Колобок и карточки Домана

Колобок с карточками Домана, как предвестник наступления века цифровой экономики.               

Математика от года и старше.

Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления – это одна из высших функций человеческого мозга. Над нашим кораблем  в настоящее время развивается флаг "цифровая экономика" , а без математики далеко под этим флагом не уплыть.  И пусть ваш ребенок еще не умеет говорить, но мозг его уже работает и он мечтает совершить кругосветное путешествие на корабле под этим флагом.

Прежде чем прочитать ребенку сказку, надо провести соответствующее обучение. Подготовьте  пять карточки из белого ватмана размером 250 на 250 мм.  С лицевой стороны карточек расположены красные кружки- точки диаметром 28-30 мм.  На первой карточке – 1 точка, на второй карточке - 2 точки, на третьей карточке- 3 точки, на четвертой карточке- 4 точки и на пятой – 5 точек. Точки на карточках расположены хаотически.

Вы начнете  с того, что будете учить своего ребенка ( чем моложе он будет тем лучше) с  помощью карточек, имеющих от одной до пяти  точек.

Начинайте тогда, когда ваш ребенок бодр, находится в хорошем настроении и восприимчив  ко всему. Занимайтесь в комнате, где нет никаких отвлекающих факторов. Покажите, ему карточку с одной точкой и внятно и весело произнесите вслух : «Это один». Показывайте карточки очень быстро, ровно столько, сколько вы будете их называть. И не делайте никаких пояснений.

Покажите ему вторую, третью,  четвертую и пятую  карточки точно таким же способом. Доставайте их сзади наперед, по причинам, о которых мы уже говорили- вы будете  знать  число  по  цифре  на обратной стороне.  Цифры расположены по углам карточек и развернуты на 90 градусов по отношению друг к другу.  Карточки можно показывать любой лицевой стороной. Кроме того, произнося ту или иную цифру, вам надо смотреть ему в лицо, а не на карточку.  Не просите ребенка повторять числа вслед за вами. Показав четыре карточки, погладьте его или поцелуйте, скажите ему, какой он замечательный и как вам нравится его учить. 

Первый день.    1,2,3  Перерыв;  1,2,3   П ;  1,2,3. 

Второй день.   1,2,3  Перерыв;   1,2,3  П; 1, 2, 3  П; 3,4,5  П;  3,4,5  П; 3,4,5. 

Третий день.   3,1,2  Перерыв; 2,3,1   П;  1,3,2 П;  4,3,5,  П;  5,4,3  П; 3,5,4.

Четвертый день. 5,2,4  Перерыв;  4,1,3  П; 2,4,1  П;  3,5,2  П;  1,3,5  П; 5,1,4.

Перерыв не менее 30 минут.

На пятый  день воспользуемся методом выявления способностей ребенка.  Цель этого метода- предоставить  ребенку  возможность продемонстрировать  свои знания, но лишь в том случае , если он этого захочет.  Вот простой пример. Вы показываете ему две карточки с 2 и 4 точками и спрашиваете: « Где  два?» Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете  его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве два – не это»- и показываете ему правильную карточку.  Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите  к нему нужную карточку и спросите: «Вот два, не так ли?»  Вне зависимости от  его ответов, все нормально и вы продолжаете вести занятия весело, спокойно и с энтузиазмом.

Пятый  день. 4,2,5,3,1  Перерыв;   Показываете   2 и 4, «Где четыре ?» П;  1,4,2, 5,3  П;  Показываете  5 и 3 « Где  три ?»  П;   3,5,2,4,1 П;   Показываете  1 и 5 « Где  5 ?».   

Перерыв не менее 30 минут.

Общая продолжительность занятий  в день составит не больше 3 минут.

