Дума двадцать седьмая. О правильности постановки в

Моя первая встреча с творчеством Людмилы Улицкой состоялась много лет назад, когда она получила премию «Русский Букер» за роман «Казус Кукоцкого». И с тех пор она стала одним из любимых моих авторов.
Я не могу назвать себя человеком верующим. Скорее, сомневающийся. Как и большинство русских, которые, «пока гром не грянет», …. В дни радости и спокойствия я тоже забываю перекрестить лоб, а в трудные минуты жизни, конечно же, обращаюсь к Богу. И не только с молитвами, но и с одним из вечных русских вопросов: «За что, Господи?»
Знала, знала, что этот вопрос бессмыслен и даже греховен, но все-таки задавала. Задавала потому, что в глубине души была уверена, что не такая уж я и великая грешница, ведь 10 нагорних заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т.д. – не нарушала. Если и грешила, то по мелочи: сплетни, пересуды, пустословие…
И вдруг рассказ Улицкой «За что и для чего…», героиня которого, с материалистической точки зрения, по нелепому стечению обстоятельств, а с точки зрения Улицкой, «русской по культуре, еврейки по происхождению и христианки по вероисповеданию», потому, что дорожный ангел героини заснул или отвлекся на посторонние дела, лишилась ноги. И лишилась в Страстную субботу по дороге в церковь, куда ехала для освящения кулича и пасхи. Вот тут-то, кажется, и взроптать на Бога, хоть и грех, но… Героиня, которую в кругу друзей и почитателей зовут НК, оправившись от операции, говорит своей знакомой:
- Я все думаю, для чего мне это?
Знакомая шокирована: большинство людей в подобной ситуации спрашивают - за что? А она – для чего?
Но НК сама отвечает:
- Я всю жизнь много бегала и прыгала. А теперь вот мне сказали: посиди и подумай…
Как же это верно! Кто-то мудрый сказал: «Человек не успевает прожить и ста лет, а суетится на целую тысячу».
Мы так много бегаем, прыгаем, суетимся по пустякам, что подумать о том, как живем, нам некогда.
После случившего с ней несчастья НК прожила еще пятнадцать лет и «всех, кто ее знал в те годы, она научила ставить этот вопрос: для чего?»
Очень надеюсь, что и меня эта героиня Людмилы Улицкой научила думать о происходящем и правильно задавать вопросы. Не Богу, а себе. И не за что, а для чего…
Очень надеюсь на это.

Одна знакомая, выслушав мои рассуждения по этому поводу, сказала:
- Да какая разница, какой вопрос задавать, себе или Богу, беда-то уже случилась.
На мой взгляд, разница в том, что поиск ответа на вопрос «за что?» позволяет осознать свои ошибки, но не дает возможности их исправить. А поиск ответа на вопрос «для чего?» подталкивает нас к действию и дает шанс на изменения нашей жизни к лучшему.


Рецензии