Гамбит Дамиано

Шахматная эта история произошла очень давно. В то время я работал вторым механиком рыбоморозильного траулера. Экипажи были у нас большие - под восемьдесят человек.

Ответственными за отдых экипажа и за его моральный дух были первые помощники капитана, помполиты. На торговых судах, где свободного времени больше, им было, где развернуться, вечера заполнялись  всевозможными мероприятиями: техучебой, политучёбой, военно-морской подготовкой, учебными тревогами,  партийными, комсомольскими и профсоюзными собраниями.

На рыбаках было иначе, на промысле все работали по двенадцать часов в сутки, и без выходных, само собой. Там всё посвящено безусловному выполнению плана,что гарантировало не маленькую рейсовую премию. Но к режиму такому давно все привыкли, не жаловались, и свободное время проводили вместе. До эры всеобщей компьютеризации было ещё, как до Луны.

Обычно по вечерам свободные от вахт моряки собирались в столовой. Ключ от кладовки с кинолентами был у помполита, и выдавал он общественному киномеханику один фильм на вечер, больше смотреть запрещал, знал,что когда все пересмотрим, совсем тоскливо станет. Поэтому развлекали мы себя сами, играли в самые разные настольные игры.

У каждой игры были свои приверженцы. Мы с друзьями, например, почти каждый вечер расписывали "пулечку". Другая группа картёжников играла в "тысячу" или "клабур", играла азартно, часами напролёт. В дальнем углу столовой собирались шумные любители домино, которые по вечерам сражались парами навылет, сменяя друг друга. Отдельно такими же костяшками играли в "телефон".

Находились  и поклонники морского варианта увлекательнейшей детской игры "Кто первый", доску из гетинакса делали сами, фишки заказывали токарю. Играли и в нарды, короткие и длинные. Ну, и в шахматы, конечно, сражались, шахматисты попадались в любом коллективе.

И вот однажды, в середине рейса, когда усталость и однообразие рабочих будней достигли своего апогея, помполит предложил устроить судовую спартакиаду, лично-командное первенство судна по игре в домино, нарды, шашки и шахматы. Главным турниром считался шахматный, так как шахматы - игра серьёзная, интеллектуальная и всеми уважаемая. В шахматы решили играть в два круга, так чтобы и белыми, и чёрными встретиться с каждым противником, по честному. Записалось человек десять участвовать, и я в том числе. Нужно было постоять за честь машинной команды.

Ажиотаж, признаться, поднялся большой, участники стали записываться в списки, помполит принялся чертить турнирные таблицы, болельщики - обсуждать шансы игроков. У каждой игры были свои признанные фавориты.

Лучшим шахматистом у нас считался старпом, успешно игравший каждый вечер. Среднего роста, поджарый, лет сорока, серьёзный и скрупулёзный, он был очень внимательным игроком, и постепенно дожимал любого соперника, сопровождая свои ходы неизменными комментариями: "Пешки - не орешки", "Две пешки - лучше, чем одна пешка", "От шаха ещё никто не умирал", "Сколько ты ни атакуй, всё равно получишь хуже".

 Чувствовалась большая практика игры и уверенность в своей силе. В то же время, чиф был ярко выраженным дилетантом, самоучкой, мне было очевидно, что в шахматных дебютах он не разбирается, и в начале игры часто попадает в ситуации нелёгкие.

Я же, напротив, играл слабовато, но в своё время учебники шахматной игры полистал, был у меня такой период в жизни. Вынес я из них немного, но открытые начала, начинающиеся с хода королевской пешки, я более или менее знал ещё с пионерского детства.  Поэтому я любил играть белыми и часто получал по дебюту преимущество. Дальше было сложнее, мне не хватало терпения, внимания, и я нередко "зевал" пешки, а то и фигуры.

Несколько раз я со стороны наблюдал за игрой старпома, и заметил характерную для него, постоянно повторяющуюся ошибку при игре чёрными. Каждая вторая партия любителей начинается с одинаковых ходов: 1. e2-e4  е7 - е5. 2.  Кg1-f3.

Продолжений игры за чёрных очень много, каждый игрок сам выбирает, чем защитить королевскую пешку, конём ли, ферзём ли, слоном или ферзевой пешкой. Но старпом в этом случае постоянно делал нелепый, самый слабый из возможных ход, он защищал свою королевскую пешку пешкой слоновой -  f7-f6.

