Ох рано...

  ==== ОХ, РАНО...====
                Крупно поссорился с трамвайным начальством.  Пришлось уйти с кондукторской должности. Предлагали перейти в другой парк на выбор: трамвай, троллейбус... Не пошёл. А купил газету и вычитал объявление: "Требуются охранники (без лицензии). Контактный тлф: +7931..." Позвонил...
- Здравствуйте... Я по объявлению. Насчёт работы...
- Здравствуйте... Как к вам обращаться? Возраст, место жительства...
- Александр. 63. Петроградская сторона. В районе Австрийской площади.
- Хорошо... Даже: отлично... Вы сможете приехать на "Звёздную" часа через два?
- Да.
- Там, когда поднимитесь наверх, - позвоните по этому же телефону.
- Хорошо...
Через полтора часа я был уже на "Звёздной". Поднялся наверх и позвонил. Мы встретились в кафе какого-то  Торгового Центра..
- Кофе будете? - спросил мой будущий работодатель - относительно молодой человек.
- По правде: я выпил бы бокал пива.
- Тёмного, светлого?
- Лучше тёмного.
Он принёс себе чашку кофе, бутерброд, мне - бокал пива и сухариков...
- Мы с вами "тёзки". Меня тоже зовут Александр... Так вот: наша фирма - или частное охранное предприятие - занимается охраной торговых залов сети магазинов "Пятёрочка". Магазины работают во всех районах города и пригороде. Ваша задача: следить за сохраностью товара. Сейчас как раз открылся новый магазин по адресу Чапаева 15. Это в районе трамвайного парка. Вы представляете: где это?
Я кивнул.
- Я выдам вам форму, сам перезвоню директору. И завтра к 9 утра подойдёте в магазин. Работать надо будет до 23 часов. Если понадобится выходной день - позвоните... Оплата, пока, 55 рублей в час. А там видно будет... Перерывы, конечно, будут. Но это с администрацией магазина... Согласны?
Я опять кивнул, но спросил:: - А Договор мы будем составлять?
- Да. Я подъеду завтра. И напишем..
"55 умножить на 14 часов... Это будет... семьсот с копейками... Где-то около 800... Ну, пока терпимо... "
Ночью спал плохо. Хоть и понимал, что охранник не лётчик, но незнакомое и есть - незнакомое. В каждом деле свои нюансы, свои заморочки. Ну да ладно: прорвёмся... С такой вот оптимистической мыслью я, наконец, уснул...
А утром, ещё  не было и восьми - вот нетерпёха - я уже был у дверей магазина. Побродить бы сейчас как простому покупателю, но уже и форма надета. Не снимать же. Ладно: час в соседстве с сигаретами протянулся не слишком долго...
- Я директор магазина, - сурово выговаривал мне полный мужчина, в форменном, зелёного цвета,  жилете. - Имя моё: Николай Павлович. В моё отсутствие вы подчиняетесь дежурному администратору. Сегодня на смене Ольга Николаевна... Ваша задача: следить за поведением покупателей и за сохранностью  товара. И быть почаще около касс... Ваш перерыв - основной - около часа. В остальном - на усмотрение администрации...Вопросы есть?... Тогда приступайте... Желаю удачи...
Всё коротко, чётко и ясно. Ну что ж,  посмотрим, куда нас затолкала Судьба...
Ладно, хоть магазин был небольшой. Да и кассовых аппаратов  только четыре... Но смотреть всё равно надо.
Начал, с суровым неподкупным видом, прохаживаться вдоль витрин с разнообразием товаров. Покупатели на меня не обращали внимания... М-да, - подумалось - тут уследить за всеми - невозможно. Хотя, один момент присутствия охранника: уже заставляет потенциальных воров быть поосторожнее и похитрее. Да и "грозная" надпись при входе: "В магазине ведётся видеонаблюдение". Хотя большинство и не догадывается, что на мониторы смотрят только иногда. А я... А я играю роль огородного пугала - рукавами машет, а толку мало... Но для чего-то магазин платит охранным фирмам. Значит: польза есть.
А почему администрация не поставит на выходе "рамки"? Взял, не заплатил - и "зазвенел"... Тогда: только успевай хватать... И товар местами выставлен так, что непонятно: чтобы легче украсть? Около касс металлические стенки с полочками на которых маленькие шоколадки, "жвачка", бритвеные лезвия... И в "час пик" вдоль этих стенок очередь.Кассирам не видно, да и некогда смотреть. Так что: бери - не хочу. А витрина на которой надпись: "Акция". И расположена она в трёх шагах от выхода. Схватил - и убегай...
Короче: что-то я не понимаю...
Подошло время моего перерыва. Обратился к администратору: "Ольга Николаевна, я на обед. Кто-то меня заменит на это время?
- Да. Я сейчас скажу ребятам - грузчикам. Они присмотрят.
В комнате - столовой: холодильник, "микроволновка", электрочайник. Из работников только одна женщина - кассир.
- Можно присоединиться?
- Да-да, конечно... Вы первый день сегодня?
- Да. Вообще, первый день на этой должности. Дебют.
- Нравиться?
- Ещё не разобрался... Слушайте,а почему не поставят "рамки" на выходе? Ведь воруют.
- Воруют. А "рамки" - дорого. Да и на товар надо метки клеить. А это много времени занимает... Выгоднее с работников магазина часть высчитать.
- М-да... Значит, от меня пользы мало. И зачем тогда магазин платит нашей фирме?
- Без вас воровали ещё бы больше.
- И товар выставлен, по-моему, не совсем правильно... Кроме основной винной витрины, ещё  вино и в овощном отделе... А мелочёвка около касс... Не  понимаю...
- Расстановкой занимаются работники управления. Им виднее... И ещё... Когда поработаете подольше, то увидите, что вора видно сразу. По манере поведения, по "бегающим" глазкам. Вот ваша задача за такими и присматривать.  Вы к нам обращайтесь: мы подскажем. Они ежедневно к нам наведываются. И способов у них много. Один скандалит: "Я ничего не брал", другие в этот момент -воруют. Они тоже не лыком шиты. У них способов много. Но есть и просто бандиты... Был случай на "Ваське". В круглосуточном... Часа в три ночи восемь человек вошли, охранника к стенке прижали, ночных грузчиков - тоже. За две минуты с полок смели, что успели и - уехали. А пока ГБР вызвали, то да сё - тех и след простыл... Ну там потом полиция уже занималась. Нашли - не нашли, не знаю...А так... Извините, работать пора. Да разберётесь...
Ну что ж, будем разбираться самостоятельно...
И в тот же день мне указали на местную знаменитость - воришку, который ежедневно, по несколько раз на дню появлялся в магазине. Он не спеша ставил в ячейку камеры хранения небольшой рюкзачок, брал корзинку и деловито входил в торговый зал. Ходил долго, около получаса. И вставал в очередь в кассу. И в корзинке у него было очень немного продуктов: три-четыре банана. Или бутылка пива. Или булка хлеба. Расплатившись за товар, он перекладывал купленное в рюкзачок и уходил. А часа через два-три появлялся опять. Процедура повторялась по одному и тому же сценарию.
Ну что ж: есть жертва, есть  хреновенький  но - охотник...
Вначале я просмотрел его поход по монитору системы видеонаблюдения. Но, скорее всего, он знал расположение видеокамер. Ничего противозаконого я не увидел. Потом я начал ходить за ним по залу. Но ему всегда удавалось скрыться от моей опеки. И тогда я начал демонстративно ходить за ним  по пятам. Не скрываясь...
И в один из вечеров, уже перед закрытием, я сказал Ольге Николаевне: - А давайте я остановлю его после кассы. Вызовем наряд полиции и обыщем его. Он же, явно, что-то ворует. И всегда.
- А если ничего не найдём? И он заявит в суд. Потребует моральной компенсации. Платить вы будете? Для обыска нужно быть уверенным на сто процентов.
М-да... Ситуация... Но, всё равно, я заставил его не воровать. Я начал каждый раз ходить за ним по пятам. И он это понял. И больше я его не видел. Или он сменил "точку", или... Но это его проблемы. А мои - другие... Через две недели позвонил Саша и сообщил, что магазин отказался от наших услуг. И что он сообщит мне о новом месте работы.
- Я не знаю, почему управление отказалось от ваших услуг, но без вас воровать будут больше, - с сожалением попрощалась со мной Ольга Николаевна...

