Замкнутый круг Гедонизма

Взгляните на эту картину художника Буше Франсуа, которая называется «Лежащая девушка» и перед вами откроется потаенный смысл Гедонизма – что это, если не ощущение удовольствия от радости свободы тела и Духа. С замиранием Души девушка вникает в, преподносимую ей, историю жизни - радостную историю жизни, раскрепощенная и неподвластная чужим правилам и нравам.

ГЕДОНИЗМ — античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков –  представителей греческой философской школы, последователей Аристиппа из Кирены, занимающих промежуточное положение в истории философии между Сократом и Эпикуром - основателем школы в Афинах в 306 до н. э. Согласно которому, высшим благом считалось наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.  На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо: здесь удовольствие — высшее благо», и оно действительно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение — не только телесное, но и духовное.

ГЕДОНИЗМ (от греч.— удовольствие) — тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения  добра и зла и др. выводятся из удовольствия и страдания. Но, что делать - прошли века – и к веселью и удовольствию античности суровая жизнь заставила-таки добавить и страдания. Вы можете спросить: «какое же удовольствие от страданий?». А я, вам отвечу словами Отелло о Дездемоне: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним». Муки, сострадание и прочие неурядицы и испытания, жизнь сыпала и сыпала, как из Рога Изобилия, и как ни странно, то ли под воздействием религий, то ли из какого иного понимания жизни, страдания тоже становились, не только источником радости, но и залогом счастья, пусть и будущего, но, все же, согревающего Душу и Сердце.

А общество, пытаясь все более и более завладеть этими источниками радости, с помощью которых можно более надежно владеть душами людей – помните это знаменитое: «Хлеба и зрелищ!» уже более смело начало вторгаться в личное пространство индивида, подсовывая ему уже такое понятие, как всеобщее , а не только личное счастье. Наряду с уже как-бы, осуждаемым:
ЭГОИСТИЧЕСКИМ  ГЕДОНИЗМОМ - теории, согласно которым исключительно личное удовольствие является конечной целью действий. Начал уже широко приветствоваться и внедряться в сознание людей:
УНИВЕРСАЛИСТСКИЙ ГЕДОНИЗМ – это, когда удовольствие, уже рассматривается как общее счастье, и только оно и является конечной целью действий.

Входя во вкус, общество, не много задумываясь и печалясь, замахнулось и на сиюминутность счастья, отодвигая и отодвигая наступление его в будущее.
Так Аристипп, вслед за софистами, не делал различий между наслаждениями, по их источнику – он принимал во внимание только то наслаждение, которое может быть достигнуто в данный момент, и игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем наслаждения. Уходя от сиюминутности, счастье все более и более становилось иллюзорным, не переставая, при этом, быть желанным именно здесь и сейчас. От этого удовольствия, нередко, становились эрзацем или требовали после себя раскаяния, а то и наказания. Гедонизм постепенно уходил вглубь жизни и требовал сокрытия и больших усилий, взамен. Счастье и удовольствие становилось все более и более уделом избранных, привлекая зависть других.

Возникала острейшая необходимость возврата к радости бытия – вот и замкнулся круг гедонизма, когда на его горизонте вновь замаячил гедонизм Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, который сильные мира сего все более и более пытались внедрить, причем повсеместно. Только вот, цена этих чувственных удовольствий стала резко отличаться – кто-то мог себе позволить и сходить вечером в оперу – ему не надо было рано утром вставать, чтобы идти на «службу» в доходное место или в синекуру.  Иные же, чьи возвышенные чувства были притуплены ежедневным тяжким и изнуряющим трудом и прочими сложностями быта, вынуждены были пользоваться лишь эрзацем, привносящем в их жизнь хоть какие-то радости.

И «медвежью услугу» здесь сыграла урбанизация – именно она, доставляя людям большие удобства и более надежный заработок, взамен, отрывала их от радостей слияния с природой. А именно природа, зачастую, дарила человеку эту радость, позволяла ощущать себя частью этой царящей и поющей гармонии жизни. В больших семьях, состоящих из трех, а то и четырех поколений, причем привязанных к каждодневным заботам по уходу за своим садом, огородом, пашней и скотом, человек не мог не ощущать себя значимым винтиком сложного механизма жизни, которая приносила ему все радости и горести, приносила ежедневно и ежечасно. И душа его все чаще стремилась к идеалу жизни, если не на деле, то хотя бы в мечтах – в своих мечтах, а не в навязанных извне! Что и давало ему ощущение той самой, так похожей на эвдемонизм Эпикура, согласно которому смысл человеческой жизни заключается в стремлении к достижению счастья в непосредственных и насущных заботах и радостях жизни.

Но! Жизнь, сбивая и сбивая людей во все более тесные и крупные сообщества, неумолимо заставляла их растекаться по этой грешной ниве жизни, в поисках счастья. И источником этого счастья все более и более выходило на первый план, не столько  удовольствие, как наслаждение, как таковое, уже само по себе.
Строго говоря, различия между гедонизмом и эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения. Но, вы присмотритесь уже только к этому самому слову «эвДЕМОНизм» - один только его корень уже говорит сам за себя. И хотя философы не столь далекого прошлого все еще пытаются приручить, окультурить и направить источник удовольствия в более нужное, для общества, русло, заставить его служить, а не потакать слабостям человека – мало что меняется.

Спиноза и его сотоварищи по философии, стараются всячески вывести поведение людей из удовольствия. Именно для того, чтобы удовольствие все более и более ассоциировалось с общественно полезными интересами, прибегая, для этого, к законодательным и философским уловкам, а именно:
- ограничивая личный эгоизм общественным договором;
- трактуя стремление человека к удовольствию, как средство, используемое воспитателями и политиками для управления людьми;
- а то и просто ставя в зависимость от «правильного» интереса, придавая ему флёр «Разумного эгоизма».

