9. Занимательная этимология. Продолжаем искать

    Эта часть тоже является прямым продолжением седьмой. И начну я её со знакомства с городом Погар. Не потому, что есть в нём что-то от Гаронны. А потому, что это ещё одно напоминание о существовании Белой, Червонной и Чёрной Руси.

    Итак, Погар — посёлок городского типа, административный центр Погарского района Брянской области. Расположен на реке Судости, притоке Десны. По археологическим данным, первое славянское поселение на этом месте возникло в VIII—IX веках. В 1155 году населённый пункт впервые упоминается как городское поселение Радощ, позднее Радогощ. Осенью 1534 г. город сжёг киевский воевода Андрей Немирович. Затем в 1563 году его разорили литовцы. И уже после этих событий Радощ возрождается как Погар.

    Что мы видим на гербе Погара? На голубом фоне жёлтый латинский крест и под ним  чёрный ромб (камень о четырёх углах). Самая что ни на есть Речьпосполитовская Чёрная Русь! Может, я погорячилась с чёрной меткой?

    Вот и на Белгородском гербе примерно то же: голубой фон, золотой лев на тонкой полоске зелени и черный орёл сверху. Вообще, черного орла как родовой герб завезла из Византии в Россию ещё Софья Палеолог. Но только с первой четверти XVIII века постоянными цветами нашего двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный. А при Иване Грозном какое-то время на груди орла даже красовался единорог! Правда, недолго. Чёрного орла мы находим также на гербах выходца из Швеции Мевеса, русского банкира Штиглица, на гербе Ротшильдов, на гербе Албании, Австрии, Германии, Силезии, Лихтенштейна, Священной Римской империи. Эх! Не прошли нам даром иностранные княжны! А вот какого цвета был двухголовый орёл хеттов, не представляется возможным узнать. Так же как и то, какого цвета был крылатый Асур Мас Да.

    Я уже говорила, что сейд – место святое. А вот какое? Судите сами: речка Судость берёт начало у деревни Бобылёво Брянского района, а впадает в Десну у села Муравьи. Про Вавель полян-вислян я уже говорила, а вот о том, что первая династия франкских королей, Меровинги, от муравьёв произошла, сама даже не догадывалась. Но шутки в сторону. Кажется, я кое-что чуть не пропустила. Брянск! Это точно не Воронеж?

    Брянск. Расположен на обоих берегах реки Десны при впадении в неё Болвы и Снежети. Герб: сочетание  красного, зелёного и золотого цветов, плюс две пирамидки из чёрных ядер у пушки. Название города произошло от древнерусского дьбрь/дебрь. Потом слабый ерь между д и б выпал, а дб упростилось до б. Логичное объяснение. Но слишком велико совпадение Брянска с Браном! Поэтому поищем что-нибудь ещё.

    БолвА (устар. ОбОлва, Аболва, Оболвь). Исток расположен близ деревни Болва, недалеко от города Спас-Деменск.  Напрашивается сравнение с лат. Bovem, санскритским бала-да и англ. bull, нем. Bulle – бык. Но также и лат. Boa – удав. Близко к семитскому Баал, Бел – господин (угаритский Балу-бык). Но слово-то наше! Сравните: бул-тых, буль-к, бол-тать, боло-то, Балти-я. Но смущает наличие гласной в начале слова в устаревших формах названия. Пришлось поискать аналогии.

    Тобол (казах. Тобыл) – значение неизвестно. Предположу, что здесь могла быть «замешана» скифская верховная богиня Табити. Бия — река в республике Алтай и Алтайском крае, правая составляющая Оби. От южноалт. Бий-суу: бий — «господин», суу — «вода». Отмечаем совпадение значений Бий, Бай и Баал.

    Обь — река в Западной Сибири. Одна из крупнейших рек в мире. Берёт начало при слиянии Бии и Катуни. Впадает в Карское море. Происхождение названия реки доподлинно не известно. Существует предположение, что название реки — иранского происхождения, от *ап «вода» (тадж. Об). Такое название реке вполне могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье. Пример ираноязычных народов – те же скифы. А вот каким языком пользовались восточные семиты аккадцы? Абзу (аккад. Апсу) или шум. Энгурра — мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю (ab — вода, zu — далеко). Да, Абзу был самым главным Господином, пока его не убил Энки.

    Думаю, к Оболве и Оби вполне можно присоединить и речку Убля. Это, конечно, не доказывает связи Брянска с Браном (разве что, животные Табити – ворон и собака), но прокладывает мостик в Шумер (зря, что ли, в самом начале Вавель «всплыл»). Интересно, что в Аб-су с водой связано не Аб, а Су (суп, сукровица и т.д.). Вообще, движущаяся вода – это «лью». Но смысл движения также заложен и в русской приставке о- (об-, обо-). И в приставке по- . В них нет связи с водой. Другой смысл. Па-па, Ба-тя. Бог. Но связан ли как-нибудь Шумер с вороном? Оказывается, да.

    Созданный в III тысячелетии до н. э. клинописный текст Эпоса о Гильгамеше рассказывает об Утнапиштиме, спасшемся на построенном им корабле во время потопа. Странствующий герой поочерёдно выпускал на волю голубя, ласточку и ворона. Лишь последний из них нашёл землю и остался на ней, в то время как двое других возвращались на судно. В более поздней истории о потопе в Книге Бытия последовательность и смысловая нагрузка событий изменилась: улетевший первым ворон («нечистая», по еврейским традициям, птица) вернулся ни с чем, зато «чистый» голубь со второй попытки принёс благую весть в виде оливковой ветви. Но вернёмся к нашим рекам!