Звонка от Саши я ждал десять дней. Но он не отвечал  на мои звонки. Тогда я "психанул", и начал искать другую работу. Но нигде не прижился и через два месяца вновь набрал Сашин телефон.
- Здравствуйте, Александр, - ответил он. - Извините меня, но для вас не было работы недели три.А потом вы, видимо, сменили "симку" - прежний номер не отвечал. Вы что-то хотели сказать? Скажите мне номер карты, я переведу вам деньги за те дни.
- Закрыли тему...   И возьмите меня обратно.
- Вы живёте там же?
- Да.
- Тогда,  как соберётесь, подъезжайте на 11-ю линию.На Васильевский. Недалеко от Среднего увидите "пятёрочку". Там вас будет ждать мой заместитель. Сергей его зовут. Согласны?
- Да.
- Тогда вас будут ждать...
Через час я уже был при полном параде на 11-й линии. Познакомился с Сергеем. Он познакомил меня с администратором и я опять стал контролёром торгового зала.
Но в каждом магазине свои порядки. Здесь, в основном, надо было следить за вино-водочным отделом. Казалось, что администрации важна только эта продукция.
Но как, всё же, мы наивны, полагая, что воры будут прятать вино за пазуху. У них тоже "соображалка"  работала.
Торговый зал большой. Камеры стоят только в "главных" точках. И что делает изобретательный вор? Он покупает продукты. В том числе и "стограммовку". Далее: ходит по залу, находит относительно укромное место, быстро выпивает эти сто грамм и оставляет посуду где-нибудь под стеллажом. Сказать ему на выходе, что у него была водка - камера видела - а на кассе её не оказалось. Ответ. "Да я её обратно поставил. Передумал." Или: "Докажи, что я её брал! Пошли, покажи мне твоё кино!"
Зная, где находятся камеры, зная, что кругом народ, вор уверен, что камера ничего не увидела. В час пик народу хватает в отделе. И он это знает. И ведёт себя обижено.
Ну, бывают наглецы, которые взяв бутылку, бродят по залу, затем, улучив момент, резко рвут к выходу. Попробуй догони... Кстати, в том магазине овощной отдел - а поверху стояли бутылки с сухим вином - находился в пяти шагах от входа в магазин. И думаете кто-то бросится помогать?
Недалеко от гостиницы "Выборгская" в  разгар часа пик мужик на глазах десятков покупателей берёт литровую бутылку водку, кладёт в карман (меня он не видит) и пробирается к выходу.
- Гражданин, - говорю я, - поставьте водку на место.
- Не вопрос, - отвечает он. Ставит бутылку обратно и уходит.
И ещё один случай, Но не со мной. Рассказал охранник сети магазинов "Лента".
- Приехала в магазин семейная пара. Автомобиль чёрный, ростом с трамвай. Набрали они продуктов две тележки. Думаю тысяч на восемь. Встали в очередь в кассу. И он умудрился припрятать бутылку водки за 250 рублей. Сработала "рамка". Что да как... Нашли у него ворованое... Так вот как это назвать? Привычка. Или предрасположеность к воровству. То есть - болезнь... Вот так ещё бывает...
И что тут скажешь? Почему человеку надо украсть? Но это уже философия и психология...

