Реальный и виртуальный мир

Большинство, вероятно, думает, что виртуальный мир – это детище конца 20-начала 21 века, когда компьютерные технологии получили широчайшее развитие в мире.
С одной стороны, - это так, поскольку именно в указанный период компьютерные игры и компьютерные технологии массово пришли к потребителю. И втянули его в созданный виртуальный мир.
С другой стороны, это не совсем так, т.к. любое явление не возникает ниоткуда и мгновенно, а является результатом эволюционного процесса явлений, которые появились достаточно давно.
Более того, виртуальный мир – это элемент мозговой деятельности человека.
Тот мир, который мы считаем изначально реальным, на самом деле есть результат обработки информации, которая поступает в наш мозг из органов чувств. На основании этой обработки возникает так картинка, которая воспринимается как реальная действительность.
И никто не может определить степень совпадения реального мира и его образа  в нашей голове.
Это наша внутренняя виртуализация действительности.
Театр можно назвать первым внешним виртуальным элементом.
При этом, понятие «театр» здесь самое широкое. Об этом нам сказал В. Шекспир: «Весь мир - театр, а люди в нем – актеры».
По мере развития человеческого общества количество ролей у каждого из нас выросло:
1. Роли в спектакле «Родственники»: отец, мать, дедушка, бабушка, прадедушки и прабабушка (и т.д.), сын, дочь, внук, правнук (и т.д.), сестра, брат, племянник, дядя, тетя, сват, теща, свекровь, свекр, тесть.
2. Роли в спектакле «Общество»: ученик, учитель, начальник, подчиненный, коллега, друг,  товарищ, соратник, сосед, избиратель, советник, всевозможные профессии.
И это действительно роли, т.к. мы разные в разных ипостасях.
Поэтому театр в своем традиционном понимании - это уже вторая виртуализация. В этом плане театр делит место с литературой и искусством (музыкальным и изобразительным).
Как пример. Литературное произведение – это виртуальный мир, возникший в голове у писателя. Когда мы читаем произведение, то в нашем сознании возникает свой виртуальный мир, навеянный виртуальным миром автора.  Это касается не только образов героев произведения, но и описания окружающей среды.
И полное совпадение с миром автора происходит достаточно редко.
Это мы можем увидеть уже на примере кино. Фильм нам может нравиться или не нравиться не только от совпадения или несовпадения визуального образа героев с их литературным образом, но и в целом от прочтения и воплощения прочитанного автором фильма на экране.
Виртуальный мир эволюционировал в СМИ и более на телевидении. Наиболее ярко и явно в указанный выше период.
Наиболее ярко это проявилось в многочисленных телешоу: реалити-политических ток-шоу, и в постановочных юридических (судебные заседания, криминалистические расследования и т.п.), социальных (социально-бытовых, мелодраматических).
Уже эти шоу фактически стерли грань между реальной и виртуальной действительностью.
Компьютерные игры, которые с развитием компьютерных технологий все более становятся похожими на реальность, также стирают грань между реальным и виртуальным мирами.
Интернет с его социальными сетями не столько добавил нам новых ролей в этом мире, сколько создал виртуальную проекцию нашей личности (с помощью аккаунтов и различной информации и себе и своей жизни). Кто-то создал проекцию, которая во многом близка к реальному человеку. Более того, в этой проекции можно увидеть то, что не всегда можно увидеть при реальном общении с данным человеком. Эта проекция является, по сути, психологическим портретом данного человека, который он выставил на всеобщее обозрение. Конечно, оценить по достоинству данный портрет могут далеко не все. Но понимающие люди (спецслужбы, мошенники) – это оценят.
Но есть люди, которые создают свои воображаемые проекции,  не соответствующие личности данного человека. Одни это делают ради воплощения своих фантазий и тщеславия. Это, в общем-то, безобидно. Другие создают свои псевдо-проекции, с целью введения в заблуждение различных «посетителей-жителей» сети. С корыстными или провокационными целями.
Относительно полноценный переход личности в виртуальный мир (что уже показано в литературе и в кино) состоится, если или когда ученым удастся скопировать все параметры личности в компьютер. Работы в этом направлении уже ведутся и есть первые успехи.


Рецензии