидя в аудитории за самым последним столом.
Читал днём и вечером в общежитии, лёжа на своей кровати.
Читал в ночные часы, находясь на дежурстве в качестве сторожа детского садика, сидя на старом, списанном  матрасе и прислонившись спиной к тёплому печному боку.
Меня интересовало тогда разноплановое  чтение, и художественная литература стояла в нём не на первом месте.
Научная и научно-популярная историческая литература привлекала моё внимание прежде всего другого.
За ней шли тяжёлые томики исторических романов, таких, как
«Иван Грозный», «Пётр Первый», «Степан Разин», «Емельян Пугачёв», «Порт-Артур», «Цусима», «Тихий Дон» и другие.
Далее следовала философская литература. Произведения Юма, Спинозы, Канта, Фейербаха и др.
Затем  следовала педагогическая литература, как научная, так и художественная.
Во всё оставшееся после  этого чтения время  с удовольствием воспринималась  отечественная и зарубежная проза и поэзия.

Я не мог читать просто так, не оставляя у себя выписок из прочитанного.
Рука сама тянулась к карандашу и делала в книге пометки рядом с теми местами, которые мне хотелось бы запомнить надолго.
А потом эта же рука аккуратно переносила помеченные места в специально заведённые тетради.
И вот тут   настало время посетовать мне на одно  обстоятельство, связанное с моим чтением.
В моём чтении случались досадные остановки перед величием произведений некоторых мировых классиков.
Я никак не мог одолеть «Илиаду» и «Одиссею» ГОМЕРА.
Затем «Божественную комедию» ДАНТЕ.
И, наконец,  «Фауста» ГЁТЕ.
Эти произведения по разным причинам мне не давались.
Прошло много лет, но  положение это не менялось.
Я не один раз брался за них и всегда в самом начале оставлял чтение. Впоследствии к перечисленным книгам  добавятся некоторые  произведения и других авторов, как отечественных, так и зарубежных.
Со временем наберётся  довольно внушительный список произведений, которые отторгало моё естество.
Для  примера:  в этот список  от наших классиков войдёт  Достоевский, а от зарубежных  -Сервантес и пр…

И вдруг на этих днях я задержался  перед нашим стеллажом с книгами, и моя рука потянулась за томиком «ФАУСТА» Гёте.
Его прозу «Страдания юного Вертера» я прочёл ещё в годы студенчества.
Прочёл с пониманием и интересом.
Это подтверждается тем, что в сохранившихся студенческих тетрадях мною были помещены выписки из этого произведения Гёте.
Но «Фауст»  мне не давался,  и я уже  давно не делал никаких попыток изменить это обстоятельство.
Теперь же томик «Фауста» перекочевал вместе со мной на диван, и я открыл его в самом начале.
То, что я прочёл в его  «Посвящении»,  удивило меня своей простотой, от начала до конца мне понятной и даже прочувствованной…

Вы вновь со мной, туманные виденья,
Мне в юности мелькнувшие давно…
Вас удержу ль во власти вдохновенья?

Всё, чем владею, вдаль куда-то скрылось;
Всё, что прошло, - восстало, оживилось!..

Что старость в детство нас приводит – пустяки:
До самой старости мы – дети, вот в чём дело!

Я начал листать книгу и заглядывать на разные её страницы.
Глаза остановились на двух четверостишьях:

Ночь восходит, рассыпая
Сотни звёзд по небесам;
Рой светил горит, мерцая,
Блещет здесь, сияет там;

Спят озёр зеркальных воды;
Чисто небо;  ночь ясна,-
И над тихим сном природы
Пышно царствует луна.

Всё  ясно, понятно и трогательно.
Листаю…

Садится солнце; подплывая,
Бегут последние суда;
Вот барка в порт вошла большая
И к нам в канал идёт сюда.
На ней игриво вьются флаги
И мачты крепкие стоят…

И там и тут всё ясно и понятно. А вот тут…

Тёплый воздух безмятежен,
Тихо в зелени полян,
Сладок запах,  и безбрежен
Лёгкий вечера туман…

Начну –ка, решил   я,  «ФАУСТА» с самого начала и буду  читать днями всё до самого конца.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
С «Фаустом» в руках.

Ах, то ли дело поглощать
За томом том, страницу за страницей!
И ночи зимние так весело летят,
И сердце так приятно бьётся!
А если редкий мне пергамент попадётся,
Я просто в небесах и бесконечно рад…

Читаю, делаю пометки карандашом  на полях и переношу выдержки из поэмы в компьютер.

Отдай мне прежний жар в крови,
Мои порывы и стремленья,
Блаженство скорби, мощь любви,
И годы юные мои!

Это только благие пожелания, которые, может быть, и несколько бодрят, но практически невыполнимы.
Но я доволен, что «Фауст»  появился у меня в руках.
Он  продолжает знакомить меня с человеческой мудростью и даже  заряжает внутренней энергией.

