Формула успеха директора школы

                ФОРМУЛА  УСПЕХА
               
   Иду в любимую школу.  Я по-прежнему её патриот и помню, что когда-то она по всем показателям была действительно первой! Потом престиж её, к сожалению, упал, и это удручало. Приход нового директора вначале  вызвал опасение: что сможет человек, совершенно не знающий наших северных условий и особенностей? Но, к счастью,  сомнения рассеялись. Евгению Анатольевичу Пакулеву удалось многое!
 
  А главное – удалось вернуть Первой прежний высокий  имидж. И звание   лучшей школы Югры в 2016 году – тому подтверждение. Это уже не просто городское признание, но выход на более высокий – окружной уровень!
    Хочу понять суть нового руководителя,  узнать, где рождаются, как воспитываются, как добиваются своих целей  умные  директора? И вообще, каким должен быть современный идеальный управленец?

   Захожу в  директорский кабинет. Встречает цепкий взгляд при располагающей и, на первый взгляд, даже простецкой улыбке. Беседа. Гладкий рассказ – и, кажется: всё как-то легко у него получается, никаких вроде бы трудностей!  «Э, нет, - подумалось далее, - гладкость-то кажущаяся! Не так уж однозначен Евгений Анатольевич: за внешней скромностью и простотой ответов – стальной стержень воли и целеустремлённости!»
 
  Ну, а подробнее…   
     Деревенское детство в русской глубинке  Курганской области  и школа в селе Мальцево, где жил известный селекционер, новатор сельского хозяйства Т.С.Мальцев, и мальчиком Женя  общался с этим замечательным человеком. Мама – доярка, своё подсобное хозяйство. Конечно, помогал родителям во всём, а как же в селе без этого?
- И коров доить умеете?
- Да, приходилось и коров доить.

     Отец умер, когда мальчику  ещё не было  14. Учился Женя хорошо,  приохотился к чтению. Любовь к литературе определила  и жизненный путь. Окончил с красным дипломом  Шадринский пединститут.  Каждое лето - вожатские и студенческие отряды. После института предлагали остаться на кафедре методики литературы – отказался. Распределили в  сельскую школу. Этапы его педагогического пути не поражают крутыми зигзагами, скорее привлекут внимание  устойчивой преданностью выбранной стезе.

    В 1994 году Евгений Анатольевич  стал победителем районного конкурса «Молодой учитель». Женился. А время ох! трудное – лихие 90-е!  Задержки зарплаты. Забастовки. Многие в то время ушли из педагогики в бизнес.  Он  остался.
      В 2000 год назначен директором Краснозвездинской средней  школы имени Г.М.Ефремова, собиравшей учеников из окрестных деревень. Жил  активной творческой жизнью :  его школа в 2006 году - победитель конкурса лучших образовательных учреждений РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

    Задаю вопрос:
- Ваша отличительная черта?
- Трудолюбие. А ещё, пожалуй, упорство.  Вообще, как у любого льва (по гороскопу), трудности и новые идеи лишь стимулируют деятельность: чем больше проблем, тем интереснее.
 
     Да, этот ответ точно передаёт и состояние его души, и главный стержень характера. 10 лет плодотворной работы в передовой школе. Итоговая оценка: грамота Министерства образования РФ. Почетный работник общего образования, лауреат областной премии «Руководитель года имени Народного учителя СССР В.Р.Петровских».
 
   К сожалению, рейдерский захват  совхоза,  его разорение сказались и на школе. Семьи уезжали в поисках работы, количество учеников катастрофически уменьшалось, прервались связи с шефами. Работать стало неинтересно. Вот почему, когда его пригласила на  Север, он согласился. К тому времени, в 2011 году,  был окончен второй вуз – Московский  ГГУ имени М.А.Шолохова  по специальности «Государственное и муниципальное  управление». Интересуюсь:

- Ваше первое впечатление о Белоярском  и Первой школе?
-  Уютный, красивый городок. Понравились и школа, и коллектив. Что особенно порадовало: не был утерян «дух дома», я увидел здесь больше душевности, чем в других школах. Обратил внимание на то, что в Первой  не было детских драк. Но был и недостаток: много  отличных учеников ушло в другие  школы, зато – пришли те, кого по разным причинам «отправили» из 2-й и 3-й. С главой района  сложились хорошие отношения. Сергей Петрович Маненков – человек, деловой, чувствующий  ответственность за всё, что происходит в городе и районе, настоящий хозяин. Этого и от других требует, и  тут я с ним  полностью солидарен.   

 -  Основные ваши требования к учителям?
 - Создать условия, чтобы детям хотелось учиться. А воспитание начинать с себя, показывая детям пример во всём: в отношении к работе, в умении сдержать данное слово, в корректном общении.

- Каковы, по-вашему, функции директора в современной школе?
- Сегодня директор – это, в первую очередь, умелый менеджер. Но знать он должен ВСЁ, что происходит в школе. Первые помощники – завучи, они отвечают за организацию учебного процесса. Но любой учитель, ученик, родитель может в ЛЮБОЕ время прийти в мой кабинет и обсудить проблему. Я – открытый руководитель.

- Самый счастливый момент в работе?
- Урок! Когда идёшь к детям, только тогда  понимаешь глубинный смысл профессии, которую когда-то выбрал.

 - В каких классах предпочитаете работать?
- В старших. Мне с ними интереснее,  можно поспорить, задать каверзный вопрос. Учу детей думать собственной головой. Моя главная задача в обучении – заставить думать! Не бояться принять собственное решение, а ещё лучше – нестандартное, не такое, как у всех!

