Ч. 2 У разведчиков нет личной жизни

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/10/30/2250

На аэродром проводить Лиз пришёл сам шеф «секции F» полковник Бакмастер, с которым они вместе там пообедали в столовой для лётчиков и тех, кто их обслуживал.
 
Она прыгнула с парашютом в ночь на 24 сентября 1942 года с тяжёлого двухмоторного бомбардировщика  «Whitley». Лётчик был озадачен, когда вместо красных огней, обозначавших место выброски парашютистов, увидел белые.

Но кодовый сигнал, переданный вспышками фонаря по азбуке Морзе, был правильным, и командир экипажа отдал команду прыгать. Первым выпрыгнул из самолёта спутник Лиз двадцатидвухлетний Андре Боррель. Лиз выпрыгнула следом. У неё был тяжёлый груз, поэтому они приземлились почти одновременно.

Перед Лиз поставили задачу создать подпольную сеть, оказывать материальную и информационную помощь прибывающим агентам. Она должна была делать то же, что и Вирджиния Холл в Лионе. Городок Пуатье, вблизи которого их сбросили, вполне подходил для этой цели.

В нём жило много священников и монахинь, жители городка сочувствовали лидеру французского сопротивления Шарлю де Голлю. За два месяца до прибытия Лиз гестапо разгромило в городе большую подпольную организацию.

Часть подпольщиков расстреляли, а остальных бросили в тюрьму, но это не изменило настроения горожан, не посеяло в них страх перед оккупантами.
 
Лиз прибыла в город под именем вдовы мадам Ирен Бриссе, желающей отдохнуть от напряжённой жизни в Париже. Она сняла квартиру на первом этаже (на Западе его называют «земляной» этаж), поэтому  квартиру могли посещать люди, не привлекая к себе внимания.

После войны она побывала снова в этом городке. Хозяева дома и соседи были поражены, что рядом с ними работала разведчица, которая вела двойную жизнь. Она сумела лично познакомиться с шефом гестапо Грабовски, которого перевели во Францию из Кракова.

Лиз стремилась заводить как можно больше знакомств среди жителей и немцев. Это позволяло маскировать посещение её квартиры агентами. Кроме того, в подъезде не было консьержки, что тоже позволяло избавиться от ненужного внимания. Квартира находилась на оживлённой улице недалеко от железнодорожной станции, но достать пропуск, чтобы находиться на улице после наступления комендантского часа ей не удалось.

Любопытны её наблюдения жизни в оккупации. По словам разведчицы, у немцев был строгий приказ быть вежливыми с местным населением. Их никогда не видели пьяными на улицах. В Пуатье действовал чёрный рынок, среди покупателей было немало немцев.

Горожане победнее бедствовали. Денег для чёрного рынка у них не было, жили впроголодь. Питались тем, что выращивали на клочках земли, мясо было редкостью. Всех домашних животных убили, потому что их было нечем кормить.
 
Не было не только мяса, картофель и бобы были редкостью. Зато в избытке имелось виноградное вино и зерно. Интересно сравнивать быт французов во время войны с жизнью наших людей на оккупированных фашистами территориях.

Немцы в одиночку боялись ходить по улицам. Коллаборационистов тоже убивали, так разносчика газет, сотрудничавшего с гестапо, застрелили рядом с домом, где жила Лиз. У неё не было рации, поэтому для передачи сообщений она ездила в Париж к Андре Боррелю, с которым её забросили во Францию, или к брату в Бордо, откуда посылала радиограммы и где получала деньги для подпольщиков.

Поезда были переполнены, ей часто приходилось всю дорогу стоять в тамбуре или в коридоре. Связной Лиз с братом была Мэри Херберт, с которой она проходила подготовку в Англии. Молодые люди, Мэри и брат Лиз, Клод, полюбили друг друга, что неудивительно, учитывая обстоятельства их жизни.

С точки зрения секретной службы они совершили то, что категорически запрещалось - решили завести ребёнка, что, как и предполагали их инструкторы и командование, привело к трагедии.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/11/02/1398


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
До чтения ваших рассказов как-то не верилось, что в Западной Европе так активно и бесстрашно действовали разведчики против фашистов. А девушке дали нелёгкое задание: перед Лиз поставили задачу создать подпольную сеть. И это на чужой территории, среди совершенно чужих людей!
Любопытными и мне показались её наблюдения. "По словам разведчицы, у немцев был строгий приказ быть вежливыми с местным населением. Их никогда не видели пьяными на улицах".
Большое отличие от поведения немцев в России!
Со вздохом,

Элла Лякишева   08.08.2021 07:33     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Элла!
Дело в том, что у нас о сопротивлении на Западе было очень мало публикаций. Что касается немцев во время войны, то им внушалось, что мы низшая рраса, отсюда и поведение.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.08.2021 09:39   Заявить о нарушении
опечатка : раса

Владимир Врубель   08.08.2021 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.