Лектор и ораторское искуиитво. III. Стратегия

                Ш. СТРАТЕГИЯ


       Поскольку такого термина как "стратегия обучения” в педагогике не существует, а нам, без помощи специалистов, трудно дать полноценное определение этому сложному понятию, то пришлось обратиться к мудрости предков:
      «Стратегия есть слово для слуг Марсовых вельми любезное. Означает оное, что кампания супротив неприятеля, дабы конфузии не случилось, загодя планировать надобно. А тако же где и как генеральную баталию учи¬нить и викторией ее завершить.
      Но не токмо воинству нашему сия стратегия потреб¬на. Служители Миневры, юношам беспечным мудрость внушающие, тако же должны оной пользоваться дабы сокрушить силы темные кои суть невежество, необразованность и тунеядство..,"

     Так определяли понятие "стратегия" в Петровские времена.



                1.КАДРЫ

                Мудрость есть дочь опыта.
                Леонардо да Винчи.


     Знания, полученные инженером в ВУЗе, - это его рабочие инструменты, которые он в процессе своей деятельности будет постоянно совершенствовать, откладывая в сторону устаревшие, ненужные и приобретая новые. Любой инструмент может быть прочным, удобным, высокопроизво¬дительным, а может быть и несовершенным - все зависит от умения мастера, изготовившего его.

      Задача преподавателей - снабдить будущего инженера добротным комплек¬том "инструментов", необходимым ему как в начале инженерной деятельности, так и в период творческого расцвета.

     Объем знаний, который должен получить каждый обучаемый, определяется учебной программой. Качественная же сторона этих знаний целиком зависит от преподавателя и первоначально отражается в составляемом им тематическом плане.

     При составлении плана можно впасть в одну из крайностей, отражающих степень подготовленности преп¬давателя, и построить дисциплину либо с явным уклоном в практическую сторону, отличающимся поверхностным изложением теории, либо поставить ее в академическом плане с тщательным обоснованием любого положения при помощи сложного математического аппарата.

   В первом случае подготовка обучаемого будет смахивать на подготовку выпускника техникума, во втором - приближаться к уровню будущего научного работника, питомца университета.

    Оба варианта не приемлимы в ВУЗе, выпускающем инженеров, основное назначение которых - быть командирами производства, т.е. людьми, сочетающими в своей деятельности добрые теоретические знания с хорошими практическими навыками.

    Если золотая середине не всегда и не везде благо, то обучение в технической высшей школе как раз тот случай, когда применение  древнего правила вполне уместно.

    Отклонение в сторону практицизма - редкое явление, которое быстро распознается и пресекается кафедрой. Увлечение же теоретизированием - повсеместное поветрие, противодействовать которому вроде бы и неприлично, т.к. преподавание ведется под сенью святого знамени научности. Но научность научности рознь. Иногда подобное увлечение превращается в "торжество науки над здравым смыслом".

     На практике это может выглядеть так. Преподаватель львинную долю времени, отведенного на лекцию, затрачивает на вывод уравнения или на доказательство того или иного утверждения, стремясь к предельной логической строгости обоснования. Практические же рекомендации, анализ уравнения, раскрытие физического смысла явления, примеры из практики, акценты на нестандартные случаи, особенности расчета - все это отходит на второй план и и¬лагается вскользь в течение 10-15 минут.

     При таком подходе к обучению и студенты, готовясь к экзаменам, заучивают в основном порядок вывода уравнений и в процессе экзамена не плохо справляются е предложенными теоретическими вопросами. Но как только дело касается практической стороны дела или углубленного выявления следственных связей между математической моделью и физическим явлением, большинство студентов проявляют неуверенность, а некоторых такая постановка вопроса вообще ставит в тупик.

     В этой связи невольно вспоминается анекдотический персонаж, подробно объясняющий к какому классу, подклас¬су, виду, подвиду относится пойманная рыба, но на вопрос: "Можно ли ее есть?", отвечает: "Вот этого я не знаю".

    Составляя тематический план, преподаватель обя¬зан помнить о том, что зазубренные доказательства студент быстро забудет и, если кроме них в план, а значит и в лекции ничего не будет внесено, то в памяти обучаемых впечатление от дисциплины отложится в виде разрознен¬ных туманных рассуждений, которые невозможно приложить к живому делу.