- Обмануть современные ИКТ довольно сложно. Вам это удаётся?
- Думаю – да. Придумываю и продумываю умные вопросы, и тогда никакой интернет не поможет списать ответ, потому что его там не будет. А ещё – поставленная мной проблема должна будить собственную мысль, и здесь помогают классики.
 
 - Есть ли какая-либо формула успеха работы директора в школе?
- Для себя я вывел три главных принципа успеха. Первый: любовь к детям и желание дать им знания. Второй: сделать каждого ребёнка и педагога счастливым от встречи со школой. И третий: тесный контакт с семьями. 

- Резонно и реалистично. Сейчас принято ругать современную молодёжь. Если сравнить ваших прежних учеников и нынешних, очень ли различаются?
- Надеетесь на стандартный ответ, что буду ругать современную молодёжь? Не дождётесь. Дети одинаковы. Проблема, на мой взгляд, сейчас  не в детях, а в родителях, воспитанных в 90-е годы, когда шёл развал всего лучшего, что было накоплено за советские годы. Было уничтожено очень важное - чувство ответственности. Но современный ученик – умный, прагматичный, и в нем еще  не потеряно высокое начало гражданственности, патриотизма, и школе нужно это все приумножить.

- Поэтому, наверное, политики  Запада и США сделали всё возможное, чтобы развалить пионерию и комсомол?
- Согласен.  Внедрялось (и усвоилось!) другое отношение молодёжи к жизни: вам всё должны дать, а вы свободны от всяких обязанностей; всё можно купить, «захотел – беру». И до сих пор, к несчастью, это действенно. Хотелось бы переломить  такую философию!

- Надеетесь: удастся?
- Общими усилиями - да. Труднее переубедить родителей, чем учеников.

- Какой была ваша первая задача как директора школы №1?
- Вернуть  школе прежний высокий имидж. Начал с укрепления материальной базы и кадров. Постепенно сменился коллектив, но это был естественный процесс. Меняется учительская психология. На первом месте – труд, самоотдача, увлечённость, чтобы после звонка с урока учитель не спешил домой…

- Что главное во взаимоотношениях учителя  и администрации?
- Доверие. Хотя  приемы авторитарного стиля в руководстве полностью не отбрасываю.  Считаю: попустительство и либерализм  гораздо хуже.

- Важный вопрос:  у нас надолго ли? Наверное, были предложения более престижные, ведь у вас богатый опыт работы и заслуженный авторитет отличного управленца?
-  Чиновником стать я никогда не стремился. Предложения были -  отказывался: много политики, мало живой работы!

- Какие  заметные новшества появились в школе при вас?
- Новые подходы к  учебному плану, внутренняя среда школы - развитие на каждом шагу, каждый метр площади школы помогает обучению и воспитанию.   Общешкольные линейки, где открыто подводятся итоги, осуждаются нарушители, поощряются  добросовестные ученики.  Кадетские классы.

- Каков был ваш замысел при создании  такого класса, ведь в предыдущей работе не было подобного опыта?
- Я заметил, что в городе много сильных парней, на высоте культ спорта и здорового образа жизни. Но в то же время, особенно в основной школе, среди мальчишек отсутствует идея, часто  увлечения сводятся к компьютерным играм, нет дисциплины. А кадетских классах культ дисциплины на первом месте. Наши ученики должны стать  патриотами города, округа, страны.

- В кадетские классы берут не самых лучших учеников. А как с процентом успеваемости?
- Не обязательно быть отличником, масса примеров, когда из обычного троечника  получается настоящий Человек.  Да, учителям там работать сложнее. Но они отлично справляются. Наша  главная задача –  воспитание. И результаты уже явно видны  на втором году обучения. Кадеты подтянуты, активны, на них можно опереться в разных школьных делах. Они активно участвуют и в жизни города. Так что результаты есть, да и перспективы неплохие.

- Ближайшие понятны. А как с отдалёнными перспективами?
-  После 9 класса кадеты получат специальный документ, подтверждающий их обучение в кадетском корпусе, могут по желанию поступить в колледжи МЧС,  через военкомат в суворовское училище или продолжать обучение  в профильном оборонно-спортивном классе. Надеюсь, что кадетские годы помогут выпускникам в дальнейшей жизни.

- Можете ли сказать, что всё задуманное выполнили?
- Жизнь идет. Еще не время подводить итоги, но надеюсь, что выполним.


Рецензии
Вечера доброго Вам, Элла Евгеньевна!

Да, всегда вспоминал свое детство, учебу в школе, когда директор учебного заведения казался Фигурой с большой буквы.
И, наверное, именно так подобный человек и должен восприниматься. Ибо совмещает в себе сразу несколько ипостасей.
Должен ли директор школы быть педагогом? Безусловно, и желательно с немалым стажем.
Должен ли он быть грамотным администратором? Конечно, иначе не сможет, образно говоря, сконфигурировать педагогический коллектив, а этого многое зависит.
Должен ли такой человек быть новатором? Тоже не вызывает сомнений, иначе школа и учебный процесс утонет в болоте рутины и, как справедливо заметил герой очерка, будет потерян интерес к учебе.
Должен ли директор быть крепким хозяйственником? Нет вопросов, в противном случае все его начинания быстро сойдут на нет, не получив должной материальной поддержки.

И как мне кажется, Ваш герой вполне совмещает все эти качества, наверное, поэтому ему удалось вернуть престиж Первой школе.

С самыми добрыми пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   16.05.2022 22:10     Заявить о нарушении
Вы умеете видеть самое главное, Сергей!
Спасибо за рецензию!
С уважением,

Элла Лякишева   17.05.2022 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.