Ступени времени. картина 9

                Прошло  две недели.
                Вечер. В квартире  Яры находятся Надежда и Анастасия, Яры еще нет.   

Анастасия – Мама, Саше на днях выделят комнату в общежитии для семейных и мы с ним поженимся.

Надежда – И слушать не хочу. Что за глупости! Я так понимаю, тебе хочется укрыться за надежной стеной, но он
          нерешителен, он ведомый. Он тебе не пара.

Анастасия – Но он меня давно любит и прислушивается к моим советам, восприимчив к новому. С ним мне будет
          легко.

Надежда – Не обольщайся. Он может и прислушивается к твоим советам, касающихся культуры поведения, но
          крестьянских понятий из него не вытравишь. Если что надумает – не уступит.

Анастасия – Но настойчивость в мужчине должна быть, иначе ничего не добьется. Вот ведь учится он отлично, даже
          награжден за хорошую учебу латунной готовальней.

Надежда – Неубедительно, я все равно против. Чует моё материнское сердце - делаешь ошибку. Одумайся!

                Прошло несколько дней и Анастасия с Сашей осуществили свой план, поженились
                и зажили в отведенной для них комнате в общежитии  для семейных. К тому же
                Анастасия поступила на  двухгодичные курсы французского языка и там же 
                нашла подработку по переводам. Семейная жизнь потекла своим чередом. Через
                месяца полтора  Анастасия поняла, что беременна. В консультации это
                подтвердили –

Анастасия – Саша, теперь когда в моей беременности нет сомнения, пожалуй, стоит подумать об имени  ребенка.

Саша – Настя, но ведь неизвестен пол ребенка.

Анастасия – И что? Разве трудно выбрать и мужское и женское имя?

Саша – Конечно нетрудно. И какие бы ты предложила?

Анастасия – Игорь и Стелла. Правда хорошо?

Саша – Я бы предпочел – Вахтанг и Соломея.

Анастасия – И слышать не хочу.  Вот ещё ! Вахтанг, Соломея! Нет, эти имена не подходят.

Саша – Чтоб  грузин носил имя Игорь? Когда в грузинском языке и мягкого знака то нет. А Стелла с двойным «л»,
       когда в грузинском вообще удвоение букв не применяется.

Анастасия – А это ужасное восклицание «Вах» и добавка – «танк», это же ужасно. Или библийское – Саломея, 
           помнится мне это имя носила отрицательная персона.
Саша – Саломея – Саломэ, так  зовут мою бабушку!

Анастасия – И прекрасно, пусть твоя бабушка спокойно доживает свой век и ничего не узнает о нашем разговоре по
            поводу этого имени.

Саша – Да продлит Господь дни моей бабушке, но ни Игорем, ни Стеллой  дети грузина быть не должны.

Анастасия – Но и дремучие азиатские имена мои дети носить не будут!

                На этом спор угас, но некоторая неудовлетворенность непониманием
                партнера осталась и когда Надежда спросила Анастасию  -

Надежда – Как Саша воспринял твою беременность, обрадовался?

Анастасия – Обрадоваться то он обрадовался, но насчет имени для младенца договориться нам не удается.

Надежда – Тут все понятно, грузины хоть и православные христиане, но имена у них часто встречаются
        мусульманские и они даже не сознают этого. И какие же имена он предлагал? А какие ты?

Анастасия – Вахтанг и Саломея.  А мои – Игорь и Стелла.

Надежда – Вахтанг – не самый плохой вариант. Помнишь: « Бог возлюбил царя Вахтанга! Услышав благовест
          небесный, На Эльбрус  он ступил ногою,  И горы дрогнули под ним ».  А насчет Саломеи я бы вообще  не
          возражала – красивое имя.
Анастасия – И хотя он предлагает имена не крестьянские, мне они не нравятся.

Надежда – Времени у вас еще достаточно. Найди компромисс – засыпь его именами, пусть он выбирает из твоих.

Анастасия – Большого числа нравящихся мне имен не  существует.

Надежда – Напрягись, почитай святцы.