     Доказательствами ради доказательств инженера не воспитаешь. Уравнения, законы, формулы - это ключи, с помощью которых преподаватель открывает волшебные комнаты во дворце науки, и чем дольше в этих сокровищницах пребывает студенты, тем в большей степени они обогащаются знаниями, опытом, расширяют свой кругозор. Понятно, что преподаватель, демонстрирующий лишь ключи от этих "сокровищ" или приоткрывающий на короткое время их двери, выполняет свои функции только на половину.

    Прочитав эти строим, не следует делать вывод о том, что наши преподаватели полностью оторвались от земли и витают в высших сферах. Такого им просто не позволит сделать воплощенный в системе нашего образования один из основных дидактических принципов обучения: связь теории с практикой.

     Но и утверждать, что в этом деле все обстоит благополучно - значит выдавать желаемое за действительное.

     К сожалению, в наших лекциях теоретические положения еще недостаточно ярко и убедительно подкрепляются жизненными примерами. Преподаватели-инженеры в полной мере не вырабатывают у обучаемых инженерную интуицию, влюбленность в творческий процесс проектирования или эксплуатации новых видов техники, прочные деловые навыки специалиста. Почему это происходит?

     В консерватории будущего скрипача обучает знаменитый скрипач; в художественной академии молодых художников пестуют признанные мастера кисти; археологов воспитывают маститые археологи, руки которых задубели от мозолей, набитых при раскопках; врачей обучают врачи, имеющие постоянную и широкую практику, т.е. во всех этих случаях обучение ведут специалисты прекрасно знающие и теоретическую и практическую стороны дела.

     В техническом же ВУЗе (в военном и в гражданском) молодежь "на инженера." учат в большинстве своем люди, которые сами по-настоящему "не инженерили", т.к. их дорожка на кафедру проходит через следующие пункты:
ВУЗ - аспирантура (адъюнктура) - защита диссертации - должность доцента.

     Поэтому редкий преподаватель, имеющий диплом инженера, может похвастаться тем, что видел в работе серийный агрегат, лично им спроектированный, или привести интересные примеры из собственной практики инженерного эксплуатирования сложной техники.

    Попытки руководства того или иного ВУЗа компенсировать подобные издержки путем приглашения на кафедры инженеров – практиков дают слабый результат, поскольку таким преподавателям подчас недостаёт научной эрудиции.

     Проблему увязки теории и практики в преподавании инженерных дисциплин давно и довольно удачно разрешили моряки, Вот типовая схема становления преподавателя высшего военного морского заведения:
ВУЗ - корабельная инженерная практика - военно- морская академия - должность доцента - защита диссертации.

     Очевидно, наличием в системе ВВМУЗ всесторонне образованных преподавателей и объясняется тот факт, что военные моряки в научном мире и в промышленных кругах занимают довольно видное положение.


     СОВЕТЫ
    1. Прекрасно, что преподаватели тянутся к научно-исследовательской работе, что они со вкусом об¬суждают последние научные новости, настойчиво и умело вылавливают в море информации интересующие их теорети¬ческие статьи и сообщения, настойчиво работают над выполнением плана НИР.

    Но кроме этой вполне понятной тяги к вопросам теории преподавателям нужно проявлять постоянный инте¬рес и к практическим аспектам преподаваемой ими дисцип¬лины. Они должны быть знакомы с современными методиками расчета и проектирования новой техники, с особенностями ее эксплуатации.

    Такое ознакомление совершенно необходимо, иначе обучаемые будут получать вчерашнюю техническую пищу.

    2.Самые свежие технические редкости можно увидеть в ОКБ и в КБ предприятий. Достойно сожаления, что для преподавателей не предусмотрена стажировка в этих учреждениях. Но и помимо ОКБ можно пополнить свои знания и углублять инженерную эрудицию.

     Для этого, находясь вместе со студентами на производственной практике . следует больше общаться с конструкторами, технологами, начальниками цехов; интересоваться работой конструкторских отделов; иметь тесный контакт с представителями заказчика; знакомиться с особенностями испытаний новых образцов техники и с результатами этих испытаний.