Да и отношение к нам в каждом магазине было разное.
На 11-й линии, как и везде, пекли свой хлеб и пирожки. Если их не продавали за сутки, то просто снимали с полок и уносили в свою столовую: ешьте все, кто хочет. Также и подпорченные овощи и фрукты.
А в другом магазине мясо, молоко и т.п., закончившие срок реализации, на вечер выносили за магазин, в укромное место. О нём знали местные бабушки... И противоположность. Один директор строго выполнял инструкцию и отправлял этот товар на свалку. И дату на своём хлебе переклеивал, чтобы продать.

Охранников катастрофически не хватало и приходилось работать без выходных. И не всегда в одной "точке". Я жил на Петроградской стороне, а работать пришлось:  и в районе "Озерков", на "Елизаровской", на Литейном. На Ветеранов. А один раз, даже,  в Колпино.
Вот так: проработав два месяца с одним выходным, я заявил Сергею, что я ухожу. И, вообще, уезжаю из Питера. Мы долго с ним ругались  по этому поводу. И не о чём не договорившись, кровно обиделись друг на друга. На следующий день я самовольно не поехал в Рыбацкое. Отключил телефон и - "на стакан". А  через неделю улетел в Калининград.А ещё через неделю пришла "сэмээска" от Саши.
"Если сменил карту, сообщи. Я перечислю тебе зарплату".
Вот чем отличаются нормальные люди от бесчестных и непорядочных - они всегда выполняют взятые на себя обязательства, независимо от личных отношений и обид.
Извините меня, Александр и Сергей, что тогда, в ноябре 16-го, так всё получилось. И вы были в чём-то не правы. И я... Но о вас у меня всегда останутся хорошие воспоминания. Счастья вам и Удачи!


Рецензии