Но, это мало что меняло и меняет в ходе истории человечества, и в особенности цивилизации, упрямо играющей на слабостях человека. А количество слабостей человека, упрямо двигающего цивилизацию вперед и вперед, нередко даже и с помощью войн, не убавлялось, а только прибывало. Новые возможности, получить удовольствия предоставляли человечеству уже:
- новые отрасли искусства;
- технические и бытовые новшества;
- мода, литература, наука. ……… и пр.

И каждый пытался найти свою нишу, в которой бы ему было выгоднее и удобнее выглядеть в лучах славы и обожания – и именно это приносило ему тот самый эрзац счастья. Но, замкнутый круг его счастья, при этом, становился все грязнее и грязнее – шелковая трава-мурава Райского Сада, в жизни, быстро меняла свою шелковистость, приедалась и требовала все новых усилий. И эти усилия предпринимались, чтобы получить ту же самую порцию счастья, но уже по более высокой цене. Супругу уже нравились более молодые и плавные изгибы тел молодых сотрудниц, а их женам снились, и не только снились, кубики молодых мужчин, взамен грузных животов их мужей. В ход шли подарки, автомобили, дорогостоящие туры – и все это лишь для того, чтобы в награду получить тот самый кусочек счастья, который давался все труднее и труднее. И ускользал, каждый раз, словно призрак, из рук. Погоня за счастьем превратилась в норму.

Эта динамика идей привела, в конечном счете, к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная. А как же любовь?! А она так и осталась главным источником удовольствия, а следовательно и счастья. Только теперь, у неё появилась надежная, но очень упрямая помощница – успешная деятельность. Именно она позволила любви светиться более заманчивым светом, получая для этого достаток, разнообразие и отдых. Именно она позволила Любви уходить на второй план, чтобы отдохнув, набраться сил, чтобы еще туже натянуть тетиву для «Стрелы Амура». Именно она ……………

Но, именно она – эта самая успешная деятельность – и являлась соперницей, сама по себе, уводя мужчину в неведомое, заставляя её ревновать к тому, в чем она, сама мало что смыслила. И это навевало на неё легкую грусть. И вот здесь то и возникли те самые два препятствия, которые и «запрудили» этот казалось бы очень удачный выход к постоянному счастью, в попытке, все же, разорвать этот порочный круг гедонизма:
- во-первых, «успешную деятельность» мог себе позволить даааалеко не каждый – ведь для этого надо быть талантом, а еще лучше – гением, и причем, в той области, в развитии которой остро нуждается общество;
- и во-вторых – что тоже немаловажно – восхищение плодами этой самой «успешной деятельности», так уж часто привлекает внимание иных, тоже желающих примкнуть, а то и вовсе оттолкнуть тех, кто рядом, здесь и сейчас. Оттолкнуть, чтобы прийти им на замену.

Так что же – и этот путь выхода из замкнутого круга Гедонизма чреват, опасен и годится только для избранных, судьбой и обществом? Может есть какой выход – надежный и достойный, дарующий человеку постоянное счастье. Ну, во-первых, уже само по себе понятие «постоянного счастья», как и вообще всего постоянного, невозможно. В любом процессе, а в особенности психологическом, длительное функционирование, без ущерба для индивида, невозможно – требуется перерыв, либо для общего процесса отдыха – а именно сна, либо для переключения на иную сферу деятельности, для более качественного и быстрого восстановления сил, для возобновления прежней деятельности. Кроме того сам
Зигмунд Фрейд, с психологической точки зрения, доказал, что удовольствие, будучи исходным мотивом, не может быть универсальным средством для поведения общественного индивида, тем более если речь идет о нравственных основаниях поведения.

Опять эти, навязываемые извне, обществом, мотивы и установки! Опять смешиваются в Гедонизме понятия «желание» и «достойное желания», вновь вытаскиваются на свет все эти средства для достижения блага и то, что является частью искомого блага – подменяя тем самым и даже ограничивая такое простое желание человека – быть счастливым, здесь и сейчас. Разрушая тем самым целостность гедонизма как концепции, утверждающей абсолютность ценности удовольствия. Общество, словно сговорившись с интересами и притязаниями цивилизации, навязывает и навязывает человеку, желающему просто быть счастливым, все новые и новые критерии этого счастья, то отодвигая его в будущее, то ставя перед ним все новые условия и требования для приобретения этого самого счастья.

Гениальный выход из этого замкнутого круга – оно и трудно было ожидать чего-либо иного от гения – был предложен академиком Ландау. Опираясь на то, что именно Любовь является наиболее универсальным и всеобъемлющим источником наслаждения, он и позволил себе по-новому опереться на неё, как на счастливое средство отдыха от «успешной деятельности». Подписав со своей любимой женщиной, которая позже стала его женой, «пакт о ненападении в семейной жизни», он оговорил и узаконил тем самым внебрачные любовные контакты, причем, не делая из них никакой тайны, и более того не уходя, при этом из дома. Оригинальное решение проблемы кратковременной увлеченности теми самыми иными женскими линиями, не только тела, но и характера, он тем самым, начисто лишил жену возможности отвечать на эти отношения, как на ложь, измену и грязь, на которые та бы могла отвечать по закону семьи, и по закону женщины.

Прочтите, прочтите эту увлекательную книгу, его, горячо любящей жены Коры: «Академик Ландау. Как мы жили»– и вы возможно поймете, что в жизни может быть и так. Только не обольщайтесь! Ведь, этот жизненный подвиг двух светлых любящих, друг друга, сердец – не правило, а скорее, исключение. Ведь для этого надо, чтобы так много совпало – найти свою Кору и быть самому Гением.
                Удач, в поисках вечного Счастья!!!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.