Счастливый день счастливого человека

Сегодня у нас собрались гости, чтобы отметить очередной День рождения Валентины Степановны.
Это юбилей из юбилеев.
80 лет!

Четыре часа мы жили столом, разговорами и музыкой.
Стол насыщал, разговор вводил в курс разных дел, музыка создавала приподнятый лирический настрой.
Но  самым главным,
 необычным,
крайне редким
и трогательным
оказался большой рассказ,
которым занимала нас  больше часа сама Валя.

Дальнейшее  повествование поведу от её имени.

« Пока я работала тридцать два года в деревенской школе, у меня  было много классов, в которых я была классным руководителем. Сколько всего их было, я не считала, и сделать это сейчас мне трудно. Двадцать шесть лет как я на пенсии. И хотя все эти двадцать шесть лет живу постоянными воспоминаниями о школе, об учителях, с которыми проработала многие годы, но время сумело уже многое и многое стереть в моей памяти.
И вот недавно, в начале мая, мне позвонили по телефону и мужчина представился:

« Я ваш бывший ученик Павел Паршин. Вы были моим классным руководителем и выпустили наш класс  из школы в 1978 году, 30 лет назад. Вернее, 30 лет исполнится на днях, 24 мая, и мы всем классом приглашаем вас отметить, вместе с вашими бывшими учениками,  этот юбилей».

Не буду рассказывать, что я при этом испытала, как испугалась от того, что уже почти никого  хорошо не помню, что сама уже старая – престарая. Куда мне на большие люди показываться? Но отказаться наотрез я тоже не могла. Ведь это были в прошлом мои дети. Сколько мы с ними хороших и полезных дел вместе сделали, сколько интересных мероприятий и праздников провели! Дала своё согласие и теперь рада до безумия, что не отказала, что согласилась.

День 24 мая был пасмурный, холодный и дождливый, но всё это не остановило моих бывших учеников, которым уже исполнилось по 45 лет. Катя отвезла меня к назначенному часу к пристани на реке Трубеж, который у Собора. Там меня встретила целая толпа, и каждый подходил ко мне, обнимал и целовал.   Крепче и больше других  меня обнимал и целовал Андрей Лагутин, бывший муж нашей Люси Ряховской.
Потом меня провели на палубу прогулочного катера, и мы поплыли к специальному месту на берегу Оки, которое хорошо приспособлено для пикников.
 По пути ко мне подсаживался то один, то другой мой бывший ученик, представлялся мне, но моё зрение не позволяло мне рассмотреть кого-либо в той степени, чтобы сравнить с тем мальчиком, которого я знала 30 лет назад или запомнить его теперешнюю внешность. Но из разговоров я узнала, что этот  красавец - катер используется для специальных прогулок и пикников богатой элиты Рязани, а капитаном его является мой бывший ученик Павел Паршин.

Потом мы причалили к берегу в очаровательном месте, насколько я могла судить своими глазами. Называли это место «Полянкой». Там была большая зелёная поляна, а вокруг неё высокие и густые кусты, за которыми, как мне сказали, уходил  далеко-далеко приличный лесной массив. Мужчины  снесли с катера шесть раздвижных столиков, а женщины накрыли их и сервировали как на хорошую свадьбу.
 Забыла сообщить, что на встречу собрался весь класс в составе 21 человека. Отсутствовало только четверо, которых не было уже к этому времени на этом свете. Все женщины были без своих мужей, а мужчины без своих жён. И это ещё не всё. Оказывается это единственный класс нашей школы, который сумел сделать такие встречи регулярными. Да, забыла ещё сказать! Ведь я была из учителей не одна. Со мною рядом находилась их первая учительница Александра Егоровна, которая учила их в начальных классах, и которой исполнилось полных 86 лет. К моему удивлению она хорошо видела, хорошо слышала и хорошо говорила. Кроме неё мужчины разыскали и пригласили на встречу свою учительницу истории и немецкого языка Галину Михайловну, которой исполнилось 60 лет, но которая ещё работала в одной из рязанских школ. Так что нас было трое.

Всего я отсутствовала дома 9 часов, но ни разу не почувствовала в этот раз никаких претензий организма, никаких и нигде болей, как будто внезапно стала молодой. А сам пикник продолжался 4 часа, в течение  которых трое мужчин играли на гитарах, а все пели наши старые эстрадные песни 70 годов, которые грели душу и поднимали настроение до немого восторга. Было произнесено множество тостов, сказано много хороших слов, спето много задушевных песен. Закуска была отменная, вплоть до шашлыков. Пили шампанское, вино, водку, но, что характерно, зрячая Александра Егоровна удивлялась тому, что среди всех присутствовавших не было ни одного упившегося мужчины. Все держались  в рамках приличия и были очень внимательны к нам, своим старым учителям. То подойдёт Типаев Андрей и станет благодарить, обнимать и целовать, то Никитина Марина подошла с воспоминаниями о школьных уроках, то Сиротин Юра подсаживается к нам, чтобы петь вместе с нами «Берёзовый сок», то Юра Малинин, то Ирина Елхова, то Никитин Юра, то Сударева, то Ларина, то Володя Паршин. Ни одной минуты мы не оставались одни. И будто не было для нас пасмурного дня (кругом одни улыбки!), будто не было холода          (меня одели в какой-то бушлат!), не страшен был и  дождь (растянули над поляной, над своими головами  и столами  лёгкий тент и держали его за края пока дождь капал!). Никогда для меня время не проходило так быстро и незаметно. Расставались тепло и все говорили о том, чтобы мы были через пять лет готовы вновь отпраздновать наш очередной 35-летний юбилей. Приехала за мной Катя и отвезла меня домой, где я долго не могла прийти в себя от этого фантастического для меня дня».

С 24 мая  и до сегодняшней нашей встречи Валя всё живёт воспоминаниями того дня. И действительно событие это настолько редкостное, что могло бы стать началом интересного  сценария  для кинофильма или целой повести. Повести  о долгой жизни и судьбе учителей и учеников одной из сельских школ, которые пронесли через десятилетия связь друг с другом.  О том, что основы такой связи были заложены  трудом учителей и их  заботливого классного руководителя.
Мы -то хорошо знаем, как умело работала в школе Валя. Она отдавала детям всю себя без остатка. И судьба на склоне лет подарила Вале этот день, как праздник  души, как  итог её  бескорыстного служения  детям.


Рецензии