У истории нет альтернатив

4 ноября наше государство отмечается День народного единства. Но большая часть публикаций посвящена совсем другой дате - столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Это может вызвать некое недоумение. Тем более, что в момент учреждения нового праздника его часто трактовали как поиск современной политической элитой России, некой альтернативы ноябрьской годовщине социалистической революции. Действительно, сложно в капиталистическом обществе отмечать день победы сторонников идей социальной справедливости над буржуазными предшественниками современной олигархии. И когда 7 ноября по брусчатке Красной площади в честь памятного парада 1941 года пойдут армейские «коробки», основной упор в освещении этого события (скорее всего) будет сделан на противостоянии России внешнему врагу. А по площади к будущей победе шел тогда не «средний класс», а советский солдат. Боец нового государства, рожденного революцией, отстоявший свое право строить социализм. Не «свечной заводик» он шел защищать, не желание «жрать от пуза». Согласитесь, что участники знаменитого парада с некоторым недоумением смотрят на «выкрутасы» своих внуков. Но кто сказал, что витязи князя Пожарского смотрели бы на нас с меньшим недоумением?

     На мой взгляд, попытка «подчистить» эту историю не принесет нам пользы. Ведь моральная, логическая общность событий 17-го и 20-го веков присутствует. Просто люди в каждой конкретной ситуации действовали согласно принятым тогда обычаям.  И если в 1612 году справедливость народ увязывал с фигурой «доброго царя», то спустя три века, монархия воспринималась уже как рудимент политической системы. Не случайно, на фоне первой мировой войны разом рухнули четыре империи: Германская, Австро-Венгерская, Османская и Российская. Причем, все остальные участники войны, тут же бросились грабить именно Россию (есть такая мировая традиция). И наши предки, объединившись против внешнего и внутреннего врага, вновь сумели спасти Отечество. Громя интервентов, гоня оккупантов, народ России (СССР) всегда жаждал известных свобод, справедливой и понятной власти. И рождал героев, способных вести народ к победе. Если в бой у Китай-города его вели земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, то строить социалистическое государство взялись дворянин Владимир Ленин и сын сапожника Иосиф Сталин.

Первые Романовы поднимали Россию из руин Смуты, десятилетиями сражаясь во враждебном окружении. Чего ждал мордовский крестьянин, донской казак, русский помор или татарский улан от этого противоборства? Воли? Но в Смутное время воля ограничена лишь длиною сабли. Может богатства? Но на ополчение люди деньги собирали, отдавая последнее. Продавая крест нательный с себя. Шли на жертвы, на смерть ради справедливого устройства мира (как его понимали). И победили. А спустя три века, наше государство сумело воплотить новаторские идеи, опять не выходя из боев с внешним агрессором. Дрались с чехами в Сибири. Противостояли английским, американским, французским экспедиционным корпусам. Боролись с турецкими, германскими, австрийскими, финскими, польскими, японскими и китайскими войсками. Выходили на Кронштадтский лед и брусчатку Красной площади правнуки ополченцев Минина и казаков Трубецкого. Ради чего они шли в безнадежные порой, гибельные атаки? Чтобы тут же строить Магнитку, Комсомольск-на-Амуре, осваивать Север и орошать Среднюю Азию. Чтобы накормить голодных, учить неграмотных, чтобы дети и внуки жили лучше чем прадеды.

     Сегодня стоит понять, что герои, это не «две строчки в учебнике». Ради Отечества шли в рубку наши предки и так же беззаветно совершают подвиги наши современники. Это один и тот же народ, одна и та же страна. Это – мы! Просто меняются господствующие идеи. Они тасуют приоритеты, изменяют способы развития, но не должны подменять нашу мораль, основополагающие принципы нашего общества. Фундаментом государства являются не законы им произведенные, а личное мироощущение гражданина, понимание человеком справедливости и законности. А мироощущение обеспечивается воспитанием, положительными примерами и ощущением комфортности. Потому мы можем восхищаться талантами Скопина-Шуйского, мрачными атаками «дроздовцев» или стойкостью червонного казачества Примакова. И не должны забывать об ужасах Мудьюга, «эшелонов смерти» или жестокости Соловецких лагерей. Просто часть нашей истории служит примером для подражания, а  некоторые темы являются уроком. Такая история определяет единство народа. На такое единство стоит опираться государству. И очень великое дело сумели совершить наши предки в 1612 году, очистив Отечество от внутренней смуты, внешнего врага, получив возможность вздохнуть полной грудью. Великий им в том поклон. И в октябре 1917 года они совершили не меньший подвиг.