Противники его ошибкой не пользовались только потому, что сами были дилетантами. Я же отлично помнил правильный и сильный ответ: 2.Кхе5 - конь бьёт чёрную пешку Е5, с жертвой коня, который, в случае принятия жертвы, неминуемо приводит к быстрому разгрому чёрных. Подобная жертва коня носит название гамбита Дамиано, и с семнадцатого века никто так уже не играет.

Вот этот гамбит я со старшим помощником и разыграл, причём разыграл театрально, долго думая, протягивая руку к коню, и убирая её. Подвоха чиф не почувствовал, так как никогда меня за шахматной доской не видел, и принял за профана. Предложенную жертву он принял, хотя и пробурчал: "Шахматы не поддавки, бить не обязательно".

Дальше всё было просто: шах ферзём на h5, и либо потеря ладьи, либо полный разгром в несколько ходов, и лишение возможности рокироваться. Но я своё удовольствие продлил, не стал выдавать серьёзному противнику свои домашние заготовки, долго думал над каждым ходом и победил так, что старпом остался уверенным в случайности поражения.

А приятелю своему, Валерке Моисейчеву, который у меня на вахте электриком был, я, конечно, похвастался, не утерпел, и даже пообещал. что и он у старпома легко выиграет, я научу. Но обещание своё сдержать не успел: тем же вечером Валерка ворвался в каюту, где мы с друзьями "пулю" расписывали и сказал, что чиф его уже ждёт  в столовой с шахматами.

- Ладно, Валера, ты ему скажи, пускай первую партию он белыми играет, - времени у меня учить его не было, - а ночью, после вахты я с тобой позанимаюсь. Всё будет отлично, не сомневайся.

Ночью, после обычного для вахты второго механика завтрака в пятом часу утра, я Валерке преподал урок, обсудив все возможные варианты игры чёрных.

- Главное, чтобы он жертву взял. Возьмёт - тут ему и амбец. А я уверен, что  возьмёт, он от подарков не отказывается. Пошути вслух, подбодри себя: "Лошадью ходи, Валера! Пешки - это не орешки"!  А ход изменить он тебе не разрешит, правила запрещают.

А дальше сделай вид, что расстроился, задумайся надолго. Потом вздохни, скажи: "Хода нет, ходи ферзём". Объявишь шах. Не спугни его только, надо, чтобы он наживку заглотил глубже.

Повторную партию играли на другой вечер. Старпом, так и не понявший, за счёт чего проиграл мне, повторил свою роковую ошибку.

Я подошёл к доске незаметно для старпома, и встал позади болельщиков. Валерка действовал точно по нашему сценарию. Только позже, устав защищать своего короля, чиф догадался, в чём дело.

- Это тебя второй механик научил! - воскликнул он.
- Ну и что? У нас лично-командное первенство!


Рецензии
Здравствуйте Михаил Иванович! Кстати, у меня отец тоже Иван. Прочитал с интересом! Сейчас гамбит Дамиано на практике встречается крайне редко. Конечно второй ход чёрных, по сегодняшним меркам, считается, плохой ход. Но и белые, исключительно, дилетанты в шахматах, делая плохие ходы могут получить мат даже в два хода. Так называемый "Дурацкий мат". Когда на первые два хода, белых, 1.f2-f4 2.g2-g4 чёрные отвечают 1.e7-e6 2.фd8- h5 мат. Но шахматы, игра не предсказуемая и в ней возможны самые неожиданные ходы. Чтобы объявить мат вражескому королю шахматист может пожертвовать даже ферзь. К примеру: в защите Филидора возможно такое развитие игры: 1.e2-e4 e7-e5 2.Кg1- f3 Кb8-c6 3.Сf1-c4 d7-d6 4.Кb1-c3 Сc8-g4 5.0-0 Кc6-d4? 6.Кf3-e5! Сg4-d1?? 7.Сc4-f7+ Крe8-e7 8.Кc3-d5 мат. Кстати, моя сестра, в годы её юности, играя в шахматы на первенство завода, по моей рекомендации, применила эту защиту против лидера турнира и выиграла партию. Её соперник знал что моя сестра слабый игрок поскольку в шахматах себя никак не проявляла, а потому был уверен что ферзя она просто зевнула, за что жестоко поплатился, - потеряв важное очко.

Иван Малюшицкий   26.03.2019 04:56     Заявить о нарушении
Мат Легаля это называется. Мне его брат в десять лет показал и я с тех пор всегда его против защиты Филидора пытался поставить, если противник позволял. Спасибо!

Михаил Бортников   26.03.2019 08:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.