И даже подчас
Бывает, что нас
И мысль осеняет.
Довольно слов, довольно споров,
И комплиментов, и укоров!
Зачем болтать по пустякам?
Пора за дело взяться нам.
К чему такие затрудненья?
Что вдохновенья долго ждать?
Что можно сделать неотложно,
Зачем на завтра оставлять?
НО…
К высокому, прекрасному  стремиться
Житейские дела мешают нам,
И если благ земных нам удалось добиться,
То блага высшие относим мы к мечтам.

Поэтому  нужно стремится по мере возможности каждый день правильно распределять свои  силы между материальным и духовным, выкраивая больше времени для духовного.

Пусть вечно радует нас красота святая,
И ко всему, что есть и будет вновь,
Пусть проникает в нас  священная любовь,
И всё, что временно, изменчиво, туманно,
Обнимет наша  мысль, спокойно - постоянна.

Хорошо иметь свободное время и  возможность  удаляться  в своих мыслях от всего обыденного и пресного, делая попытки приподняться немного выше  самого себя.
Умей, толковей тратить свой ДОСУГ,
Пока доступна жизни вся отрада.
Досуг – дело ответственное.
Он хорош и полезен тогда, когда органически дополняется или протекает рядом  с таким процессом, как  ДЕЛО.

Написано: « В начале было СЛОВО» -
И вот уже препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить.
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало.
Я напишу, что МЫСЛЬ – всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь МЫСЛЬ  творить и действовать не может!
Не СИЛА ли – начало всех начал?
Пишу – и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит.
Но свет блеснул – и выход вижу смело,
Могу писать: «В начале было ДЕЛО!».

Только ДЕЛО, вбирающее в себя и МЫСЛЬ, и СЛОВО, и СИЛУ, является истинным спасением от угасания, скуки и старения.
Только ДЕЛО!

Без чар, без денег, без леченья:
Уединись в глуши полей,
Руби, копай, потей за плугом
И ограничить тесным кругом
Себя и ум свой не жалей;
Питайся просто в скромной доле.
Поверь мне: в этом весь секрет
Помолодеть хоть в восемьдесят лет.

Но  сразу видно, что это мне недоступно. Будем пребывать в том состоянии, которое есть.
Но сама мысль  и проста, и  интересна.
Не может не заинтересовать также мысль о роли поэта в общественной культуре.

Кто звуки мерные в порядок размещает,
Чьей речи верный ритм живителен и твёрд?
Кто единичное искусно обобщает,
Объединяя всё в торжественный аккорд?
Кто бурю выразит в борьбе страстей кипучей,
В теченье строгих дум – зари вечерней свет?
Весны роскошный лучший цвет
К ногам возлюбленной бросает кто, могучий?
Мощь человечества, живущая в ПОЭТЕ!

А сколько у Гете первоклассной лирики в описании Природы!

Умчалися в море разбитые льдины;
Живою улыбкой сияет ВЕСНА;
Весенней красою блистают долины;
Седая зима ослабела: в теснины
В высокие горы уходит она.
Туда она прячется в злобе бесплодной
И сыплет порою метелью холодной
На свежую, нежную зелень весны,-
Но солнце не хочет терпеть белизны;
Повсюду живое стремленье родится,
Всё вырасти хочет, спешит расцветиться…

А это описание ранней утренней зари.

Здесь встал туман, там – пар безбрежный;
Сквозь дымку жар горит лучом;
Здесь свет струится нитью нежной,
Там брызжет огненным ключом;
То, охватив всю глубь долины,
Он в сотнях жил струится там,
То, заключён среди теснины,
Он одиноко блещет нам;

И ведь что интересно – Гете 60 лет работал над этой поэмой!
Подтверждается чей-то вывод о том, что ГЕНИЙ – это 10% таланта + 90% кропотливого труда.

Нет, лучше пусть годами дума зреет,
Чтоб совершенней стала красота!..
Прекрасное родится для потомства!

Иногда автор как будто видит через века, указывая на «вечные» бытовые сценки.

« Умерен будь! Лишь будь умерен!» -
Вот песня вечная у нас.
Она терзает наши души,
Её поют нам хрипло в уши
И каждый день, и каждый час!

А как здорово  и верно у Гете описание театральной публики!

А ведь приятен вид толпы необозримой,
Когда она вокруг театра наводнит
Всю площадь и бежит волной неудержимой,
И в двери тесные и рвётся и спешит.
Нет четырёх часов, до вечера далёко,
А уж толпа кипит, пустого места нет –
Точь-в-точь голодные пред лавкой хлебопёка,
И шею все сломить готовы  за билет.

А в этом месте нельзя отделаться от сравнения с описанием рукопашного  боя в Пушкинской  поэме «Полтава» -(Швед, русский колет, рубит, режет…).

Толкают, жмут, бегут, летают,
Шипят, трещат, влекут, болтают,
Воняют, брызжут, светят. Ух!

Или…

Здесь тысячи огней горят рядами;
Болтают, пляшут, варят, любят, пьют, -
Чего же лучше?
 Хочу закончить своё первое впечатление от «Фауста» такими словами из его «Посвящения».

В суровом сердце трепет и смиренье,
В очах слеза сменяется слезой…
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@


Рецензии