ИЗ УГЛА В УГОЛ

Вторые сутки ночную тьму сменяет на весь день ненавистная серая мгла.
Ни грамма солнечного света вокруг.
Кругом тоскливый мрак.
Временами  мелкий, моросящий дождик, а то и ливень доносит до нашего слуха через двойные  стёкла свой монотонный гулкий шорох с хриплыми отголосками дальнего грома и сильными порывами ветра.

Сыплет дождик большие горошины,
Рвётся ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
(Николай Заболоцкий).

Это уже признаки настоящей осени.
Но мы  ждём сентябрь другим - не тёмным, а светлым; не тоскливым, а задумчивым и грустным; не мокрым и холодным, а сухим и тёплым.
Мы ждём его с обязательным "бабьим летом", когда по вянущему миру стелется тончайшая пряжа паутины.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Фёдор Тютчев

Такой длинный для нас, затяжной период плохой, скверной  погоды. Целых пять дней подряд. Ни солнца, ни тепла.
Низкая температура, ветер и сменяющиеся дожди разной силы.
В доме без горящих ночников и бра заниматься делами нельзя.
 Особенно читать.
Общее состояние вялое, дело доходит до тоскливости, рабочие стулья чаще обычного заменяются  тахтой  и диваном.
Людмиле  немного легче, у неё в руках  как раз в эти дни оказалось увлекательное литературное произведение - книга Юрия Полякова "Козлёнок в молоке".
С ним она и прожила всё ненастье, восторгаясь умом и сатирическим талантом автора.
А меня это время застало в тот момент, когда я ещё не настроился на осенне-зимние виды работ и стал вертеться, искусственно создавая себе на ходу то одно, то другое досужее дело, да всё неудачно.
Вспомнил о том, что

"...в обыденной жизни человек сам по себе не в состоянии выдавить из себя и сотой доли тех страстей, которые ему даёт музыка, изобразительное искусство и литература".

Потянулся к музыке, но того душевного подъёма, который она давала раньше, в этот раз не почувствовал.
Открыл в компьютере свою папку "Юмор", но как только прочёл:
«Профессор, а я получу "автомат"?»
-Да, ... и сапоги тоже» - 
  так тут же её захлопнул.

Ни музыка, ни юмор не пошли мне на пользу и ничем не помогли.
Долго стоял у книжной полки.
Смотрел и не находил ту книгу, к которой бы потянулась рука.
Тогда взял наобум –
"Алексей Толстой. Статьи, речи, письма".
Пообщался некоторое время с умным человеком.
Узнал от него, что…

  "чувство СЛОВА всегда преобладает над чувством ЖЕСТА" (вдумался),
что
  "Память останавливает Время и создаёт ИСТОРИЮ" (вдумался),
что
  "Подробная автобиография должна создаваться в конце жизни, когда основные жизненные высоты пройдены и костры былых страстей поугасли" (вдумался),
  что
  "Написанной книгой автор держит экзамен на звание  человека" и пр. и пр.

Долго не выдержал, закрыл и снова пошёл к полке.
Увидел жёлтый томик избранных сочинений Генриха Гейне и принял решение познакомиться с его биографией и его творчеством.
К этой книге, лёжа на диване,  прирос надолго.
Из  биографии ГЕЙНЕ узнал,что
  он по национальности немецкий еврей, как и Карл Маркс.
что,
  какими бы критериями ни измерялся перечень вершинных имён в мировой литературе, Гейне в него всегда войдёт,
что
  он вплотную подошёл к идеям, нашедшим  воплощение в "Манифесте Коммунистической партии",
что
  он видит "призрак коммунизма", шагающий по городам Европы, верит в реальность этого призрака, в то, что он одержит победу...;
что
  он пройдёт через тесное дружеское общение с Карлом Марксом - 46-летний, увенчанный мировой славой поэт и талантливый 26-летний журналист левой оппозиции;
что
  переписка Гейне с Марксом приблизила Гейне к порогу исторического материализма.

  Узнал о его 25-летней жизни в Париже и его тяжёлой болезни, которая приковала его на восемь последних лет к трём матрацам, положенным на полу друг  на друга.

Кончил читать биографию и под впечатлением этого чтения стал знакомиться со стихами Гейне.

Когда солнце светит ранней весной,
Распускаются пышно кругом цветы;
Когда месяц плывёт дорогой ночной,
Выплывают и звёзды, прозрачны, чисты;
Когда ясные глазки видит поэт,
Он песнею славит их сладостный цвет.
Но и песни, и звёзды, и луна,
И глазки, и солнечный свет, и весна,
Как бы ими ни полнилась грудь,
В этом мире не вся ещё суть.
***
Мне сон старинный приснился опять:
Под липой сидели мы оба
Ночною порой и клялись соблюдать
Друг другу верность до гроба.
Что было тут! Клятва за клятвою вновь,
И ласки, и смех! Что тут было!
Чтоб вечно я помнил твою любовь,
Ты в руку меня укусила.
О милая, с ясным сияньем очей,
С опасною прелестью взгляда,
Я знаю, что клятвы в порядке вещей,
Но вот кусаться - не надо!
***
Во сне я горько плакал:
Мне снилось, забыт я тобой,
И я проснулся и долго
Рыдал над своею судьбой.
Во сне я горько плакал:
Мне снилось, мы вдвоём, вдвоём,
И я проснулся, и слёзы
Доныне льются ручьём.
***
Сменяются поколенья,
Приходят, уходят года,
И только одна в моём сердце
Любовь не умрёт никогда.
Хоть раз бы тебя увидеть,
И пасть к твоим ногам,
И тихо шепнуть, умирая:
"Я вас люблю, мадам!"
***
Кто впервые в жизни любит,
Пусть несчастен - всё ж он бог.
Но уж кто вторично любит
И несчастен, тот дурак.

Скажу откровенно, что стихами  его был удивлён.
Ждал больших и глубоких философских размышлений, а на деле вышло совсем не то и не так…
Или  поэзия поэта-гения проявляется не в тех стихах, которые читал я,  или мне до этого просто не дотянуться?
Какие-то мысли пытались ещё овладеть мною, но мрак и дождь за окном вконец одолели меня.
Я  отложил книгу на спинку дивана, поправил под головой подушку и заснул таким сладким сном, каким люди могут спать только в такую погоду, как сегодня.



Рецензии