О легендарном фильме 1960 г знаменитого А Хичкока

(ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: в этом отзыве на кинофильм спойлер на спойлере сидит, и спойлером погоняет, то есть, сюжет излагается подробно, в духе Википедии)

Мои впечатления от знаменитого и легендарного фильма «Психо», от легендарного и знаменитого режиссера Альфреда Хичкока. Перед просмотром я знал: это блестящий, даже революционный фильм-триллер, прорыв в области создания триллеров, снят в 1960-м году, черно-белый, отличная музыка, и немного знал про сюжет.

Еще я знал, что с 2013 по 2017 год показали очень крепкий и популярный сериал-приквел к «Психо», под названием «Отель Бейтсов», который рассказывает историю одного свихнутого на всю голову паренька Нормана до событий, показанных в «Психо» Хичкока. Бейтс – это фамилия. Кстати, сериал имеет зрительский рейтинг IMDB лишь немного ниже рейтинга «Психо» (8,2 против 8,5). Критики ведущих англоязычных изданий с сайта metacritic.com дали фильму максимальный, без трех баллов рейтинг в 97 баллов.  Т.е, это практический эталонный фильм по мнению кинокритиков.

Начало фильма было многообещающим. Молодая, энергичная женщина Мэрион, с открытым, решительным взглядом, работает секретаршей в агентстве по продаже недвижимости в городе Финикс, штат Аризона. Это факт зачем-то нарочито афишируется в самом начала фильма большими белыми буквами на фоне деловой части Финикса того времени. Кстати, довольно приятно выглядит этот город в кадре, основательно, даже современно. Но зачем было привязывать к подобному сюжету конкретный город? Ну, ладно, Финикс, так Финикс, почему бы и нет.

Мэрион встречается в отеле с любовником по имени Сэм, который не хочет на ней жениться, а она-то этого очень желает. Она намекает любовнику, что ее такое положение не устраивает, и что она хочет уехать, в корне изменить свою жизнь. Этот диалог весьма интересный и ситуация жизненная.

И вот, после этого она идет в свою контору, и туда приходит подвыпивший богатей, который покупает дом за 40 тысяч долларов, причем платит наличными. Мэрион поручено отнести пачку деньжищ в банк. Но она вдруг смекнула, что к чему, и решила, что эти деньги посланы ей провидением и судьбой, чтобы она могла профинансировать ими старт своей новой жизни. То есть, деньги до банка не доносит, и отчаливает прочь из Финикса на своем автомобиле.

Эта начальная интрига фильма, подкрепленная толстой пачкой денег, получилась весьма интересной. Задел на детектив, как бы. И если бы фильм продолжался в таком духе, без последующего перехода на тему душевного нездоровья вперемешку с триллером, он мог бы стать захватывающим детективом. Однозначно, украденные 40 тысяч долларов – отличный фундамент для детектива.

Едва Мэрион выехала, к ней прицепился навязчивый коп, будто бы, нашел ее подозрительной, требовал предъявить права и пристально рассматривал сквозь свои темные очки. Мэрион сменила автомобиль на новый в салоне, торгующем подержанными автомобилями. Доплатила 700 долларов, не торгуясь, для чего уединилась в туалетной комнате и аккуратно отсчитала из сладкой толстой пачки семь бумажек. Навязчивый коп наблюдал за ней, а после ее отъезда из салона, подъехал опросить торговца.

Через этого полицейского идет явное проталкивание пропагандистской линии, что американский Закон есть, он работает, полицейские знают свое дело и с ними шутки плохи. Почтение к полиции. Такая линия не редкость для американского кино. Профессиональная полиция – один из столпов американской демократии.

Мэрион останавливается в «Мотеле Бейтсов», и зря, так как этот злополучный мотель оказывается ее финальным пунктом назначения, как на дороге, так и в жизни. Про отель: приличный, приятные глазу интерьеры. Прямо гордость берет за американские мотели.

В отеле ее встречает чуточку странный молодой мужчина, Норман Бейтс. Он угостил ее ужином, у них состоялся интересный диалог в гостиной мотельной конторы. А до этого она слышала, как на Нормана кричала его мать, таким противным голосом, что, мол, все женщинам только одного и надо, и она не хочет, чтобы Норман приглашал ее в дом на ужин (в дом, который стоял рядом с мотелем на пригорке). Противный такой голос.

Так вот, он пришел с подносом в мотель и угостил постоялицу ужином. Они беседовали. Очень интересный диалог получился, кстати. Частью, он касался отношений Нормана с его матерью. И Мэрион предложила, не лучше ли было бы, если мать Нормана душевно нездорова, отправить ее «куда-нибудь». Норман отвечал путано, но в том смысле, что как же, мол, родную маму отправить в сумасшедший дом? Нет, он любит маму, хотя и ненавидит ее. Хе-хе. Нет, не ее, а ее болезнь. Короче, он не может так бесчеловечно поступить и уехать тоже не может. А вдруг пожар? Мама без него пропадет. И вообще, лучший друг мальчика – это его мать. Так и сказал. Сия фраза стала слоганом к пяти сезонам упомянутого новейшего сериала «Мотель Бейтсов» 2013-2017 годов.