     3. Работа с патентной литературой, просмотр иностранной технической периодики, изучение конструктивных особенностей зарубежной военной техники, все это необходимо для преподавателя.


                2.КАЧЕСТВО

                Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников.
                И. И. Пирогов



     Инженер - творчески мыслящая личность. Так считается, так должно быть, так оно и есть. В большинстве случаев. Но не всегда. В жизни встречаются и в немалом количестве посредственные инженеры, со слабой подготовкой, требующие постоянного контроля и опеки.

     Кто же допускает подобную некондиционность? Кто ви¬новат в том, что из недр нашей довольно передовой и демократичной высшей школы, наряду с высококвалифицированными специалистами, выходят в свет безинициативные, боящиеся нового, неспособные на дерзновенные решения инженеры?

    Ответственность за подобный брак ложится в первую очередь на преподавателей. Именно преподаватели обязаны приветь курсантам навыки творческого подхода к решению сложных технических проблем.

     Творчество немыслимо без самостоятельности, самостоятельность, в свою очередь, невозможна без обширных и прочных знаний. Прочные же знания обучаемый приобретает лишь в том случае, если настойчивым трудом и собственным разумом постигает тонкости той или иной дисциплины.

     Ценным и убедительным в этом отношении является мнение В. И. Ленина, который самостоятельно освоил программу университета и не переставал учиться в течение всей своей жизни.

    Он утверждал: "Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти. ” Забвение этого принципа и преподавателем и студентом становится причиной, порождающей серый поток троечников, в отношении которых ни у кого не возникает оптимистических предположения, что это источник будущих гениев. Тем более в наше время, когда распространилась практика получения положительных оценок и результатов с использованием бабок.

      Иногда преподаватели считают, что самостоятельная работа студента - это его личное дело, и преподаватель здесь ни при чем. Если мол, студент хочет больше знать, то он будет самостоятельно трудиться, если же ему нравится бить баклуши, то такого студента не заставишь систематически и упорно осваивать науки.+

       Подобное мнение может быть справедливым лишь в том случае, если студент в силу ограниченных умственных способностей не может самостоятельно работать над дисциплиной или тогда, когда студент ошивается в институте с единственной целью получить корочки.

     Но подавляющие большинство поступивших в вуз - это любознательные, достаточно образованные молодые люди, которым необходимо помочь втянуться в учебный процесс и приучить их к самостоятельной работе над дисциплинами.

     Вот здесь личность преподавателя и выступает на первый план. Он обязан быть не просто информатором,  а мудрым учителем, зажигающим в учениках благородный огонь научной жадности, находящей свое воплощение в стремлении курсантов собственным трудом постигать мудрость книг и законы природы, в желании приобрести глубокие знания.

     Преподаватели хотят быть такими учителями. Они очень желают, чтобы курсанты активно прорабатывали лекционный материал с использованием учебных пособий и рекомендованной научной и технической литературы, чтобы углубляли свои знания, участвуя в создании лабораторных и экспериментальных установок,  работая над проблематикой научных кружков, приобщаясь к рационализаторскому и изобретательскому творчеству.+

      Но одного желания мало, нужно еще и умение вовлечь студентов в этот творческий поиск. Вот такого-то умения. а подчас и жедания, не всегда и не всем хватает. Очень часто преподаватели в своей деятельности допускают ряд ошибок, которые, наслаиваясь и суммируясь способствуют тому, что отдельные студенты превращаются в нахлебников, индифферентно пережевывающих приготовленную преподавателем научную пищу.

      ОШИБКА ПЕРВАЯ
      Любой преподаватель подспудно проводит в отношении курсантов политику максимализма. Он непроизвольно требует от них знания учебного материала примерно в том объеме, в каком сам является специалистом. Причем не только требует, но и выдает обучаемым,  утверждая свое право на такое требование, обширную информацию, зачастую превышающую программные установки.

      Отступление от учебной программы как в сторону уменьшения ее объёма, так и в сторону увеличения - является крупным проступком. Кто же разрешает преподавателю такую вольность? А никто не разрешает, но никто и не запрещает. Подобные увеличения объёма учебного материала происходит на ”законном” основании, т.к. преподаватель свои действия прикрывает серьезным документом - тематическим планом, который сам и составляет.

