Богомаз глава 5
Во Владимирском соборе Васнецов выложился полностью. Тут не просто изография -вся история российского христианства от крещение Владимира и его князей Хотя большую часть сюжетов занимали суровые и торжественные лица,Васнецов непременно хотел вставить и блаженного. Ну как без блаженных и юродивых на Руси. Они и были знаком русской культуры.
В те годы Васнецов тщетно пытался уговорить живописца Поленова отметиться на росписи собора.
В ту пору Поленов заканчивал картину «Христос и грешница».Ему многое было близко и понятно.Однако Поленов занял крайне жесткую позицию – «Мне бы пришлось делать вещи в которые я не верю, да и к которым душа не лежит, а в деле искусства притворяться не следует… Догматы православия пережили себя и отошли в область схоластики. Нам они не нужны.»
Были и более крупные неудачи. Так законченный по сюжету "Апокалипсис" не нашел места на стенах собора - духовенство Киева отказало в размещении в Соборе..
А вот в старинных церквах оно попадалось и довольно часто. Тогда он был вынужден заменить "Апакалиспсис" "Страшным судом". Контраст сочетания натурели тел с аллегоричностью содержания – фальшь которую заметили все современники.Но это был единственный недостаток той великой росписи.
Под вечер Гулин добрался до дома священника. Отец Павел принял его в гостинной, уставленной Гулинскими картонами. Позже подошла и попадья.
- Проходите, Виктор Петрович-, с улыбкой пригласил отец Павел.- Тут матушка вопрошать намерена. Со строгостью!
Матушка села за стол, постукивая пальцами по столу. Гулин прошел к столу , сел.
- Значит так , Виктор Петрович. Ну первое - неважно с волхвами, сгрудились, как бабы в очереди. Еще лики прибавьте в тоне. Вот тут бы поярче. Там на заднем плане наоборот бы потемней.
- Ну, это надо смотреть на месте, –уклончиво ответил Гулин,- Это же левый придел - там же будет солнце, Я вообще здесь не маслом буду делать, а американским акрилом. Он не выцветает.
-Далее... Угодника бы помоложе - староват и усталый, Каин хорош без вопросов.Какие чудненькие ангелы у Рублева! Таких бы и сюда,-Попадья вздохнула и переключилась на персонажи: Ангелов и серафимов надо бы по мельче - отвлекают. Вообще-то ангелочки ваши не типичные - спорные они..
- Ангелы нетипичные, можно и поспорить.Но в этом и прелесть.
- Хотелось помоложе, хотя там наверху, под сводом это и не разберешь,-заметила попадья капризно.
Гулин промолчал и переглянулся со Священником.
-Простите, Виктор Петрович , эти ваши Евы слишком сексуальны. В них ну что- то такое животное, ну прямо «Гойя». Уж больно позы прут! Ну, как они стоят! Это как-то неприлично! Елея тут мало!- неуверенно продолжила попадья.
- Так мыслилось. Это же «Искушение»! Адама в спецовке с молотком не смонтируешь. В нас ханжество клокочет. Столько лет хором пели «Наш паровоз лети вперед…» Всей страной. - вставил Гулин напористо.
-Прилетел паровозик- Рельсы кончились,- поддержал его Священник.
- А потом Микеланджело - там у него сплошь нагота. Это самые дремучие годы, инквизиция людей жжет пачками. - уверенно продолжил Гулин.
- Видела я эту наготу. Мы с батюшкой в Сикстину захаживали. Полюбовались всласть. Там грубая сила. Там про эротику и в голову не придет. Это у него еще с Давида пошло. Рафаэль тот гораздо тоньше кистью работал. Да и краски у него ярче-. отпарировала попадья критически.
- Ну, допускаю : телесная нагота - не порнография, Вот в Британии и битлов крутят в храме, чтобы молодежь потешить, -вмешался Священник.
- И потом мы же не на год - два роспись кладем. Мораль она ведь тоже на месте не стоит. Сегодня интим глаз режет, завтра не заметят.
-А может заменить идиллию «Оплакиванием» или «Крещением»,- предложила неуверенно попадья.
Попадья осторожно покосилась на священника. Тот вопросительно посмотрел на Гулина. Гулин вздохнул и стал объяснять теорию росписи подробно:
- «Крещение» это тоже надо привязать иначе композиция распадается. Вот Микеланджело давал четкий цикл. «Сотворения Земли и воды» «Потоп» и прочее.
Матушка поджала губы и пошла на кухню. Батюшка осенил крестом ее спину и подмигнул Гулину.
- Одолели! Сейчас угостим вас, Виктор.
- А неплохо бы съездить, посмотреть каноны, Раньше ведь богомазов посылали за границу; Васнецов перед росписью смотался в Италию. Смотрел каноны. Венеция, Флоренция и Неаполь. Короче - Византия. В Сикстине был, набрался от Микеланджело. Жил образами - апостолами, мучениками, пророками, и наслаждался музыкой,-предложил Гулин резонно.
- Какой же? - поинтересовался Священник.
- Понятно какой - Баха, Бетховена, Моцарта. Вот и Джоконду тоже под лютню создавали, Мне тоже бы оркестр играть. Такие образы родятся!- пояснил Гулин.
- Ну, размечтался, едва отбился и сразу права качать. Прямо как по Бердяеву. Как кнут ослаб - Свободы окаянной захотелось!- подмигнул ему отец Павел с чувством.
Выйдя на крыльцо и вдохнув свежий воздух, Гулин улыбнулся и поклонился в сторону храма. Затем перекрестился трижды - Ну, еще один худсовет проскочил. Без крика и без потерь.
Поздно вечером Гулин добрался до своей квартиры. Степан спал у телевизора. Гулин устало сел рядом и выключил телевизор. Сын проснулся:
– Как прошел разбор? Претензий много?
- Как без этого! Елея мало- нагота глаз режет. А так нормально, да и чайку попил. Ну что пойдешь в помощники?
- Погонят из вуза, то пойду.- откликнулся Степан уныло.
Свидетельство о публикации №217110200937