                В положенный природой срок Анастасия родила крупного мальчугана, которому
                супруги по взаимному соглашению решили дать имя Александр.
                В комнате общежития за столом сидит Саша. Младший Александр в коляске
                находится тут же. Время от времени он подает голос и тогда отец
                отталкивает от себя коляску и затем  за привязанный к ней ремень
                возвращает коляску к себе. В промежутках между этими действиями он читает
                учебник.
                В комнате появляется Бардзим –

Бардзим – Привет зятек, ну и как  в конце концов  назвали наследника?

Саша – Привет, назвали Александром по предложению Анастасии. Я не мог возразить против её аргументации – она
       заявила, что хочет, чтобы сын носил имя любимого мужа.

Бардзим – Понятно, а где моя падчерица?

Саша – Где ей быть? На занятиях или в библиотеке за переводом очередной халтурки.

Бардзим – Надо же, из фамилии уважаемого человека Халтурина, сделали жаргонное словечко.

Саша – Ладно, Бардзим, не старайся казаться святее папы римского.

Бардзим – А не является несколько халтурной твоя подготовка к завтрашнему экзамену? Посидела бы с малышом его
          мамаша, а ты бы - в библиотеке.

Саша – Вот я заметил на тебе новые туфли, которые, вероятно, стоят вдвое больше чем моя бывшая месячная
       зарплата помощника машиниста. Не увлекся ли ты поисками столь модной обуви в ущерб подготовке к
       экзамену.

Бардзим – Ну что я могу тут поделать, если Надежда хочет чтобы её муж выглядел как лондонский  денди. Пришлось
          смириться, но с доски отличников учебы из-за этого мой портрет не снимут. Будь спокоен.


                Время бежало быстро. Малыш у Анастасии и Саши стал
                обзаводиться  зубами, а с ними и сопровождающими  их появление
                болями. Так что забот хватало.

Анастасия – Аленька, осторожно, не лезь на кровать, стянешь одеяло и упадешь.

Аленька – Аленька бух? Наин.

Анастасия – Саша ты слышал, что изрек малыш? Он сказал «бух наин» т.е., что не упадет. Правда это звучит
             больше по-немецки.

Саша – Надо же, я тут целыми днями штудирую немецкий, а он взял и заговорил.  Настя ты родила  гения.

Анастасия – Гения или не гения не знаю, но теперь буду называть его Бухнаином.

                Но когда в очередной свой приход Бардзим так и назвал малыша…-
 
Бардзим – Привет молодежь, ну как тут поживает ваш Бухнаин?

Анастасия – У нашего малыша прекрасное гордое имя – Александр и мне не очень нравится когда его пытаются
            называть Шуриком, Аликом или Сандриком, а тут это нелепое  Бухнаин. Прошу больше его так не
            называть.

Бардзим – Ну что ж, как прикажите мадам, как поживает маленький Саша? Впрочем, мне видно показалось, что
          кличку Вы придумали сами.

Анастасия – Развивается вполне нормально -  спокоен, любознателен, дружелюбен.
 
Бардзим – А что в нем материнского?

Анастасия – Красив и находчив.

Бардзим – Что ж, я вижу – я могу быть за него спокоен.

Анастасия – Как дедушка? Вполне.

Бардзим – Да, мне следует Вам сообщить, что завтра ждем приезда Лёли. Об этом сообщил Антон. Со слов Бориса мы
          узнали, что в Тбилиси Лёля познакомилась с одним экскурсантом, оказавшимся студентом  Московского
          авиационного технологического института и у них возникли романтические отношения. И этот студент и
          позвал её приехать в Москву. Они планируют пожениться.

Анастасия – Как это восприняла мама?

Бардзим – Разволновалась,  ведь она только начала работать в Красном Кресте и мы еще не ушли от Яры.

Анастасия – Как я понимаю, Лёля должна была понимать, что Антон с Борисом нам о её планах сообщат и никакого
            сюрприза из её затеи не получится.  Поэтому нам, её родственникам, следует сделать так, чтоб этот
            прыткий студент понял, что собирается, если действительно собирается, взять в жены девочку из
            приличной семьи.  А кстати, сам он из какой э… среды?

Бардзим – Самой что ни на есть пролетарской – из крестьян Тульской губернии.
 