Все, на этом захватывающий детектив заканчивается, и начинается бескомпромиссный триллер с маньяком. Мэрион пошла мыться в душ, кто-то подкрался с ножом к занавеске ванной... Кстати, эти сцены по нынешним меркам сняты очень схематично, или чисто символически. Ведь современный зритель видел десятки и сотни таких сцен, изобретательно снятых, реалистичных, убедительных. А тут - голая схема. В общем, кто-то, перефразируя Высоцкого, длинным страшным ножом зарезал, девушку, не из Нагасаки, а из Финикса, штат Аризона. И вроде убийцей была женщина, но ее лицо мелькнуло в кадре на один миг.

Потом пришел Норман со шваброй, подтер кровь со стенок ванны, с пола. Причем, фильм-то черно-белый, и впечатления от вида алой или бордовой крови у зрителя не останется.

Потом главный герой завернул тело в занавеску, положил его в багажник машины Мэрион, аккуратно собрал в номере ее вещички в чемодан, тоже убрал в багажник, нашел пачку с деньгами, завернутую в газету, и, не развернув, тоже сунул в багажник и утопил машину в близлежащем болоте. Машина неохотно булькала, погружаясь, с паузой. И после того, как она все-таки  скрылась под угольно-черной водой, Норман стоял и улыбался улыбкой маньяка.

Но зритель-то пока не знает, что Норман – и есть убийца, в котором, оказывается, живут сразу две личности – его, и его матери. Зритель пока думает, что мама сидит в доме. А кто же тогда отчитывает Нормана противным голосом, что слышала Мэрион?! Уже потом, после просмотра, меня озарило, что это он разговаривал сам с собой, за маму и за себя по очереди. В общем, тот факт, что мамы Нормана уж как десять лет нет в живых зритель узнает только ближе к концу фильма. Пока же, интрига сохраняется.

После утопления машины с трупом, на сцене появляется частный детектив со звучной фамилией Аброгаст. Его нанял хозяин конторы, ведь уже было известно, что сотрудница Мэрион исчезла с толстой пачкой денег. Хороший частный детектив, любящий свое дело, дотошный. Он ехал по следам Мэрион, приехал в роковой мотель, и ловко выяснил у Нормана, что Мэрион останавливалась в мотеле. Но тот, конечно, врет, что она рано утром уехала.

Аброгаст пробрался в дом Бейтсов у мотеля, где его столь же схематично, как и впервом случае, укокошили ножом, и он театрально упал с лестницы. Опять на миг мелькнуло злобное лицо какой-то, вроде бы, дамы. Не успеешь разглядеть.

Вслед за Аброгастом в мотель приехали сестра Мэрион Лайла и ее любовник Сэм, с которым Мэрион в начале фильма в половине третьего дня, в обеденный перерыв валялась на постели в отеле даунтауна города Финикс, штат Аризона.

Лайла и Сэм тщетно дожидались звонка от Аброгаста, ведь тот уже не числился среди живых. Поэтому они  начали рыскать по мотелю, искать улики и пытаться поболтать с мамой Нормана Бейтса.

Лайла проникла в подвал, куда до этого Норман отнес свою мать. Перед тем, между ним и его матерью состоялся диалог, который зритель как-бы подслушивает, находясь вместе с кинокамерой у дверей богато обставленной комнаты матери. Мама своим голосом старой карги четыржила, что никуда из комнаты не уйдет, тем более, в холодный сырой подвал. Норман убеждал и уговаривал ее, и в конце концов на руках перенес кого-то, кого, опять же, нельзя было толком разглядеть, в подвал.

Так вот, в подвале Лайла увидела женщину, сидящую спиной, она окликнула ее, и что же? Сидящая оказалась высохшей мумией, с жутким черепом и пустыми глазницами. Тут появляется уже знакомая женщина-убийца с длиннющим ножом и пытается им исполосовать Лайлу. Но вовремя подоспел Сэм, перехватил руку с ножом, и тут мы видим, что это сам Норман в женском парике!

В конце концов, некий психиатр подробно разъясняет всем собравшимся, близким к этому делу, и зрителю, суть душевной болезни Нормана Бейтса. Оказывается, тот убил свою мать  вместе с ее сожителем еще десять лет назад, жил отшельником и создал свой воображаемый бредовый мир, где вдохновенно проживал сразу две жизни. Потом он, повинуясь болезненным душевным порывам, убил еще пару человек. Совершая убийства, он надевал женский парик, так он вживался в роль своей горячо любимой мамы.