      Большинство преподавателей увеличивают объем информации в разумных пределах, что, несомненно, полезно для обучаемых, но есть преподаватели, которые теряют чувство меры и выдают дополнительный материал в убийственных дозах. Поскольку тематический план можно составить по-разному, то такие преподаватели, формально не выходя за рамки учебной программы, считают возможным расширить те или иные темы, включить в них крупные дополнительные вопросы.

      Могут возразить, что в предыдущем рассуждении сгущены краски, что максимализм редкое явление (тем более при комерцизации высшего образования) и. вдобавок, не опасное. Однако, подобное возражение, если оно возникает, лишь подчеркивает ту мысль, что максимализм это непроизвольное стремление.

   
     Теперь посмотрим хорошо это или плохо. Академик А.Н. Крылов, выступая перед профессорским составом Ленинградского кораблестроительного института, заявил: "Не учите мало, не учите много, а учите средственно". За таким полушутливым началом следовало следующее рассуждение.

     "Никакая школа не может давать готового инженера, руководителя цеха или самостоятельного конструктора, но она обязана дать основные познания, основные прин¬ципы, некоторые основные навыки и кроме знаний умение прилагать знания к делу".

   И далее:
  « ...Каждая программа составляется профессором, заведующим кафедрой и преподавателями этой кафедры, т.е. специалистами по данному предмету, Они всегда, склонны изложить предмет "в полном его объеме", как бы забывая, что сами они в своей преподавательской деятель¬ности изучали свой предмет, может быть 15 - 20, 25 лет, а то и больше, а студент на изучение этого предмета может уделить лишь небольшую часть года, или полугодия, ибо одновременно студенту надо изучить и ряд других предметов, в равной мере обязательных, и сдать по ним зачеты и экзамены.

     Сдав такой зачет или экзамен, студент стремится как можно скорее "освободить голову" для сдачи зачета или экзамена по следующему предмету, ибо человеческая способность усвояемости не бесконечная, а ограниченная". (Цит. по кн; Ханович И.Г., Алексей Николаевич Крылов Л., 1967, стр.233,234.)

     Увеличение объема. учебного материала сразу по нескольким дисциплинам резко деформирует план самостоятельной подготовки студентов, и они попадают в ситуацию, сходную с шахматным цейтнотом.

     Даже добросовестные студенты в своей попытке постигнуть все читаемые дисциплины вынуждены, из-за нехватки времени отказываться от работы над учебными пособиями, от проработки технической и научной литературы. В подобных условиях,  даже регулярное освоение лекционного материала с помощью конспекта лекций, становится для слабых студентов невозможным. Они опускают в этом случае руки и переходят в разряд троечников.

      Сильные же студенты, за счет перенапряжения, осваивают дисциплины, но после экзаменов срочно "освобождают голову" от зазубренных премудростей. В таких условиях вполне объяснима тенденция наиболее сообразительных" индивидуумов к условному делению дисциплин на основные и второстепенные.  Последние они изучают по упрощённой схеме.

      Таким образом, благое на первый взгляд желание дать студентам как можно больше информации, превращается в очевидное зло, вещественным воплощением которого является пассивный студент, равнодушно шествующий по дороге знаний.

.
     ОШИБКА ВТРОАЯ
     Столкнувшись с равнодушием, пассивностью студентов преподаватель, стремясь донести до студентов учебный материал, начинает заниматься "популяризаторством".

     Негативные стороны такого явления проявляются в следующем:

   1.Подробное объяснение любого положения.

   2.Показ при выводе уравнения всех промежуточных операций, вплоть до простейших алгебраических преобразований.

   3. Стремление ограничиться программой - минимум при выполнении тематического плана.

   4. Упрощение сложных понятий в ущерб научному содержанию дисциплины.

   5.Отказ (из-за недостатка, времени, потраченного на детализированный рассказ) от освещения возможных путей развития науки.
 
     Подобное обучение не стимулирует у студентов желания заглянуть в книгу, просмотреть комплект научных журналов, ознакомиться со статьей, освещающей последние достижения в данной отрасли.

