20 кг сахара или жизнь при социализме

У нас в поселке, как и в других небольших населенных пунктах страны, почти все знали друг друга. Последние новости о жизни той или иной семьи узнавались и быстро распространялись в обычных, для того времени, очередях в магазинах. Очереди были за всем: за хлебом, мукой, крупой, сахаром, мясом, колбасой.В свободное от работы время, весь поселок был в магазинах.Сотовых телефонов не было. Но,как говорят, сарафанное радио, работало исправно.Друг дружку оповещали постоянно. И это народом воспринималось вполне нормально, ведь другой же жизни мы не знали. Люди не высказывали своего недовольства, а наоборот, многим даже нравилось, занимали очередь друг на друга, и знали впереди стоящих человек десять, как минимум, кто за кем.Когда дети приходили из школы, то бежали сменить своих родителей, чтобы те сходили покушать или по своим делам. Я то же подменяла маму, когда она ходила  домой кормить поросенка и кур. Тогда она мне рассказывала кто за кем, чтобы я не потеряла очередь, и запомнила, человек 10-12.В очереди мы слушали новости, а еще в какие магазины что выбросят, то есть привезут, это узнавалось из достоверных источников , работающих на продуктовой базе ОРСа. В очередях не было разделения на рабочий класс и поселковую интеллигенцию, все были равны. Но процветал блат, когда тебе без очереди доставали дефицит. Каждый хотел завести знакомства с работниками баз, складов, прилавков.Если ты дружил с кем-нибудь, кто имел доступ к дефицитным товарам, то это расценивалось, как будто ты дружишь с одним из высокопоставленных начальником в нашем поселке.И тот, кто дружил, уже рассказывал остальным об этой секретной информации. Бывало, даже еще сами продавцы не знают, что им привезут этот товар, а очередь за ним уже выстроилась. Более того, народ знал даже про завоз продуктов и в близлежащих населенных пунктах.И нередко туда ездил, если у нас этого не было.

Было время, когда я видела талоны на продукты питания и даже на мыло. Но их быстро отменили. Страна развивалась и промышленность, а с ней и сельское хозяйство с животноводством, то же не стояли на месте.В больших городах было снабжение получше, чем у нас в глубинке. Но люди держали скотину и работали на огородах, чтобы прокормить свои семьи.

Однажды, стоя в очереди, моя мама узнала, что в город Карпинск привезли вагон сахара, и что его будут там продавать во всех магазинах. Карпинск от нас был в сорока километрах, минут 50 езды на автобусе.И вот мама , отпросив меня из школы, вместе со мной поехала за сахаром.Отстояв большую очередь один раз , мы купили на двоих 10 кг сахара, но мама решила, что этого будет мало, и когда еще мы купим сахар, встала снова в очередь. Истратив все деньги на сахар, у нее осталось только мелочь на проезд в автобусе. Даже мне ничего вкусненького в этот раз не перепало. Перекусив своими бутербродами, и распределив сахар между собой, мы пошли на автовокзал. Наш рейсовый автобус уже ушел. Зато в три часа всегда ходил  междугородний Экспресс  Карпинск - Серов, который делал в пути мало остановок, ехал быстрее и у нас в поселке он останавливался. Но при покупке билетов, у мамы не хватило денег. Билеты в Экспрессе стоили дороже.

Не найдя знакомых, занять на проезд, мама договорилась с кондуктором, чтобы нам  продали билеты до куда хватит денег. А там мы поймаем попутку, которая едет к нам в поселок и мама рассчитается с шофером, взяв денег дома.Мы вышли на незнакомой остановке, и пошли пешком. До поселка оставалось километров десять - двенадцать.Мама груженая большей частью сахара, шла быстро, сахар у нее висел в двух мешках на плече. Она была привычна к длинным переходам,потому что могла ходить весь день по лесу за ягодами. А я семенила за ней со своей неподъемной ношей, в которой было не меньше 4-5 кг.Авоська била меня по ногам, я злилась на маму и думала, ну зачем же нам столько сахара.А еще мне было стыдно, что нас высадили из автобуса, потому, что у нас нет денег.Мне было жалко себя, но больше я жалела свою маму.

Мама оборачивалась и кричала, подбодрив меня, что теперь мы с сахаром, что она столько варенья наварит и напечет мне много пирожков с брусникой. Пирожки у мамы , действительно, были вкусные. Когда я здорово отставала, мама недовольно кричала:"Любка, шевели ногами, а то и до ночи не придем". Перед самым поселком, когда оставалось километра 2-3 , нас все же догнала попутка, увидев что женщина с девочкой голосуют, шофер подвез нас. И мы с шиком въехали в поселок. Шофер помог маме выгрузить мешки с сахаром и мама гордо пошла в свой подъезд.

А в очереди уже обсуждали новость, что Феня с дочкой из Карпинска привезли целых 20 кг сахара! Да еще и машину наняла. Надо ехать и нам!


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.