 А машину с деньгами вытянули тросом, это последний кадр. Так что, мокрые деньги с ароматом болота суммой, кажется, 39 200 долларов будут возвращены законному владельцу.

Вот и все. Музыка, действительно, запоминающаяся. Снят фильм хорошо, все видно, как на блюдечке, сцены выстроены наглядно, как говорят, образцово. Мне понравился город Финикс, штат Аризона, образца 1960-го года, автомобили того времени, мотель, дом Бейтсов, полный разных, не дешево выглядящих, безделушек. Особо понравилась толстая пачка долларов. Вот бы мне такую, ха-ха.

Из недостатков. Технические недостатки звука, ведь нынче кинозритель избалован чистым звуком. Примитивно, чисто символически, поставлены сцен нападений, но, возможно, не в них соль. И фильм ведь имел маленький бюджет, кроме того, искуство постановки-съемки-монтажа кинотрюков с тех пор шагнуло далеко вперед. Диалоги есть весьма интересные, но местами путаные. Игра актеров, на мой взгляд, могла бы быть и лучше.

Чучела птиц в гостиной мотеля, наверное, показали, чтобы объяснить мне, зрителю, что Норман, который увлекался таксидермией, мог с легкостью мумифицировать и свою мамашу.

Вообще же, вопрос отношений матери и сына, это весьма важный вопрос психологии. Как тут не вспомнить Зигмунда Фрейда и его эдипов комплекс? По Фрейду, мальчик, сын, должен пережить кризис, чтобы стать полноценным мачо, в будущем способным завести собственные отношения с женщиной. Мальчик в юном возрасте (по Фрейду) из всех сил пытается соперничать с отцом за сердце матери. Дело хорошего отца – поставить мальчика на место, доказать ему, кто в доме хозяин, и что мама не может принадлежать мальчику, а является женщиной его – отца.

Мальчик должен пережить кризис смирения со своей второстепенной ролью сына,  и должен признать авторитет отца, как главы семьи. После чего, мальчик психологически сможет перенять у авторитетного отца черты его поведения и, в конце концов, стать психологически полноценным мужчиной, способным, завести нормальные отношения с женщиной, как и его отец.

Если же мальчик побеждает в схватке с отцом за любовь матери, он навсегда навязывает себе психологически губительную роль, из-за чего не сможет, когда вырастет, заводить психологически полноценных отношений с женщиной. По сути, он не сможет уже ладить с женщинами, по психологическим причинам. Ведь в детстве он уже завоевал сердце женщины, но совсем не той, что надо. Своей матери.

Отец же его, потерпев поражение в психологической схватке со своим сыном, тоже перенесет психологический кризис. Вполне возможно, уйдет из семьи. Но для него последствия будут намного мягче, ведь он уже давно состоялся, как мужчина. Скорее всего, он заведет отношения с другой женщиной, забудет старую историю, но его отношение к собственному сыну будет характеризоваться метким словом «нелюбовь». Нелюбовь граничит с равнодушием, а последнее, с бесчеловечностью.

Психологическая победа сына над отцом в семье ведет к тому, что отец уже никогда не будет для сына авторитетом, а сын  для отца не будет тем, кого он любит, и о ком искренне печется его, отцовское, сердце...

Е. Ваенга утверждает в песне "Соломон": "Сад не цветет, если у ручья нет воды. Сын не растет, если у него нет отца". Или растет не так, как надо, как случилось с Н. Бейтсом.

О запредельной материнской любви мне очень понравилось, как высказалась рецензент Роза Марена в ее отзыве на сериал "Мотель Бейтсов" на сайте "КиноПоиск":

"Норма Бейтс — хорошая мать. Она любит своего сына безумной любовью, всепоглощающей и обжигающей. Не чувствуя родительской любви в детстве, она старается восполнить с сыном то, чего не получала сама. Но ее материнские чувства возрастают в геометрической прогрессии, она не видит границы между заботой и тотальным контролем, который подавляет личность ее ребенка, делает его инфантильным, забитым, залюбленным".

Тема фильма однозначно жизненная, ведь истории маньяков будоражат умы. Недавно по ТВ была передача про ангарского маньяка Пупкова. Есть множество американских фильмов про совершавших серийные убийства. А. Хичкок попытался художественно раскрыть сложную тему, как появляются подобные норманы, какова роль в этом семейного воспитания. О том, что ему это неплохо удалось, говорит очень высокий рейтинг кинофильма.

 Еще пару слов про упомянутый сериал. За 5 сезонов, по данным фанатов сериала, Норман Бейтс убил девятерых, тогда как общее количество убитых в сериале: сорок восемь. Так что, сериал последовательно и с размахом рассеивает внимание, сосредоточенное на Н. Бейтсе, как на единственном злодее, на котором свет клином сошелся.

Дружище, если вы дочитали до этого места мой отзыв, спасибо за внимание.


Рецензии