1972 ГОД

1972   год.

Мы заметили, что у Женечки стал косить левый глазик и побывали с ним у врача-окулиста, который прописал ему носить очки.

В начале года мы рассчитались по своим долгам с Геннадием Васильевичем и стали материально независимей.

Такую возможность предоставили нам два новых обстоятельства нашей жизни:

1) к этому году мы выработали все восемь северных надбавок, что равнялось 80% доплаты к основной сумме наших месячных ставок;
2)
2) мой переход на работу в школу, где действовала система дополнительной оплаты за все переработанные часы свыше официальных 18 уроков в неделю.
Мне утвердили полуторную нагрузку (27 уроков в неделю), которая давала полуторную месячную зарплату.
В институте за переработанные свыше своей нагрузки часы никакой доплаты не полагалось.
Мы использовали увеличенный семейный бюджет на покупку телевизора «Рекорд», магнитофона «Дайна» и проигрывателя «Каравелла».
 
Наша жизнь теперь дополнялась и разнообразилась домашним кинотеатром (телевизор) и мы часто потом вспоминали как наш сосед Миша, купив себе новый телевизор, отдал нам свой сломанный, у которого не было изображения, а работал только звук. Но, несмотря на это, мы, сидя перед пустым серым экраном, слушали несколько серий понравившейся нам кинокартины «Обратной дороги нет».
Теперь это время прошло, а у меня появился перекидной календарь, куда я каждое воскресенье стал заносить из газетной программы телевидения те передачи, которые мы стремились посмотреть сами или показать детям. Выбранные передачи заполняли сетку нашего времени на все семь дней следующей недели.
И теперь получалось так, что начиная с воскресенья, все семь последующих дней у нас были расписаны по часам.
Это новшество исключало беспорядочность и хаотичность в жизни семьи и создавало порядок, дисциплинируя наши общие действия в течение всей недели.
Телевизор в этом случае выполнял огромную познавательную и воспитательную роль, так как передачи для детей выбирались именно с этим подтекстом, мы смотрели их вместе с детьми и старались всегда обсуждать увиденное и услышанное вместе с ними после окончания передачи или кинофильма.
Появились у нас и шахматы. Не откладывая в долгий ящик, мы стали обучать ребят этой полезной игре.
Купили мы и пианино, на тот случай, если у кого-то из детей станут проявляться музыкальные способности.
 

Но этого  на протяжении последующих десяти лет не произошло и при переезде на следующую квартиру в новостройке на окраине города, мы подарили это пианино молодой семье Саши и Наташи Соколянской, у которых к тому времени подрастала дочь Верочка.

А наши занятия с детьми приносили новые успехи.
В январе и начале февраля дети уже самостоятельно читали небольшие детские книжки, например:
Андрей прочёл «Сказку о рыбаке и рыбке» (830 слов) за 25  минут,
рассказы А. Соколовского «Храбрая Катя» и «Совесть» за 20 минут,

а Женя прочёл сказку «Колобок» (300 слов) за 18 минут, «Курочку Рябу» и «Петушок – золотой гребешок» за 20-25 минут.

Для ребятишек единая на двоих жизнь и единая работа при  разнице в возрасте всего на один год начисто исключала скуку одиночества.

Их день был насыщен как плановыми занятиями, так и самостоятельными играми на которые у них оставалось много времени в течение дня.

Жили они (по нашим наблюдениям) дружно и весело, получая от своего детства полной мерой те радости, которые делают это детство  счастливым.

Дети росли раскованными, правдивыми, самокритичными, а иногда проявляли в своих рассуждениях элементы ранней взрослости.

Людмила наказала за что-то Андрея и спрашивает его:

--- Когда папа придёт, ты расскажешь ему, как я тебя наказала?

--- (Андрей)  Нет! Об этом противно говорить!

На занятиях по географии…

--- ( Я ) Если вы будете кричать и вскакивать со своих мест, то я поставлю вам по поведению минус.

--- (Андрей) Минус? А здесь у нас сейчас не арифметика!

Андрей прочёл рассказ о том, как дети лепили из снега различные фигуры. Маленькой девочке никак не удавалось слепить зайчика, но она была настойчива и зайчик у неё получился.
Людмила задала вопрос Андрею:

---  А ты смог бы так поступить?

--- (Андрей) НЕТ!

--- Почему?

--- (Андрей) Потому что я ленивый.


Дети втянулись в работу, привыкли к установленному семейному режиму, стали проявлять силу волю в сложной для них ситуации.