 Более того студенты перестают работать даже с учебниками и учебными пособиями, довольствуясь выжимками дисциплины в виде конспективных записей лекций, которые они ведут на занятиях.

    Такая тенденция обучаемых, объясняется довольно элементарно. Работа с книгой требует определенных умственных усилий. Куда проще при освоении дисциплины и особенно при подготовке к экзаменам пользоваться готовым, тщательно разжёванным и строго дозированным материалом.

     Конспект лекций - это ни что иное, как развернутый план прохождения дисциплины, снабженный подробными пояснениями, который является своеобразным путеводителем при самостоятельном изучении дисциплины. По положению о высшей школе ведение конспектов обучаемыми не является обязательным, т.к. план прохождения дисципли¬ны имеется накаждой кафедре.

       Наши же студенты смотрят на конспект как на палочку-выручалочку и подчас считают, что знание дисциплины в объеме конспекта - это как раз то, что необходимо инженеру.

     Упрощенчество выхолащивает научность. Упрощенчество - антипод "академичности", причем более вредный, чем "академичность". Занимаясь популяризаторством, преподаватель вместо произведений искусства одаривает обучаемых кустарными поделками, лишает студентов радости хоть маленьких, но самостоятельных открытий, не способствует глубокому освоению данной дисциплины.

     Таким образом, "популяризаторство” объективно тормозит развитие у будущих инженеров творческих навыков.

      ОШИБКА ТРЕТЬЯ
      Снисхождение к слабости обучаемых не устраняет эти слабости, но неизбежно их увеличивает. Обратимся к примерам.

     Пример №1. Начинается лекция. Вполне естественно желание лектора узнать как обучаемые усвоили материал предыдущего занятия. Поэтому он задаёт аудитории ряд вопросов. Если из раза в раз ответы  не удовлетворяют лектора, он организует консультации (что во всю практиковалось в советской высшей школе), на которых в более сокращенной и доступной форме повторяет сложные положения дисциплины. В этом еще нет ничего предосудительного, хотя в такой консультации и присутствуют элементы репетиторства.

     Хуже, когда преподаватель, особенно перед экзаменом, консультирование студентов превращает уже в откровенное репетиторство. Репетиторство - вообще зло, а в стенах ВУЗа - зло в квадрате, т.к. при поверхностном натаскивании, обеспечивающем курсанту на экзамене минимальную положительную оценку,  убивается всякое творческое начало и при этом выращивается специалист-верхогляд.

     Стремление преподавателя поднатаскать перед экзаменом отстающих курсантов обусловливается рядом причин, в перечне которых не последнее место занимают соображения престижа и самолюбия. Влияние этих причин оказывает давление на преподавателя и в процессе проведения экзамена.

    Грань между двойкой и хиленькой тройкой очень расплывчата, и преподаватель, проявляя снисходительность к студенту, иногда считает возможным при слабом ответе все же выставить «удовлетворительную» оценку. Такой либерализм, кроме развращения студентов, ничего не дает.

    Пример №2. Дипломный проект - отчет студента о знаниях и навыках, полученных им за 5 лет обучения в ВУЗе. Чтобы правильно оценить способности и квалификацию будущего специалиста, необходимо предоставить студенту при его работе над проектом широкую самостоятельность.

     Поскольку дипломный проект - самостоятельная работа студента, то он несет личную ответственность за принятые конструктивные и расчетные решения. Это определяется и положениями руководящих документов. И тем не менее, преподаватель-руководитель дипломного проекта чувствует моральную ответственность за результаты этого вида учебной деятельности.

    Любой преподаватель дорожит своим профессиональ¬ным авторитетом и без подстегиваний проявляет максимум внимания к дипломникам. Но в атмосфере оценочного ажиотажа некоторые преподаватели, поступаясь своей принципиальностью, начинают подменять студентов.

    Это выражается в том, что студенту предлагаются разработанные преподавателем конструктивные решения, рекомендуются стандартные, отработанные схемы, дарятся выношенные преподавателем идеи.

     Иногда такие преподаватели закрывают глаза на то, что студенты занимаются, интеллигентно выражаясь, плагиатом и все это ради того, чтобы студент получил на защите незаслуженно высокую оценку.

     При таком отношении к процессу дипломного проектирования ни о каком творческом поиске не может быть и речи.

