Ч. 2 Абвер выходит на след

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/11/03/1295

Чернявски, прочно вжившийся в образ Арманда Борни, установил связи с подпольем в Бордо. Удачно получилось и у Матильды в Виши, где она обзавелась многочисленными знакомствами. Каждый французский патриот знал кого-то, кто разделял его взгляды. Благодаря этому подпольная организация росла, а, соответственно, росло и финансирование.

Арманд и Матильда переехали в Париж. Там они сняли обширную квартиру, у них уже была рация. Оба работали с большим энтузиазмом. Матильда вновь встретила в Париже Рене Оберте, который без колебаний вступил в их подпольную организацию, насчитывавшую свыше ста человек.

Однако люди постарше отмечали, что Арманд и Матильда вели себя довольно неосторожно, будто забыв, что столица кишела немецкими агентами. Организация продолжала расти, в ней числилось уже двести человек. Удивительно, в ней не было профессионалов, тем не менее, пока удавалось избежать арестов.

Весной 1941 года во Франции была самая большая агентурная сеть за всю историю шпионажа. Участники подполья занимались сбором разведывательных сведений и саботажем. Люди противоположных политических взглядов объединились против общего врага – немецкого фашизма.

Собранную информацию Арманд и Матильда передавали по рации в Лондон, которая затем поступала в «Комнату 55» в здании военного министерства. Она была очень ценная, благодаря ей топили немецкие суда и бомбили эшелоны, в которых перевозились войска и военные грузы.

Матильда получила кличку «Кошка». Так она подписывала свои радиограммы. Немцы стали нести такие потери, что поняли – им противостоит искусное  и хорошо организованное сопротивление. Они немедленно приняли контрмеры.

Моторизованные отряды внезапно окружали учреждения и предприятия и проводили тщательные обыски. Этим меры не дали серьёзных результатов. Тогда фашистское руководство потребовало от Абвера и гестапо усилить их работу, разгромить подпольные организации.

Матильда в кафе знакомилась с немецкими офицерами, и умело выуживала у них ценную информацию. В Лондоне очень дорожили сведениями, которые она передавала. Во время поездки в Брест, чтобы доложить в Лондон о результатах авиационного налёта, она вызвала подозрение у одного гестаповского агента, который подслушал её разговор с продавцом. Ему показалось, что он уловил в её речи английский акцент.

Агент проследовал за ней в Париж. За Матильдой установили слежку. Матильду и Арманда предупредили надёжные люди, что в их районе видели радиопеленгаторную немецкую машину. Они решили поменять квартиру. Новую квартиру нашли на Монмартре.

Арманд получил приказ прибыть в Лондон для консультации. В Лондоне он пробыл девять дней. После обстоятельного доклада руководителям английской секретной службы поляк посетил генерала Сикорского, который наградил его орденом Виртути Милитари.

Арманд вернулся во Францию 9-го октября. Он рассказал Матильде о том, что скоро англичане будут сбрасывать агентов на парашютах. После своего возвращения он сделал большую глупость – возобновил свою связь с Рени Борни. Стал жить с двумя любовницами, скрывая от каждой свою вторую связь.

Вдова Рени Борни приехала в Париж, чтобы встретиться с Армандом. Тот не нашёл ничего лучшего, как познакомить своих любовниц. Эта встреча  едва не окончилась потасовкой.

Матильда ушла из квартиры и сняла себе отдельную комнату там же на Монмартре и целиком сосредоточилась на подпольной работе. Она носила красную шляпку и чёрное пальто. В таком виде её знали многие подпольщики. Приметная одежда позже сослужила ей плохую службу.

Арманд остался жить в квартире с вдовой. Он постарался также привлечь её к подпольной работе, обучил её кодировать и декодировать радиограммы, присвоил ей кодовое имя «Виолетта».

Одна из участниц подполья, мадам Шарлотта Бофай, попросила своего знакомого рабочего, работавшего на немцев, достать описание немецкого самолёта. Этот рабочий пьянствовал с немецким капралом, и во время очередной выпивки рассказал о просьбе своей приятельницы.

Капрал доложил начальству, через рабочего передали лист со сведениями о самолёте, не представлявшими никакой ценности, а рапорт капрала переслали в военную полицию. Оттуда по принадлежности рапорт переправили в военную контрразведку, Абвер III, третий отдел военной разведки.

Штурмбанфюрер Эшиг, шеф отдела, послал в Шербур оберштурмфюрера Эриха Боршера найти и допросить мадам Бофай.  Боршер обратился за помощью к службе безопасности люфтваффе, но содействия там не получил, поэтому отправился туда, откуда пришёл рапорт, в военную полицию.

Там он встретил Хьюго Блейхера, фельдфебеля, который и отправил информацию в Абвер. Круг замкнулся. Об этом человек стоит сказать особо. Хьюго Эрнст Блейхер, несмотря на своё скромное звание, был самым эффективным сотрудником Абвера во Франции.

Он арестовал наиболее известных агентов британской секретной службы.
Хьюго Блейхер воевал во время первой мировой войны, потом был бизнесменом, а когда началась вторая мировая война, его завербовали в Абвер, благодаря прекрасному знанию французского и английского языков. Он вступил в нацистскую партию после прихода Гитлера к власти.

 Блейхер отличался от своих коллег тем, что не пользовался гестаповскими методами, не пытал арестованных. Он считал, что контрразведчик должен добывать информацию не пытками, а умом.

Война для него прошла стороной, в боях не участвовал, трудностей не испытывал, жил с любовницей, симпатичной француженкой Сюзанной Лоре, а его жена и сын в это время находились под бомбёжками в Германии.

После войны Блейхера схватили в Голландии, отправили в Лондон. Там его допросили офицеры секретной службы. Хьюго не стали судить, а послали в Париж, где посадили в тюрьму, как вероятного военного преступника. Но его бывшие жертвы неплохо отозвались о нём, и в конце 1946 года его освободили и отправили в Германию.

Во Франции он потом побывал дважды, в качестве свидетеля на процессе французских коллаборационистов и по приглашению супругов Питера и Одетты Черчилль, которых он арестовал в 1943 году, хотя для нас это звучит удивительно.

Немецкая военная полиция не имела такого влияния или престижа, как СД, СС, гестапо или Абвер. Когда оберштурмфюрер Боршер появился в полиции, там как раз дежурил Блейхер, который охотно вызвался помочь офицеру Абвера.

Сначала они арестовали рабочего, а через него выяснили, что Шарлотта Бофай раз в месяц встречается в депо с мужчиной, который передаёт ей деньги за полученную информацию.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/11/05/1154

На фотографии: Хьюго Блейхер после войны в своём магазине.


Рецензии
Сложное время, чтобы судить и рассуждать надо в нём пожить...
Когда-нибудь наступит благодать?
Иль нам покоя вовсе не сыскать?
Живём все от войны и до войны...
Сполохи новых войн уже видны. - подумалось так вчера, читая мировые новости.
Спасибо, Владимир!
С моим теплом,

Надежда Опескина   29.11.2021 12:49     Заявить о нарушении
Ничего от нас не зависит. Поэтому главное - то, что происходит в семье.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   29.11.2021 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.