Например: иногда мы посещали кинотеатр «Горняк» вместе с детьми, если новый фильм был из разряда свежих киношедевров («Горячий снег», «А зори здесь тихие», «Бой после победы» и др.), то наши дети вели себя весь киносеанс безукоризненно, сидя на своих местах и не произнося ни звука. Это в отличие от многих других детей, которые разговаривали или бегали по боковым проходам, затевая друг с другом игры.
А однажды проявлять силу воли на киносеансе им не пришлось, так как мы смотрели новый фильм 1972 года «Руслан и Людмила», содержание которого они уже хорошо усвоили по поэме Пушкина и даже знали наизусть 240 строчек из этой поэмы. Смотрели фильм на одном дыхании.
После просмотра этого фильма мы дома записали на магнитофоне «Дайна» монтаж из «Руслана и Людмилы» в исполнении каждого из детей.

Они оба всё так же прислушивался к звучанию каждого слышимого ими слова и веселили нас иногда своими выводами…

--- (Диктор с экрана телевизора) Прошу, первоклассники, за парты.

--- (Женя) Пап, дядя сказал «первоклассники в ЗООПАРКЕ».

Я напеваю: «Ваше благородие, госпожа удача…

--- (Женя)  Пап, я запомнил: в вашем ОГОРОДЕ, госпожа удача.

ИЛИ…

--- (Я ) Их можно понять. Они же ребята.

--- (Андрей)  Мы ЖЕРЕБЯТА!?
А вырастем –
конями будем.

ИЛИ…

--- (Людмила) Пьяницей быть плохо. Андрей не будет пьяницей. Да, Андрей?

--- (Андрей) Да. Я немного отопью и оставлю.

У нас установились тесные дружеские связи с Геннадием Васильевичем, который постоянно навещал нас. В то время своего телевизора он ещё не имел и приходил смотреть кинофильмы и передачи по нашему «Рекорду».
Во время таких посиделок к столу неизменно подавалось «Магаданское» пиво и сухое вино «Эгалите» или «Фратерните» с лёгкой закуской.

Изредка навещал и я Геннадия Васильевича в его квартире на улице Дзержинского в доме № 21, что стоял в соседнем с нами дворе.
Это были типично «мужские» встречи с водкой, коньяком «Плиска» и основательными закусками
из кальмаров, курицы и жаркого с картошкой.
Иногда к нам в дом приходили студентки, посидеть с детьми. Очень полюбила наш дом и наших ребят якуточка по имени МИРА. Она часто играла с ними, рисовала, писала. Дети привыкли к ней и считали её за своего человека.
Однажды она пришла в тот момент, когда по телевизору шла передача про обезьян. Андрюша бросился к ней навстречу и закричал:

--- Мира! Мира! А ты на обезьяну похожа!

Эту бестактность пришлось скрашивать Людмиле, а сама Мира, наша умная и добрая Миролюба, и виду не подала, что это её как-то задело.
Впоследствии она закончила институт, уехала к себе в Якутию и много лет писала нам хорошие письма, в которых звучала ностальгическая грусть о том времени, которое она прожила в Магадане.

Сидела с нашими детьми и Маша Прокопук, которая работала на кафедре русского языка и была ассистентом у Людмилы. Сама она была одинока и, может быть, поэтому  любила бывать в нашей семье.
Всё свободное от работы время она отдавала научной работе над своей диссертацией и в процессе работы так глубоко вся растворялась в ней, что она ничего вокруг себя не видела и  не слышала. В этом плане это была редкая натура.
Вот пример…

-- (Я, уходя на работу в школу) Женя! С вами Маша остаётся, вы ей не мешайте. Пусть она занимается своей работой, ладно?

--- (Женя) Ладно! А чего нам ей мешать, мы будем ИГЛАТЬ себе на здоровье.

Возвращаюсь я с работы. Открываю своим ключом дверь. Раздеваюсь (Маша не реагирует). Смотрю, дети увлечены своей игрой, а Маша сидит, уткнувшись в книги и тетради и никакой реакции. Иду на кухню, включаю радио, готовлю лёгкий обед (Маша не реагирует). Подхожу к Маше и говорю ей: «Маша, пойдём перекусим», на что она вскинув вдруг голову говорит: «Ах, а вы уже пришли? А я и не заметила как вы вошли!».

--- ( Я ) Маша, я уже час как дома. Вот и еду приготовил.

--- (Маша) А я вас не видела и не слышала. Как вы тихо всё делаете.

На 20 февраля мы наметили проведение у себя дома «Праздника БУКВАРЯ».

А потом наступило наше северное лето.
То лето, в которое мы летних отпусков  не брали,  накапливая драгоценные дни для длительного пребывания в следующем  году на отдыхе в Рязани.