Анастасия – И мама не упала в обморок?

Бардзим – Вероятно, пример старшей дочери её закалил.

Анастасия – Батоно Бардзим, спасибо за напоминание, иначе я бы могла забыть.

Бардзим – Однако, я считаю, что Вы правы – на самотек это дело пускать не стоит. Встретьте с Сашей старшим
          Лёлю и пусть до регистрации она проживает  у вас. А я уговорю Надежду познакомиться с Лёлиным
          женихом и вообще  принять все как есть.

Анастасия – Буду Вам признательна за это и надеюсь, что Саша пойдет со мной встречать Лёлю и согласится 
            принять её у нас.


                На следующий день Анастасия с Сашей поехали на Курский вокзал
                встречать Лёлю, а караулить малыша остался безотказный Володя Сидоров.
                На перроне вокзала они стали рассматривать публику, пытаясь среди
                встречающих найти предполагаемого жениха Лёли –

Анастасия – Саша, смотри – вон молодой мужчина с букетом цветов, в цивильном светлом костюме, не он ли?

Саша – Этот тип хоть и небольшого роста,  но по-настоящему просто красив – вот тебе и деревня.

Анастасия – Если это действительно он, то он должен знать номер вагона. Не упускай его из виду.
 

                Поезд останавливается и пассажиры начинают выходить на платформу.  А
                примеченный ими человек не идет искать нужный вагон, а  остается на
                месте –

Саша – Кого бы не встречал этот  тип, но он тоже не знает номер нужного ему вагона.  Так мы прозеваем твою
       сестру.

Елена – Друзья, не меня ли вы встречаете? А то иду – вижу знакомые лица, решила спросить.

Анастасия – И хорошо сделала, а ещё лучше бы сделала, если бы сообщила номер вагона.

                Сестры обнимаются, Саша отбирает у Лёли чемодан –

Елена – Была уверена, что это сделает Боря. Да, вот знакомьтесь -  это  Тихон, мой суженый, я его на святки
        высмотрела. А это моя сестра Анастасия и её супруг Александр.

                К ним подходит примеченный ими человек  с букетом, держится он довольно
                робко. Протягивает цветы Лёле. Та его обнимает и целует. Тихон пожимает
                руки Анастасии и Саше. Анастасия берет Елену под руку и они
                устремляются к выходу. Мужчины идут следом –
 
Анастасия – Лёля, сейчас ты отправишься к нам, а назавтра я организую вам с Тихоном встречу с маман. Быть
            может, ты и получишь  благословение на брак, хотя это и сомнительно.

Саша – Тихон! Так как Вы с Лёлей собираетесь пожениться, то на нас с женой возлагается задача подготовить к
        этому событию мадам Рачинскую – маму Лёли и Насти.

Тихон – Как? Лёля из рода Рачинских? Я - партиец, большевик  не думал никогда, что породнюсь с этим древним
        дворянским родом.

Саша – Извините, но я не понял – обрадованы Вы или огорчены этим фактом?

Тихон – В конце ХIХ и начале ХХ столетий, один из Рачинских, известный профессор ботаники, занимающийся
        устройством парковых ландшафтов, посвятил  много лет созданию народных школ и вместе с четырьмя
        Выпускники этих школ даже играли на фортепиано.  Благодаря его школе  я и начал познавать  мировую
        культуру.  Я учился в одной из таких школ и преклоняюсь перед его памятью.

Саша – Я предполагал, что корни у Рачинских – польские.

Тихон –  Все подробности, относящиеся  к жизни,  связям, образованию, опыту этого человека мне неизвестны. Но
         известно то, что он в своих трудах писал: «Школы в России необходимо строить на почве народной
         психологии и истории».
Саша – Во всяком случае знайте - Надежда Симфориановна Рачинская ждет от своего ближайшего окружения
       изысканного поведения и изысканной речи. Вы сразу это ощутите, обратив внимание, как несколько меняются
       в её присутствии её собственные дочери.

Тихон – Благодарю Вас за дружеский прием и информацию. А куда мы сейчас направляемся?

