Состояние когнитивного диссонанса

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний играют роль и когнитивно-психологические факторы.  Когнитивные – относящиеся к знаниям.
 В связи с этим были предложены концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории  положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются.  Когнитивные  представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе.

Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается как дискомфорт.  Человек стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким.  Человек стремится изменить  когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату.
Человек может  попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса часто используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях.
Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков.
Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов рассматривают  также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации.
Такие  оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
Исследования об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики, проведенные  У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, дополнил  С. Шехтер. По его мнению,  немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

Согласно данной теории на эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.
Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, испытуемым  давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций.
В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом –  состояние гнева. 

После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Также доказано, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди.
Эмоциональные  состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. 
На силу и качество   эмоции влияют факторы:
– величина и специфика актуальной потребности;
– оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта;
– информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;
– информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно выводам  П.В. сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
Разработанная Симоновым   концепция может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название –   информационная.


Рецензии