Секреты долголетия. Введение

               
   "Для глупца старость-бремя,
    для невежды- зима,               
    а для человека науки - золотая жатва"
    Вольтер

Введение         

Интерес к геронтологии- науке о старении и ее сестре- гериартрии, изучающей болезни пожилого организма, появился у меня давно, еще в конце 70-х годов прошлого века.

После окончания 1-го Ленинградского медицинского института им. акад. Павлова я устремилась в науку и несколько лет занималась исследованием мозга, в частности изучением функционирования стриопаллидарной системы мозга в процессах памяти. Тогда ничего не представлялось мне интереснее этой задачи- понять как функционирует мозг в этом загадочном процессе и какие нейрофармакологические механизмы задействованы при этом. На основе результатов, полученных в ходе сложнейших экспериментов, написала и защитила диссертацию.

А после защиты решила изменить направление научных работ и заняться другой увлекательной отраслью медицины- геронтологией. Я часто задавала себе непростые вопросы: почему наступает старость, отчего одни люди ощущают себя стариками уже в 40 лет, тогда как другие полны сил и энергии в 80, и даже в 100 лет? Надо сказать, что в годы студенчества и научной работы посчастливилось мне познакомиться лично или же услышать рассказы сотрудников о многих замечательных ученых и необыкновенных людях. Почти все они жили долго, и всю свою жизнь отличались кипучей энергией, острым научным мышлением, душевной щедростью. Я восхищалась ими, и размышляла, что же позволяло этим людям и в преклонном возрасте жить, как молодые, ярко и интересно.

Еще в студенческие годы мне привелось слышать лекции блестящего хирурга Федора Григорьевича Углова, который в те годы заведовал кафедрой госпитальной хирургии. О нем ходили легенды, он был знаменитостью, мы взапой читали его книги "Сердце хирурга", "Человек среди людей", "Живем ли мы свой век" и др. А после лекций перешептывались студентки, о том, что хоть и было замечательному хирургу уже 67 лет, но у него совсем недавно родился ребенок. Прожил Ф.Г.Углов почти до 104 лет и был всегда деятелен и активен.

Начиная с четвертого курса я стала пропадать вечерами в Институте Экспериментальной медицины в отделе высшей нервной деятельности академика И.П.Павлова. Изучала павловские методики, ставила эксперименты в знаменитой "Башне молчания". Я была необычайно счастлива оказаться в этом святилище науки. Часто поздними вечерами с душевным трепетом заходила в кабинет Ивана Петровича, который сохранялся после его смерти в неприкосновенности, рассматривала портрет ученого на стене, разглядывала его посмертную маску и слепки с рук. И каждый день слушала рассказы учеников и последователей о великом Павлове, о его долгой и насыщенной жизни.

После окончания института меня направили учиться в аспирантуру в Институт Экспериментальной медицины, но не в отдел высшей нервной деятельности, а в отдел фармакологии, которым руководил академик Сергей Викторович Аничков. С.В.Аничков был одним из патриархов отечественной фармакологии, он открыл существование М- и Н-холинорецепторов, что позволило понять механизмы действия медиаторов- передатчиков нервных импульсов и тем самым облегчить поиск новых лекарств. Я много лет почти ежедневно встречалась с замечательным ученым и всегда поражалась его искрометному уму, быстрой реакции, глубоким знаниям, веселому нраву. Приближалось его 90-летие, но он был неизменно молод душой, моложе нас, его аспирантов!

В те годы руководила Институтом экспериментальной медицины Наталья Петровна Бехтерева, внучка великого ученого-психоневролога В.М.Бехтерева. Мне повезло неоднократно слышать её выступления на симпозиумах и научных конференциях. Она выплывала на трибуну, полная, величественная, как королева, с накинутой на плечи цветастой шалью, и певучим, негромким голосом четко и ясно излагала свои взгляды на сложнейшие вопросы функционирования человеческого мозга.

Я восхищалась моими учителями, мне самой хотелось прожить такую же долгую, яркую, пусть нелегкую, но плодотворную жизнь. После защиты диссертации я стала собирать литературу о долгожителях, о факторах, влияющих на продолжительность жизни, о научных разработках в этой области. С целью сбора научного багажа для будущих исследований в 1981 году я отправилась на симпозиум в Киев в Институт геронтологии и экспериментальной патологии АМН СССР. Там мне привелось услышать выступление известного отечественного геронтолога профессора В.М. Дильмана, которое запомнилось своей яркостью и необычностью изложения. А позднее я сама начала экспериментировать с целью поиска геропротекторов, которые могли бы предотвратить возрастные измения памяти у животных и людей.

В перестройку и лихие 90-е годы советская академическая наука практически полностью развалилась, и многие отечественные ученые оказались за границей. Так и я оказалась в Швеции. Продолжать научные исследования, которыми я занималась в России, мне не удалось, но остался неистребимый интерес к геронтологии, и я продолжала коллекционировать все научные достижения в этой области. Была увлечена работами известных отечественных и зарубежных пропагандистов здоровья и долголетия- К.П.Бутейко, П.К.Иванова, И.П.Неумывакина, Г.Малахова, А.Т.Агулова, П.Брегга и многих других. Последние двадцать лет я работала семейным врачом в Швеции, каждый день приходилось встречать десятки пациентов, но особое внимание всегда привлекали люди, возраст которых приближался к столетнему юбилею или же перевалил за эту отметку. Про себя я называла их "столетниками", и живо интересовалась их привычками и образом жизни, стараясь понять секреты их долголетия.

Эта книга явилась результатом моего многолетнего интереса к науке о старении- геронтологии, и особенно к тем факторам, которые позволяют, если не полностью предотвратить, то отсрочить развитие разрушительных возрастных процессов. В книге затрагиваются не только медицинские, но и философские аспекты долгожительства. По ходу изложения я не могла не вспомнить тех замечательных ученых-патриархов, с которыми мне довелось встретиться в России, и образы которых навсегда запечатлелись в моей душе. Жизнь всех этих людей была трудной, но несмотря на это долгой и яркой, а сила их ума, интеллекта, душевная мощь просто поражали. И в 80, и в 90, и в 100 лет они продолжали творить и генерировать новые идеи.

Вечной науке- геронтологии, животрепещущему учению, к которому никогда не угаснет человеческий интерес, а также замечательным ученым, внесшим в нее свой вклад, посвящается эта книга. 


Рецензии
Здравия вам, Полина! Тема интересная, даже архи... Помнится в молодости меня почему-то она заинтересовала - как и почему люди долго живут (или не живут). Много чего по этой теме тогда почитал, да и среди моей родни было немало тех, кто жил долго, были и столетние среди них. Сейчас, когда я давненько уже седьмой десяток разменял, это меня так не интересует, как ранее, но любопытно однозначно. Помню, одна цыганка вызвалась мне погадать. Рассмотрев внимательно мою ладонь, она изрекла, что будешь, мол, жить долго, почти до ста. Но потом повнимательнее вгляделась и добавила: если раньше не сдохнешь. Смешно...
С интересом

Владимир Радимиров   03.10.2023 12:29     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир за прочтение и отклик! Желаю вам здоровья и долголетия!

Полина Ребенина   03.10.2023 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.