Саша – Сейчас мы отправимся в место нашего с Настей обитания - общежитие МЭИ,  а назавтра Настя планирует
       представить Вас маме, после чего вы будете  вольны с Лёлей отправиться в ЗАГС. Нужно соблюдать этикет.
 
                Тихон безропотно согласился, да и Лёля не сопротивлялась, и
                поэтому, хотя от Надежды благословения они не дождались, но
                молчаливого согласия удостоились. И через день молодые
                расписались и стали проживать в общежитии МАТИ –

Тихон – Елена, дорогая, я тут в кадрах узнал, что одна из работниц  нашей институтской библиотеки через неделю
        уходит в декретный отпуск и у тебя есть возможность временно занять её место.

Елена – Ой, уже через неделю? Мне так хотелось поняньчить племянника, он такой милый.

Тихон – Другого такого случая может не представиться. А это так удобно, все под боком и я рядом.

Елена – Что? будешь целыми днями сидеть в читальном зале и как цербер охранять красавицу?

Тихон – Пожалуйста, не говори глупости. Но я тебя очень люблю.

Елена – Что? Шуток не понимаешь?  Мне будет очень приятно, если все время буду видеть тебя рядом. Я тебя тоже
        очень люблю.  Давай завтра в кадрах выясним -хватает ли моих документов для оформления на работу.

Тихон – Вот и ладно, моя хорошая.

                Наконец настал июль 1935 года, когда Бардзим и Саша получили  дипломы.
                Оба  учились  блестяще и, конечно, защитились на отлично. При
                распределении выяснилось, что Бардзим направляется в московский
                метрополитен, а Саша на тбилисский паровозоремонтный  завод, где
                образовали цех по ремонту электровозов. Оба распределением остались
                довольны. Но дома у Саши разразился скандал  –

Анастасия – В Тбилиси мы не поедем. Ищи работу в Москве. Ты должен был заявить, что жена не желает ехать в
            Грузию.  Ведь Бардзима все же оставляют в Москве.

Саша – Сюда в Москву нас направили на учебу только потому, что Грузии нужны специалисты электрического
       транспорта, там сейчас электрифицируется железная дорога. Нас, приехавших в МЭИ по путевкам из Грузии
       было трое, третьей была девушка. Но у нее как то не сложилось и она бросила учебу.  Бардзим  по закону 
       должен не менее 3-х лет отработать в Грузии и за это будет отвечать тот, кто его оставляет в Москве.

Анастасия – Признайся, ведь ты и сам хочешь в Тбилиси и тебя не волнует, что мне там плохо. Я туда не поеду,
            мы с малышом остаемся в Москве с моей мамой.

Саша – Вряд ли твоей маме это понравится!

Анастасия – Мама меня понимает гораздо лучше тебя, так что проблем не будет.
            Саша – Анастасия, ты фактически предлагаешь развод, я в лучшем случае смогу перебраться сюда
            только через три года.

Анастасия – Я не предлагаю развод. Оставайся, Бардзим, твой лучший друг сумеет тебя пристроить.

                Раздается стук в дверь и на пороге появляется Бардзим –

Бардзим – Что за шум? Это у вас так обсуждается факт распределения на работу?

Анастасия – Да, обсуждается именно этот вопрос. Но Вашим распределением мама, я думаю, довольна?

Бардзим – Еще бы, но она переживает за вас.

Саша – Анастасия  наотрез отказывается ехать в Тбилиси и грозит разводом,  а я не представляю  как могу
       остаться без семьи.

Бардзим – Саша, прости меня, но  этого можно было ожидать. Конечно, тебе сейчас нужно явиться по назначению,
          но через годик я организую тебе вызов в Москву, в метрополитен. А Анастасия с малышом пока поживут
          у нас.
Саша – Да вы сами-то где жить будете?


Бардзим – Меня назначают начальником депо метрополитена и дают двухкомнатную квартиру, так что в этом
          отношении не беспокойся.

Саша – Да вы прямо как сговорились. А что Надежда?

Бардзим – Вот она-то меня к вам и послала  для разъяснения ситуации.

Анастасия – Браво, мама! И действительно план чудесен, не правда ли Саша?

Саша – Во всяком случае, это не развод. Поживем год врозь, а там видно будет.

