Алла Пугачева и авторская песня

"Два раза в жизни я видел ее совершенно счастливой."Б.Вахнюк
--------------------------------—
Радиостанция «Юность» дала путёвку в жизнь юной Алле Пугачёвой. И одним из её «крестных отцов» в искусстве стал Борис Вахнюк (16.10.1933 – 02.06.2005).
… Летом 1966 года во время работы на радиостанции «Юность» у Бориса Вахнюка возник «роман» с будущей звездой советской эстрады, тогда ещё совсем юной девушкой, начинающей певицей Аллой Пугачёвой.
Как это случилось? – Состав концертных бригад «Юности» был «разношерстным»: помимо статусных артистов (Ян Френкель, Александра Пахмутова), в концертную бригаду входили молодые романтики – например, бард Борис Вахнюк или комсорг отряда космонавтов Герман Соловьев. В небольшом пароходе бригада сплавлялась из Тюмени по Иртышу и Оби, по дороге давая концерты для геологов и нефтяников.
Они, Борис и Алла, все время были вместе, оба прекрасно рисовали – так появлялись шаржи на друзей и приятелей.
Не секрет, что семнадцатилетняя Алла была влюблена в высокого, эффектного, разносторонне талантливого Вахнюка. Алла Пугачева вспоминала о Борисе Вахнюке: «С Борисом у меня связана моя юность. Он очень талантливый человек, изумительный бард»… «…Я – семнадцатилетняя девчонка. Вокруг много и хорошего, и плохого. Я могла бы стать хуже, чем я стала, если бы меня не окружали потрясающие люди. И среди них был Боря. Он так бережно относился ко мне… Он оставил яркий след на земле – своими песнями, своим умением дружить. Я сохранила все его письма, перевязанные ленточкой. Все – в стихах. И каждое начиналось словами, дорогими для нас тогда: «Ну, здравствуй, товарищ!» (так называлась передача на радио «Юность» - прим.).
Друзья по «Юности» вспоминали, что он со снисходительной бережностью относился к чувствам девушки: разница в возрасте, жизненном опыте и ответственность перед семьёй (уже росли две дочки) не позволила ему «обмануть неопытность души невинной». Вахнюк всегда относился к Пугачевой по-братски, шутя называя её «малявочкой».
Да и позднее об Алле Пугачёвой он всегда отзывался с глубоким уважением, отстаивая её право быть такой, какая она есть – неповторимой: «Можно ее не любить, можно ощетиниться на последнюю «Фабрику Звезд», пугачевскую, на этих молодых отпрысков, но при всем при этом, это величина. Не скажешь, что она хуже, чем кто-то, или лучше, чем кто-то. Она лучше самой себя. Это живой человек, далеко не эталон, с кучей своих заблуждений, ошибок, поверхностных точек зрения… Но это явление, и если я чем-то помог этому явлению не то что возникнуть – существовать, и хорошо… Алла – прекрасная мать, прекрасная бабушка. Она понимающий человек, и не слушайте вы басни про ее личную жизнь! Какая же она певица, если без скандала прожила!» И дружбу они сохранили до самого ухода Вахнюка.
… Сейчас уже мало кто помнит, что в семнадцать-восемнадцать лет Алла Пугачева активно пела бардовские песни, написанные Сергеем Крыловым, Евгением Клячкиным…
Тогда, в «шестидесятые», Пугачева пела и песни Вахнюка и даже, при всей своей нелюбви к спорту, ходила смотреть, как Борис играет в футбол.
Борис Савельевич вспоминал: «И свои песни начинала писать. Была у Аллы песня «Единственный вальс», совершенно блистательная, актёрская песня, в которой была прожита целая биография; разве что Визбор в своих диалогах делал подобное.
Сидела у фортепиано и пела или, когда не было инструмента, аккомпанировала себе на гитаре. Материально жилось ей непросто, и на радиостанции «Юность» старались Аллу «подкармливать»: брали с собой на выездные концерты. Случалось, что в сельском клубике под гитару Вахнюка или под чей-то аккордеон, под зевки, покашливания, лузгание семечек, она и пела.
А в 1969 году появилась любительская запись дуэта – Борис Вахнюк и Алла Пугачёва. В такой несвойственной нынешней Алле Пугачёвой манере они поют «Улыбнулся вечер» ("Прогулка по тайге"), ( всем  знакомая  другая  версия ,где Алла Пугачева
 поет с  журналистом  радиостанции "Юность" Юрием  Никифоровым )
Продолжения эта романтическая история не получила, но песни на стихи Бориса Вахнюка Пугачева пела даже будучи уже Народной артисткой СССР.
И ещё несколько фрагментов из интервью Бориса Вахнюка…
ОБОЖАЕТ стерляжью уху
— Два раза в жизни я видел ее совершенно счастливой. Первый раз, когда мы с творческой бригадой радиостанции «Юность» гастролировали на теплоходе по Тюменской области. Мы шли вслед за нефтяниками, газовиками в такие места, где ни о каких артистах и не слышали. Алле было 18 лет. Ее успех был ошеломительным. И вот представьте: уже в конце гастролей на берегу юганской Оби в честь нее, Аллы, Юрий ЭРВЬЕ, первооткрыватель тюменской нефти, соорудил стерляжью уху. Пищу богов! Кто-то из моих коллег нахальным образом спёр фотографию, на которой Алла Борисовна с остриженными под мальчика волосами, покрашенными в темный цвет, сидит над котелком, смотрит совершенно счастливыми глазами и кусочком хлеба заедает эту самую уху.
А второй раз... Лет 13 назад, когда она только получила свою знаменитую квартиру на Тверской, друзья — молодые ребята, художники, дизайнеры — обустроили ей гнездышко. Какие-то перегородки сломали, нашли на свалках разные решетки, соорудили камин, на кухне сделали стойку, как в баре. И все бесплатно, с такой любовью... В один из этих дней я у нее был. Кристина вытащила нам всем из духовки шницель, приготовленный Аллой. Все у нее тогда было хорошо, она была спокойна, и такое удовольствие, радость, счастье проскользнули в ее взгляде. Пугачева (это для меня совершенно бесспорно) и в 16 лет умела все, что она умеет сейчас.
Ничего в нас не меняется от рождения и до вечности. Между первым всплеском ее славы, когда в 16 лет спела песню «Робот», и вторым («Арлекино») прошло целых 11 лет. Как она терзалась! Говорила: «Франсуазе Саган было 20 лет, когда она писала свои книги, а мне уже 19, а еще ничего не успела».
Честно говоря, мы называли Аллу барышней с «Крестьянки», слушали ее уверения в том,
что она станет русской Пиаф, и посмеивались. Конопатая, хиленькая, безгрудая, бесплечая, ножки «иксиком», только
глазищи огромные и начавшая отрастать после Тюмени копна волос.
автор статьи
Ольга Святкина  1980


Рецензии