Рецензии
Владимир, меня другое всегда интересовало - а если? Если бы мы не убивали друг-друга, если бы можно было договориться? Такие фантазии возможны? Возможно нам хотя бы сегодня не наступать на те же самые грабли? Или мы обречены? Обречены делать старые, глупые ошибки?

Гулевский Серж   07.01.2019 01:26     Заявить о нарушении
Без врагов даже овощи не живут Противоборство, сопротивление - это часть культуры. Наша культура не менее агрессивна чем любая другая, но отличие есть. Мы обычно работаем от обороны. Многим это кажется слабостью. Но на самом деле это лишь производная от умения держать удар.В любой бойцовой школе вам будут рассказывать о настрое на победу. И обычно промолчат, что самый ужасный противник тот что принимает любые удары, плевать хотел на победы и старается нанести максимальный урон врагу. Все в школе знаю хулиганов, но все в городе знают того, кто дерётся только с хулиганами. По итогам таких боёв хвалебных интервью не дают. Наши предки всегда выбирали сильного врага и умели держать удар.

Владимир Толмачев   07.01.2019 09:18   Заявить о нарушении
Ну да, характер формируется средой обитания. Почему именно русские освоили эти территории? Ведь на этих землях проживало множество народов. Я поэтому и говорю, если не делать ошибок, не воевать друг с другом, то освоение могло бы быть быстрее.

Гулевский Серж   07.01.2019 14:45   Заявить о нарушении
Русские это и есть те народы, что проживали на этой территории.

Владимир Толмачев   07.01.2019 18:43   Заявить о нарушении
Ну, русские жили только в европейской части сначала. Сибирь и дальний Восток населяли другие народы.

Гулевский Серж   07.01.2019 18:52   Заявить о нарушении
Гулевскому Сержу

"Почему именно русские освоили эти территории?"

Ответ: потому что территории доставались и отвоевывались согласно Права наследования в связи с династическими браками.

Марина Северчанская   01.06.2020 12:24   Заявить о нарушении
Марина, не только это. Это с Западом мы поддерживали "семейные" связи, с восточными территориями было по другому. Если есть вакуум в природе, то он заполняется воздухом, если он есть. Огромные территории на востоке от европейской России были заселены в основном кочевниками. На запад нам трудно было двигаться, а на востоке были "неосвоенные" пространства. Китай не пытался занять этих территорий, японцы на островах жили. Мы просто первые оказались на этих территориях, как влиятельная сила.

Гулевский Серж   01.06.2020 13:57   Заявить о нарушении
Гулевскому Сержу

Вы неправы. Серж, освежите память по истории, где была земля "ничейная" )). А империя Чингизидов Великая монголия, то есть, Золотая орда? Она была самой огромной в Евразии: ее территория с запада на восток от Польши до Кореи, и с севера на юг - от Сибири до Вьетнама. Правнук Ахмат-хана Симеон Бекбулатович служил царю Ивану IV Васильевичу Грозному. Так И у Ивана Васильевича имя было Смарагд до крещения. А мать Ивана Грознолго из рода Глинских, которые ведут происхождение от Мамая.
А кто не хотел трон уступать новым наследникам в очереди, то принято было отвоевывать его в бою.

Марина Северчанская   01.06.2020 14:41   Заявить о нарушении
Марина, так монголы и были кочевниками. Да, мы с ними воевали. Да, они уже пришли в Западную Европу. Но, вероятно, у них не было государственности. Вернее, какой-то дефект в их системе развития. После смерти главных ханов их империя начала разрушаться под воздействием многих факторов. До монголов были и Хазары, и Половцы, и многие другие кочевники. Но все они не создали своего государства. Монголы пытались это сделать, но называть это государством? И да, многие ханы служили русскому царю. До этого многие русские князья ездили в орду за ярлыком. Всё это было. Но всё же русские дошли до Тихого океана, и другие народы влились в русское государство, а не наоборот.

Гулевский Серж   01.06.2020 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.