     Примеры снисходительного, добренького отношения к студентам можно было бы продолжить, но и приведенных  достаточно для того, чтобы убедиться в недопустимости подобного явления.

    Рассмотренные три ошибки:  максимализм, популяризаторство, снисходительное отношение к студентам, хотя и присущи незначительному числу преподавателей, но все - таки их воздействие частично сказывается при формировании творческой личности будущего инженера. Поэтому было бы очень хорошо, если бы подобные ошибки вообще не совершались.


      СОВЕТЫ.
      1. Каждый преподаватель участвует в важнейшей, государственного значения работе по подготовке высококвалифицированных специалистов. В этом деле, как ни в каком другом, должны быть отброшены в сторону конъюктурные соображения и приспособленчество, в этом деле, как ни в каком другом, нетерпимы очковтирательство и лакировка. Основным индикатором деятельности преподавателя должны быть его собственная совесть и принципиальность.

     2.Говорят, что любое занятий наиболее эффективно, если содержание его рассчитано на среднего по успеваемости студента. Якобы в этом случае учебный материал усваивается большим количеством обучаемых.

     Может  быть это и справедливо. Но при таком подходе "средние” студенты так и останутся середнячками, а многие сильные, одаренные студенты опустятся до среднего уровня.

     Поэтому при чтении лекции не нужно идти на поводу У аудитории, подделываться под ее средний уровень. Аудиторию необходимо вести за собой, а для этого следует ставить перед ней не средние, а высокие цели.

     3.Не стремитесь вместить в головы обучаемых как можно больше информации. Все равно они полностью её не усвоят. Древние говорили: ”Наука обширна, а жизнь коротка”. В наше время этот афоризм приобрел еще большую актуальность. Следовательно, давать студентам нужно самое главное, основополагающее, т.е. то, что заставляет думать, анализировать, а не зазубривать.



                IV. ЛИЧНОСТЬ

                "...воспитатель сам должен быть воспитан"
                К. Маркс


     К одним преподавателям студенты относятся с уважением, других - просто не любят. Авторитетные преподаватели - это те, нравственные качества которых импонируют студентам. С таких преподавателей они берут пример, такие преподаватели долгое время служат для выпускников эталоном настоящего человека.

     Могут сказать: "Подумаешь, "любят - не любят", главное, чтобы учились хорошо". Но в том то и дело, что неприязнь к преподавателю студенты переносят и на дисциплину, которую он ведет.

     Автора и его однокурсников обучал сопромату профессор, которого они называли Сигмой. И верно, он напоминал своим внешним видом греческую букву сигму: очень большой живот и вдавленная в плечи маленькая голова.

     Мы его не любили и за потные руки, и за перхоть на плечах, и за грязные ботинки, и за птичий голос..  И заодно не любили и преподваемый им предмет.
Хотя, кто любит сопромат?
 
     Таким образом, помимо всего прочего, успеваемость студентов зависит и от их отношения к преподавателю, от того, что он из себя представляет как личность.
Быть личностью нетрудно. Достаточно придерживаться следующих правил.

     1.БУДЬ ЧЕСТЕН
     Студенты задают вопросы. Вопросы могут бвть простыми и сложными.  Если преподавателю ответ известен - он его излагает, если же вопрос оказывается неожиданным для преподавателя, то он… Вот здесь наблюдается три подхода.

     Каждый преподаватель знает, что лучше всего при отсутствии знаний по данному вопросу честно сказать об этом аудитории. Но, ох, как тяжело, находясь под прицелом более чем двухсот любопытных глаз, признаться в своей некомпетентности в данном вопросе. И очень часто преподаватель начинает, прямо не отвечая на воп¬рос, но и не отвергая его, топить суть дела в обильном суесловии. Но обучаемые не "лопухи". Они, выслушав преподавательские трели, четко улавливают фальшь и единодушно делают вывод:  нет это не соловей.

     Но наиболее низко падает авторитет преподавателя в том случае, когда он, не зная ответа на поставленный вопрос, начинает изворачиваться, импровизировать и в попытке сохранить свой лицо, лгать аудитории.

    Помните, что ложь рано или поздно будет разоблачена (среди  студентов масса любознательных) и скептическое отношение к такому преподавателю закрепится на длительное время.