    Снежеть. Берёт своё начало в селе Дроново КарАчевского района. На гербе города Карачев – белая башня и черный орёл. Но орёл этот достался Карачеву от Орловского наместничества. А вот с названием беда: тюркское «кара»-черный не подходит, потому что название города утвердилось ещё задолго до татарского нашествия. (А почему ворон говорит «кар-р»?) Остаются «корка» или «корч». А на Украине в Житомирской области есть село Корчак. (Житомир нам тоже показывает белую башню на жёлто-голубом фоне). Корчак известен тем, что дал название корчакской археологической культуре, которую  индентифицируют с культурой славянского объединения дулебов, считающихся предками волынян, древлян, дреговичей, и возможно частично полян. Корчак расположен у речки Тетерев. Да, тетерев в тех местах водится. Но реку по нему  почему назвали? Учитывая наличие *dudlebi и туат-народ, и Тетерев, и тетерев названы так по кому-то другому. Почему мы говорим «земля наших пра-дедов»? Так что и в русском, через Дед, Дый, Тятя, сохранился «туат».

    Что интересно. Про Шумер не скажу, а в Египте тоже существовало нечто похожее, если судить по содержанию Египетской книги мёртвых.

    Из гимна к Осирису: «Престол твой оберегает Святая Земля Та-Таср…»

    Из хвалы Хатхор (Атирис), Владычице Запада (Аменте): «Воспою Атирис, Запада Госпожу, что царит в Та-Тасре…»

    Тоже из Книги мёртвых:

    «Да не будут моя рука и моё имя отвергнуты в присутствии владетельных князей (татау) любым из богов…»

    «Я пришёл к вам, о вы, великие владетельные князья — Татауи, которые обитают на небесах и на земле и в Харт-Нитре, и я привёл к вам умершего (Осириса Ани)…»

    «…пришёл к вам, о вы, Татау-вожди, которые обитают в Рэсэтеве…»

    Осталось добавить, что в мифологии Древнего Египта загробный мир назывался Дуат.  Позже трансформировавшийся в просто Ад. В Древнем царстве главным богом Дуата являлся Анубис (Ану-бис, Второй!), однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису (Асура).

    Итак, через Брянск протекает Снежеть.  А в Харьковской области есть посёлок Санжары (Старые и Новые).  Новые находятся на берегах реки Ворскла (в основном на правом берегу), в месте впадения в неё реки Ворона (название реки Полузерье в нижнем течении). Хоть кружным путём, а к вороне добрались!

    Осталось только добавить, что древний Брянск входил в состав Черниговского княжества. Княжество было населено северянами, радимичами, а также вятичами и частично полянами. А где поляне, там и Краков, то бишь ворон, как ни крути.

   Помните? Исток речки Болвы находися возле города Спас-Деменск. Герб у него зелёно-красно-золотой, хоть и с латинским крестом. Так ведь только при Иване III  Демена переходит под власть Московского княжества. Но ещё одна Демина обнаруживается в Пермском крае. Наверное, их две, потому что и речек две. Одна Демина (приток Угры) — река в Калужской и Смоленской областях (это где Деменск), а вторая Демина (приток Уразовы) — река в Белгородской и Луганской областях (и при чём тут Пермский край?). А ведь нам опять в Шумер!

    Дамгальнуна (шумерск. «Великая супруга»), акк. Дамкина — жена бога мудрости Энки (Эа). В греческих источниках ее имя встречается в форме Дауке. Не от неё ли родом пошла Дакия аль Кахина? А возможно, и все остальные даки. Ведь не семитское же слово Дама (женщина, хозяйка)? Праиндоевропейское  *domo-/*domu- «дом». Да, и при чём здесь Энки, еслиТиамат – это супруга Абзу!

    Не хочется заканчивать на грустном. Лучше на загадочном. Что такое Рэсэтев?

    Вот в Ярославской области есть Ростов, что у озера Неро. Неро – нора, нырять…  Куда? Уж не в Дуат ли? Кстати, на гербе Ростова изображён белый олень на красном фоне.

   
    Украина. Сумская область. Село Ростов. Находится на левом берегу реки Ивотка. Предполагаю: Иао, Иэво, Иаве… вот тебе и Ивотка! Эту версию подтверждает третий Ростов, который на Дону (итал. Дон – господин).

    Ростов-на-Дону. В этом городе проходит географическая граница между Европой и Азией — левый (южный) берег Дона относится к Азии, а правый (северный) — к Европе. Но город молодой: основан в 1749 году. И назывался по другому. Крепость Димитрия Ростовского. Затем Ростовская крепость. Просто Ростов. Наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, что под Ярославлем, Ростов-на-Дону.

    Но с этим Ростовом не всё так просто. В период бронзового века на окраине нынешнего Ростова-на-Дону были расположены крепостные сооружения, датируемые III тысячелетием до нашей эры. Размер был впечатляющий — длина Левенцовской крепости по периметру — 280 метров, площадь Каратаевской крепости — 425 квадратных метров. На территории крепости находились курганы и грунтовые могильники. О культуре поселенцев известно мало, обнаружено лишь несколько амфор. Здесь предположительно жили арийцы, которые потом ушли в Среднюю Азию. Известно, что крепость бралась штурмом — об этом свидетельствуют более тысячи кремнёвых наконечников стрел. Вот тебе и Рэсэтев…


Рецензии