Богомаз глава 5

 глава 5 Худсовет

Во Владимирском соборе Васнецов выложился полностью. Тут не просто изография -вся история российского христианства от   крещение Владимира и его князей  Хотя большую часть  сюжетов занимали суровые и торжественные лица,Васнецов непременно хотел вставить и блаженного. Ну как без блаженных и юродивых на Руси. Они и были знаком русской культуры.
В те годы Васнецов тщетно пытался уговорить живописца Поленова отметиться на росписи собора.
 В ту пору Поленов заканчивал картину «Христос и грешница».Ему многое было близко и понятно.Однако  Поленов занял крайне жесткую позицию – «Мне бы пришлось делать вещи в которые я не верю, да и к которым душа не лежит, а в деле искусства притворяться не следует… Догматы православия пережили себя и отошли в область схоластики. Нам они не нужны.»

  Были и более крупные неудачи. Так законченный по сюжету "Апокалипсис" не  нашел места на стенах собора - духовенство Киева  отказало в размещении в Соборе..
А вот в старинных церквах оно попадалось и довольно часто.  Тогда   он был вынужден заменить "Апакалиспсис" "Страшным судом". Контраст сочетания натурели  тел с аллегоричностью содержания – фальшь которую заметили все современники.Но это был единственный недостаток той великой росписи.
    Под вечер  Гулин добрался до дома священника. Отец Павел принял его в гостинной, уставленной Гулинскими картонами. Позже подошла и  попадья.
- Проходите, Виктор Петрович-, с улыбкой пригласил  отец Павел.- Тут  матушка вопрошать намерена. Со строгостью!
   Матушка  села за стол,  постукивая пальцами по столу. Гулин прошел к столу , сел.
 -  Значит так , Виктор Петрович.  Ну первое -  неважно с   волхвами, сгрудились, как  бабы в очереди.  Еще лики прибавьте в тоне. Вот тут бы поярче. Там на заднем плане наоборот   бы потемней.

- Ну, это надо смотреть на месте, –уклончиво ответил Гулин,-  Это  же левый придел - там же будет  солнце,  Я вообще здесь не маслом буду делать,  а американским акрилом. Он не выцветает.
    -Далее...  Угодника  бы помоложе -  староват и усталый, Каин хорош без вопросов.Какие  чудненькие ангелы  у Рублева! Таких бы и сюда,-Попадья вздохнула и переключилась на  персонажи: Ангелов  и серафимов надо бы по  мельче - отвлекают. Вообще-то  ангелочки ваши не типичные - спорные они..
  - Ангелы   нетипичные,  можно и  поспорить.Но в этом и прелесть.
   - Хотелось  помоложе, хотя там наверху, под сводом это и не разберешь,-заметила попадья капризно.
    Гулин   промолчал  и переглянулся со Священником. 
  -Простите,  Виктор Петрович ,   эти ваши Евы слишком сексуальны. В них ну что- то такое животное,  ну  прямо  «Гойя». Уж больно позы прут! Ну, как они стоят!  Это  как-то неприлично!  Елея тут мало!-  неуверенно продолжила попадья. 

 -  Так  мыслилось.  Это же  «Искушение»! Адама  в спецовке с молотком  не  смонтируешь. В нас  ханжество   клокочет. Столько лет хором  пели «Наш паровоз лети вперед…» Всей страной. - вставил Гулин  напористо.
  -Прилетел  паровозик- Рельсы кончились,- поддержал его Священник.
  - А потом   Микеланджело  - там у него сплошь нагота. Это самые дремучие годы,  инквизиция людей жжет пачками. - уверенно  продолжил Гулин.
- Видела я  эту  наготу. Мы с батюшкой в Сикстину захаживали. Полюбовались всласть. Там грубая сила. Там про эротику и в голову не придет. Это у него  еще с Давида пошло.  Рафаэль тот гораздо тоньше кистью работал. Да и краски у него ярче-. отпарировала попадья  критически.
  - Ну,  допускаю : телесная  нагота - не порнография, Вот  в Британии и   битлов крутят  в храме, чтобы   молодежь потешить, -вмешался Священник. 
  -  И потом мы же не на год - два роспись кладем. Мораль она ведь тоже на месте не стоит. Сегодня интим глаз режет, завтра   не заметят.
    -А может заменить   идиллию  «Оплакиванием» или «Крещением»,- предложила неуверенно попадья.

   Попадья осторожно покосилась на священника. Тот вопросительно посмотрел на Гулина. Гулин  вздохнул и стал объяснять  теорию росписи подробно:
   - «Крещение» это тоже  надо привязать иначе  композиция распадается. Вот Микеланджело давал   четкий цикл. «Сотворения Земли и воды»  «Потоп» и прочее. 
      Матушка поджала губы  и пошла на кухню.  Батюшка осенил крестом   ее спину и подмигнул Гулину.
 -  Одолели! Сейчас угостим вас,  Виктор.
   - А  неплохо бы съездить, посмотреть каноны, Раньше ведь богомазов посылали  за границу; Васнецов перед росписью смотался в Италию. Смотрел каноны. Венеция,  Флоренция  и Неаполь. Короче - Византия. В Сикстине был,   набрался  от Микеланджело.  Жил образами - апостолами, мучениками, пророками,  и наслаждался музыкой,-предложил Гулин резонно.
 -  Какой же? - поинтересовался Священник.

 - Понятно какой - Баха, Бетховена, Моцарта. Вот и  Джоконду тоже под лютню создавали, Мне тоже бы оркестр играть. Такие образы  родятся!- пояснил Гулин.
 - Ну, размечтался, едва отбился и сразу права качать. Прямо как по Бердяеву. Как кнут ослаб - Свободы  окаянной захотелось!- подмигнул ему отец Павел  с чувством.
    Выйдя на крыльцо и вдохнув свежий воздух, Гулин  улыбнулся и поклонился в сторону храма. Затем перекрестился трижды - Ну, еще один худсовет проскочил. Без крика и  без потерь.

Поздно вечером Гулин добрался до  своей  квартиры. Степан  спал у телевизора. Гулин устало сел рядом и выключил телевизор. Сын проснулся:
 – Как прошел разбор? Претензий  много?
-  Как без этого! Елея мало- нагота  глаз режет. А так нормально, да и  чайку попил.  Ну что пойдешь в помощники?
- Погонят из вуза, то пойду.- откликнулся Степан  уныло.


Рецензии