                К сентябрю Саша уехал. Бардзим свою служебную деятельность начал в
                августе. Анастасия с малышом перебралась в двухкомнатную квартиру
                Бардзима. Как то вечером, когда все обитатели квартиры дома  –

Надежда – Анастасия, а какую должность получил Саша на своем заводе?

Анастасия – Судя по окладу – небольшую.  Он начальник Центральной заводской лаборатории.

Бардзим – ЦЗЛ на разных заводах оснащены по-разному и поэтому штат и возмож ности у них разные.

Анастасия – У него в штате – один инженер, один слесарь и один электрик.

Бардзим – В таком случае он не может быть доволен  своим положением.

Анастасия – Но может быть это и хорошо, раз  ему там плохо – скорее захочет сюда, не так ли?

Надежда – Так-то он так, да кто его знает? Я тебя Анастасия предупреждала, что может заупрямиться. А квартиру
          ему дали?

Анастасия – Нет, живет в той комнате, которую получил ещё будучи помощником машиниста.

Надежда – А его многочисленная родня куда делась?

Анастасия – Двоюродная сестра, та которая окончила консерваторию вышла замуж и ушла к мужу.  Родная сестра,
            врач-терапевт, работает в Центральной республиканской больнице и получила комнату. Брат,
            экономист, вроде бы женился и ушел, так что Саша там живет один.

Надежда – И зовет тебя туда?

Анастасия – Зовет, конечно. Пишет, что страшно соскучился по мне и сыну и приедет к нам в отпуск.


                Время шло, и когда Бардзим принес домой пригласительный билет на
                торжественное открытие новой линии метрополитена, на котором должен
                был выступать один из главных вождей советского народа –
                Л.М.Каганович. Узнавшая об этом событии Лёля вызвалась пойти туда, 
                да не одна, а с любимым племянником, который не возражал. Вернувшись
                Лёля, рассказала следующее  –
 
Елена – Не знаю из каких побуждений, но Лазарь Моисеевич взял нашего малыша на руки, а этот, по-видимому,
        струсил, и пустил горячую струю, после чего ребенка спешно мне вернули.

Надежда – Лёля хватит выдумывать и нас пугать, ведь это может отразиться на Бардзиме.

Елена – Не хотите – не верьте, но выглядело все забавно.

                Бардзим не только не пострадал, но даже за ударный труд был
                удостоен ордена Ленина. Правда,  орден Ленина ему не помог,  когда
                в начале 1938 года его     арестовали.  Для домочадцев это было
                потрясением. За что? И чего ещё можно было ожидать?

Надежда – Бедный Бардзим, он так предан был работе,  так старался, так был рад, что намеченное им получается.
          Видно кто-то его оговорил.

Анастасия – Что, ему так и не предъявили обвинения?

Надежда – Говорят, что все ещё ведется следствие. Но если его засудят как врага народа, то квартиру отберут,
          меня посадят и ты, моя дорогая, останешься на улице  одна с двухлетним сыном и грудной дочуркой на
          руках. Вызывай своего Сашу.

Анастасия – Если все произойдет так, как ты говоришь, то он предложит мне ехать к нему.

Надежда – А ведь я тебя предупреждала – он один из тех кавказских ослов, что упрутся и не сдвинутся с места.

Анастасия – Но ведь правда! в Москве ему не светит ни квартира, ни работа.

Надежда – А когда он здесь был в отпуске, он хоть позаботился о том, чтоб найти тут товарищей по институту,
          которые бы ему помогли устроиться?

Анастасия – Ты же прекрасно знаешь, что не искал. Но тогда ведь был Бардзим.

Надежда – Что, так всю жизнь и собирался прятаться за Бардзима?

Анастасия – А когда это он прятался за Бардзима, во время учебы в институте скорее он был ведущим, а не
            Бардзим. Да, кстати, я прочла в «ПРАВДЕ»,  что с 22 августа 1938 года Л.П.Берия был назначен
            первым заместителем народного  комиссара внутренних дел СССР М.И.Ежова.

Надежда – Готовь мне сухари на дорогу, ведь Берия не может не знать фамилий всех епископов Грузии.

