Мои любимые уроки рисования
И до чего же это здорово – открывать ребёнку прекрасный мир радостных эмоций, которые дарит творчество!
Особенно интересно продумать начало урока. Это словно взлететь в гору, а оттуда скатиться на санках – легко и весело!
***
После приветствия сразу вывожу детей на диалог:
- Ребята, у кого есть знакомая собака?
Поднимается лес рук.
- Расскажи: как зовут твою знакомую? Как давно вы знакомы? Где познакомились?
Дети воспринимают вопрос серьёзно, подхватывают тему сразу:
-У нас дома живёт Рекс!
- Моя знакомая собака живёт на даче!
- Её зовут Лайка
-Сейчас я загадаю вам загадку! Отгадайте: как называется дом для собаки?
- Будка!
- Для чего собаке будка?
- Спрятаться от дождя
- Согреться зимой.
- Кто нарисует на доске дом для собаки?
Два-три человека рисуют.
- А представьте себе, что в этих будках живут весёлые собаки!
Рассказываю правдивую историю, как однажды встретила такую собаку и написала о ней стихотворение "Необыкновенная собака".
Читаю:
В соседнем подъезде собака живёт:
пятнистая спинка и белый живот,
лохматые ушки и хвостик кольцом -
собака с весёлым и добрым лицом.
А Петя сказал мне,
что так не бывает,
и мордой
собачье лицо называет!
И палкой грозит он,
гуляя с отцом,
собаке с весёлым и добрым лицом.
И смотрит собака на Петю сердито,
и ходит за мальчиком
бабушек свита:
не верят они, что она добродушна.
Ей хочется ласки, побегать ей нужно,
полаять от радости, не от испуга!
И ищет она настоящего друга!
Чтоб верил: бывает -
и дело с концом -
собака с весёлым и добрым лицом!
- Можно ли как-то внешне передать характер живущей здесь собаки?
- Ярко раскрасить!
- Правильно! А если краски нет? Что бы такое нарисовать для весёлого настроения?
Опять лес рук. Кто-то дорисует на доске цветочек, кто-то солнышко, птичку, травку.
Я тут же добавляю "кружева" на "причелинке", окошко, конька на крыше в виде петушка.
Одна девочка очень нетерпеливо тянет руку. Разрешаю дорисовать. На стене будки появляется косточка:
-Это должно её порадовать, - поясняет девочка.
Вижу, что фантазия бьёт ключом, и быстренько перевожу задание в новое русло:
- Прежде всего, нужно, чтобы дом был крепким. Надо сначала нарисовать квадрат, или прямоугольник – вдруг это дом для таксы, может даже с двумя входами-выходами!
А теперь – проведём вверх вспомогательную прямую линию, от середины верхней горизонтальной (показываю). Это для стройности и симметрии крыши. На примере ладоней и глаз попутно объясняю слово «симметрия». Все похлопали ладошками, закрепили:
- Что вокруг нас симметрично?
Продолжая объяснение, говорю, что линию эту можно и сместить. Тогда получится без симметрии, так или так (показываю и вытираю).
Теперь сделаем отверстие: не большое и не маленькое, а почему?
- Правильно: в маленькое входить трудно, поцарапаться можно, а в большое дождь и ветер будут залетать, вьюга – зимой.
- А почему лучше с порожком?
Дети с готовностью продолжат тему: чтобы лужа не затекала, чтобы будка не расшатывалась, и ещё множество версий – необходимо вовремя остановить, изменить направление беседы, потому что теперь самое время сказать о композиции, размерах, показать образец. Чтобы они ахнули и тут же захотели сделать такое же. Но образец надо подержать и убрать. Пусть фантазируют своё!
Итак, процесс пошёл! Их уже ничто не способно отвлечь. Я хожу между рядами и вдохновляю:
- Какой чудесный дом! Там просторно и светло – с таким-то окном!
- А это дом для собачки Мальчика с пальчик или собачки Дюймовочки? Вытирай, иначе никто и не разглядит достоинств домика - слишком мелко!
Нескольких художников с работами нужно на одну-две минутки вызвать к доске в самом начале и похвалить. Чтобы все поняли, что такое правильная композиция, чтобы рисунки не выходили за рамки листа и не потерялись на нём.
Потом переходим к работе красками. По ходу деятельности уточняю, как вести кисть, как набирать гуашь, какие цвета не стоит класть рядом. Удачные моменты показываю и хвалю - хвалю, не жалея.
За шесть-восемь минут до звонка – выставка работ, по рядам. Каждый с радостью несёт к доске своё творение. Всем интересно, что скажу я, что скажут друзья. Хвалю от души, ошибки звучат примерно так:
- Ребята, что можно посоветовать здесь, чтобы стало лучше?
Дети откликаются с готовностью мастеров:
- Не набирать много воды.
- Нужно не выходить краской за край рисунка.
- Нужно крупней (или меньше) делать рисунок.
В конце – итог:
- Теперь – наши звёздочки! Останутся те, кто внимательно слушал задание учителя, аккуратно работал, проявил фантазию.
Вынимаю из сумки игрушку - «весёлую собаку». Размышляю вслух, что ей бы обязательно захотелось пожить в этом домике, и в этом, и в этом, а почему?
Дети отвечают.
Набирается с десяток или больше отличных работ - лучшее. Я говорю таким ребятам особое спасибо: они пришли учиться и успешно делают это, они – пример.
Урок пролетает одним мгновением, хотя он - сплошная деятельность: поиск, диалог, сравнения, анализ.
Наличие СМАРТ доски обогатит урок бесспорно. Рисуем на ней пальчиками или маркером. Сравниваем с традиционными рисунками на бумаге. Любая техника исполнения этой работы над сказочным домиком для весёлой собаки - путь к творчеству.
Наталья Коноваленко - из опыта моей работы )))
Свидетельство о публикации №217110300010
Вы светлый человек, Наталья!
Спасибо!
С теплом.
Лариса Потапова 12.09.2019 23:22 Заявить о нарушении
Наталья Коноваленко 13.09.2019 23:10 Заявить о нарушении