     2.БУДЬ СПРАВЕДЛИВ
     Студенты очень болезненно реагируют на несправедливое к ним отношение преподавателя, которое может быть проявлено по-разному и во многих случаях. Но наиболее ощутима необъективность преподавателя во время экзамена.

     Оценку на экзамене следует выставлять за правильность и полноту ответов студента на поставленные вопросы. В действительности же так не всегда получается. Очень часто преподаватель прежде чем объявить оценку, заглядывает в зачетную книжку студента. Если студент очень хорошо ответил экзаменатору, но в зачетной книжке преобладают тройки, то редкий преподаватель поставит такому студенту отличную оценку.

     Справедливо ли это? Разумеется, нет! Почему бы не предположить, что ранее отстававший студент, благодаря искусству и личности преподавателя, проникся ис¬ренним интересом к данной дисциплине и отлично ее освоил.

     Или другой случай. Студент ответил слабо, но официально он числится в отличниках. И преподаватель по инерции, скрепя сердце, ставит ему отличную оценку. Незаслуженно высокая оценка - это тоже несправедливость. Вполне возможно, что подобный "отличник" уже давно живет на проценты своих прежних успехов. Вот почему на экзаменах лучше не заглядывать в "зачетку", а знания студентов оценивать беспристрастно по результатам их ответов.

     На необъективность оценки знаний студента могут влиять и другие факторы (предубеждение, протежирование, неприязнь и т.д.).

     Необъективность может быть проявлена не только на экзаменах. Но в любом случае студенты моментально фиксируют несправедливость преподавателя и свое мнение о нем сообщают младшим курсам.

    Знайте, что только требовательный, и справедливый преподаватель вызывает у студентов глубокое уважение.

     3.БОЙСЯ ПАНИБРАТСТВА
     Панибратство выражается в тыканье, похлопывани по плечу, обращении по имени или даже по прозвищу, применении нецензурных выражений, рассказывании сальных анекдотов и т.д.

     Преподаватель, принижающий таким образом свою личность, считает, что он добивается взаимопонимании со студентами. Но этого не происходит и произойти не мо¬жет. К таким преподавателям студенты относятся со снисходительной терпимостью: что поделаешь - не каждому дано быть воспитанным человеком.

     Подчеркнуто уважительное отношение преподавателя к студентам, его вежливость и тактичность очень ценятся обучаемыми и поднимают их в собственных глазах, что является залогом успешной дальнейшей работы преподавателя со студенческой аудиторией.

     4.БУДЬ ТОЧЕН
      Назначая студенту или группе студентов встречу на 17.00, приди в 16.59. Если по уважительной причине рандеву состояться не может, обязательно уведоми об этом студентов. Такая предупредительность обязательно вызывает у них подобную же ответную реакцию.

     Если преподаватель обещает принести обучаемому книгу или журнал и забывает об этом обещании, если он опаздывает на полчаса к началу консультации или вообще на нее не приходит, если он уверяет, что будет на кафедре вечером, а сам уходит домой, то он должен быть готов к тому, что и студенты не будут прибывать своевременно по его зову. Он должен помалкивать и не возмущаться, если обучаемые не будут выполнять свои обещания.

      5.НЕ КРИТИКУЙ КОЛЛЕГУ
      В студенческой аудитории не критикуй высказывания, указания или действия своего коллеги. Этим уважение студентов не завоюешь. Наоборот, аудитория, тактично покивав головами, а иногда и подхихикнув подобной критике, после твоего ухода тебя же и осудят.

     Помимо этого, подобными действиями наносится ущерб всей преподавательской  корпорации, поскольку у студентов прорезываются ростки недоверия к преподавателям.
Наверное каждый из вас поморщился бы присутствуя при следующей сцене. К больному приходит врач. Просматривает рецепты лекарств, выписанных его медицинским собратом, и с апломбом восклицает: ”Какой глупец рекомендовал вам эту дрянь?”.

      6.БУДЬ САМИМ СОБОЙ
      НЕкоторые преподаватели  стремятся продемонстрировать перед студентами и коллегами свою «воспитанность» что проявляется прежде всего в вычурности речи и манерности поведения. Но заковыристые стилистические обороты и экзотические словечки; приторная вежливость и значительное выражение лица никого не могут обмануть.

