Жизнь обычного Совка. Часть первая

        (Почти мемуары).

                ... «Пловец над пропастью
                бездонной
             В отчизне милой, но безродной,
             Не ведая, куда пристать,
             Я в море суеты блуждаю,
             Стремлюсь вперёд, ищу пути
             В надежде пристань обрести
             И - снова в море уплываю».

                (В. Ф. Раевский. )
               
               1

Я в крымских степях зачался; -
Днём летним, когда жизнь в соку.
Всем было там не до вальсов;
Сквозь - голод, холод, пургу...
Война год назад скончалась,
А папа служил в Крыму.
Там с матерью и повстречались,
А мать берегла вину.
Ведь, где-то росла дочурка...
Я намечался - второй.
Вот... - вновь переезд - "прогулка" -
Осени ранней порой.
На Свет рождён на Кавказе.
Горы, купаясь в весне,
В прекрасном, особом наряде, —
Сына признали во мне.
В Армении научился
Первейшим шагам своим.
Дух гор во мне поселился,
А горный "Дебет" поил.   

              2

В Румынии служить теперь
Отец получил приказ.
Что оставалось здесь делать?.. -
К сватам отвёз он нас.
Два года жизни – вон!.. - собрались,
Уехали в край другой.
В сознании детском остались -
Леса и луг золотой.
Но, в Белоруссии милой,
Уж очень недолго рос,
К корням, - от мамы любимой,
Совсем… - совсем не прирос.
Вернулся отец, забрал нас,
Решил отвезти к своим...
Забыл… - не знал, как зовут Вас, -
Не стал сей край дорогим; -
Где - Березина, Рогачёво,
Добасня.... Ох, Беларусь! -
«Родня» мать греет то слово....
Отец твердит ей: - не трусь!

Собрались мы снова в дали, -
Без края, пьяную Русь...
Там мать написала Гале:
Доченька, скоро вернусь.
Галя, не всё понимала, -
Одиннадцать ей!..  Расти...
Не год она маму ждала,
Отчим ей – чужд… учти, -
Служба у папы такая; -
Катает по всей стране...
Мама, уж Женика ждала.
В Баймаке мы - по весне.

             3

В Башкирии брат родился.
Отец уехал давно.
Пришлось, нам всем, подселиться
К бабаке с дедакой... Но -
Мы в прятки часто играли,
Я взял, - на сарай залез,
Баба кричит: - истрепали
Все нервы!.. Я мигом вниз, -
С сарая спрыгнул, мне больно!..
Мать, осмотрев, поняла; -
Грыжа! Ругнулась невольно,
В больницу меня снесла.
Так что, совсем ещё малым,
Врачу под скальпель попал.
От боли плакал, был слабым.
Мать с Женей рядом, - я спал...

Какая там жизнь - в землянке?..
Невдалеке "Таналык".
Стали мы ставить в запарке -
Рядом избу... Я привык: -
К широким русским просторам,
К суровой, снежной зиме,
К весне, - в разливах, заторах,
К сырой и тёплой земле.

Мы с Лёшкой, летом, айда ли, -
В поле, где пас дед коров.
Всё - кизяки подбирали,
Горят в печи, - будь здоров!..
Ходили часто купаться
Летней порой в «Таналык»,
Но он любил разливаться...
А как он менял свой лик!..

Однажды, помню, - в бочонке,
Стоял он в реке и мок, -
Я малым тонул. Лишь Лёньке  -
Спасибо… - Он мне помог.
Зимой, - мы в сугробах рыли:
Туннели, ходы, лазы,
Под снегом махру курили,
Табак ел глаза до слезы.
 
 Был родом дед из Рязани, -
 Там жил "косопузый" дед -
 С Есенинскими лугами,
 В местах, где лимонный рассвет.
 В семнадцатом их согнали
 С мощно насиженных мест.
 Уж предки мои и не знали -
 Где будет их новый насест.
 Родня моя; - не башкиры.
 Деда - не видел совсем.
 Снова в корнях моих дыры...
 Война их сделала - всем.
 Баба, в народе; - Прасковья -
 Жить попривыкла сама.
 Мой прадед – не то подспорье,
 Сыны: - Васька, Петька… - семья!..
 Год мне - шестой. Вспоминаю; -
 За нами прибил отец.
 Он мне сказал: -  всё я знаю;
 Здесь плохо.... - Скоро конец
 Разлукам нашим. Короче; -
 Складывай вещи свои.
 Комнату мне, между прочим,
 В городе дали, - пойми!

           Продолжение следует.


Рецензии