Я смотрю на эту фотографию нашей любимой прогулочной сопки.
Я  вижу на ней те места, где нам приходилось преодолевать крутые подъёмы к её вершине.
Я узнаю те места, где мы совершали  трудные спуски.
70-градусная  крутизна.
Из под наших ног катится вниз галька.
Ножные мышцы напрягаются до боли.
Окружение густых зарослей зелёного кустарника, в которых скрываешься с головой.
Голые полянки с низкорослой травкой и такими же низкорослыми кустиками пока ещё зелёной брусники.
Трухлявые пенёчки отжившей уже поросли. Разбросанные  до самой вершины сопки поодиночке древними вулканическими процессами, гладкие - большие и малые валуны.  Туманные, рваные облачка внизу над изумрудной водой бухты Нагаева.
Длинная, крутая и высоченная береговая полоса полуострова Старицкого на другой стороне бухты со своим неизменным символом - Каменным венцом.
 
В это лето почти в каждый поход нас сопровождал Геннадий Васильевич.
Где мы только не побывал.

Такие воспоминания оживляют  в первую очередь старые фотографии.
Иногда с их помощью время сорокалетней давности приближается ко мне почти вплотную, и  создаётся устойчивое впечатление – всё это было вчера.
Кажется, что я и сейчас смог бы найти место этого привала.
Что я  и сейчас отчётливо помню, как Людмила раздала всем по кусочку  хлеба с отбивной котлетой.
И я ясно ощущаю, как  ко мне приходит тот самый аппетит, который был у меня тогда.
 

Одна из самых любимых наших прогулок была прогулка в пойму реки Магаданки. Место это  мы называли «Прерии» за то, что там повсюду была сочная, зелёная трава высотой до самых коленей.
В некоторых местах пойма была заболочена и изрезана молчаливо текущими ручейками с чистой родниковой водой. Но мы знали в ней такие места, где было сухо и можно было, перейдя через ручьи, спокойно лежать в траве, наслаждаясь пышной зеленью вокруг.
 

Хороши были «Прерии» ещё и тем, что находились близко от нашего дома. Стоило спуститься по улице Ленина к автовокзалу, и сразу за ним шумная Магаданка с мостиком, перейдя по которому на левую сторону речки, сразу ступаешь ногами на тропинку, ведущую в глубь речной поймы. А там дальше и «Прерии» и пологая сопочка с лесными зарослями и прогулочными дорожками в них.
 

Побывали мы и на берегах бухты Гертнера - второй магаданской бухты в которую впадают речки Магаданка и Дукча.
Бухта получила своё название в 1912 году в честь участника гидрографической экспедиции  капитана второго ранга К. Н. Гертнера.
Её особенность - пологое дно, которое обнажается  при отливах воды на целых полкилометра.
И тогда в отлив бродить по обнажённому мокрому донному песку, наблюдая всё то, что оставило на нём море, было не менее любопытно, чем другие прогулки.
Бухта Гертнера включает в себя небольшую бухту Веселую с островом Вдовушка.
 
Также в бухте Гертнера расположены острова Три Брата.
 
На вершине крутых берегов этой бухты росли целые поляны  белых цветов, каких в других местах мы не наблюдали. Что это были за цветы, осталось для нас загадкой. Одуванчики?  Нет. Они больше похожи на низкорослый хлопчатник в северном исполнении. И самое загадочное заключается в том, что эти белые цветы растут только на вершине крутых южных берегов бухты Гертнера. Больше мы такие цветы не встречали нигде.
 
Детям нашим во всех этих прогулках-путешествиях было на что посмотреть, было, где и как порезвиться.

От наших прогулок сохранилась одна фотография с историческим уклоном.
На склоне «нашей сопки» когда-то давно находилась «Магаданская пересылка», как временная зона для тех заключённых, которые прибывали пароходами в Нагаевский порт.
В наши годы на этом месте осталась кое-где охранная ограда из столбов и колючей проволоки.
И вот на этой фотографии я с детьми на руках стою у такой уцелевшей ограды, нисколько не задумываясь о том времени, когда это место, эта площадка, эта земля  были местом исторической трагедии.
 
 
Ветер.
Главным природным  явлением сегодняшнего дня можно считать  Ветер.

Он разгуливал с утра  над крышами домов, наклоняя в разные стороны верхушки деревьев.
Он опускался вниз до самых дорог и тротуаров, подгоняя вперёд одних пешеходов и тормозя движение других.
Он не был холодным, но не был и тёплым.
Он устанавливал свой порядок и тогда, когда ярко светило солнце.
 И тогда, когда приветливое небо затянули такие мрачные, такие тёмные, такие гадкие тучи, какие увидишь не часто.
Он мотался по улицам и дворам, над домами и выше.
 Мотался без ориентира,  куда ему вздумается.
Он  раскачивал уже много часов подряд в разные стороны деревья и кусты.
Он  ерошил перья на спинах у ворон и грачей, которые присаживались для отдыха на соседнюю крышу.
Что он значил из себя в перспективе?
На что мог намекать?
Кто его знает.
 


Рецензии