     К подобным преподавателям студенты относятся иронически. Будь самим собой. Помни, что истинно воспитанные, интеллигентные люди одинаково просто разговаривают и естественно ведут себя как с дворником, так и с академиком.

     Никакими внешними приёмами и ужимками не докажешь свою воспитанность, если оная у тебя отсутствует.

     7.БУДЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕНТОМ
     Чтобы быть интеллигентом мало закончить ЫУЗ и получить корочки.  Интеллигентность, помимо профессиональных знаний, это еще и воспитанность, и широкая образованность, и обостренное чувство собственного достоинства, и богатый внутренний мир.

     Некоторые преподаватели свою "простоту” оправдывают тем, что жили в тяжелых условиях, когда мечта о хлебе насущном была сильнее мечты посещать оперу. Но это слабое оправдание, т.к. воспитанная с детства потребность прекрасного побеждает любые невзгоды.

Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи, неподвижно стали.
Но спокойно, под набат гудков,
Девочка играет на рояле.

У нее косички за спиной.
На диване в ряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус угловой...
Дрогнул пол... Коптилка вдруг потухла...

Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
... Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.

Вольтман-Спасская.  Ленинград,1941.

     Дело не в трудностях жизни, а в том, что многие из нас провели свое детство вдали от культурных центров или в семьях, где родители (по ряду причин) не могли привить детям вкус к музыке, изобразительному искусству, серьезной литературе и т.д.

     Поэтому занимайтесь самообразованием и самовоспитанием. Не ограничивайте свои интересы лишь нау¬ными и учебными вопросами. Не считайте, что рыбалка, копанье в моторе автомобиля, просматривание телепрограмм, Интернет -  это все, чем должно заниматься в свободное от службы время. Поверьте, что этим нравоучением автор вовсе не хотел обидеть рыбаков, автолюбителей, добрых семьянинов.

     Помните, что помимо этих объектов приложения свободного времени в городе имеются музеи, библиотеки, театры, концертные залы, что кроме хождения "в гости” друг к другу нужно устанавливать и поддерживать связи с кругами местной интеллигенции, что разъезжая по городам РФ не стоит тратить все свободное время на по¬сещение магазинов и ресторанов, т.к. ознакомление с культурной жизнью города - это более достойное интеллигента занятие.

    8.БУДЬТЕ НА ВЫСОТЕ
    Стремитесь к тому, чтобы студенты уважали вас. Часто в присутствии студентов преподаватели обращаются друг к другу по имени, обсуждав свои внутренние дела, устраивают легкие перебранки, говорят о том, чего студентам знать совсем не обязательно, подтрунивают над коллегой, допускают элементы амикошонства.

    Студенты должны относиться к преподавателям как к служителям науки. Жрецы всегда величественно выступают перед паствой, хотя в алтаре между ними возможны и споры.

     Безукоризненность одежды, внешняя привлекательность, обаяние личности преподавателя способствуют росту его авторитета. Следите за своим внешним видом. Будьте подтянуты и чуточку щеголеваты.

     В пятидесятые в институт, где учился автор, приехал на встречу со студентами уже очень известный, благодаря "Шаландам", Никита Богословский. Он стоял на краю сцены и автору, сидевшему в первом ряду, хорошо была  видна оторванная подошва на одном ботинке композитора. Прошли десятилетия, но и сейчас при упоминании о Богословском в памяти автора  всплывает ни "Тёмная ночь", а эта чёртова подошва.

   Не толстейте. Не орите на студентав. Во многих случаях достаточно бывает несмешливого слова, язвительного замечания, небрежнопрезрительного тона.

   
    Можно было бы продолжить перечисление человеческих слабостей, но автор рискует прослыть (если уже не прослыл) в представлении читателей беспорочным ангелом или отпетым ханжой, чего он вовсе не желает.














 

               


Рецензии
С утра повезло, наткнулся на вашу статью. Интересно. Почитаем, думаю польза будет. Удачи.

Александр Аввакумов   06.11.2017 09:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Читайте на здоровье.

Александр Брыксенков   07.11.2017 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.