                Жили  в тревожном ожидании неминуемых бед. А тут ещё новое назначение – 25
                ноября Берия назначен наркомом внутренних дел. Правда, масштаб репрессий 
                резко сократился, но надолго ли?
                В один из январских вечеров 1939 года раздался звонок в  дверь и женщины
                обомлели – на пороге стоял Бардзим –

Бардзим – Не  ждали?

Надежда – Бардзим, родной ! (Бросилась ему на шею Надежда). Это просто рождественское чудо! Живой, здоровый. А
          я уже свыкалась с мыслью,  что и меня заберут.

Бардзим – Кто бы мог подумать, но все изменилось с приходом Лаврентия Павловича.  В Грузии он пересажал
          многих, не очень заботясь о доказательствах их вины, а тут потребовал от следователей веских
          доказательств. В результате многие дела просто рассыпались. И вот я на свободе и мне даже вернут
          орден Ленина.

Надежда – Хвала Господу за милосердие его!

Анастасия – Уму непостижимо. А мы боялись, что с приходом Берия раскроется Ваше  родство с дядей епископом.

Бардзим – Конечно, он об этом  был осведомлен, но это не повлияло на исход дела, как видите.

                Бардзим попал в первую волну освобожденных - это были те,
                кого не успели ещё осудить. Всего же  в 1939-40 годах было
                освобождено около 200 тысяч человек –

Бардзим – А вы как тут? Что нового?

Анастасия – Мама здесь в Москве случайно нашла свою племянницу Женю, она дочь её старшего брата, давно
            бесследно пропавшего в лагерях. Может ещё объявится?
 
Надежда – Хорошо бы, но это вряд ли, его давным-давно взяли.

Бардзим – А как его дочь? Все надеется, молится за отца, ждет? Может это его и сохранит.

Надежда – Не заметила, чтобы она была особенно набожной. Знаю, что замужем за инженером-химиком неким Дымовым
          и у них прелестная дочь Софочка.

Бардзим – А как Саша? Жив, здоров?

Анастасия – А что ему сделается, живет без забот, без хлопот.

Бардзим – В горьком одиночестве. Надо знать, что это такое.

Анастасия – А кто его неволит? Почему бы ему не воссоединиться с семьей?

Бардзим – Надо будет мне ему написать, он будет рад моему освобождению.

                Через несколько дней Бардзиму вручили отобранный при аресте орден
                Ленина, но не тот старый ввинчиваемый экземпляр, который у него был, 
                а нового образца – подвешиваемый. А через некоторое время предложили и
                работу.
                В один из февральских вечеров –

Бардзим – Получил письмо от Саши. Он пишет, что я со своим опытом руководящей работы очень бы пригодился в
          Тбилиси. Сам в Москву не стремится, а мне советует подумать.

Надежда – Нашелся советчик, свою семью разрушил и ещё лезет с советами?

Бардзим – Саша пишет, что он опозорен перед родней.  Его родители хотят видеть внуков, а дед его просто
          негодует – требует, чтобы перед смертью ему показали правнуков.

Надежда – Бедный кавказский ишак Саша, и куда лез?  Его бы жене вместо Москвы – Париж, а он зовет в Тбилиси.

Бардзим – Ну тут ещё решать надо – кто бедный и кто ишак. ( почти бормочет про себя ).

                Когда в начале лета 1941года Анастасия, наконец, решилась с малолетними
                детьми (6 и 4 лет ) съездить к Сашиным родителям в Западную Грузию –
                Имеретию, Сашин дед, которому было за 90, был еще жив.

Анастасия – Как представлю себе, что придется ехать на поезде с детьми до Тбилиси трое суток, так прямо плохо
            становится.

Надежда – А там ещё поездом до станции Самтредиа.

Бардзим – Ну эту часть пути с ними уже проделает Саша. А при вашем возвращении в Москву пусть едет с вами,
          ведь ему будет полагаться отпуск.

Надежда – Хорошая мысль. Он просто обязан так поступить.


                Провожать Анастасию с детьми на вокзал пошли все – Надежда, Бардзим,
                Лёля, Тихон -


Рецензии