Аможе вси человецы пойдем

   Под утро первый осенний заморозок прихватил деревья и лужицы. Старый тополь у храма замер и поёжился: листва тихо посыпалась на заиндевевшую траву. Сыпала она всё утро,  собираясь  под деревом  лёгким золотистым  ворохом. Заглядевшись на плавно приземлявшиеся листья, похожие  в лучах восходящего осеннего солнца на невесомых порхающих пташек,  застываю на месте и  на приветствия знакомых прихожан отвечаю лишь молчаливым   кивком.
  Сегодня Дмитриевская родительская суббота. Пора  поспешить на распевку церковного  хора (специально приехала пораньше), но оторваться от этой живой картины трудно: стараюсь запечатлеть в памяти  щемяще прощальную красоту листопада. Вот так и человеки – непрестанно - поколения за поколениями … « яко земля еси и в землю отыдеши…».

 В храме первым делом подала поминальные записки.  Когда оставалось место ещё для одного имени, подумала, кого же ещё помянуть.  Может быть, Валентину, которую запомнили  на приходе  как усердную  молитвенницу?  Да за неё дочка с внучкой всегда молятся. Ну и что же? Первая мысль от Бога – и уверенно вписала имя  рабы Божией Валентины.

  «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль,  ни воздыхание, но жизнь безконечная». На этих словах  поётся  всегда легко,  небеса приоткрываются, и угадываешь в этой бесконечности светлые  родные лица настрадавшихся в юдоли земной… 
 Вдруг  стало душно, перехватило дыхание, вышла поскорее на улицу.   Магнитная буря  сбила-таки с ног.  До автобуса сил идти не было. Присела на скамейку. Бороздя опавшую листву,  вокруг тополя  со звонким смехом играла в догонялки ребятня  в  весёлых разноцветных  комбинезонах, а потом завалились   навзничь на  золотистый ворох и стали ловить руками  падающие листья. Жизнь жительствует…

 Надо как-то добираться поскорее до дома. Увидела вышедших  из храма  и направляющихся  к  своей машине дочку и внучку  молитвенницы Валентины. «Родненькие, не подвезёте ли меня? Что-то совсем расклеилась».
 По дороге помянули добрым словом  Валентину: к ней на могилку родные  и собрались, но сначала решили довезти меня  до дома. Вспомнили и слова батюшки в конце панихиды о нашей незримой связи с усопшими: они ждут помощи от нас, и  мы  тоже можем просить  их молитв.
   
 Приняв лекарство,  задремала и  увидела  свою покойную маму. Очень обрадовалась ей, и даже подумала во сне: «Так, значит,  приснилось мне, что мама умерла».  Но тут же вспомнила  могилку её под берёзкой. Мама сняла  свой любимый старенький плащ, села за стол.
- Мама,  как ты из своего дома к нам пришла?
 - Ты же мне переводы  присылаешь…
На этих словах сон оборвался, а на душе долго ещё было радостно. Рассказала о  дорогой гостье  сыну.
- Мне тоже часто снится, что бабушка жива.
- А она жива, сынок, жива… И не только, пока мы о ней молимся и помним. У Бога все живы.
                28 октября  2017г. 


Рецензии