После того, как ребенок освоился с числами от 1 до 5, вы оба будете готовы к тому, чтобы  перейти к  сложению и вычитанию чисел в виде  точек на карточках.  Короче, ребенок готов освоить операции  « сложение»  и  « вычитание».  Материал для этого вы можете приготовить очень просто: пишите уравнения на оборотных сторонах карточек от 1 до 5.                Например, оборотная сторона  карточки с пятью  точками  будет выглядеть так:  4+1=5, 3+2=5, 2+3=5, 1+4=5, а карточка с  одной точкой  будет выглядеть так:  5-4=1, 4-3=1, 3-2=1, 2-1=1; карточки с двумя точками будет выглядеть так: 1+1=2,  5-3=2, 4-2=2, 3-1=2.   

Перед началом положите себе на колени лицевой стороной вниз, одна на другую три карточки, например пример, 4-1=3. Произнесите весело и с энтузиазмом: «Четыре минус один равняется три». Пока вы будете это говорить, продемонстрируйте ребенку карточку с числом, о которой идет речь. 

Таким образом, вы держите в руках карточку с четырьмя точками, говорите                « четыре» , затем откладываете ее, говорите «минус» , показываете карточку с одной  точкой, произносите «один», откладываете ее и, после слов « равняется»  показываете карточку с тремя точками, произнося « три».   

Делаете это быстро и самым естественным образом. Демонстрация каждого уравнения должна занимать у вас буквально несколько секунд.

Каждое  из трех ежедневных занятий должно содержать два различных уравнений.

Шестой  день. 1+2=3, 2+3=5  Перерыв;  4+1=5, 2+1=3   П;  1+1=2, 3+2=5.

Седьмой  день. 3+1=4, 1+4=5  Перерыв;  2+2=4, 1+3=4   П;   1+2=3, 2+3=5

Восьмой  день 4+1=5, 1+3=4   Перерыв;  2+1=3, 3+2=5   П;  3+1=4, 2+2=4

Девятый день 4-1=3, 2-1=1 Перерыв;    5-2=3, 3-1=2   П;  5-4=1, 4-2=2.

Десятый день 3-1=2,  4-2=2 Перерыв;   3-2=1, 5-3=2  П;   5-1=4, 4-3=1.

Одиннадцатый день 5-2=3,  3-1=2 Перерыв;  4-3=1,  4-2=2 П;    3-2=1, 4-1=3.

Перерыв не менее 30 минут.

Теперь ребенок готов  слушать сказку и можно будет предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания, но лишь в том случае , если он сам этого захочет.               

Жил- был старик со старухою. Просит старик:

-Испеки, старуха, колобок !

– Из чего печь-то? Муки нету, - ответила ему старуха.

–Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.  

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала  Колобок, изжарила в масле и на окошко  студить положила.  Колобок  лежал, лежал на окошке  и вдруг увидел рядом  карточки  с красными кружками-точками – это были карточки Домана.  Взял  Колобок  их и от нечего делать стал считать сколько на каждой карточке  находятся точек. Старик со старухой   видят, что Колобок занялся делом и не стали его трогать. Они понимали, что будущее за цифровой экономикой, но не знали доживут ли они до нее, а у Колобка есть все шансы дожить, но есть старику со старухою все равно  очень хотелось.   

Колобок считал день, два – считал, так прошло одиннадцать дней.  Надоело ему считать, полежал, полежал, взял да и покатился- с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог- да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится Колобок по дороге, навстречу ему заяц.

-Колобок, Колобок, я тебе съем!

- Не ешь меня заяц, я тебе песенку спою и задачку загадаю.

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

С карточками Домана  знаком.

А вот моя задачка: висят три яблока, одно яблоко упало  на землю и укатилось. Сколько яблок осталось на  дереве висеть?  Колобок вспомнил карточки с точками на окне и сразу понял,  сколько останется яблок.

(Вы произносите: « три»,  показываете карточку с тремя точками,  затем откладываете ее, говорите «минус» , показываете карточку с одной   точкой, произносите «один», откладываете ее и, после слов « равняется»  показываете две карточки с двумя  и тремя точками, 2 и 3,  и спрашиваете: « Где два»? Не просите своего ребенка сказать ответ, а всегда предоставляйте ему возможность выбора между двумя вариантами.  Помните, что вы учите своего ребенка не говорить, вы учите его математике .  Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете  его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве два – не это»- и показываете ему правильную карточку.  Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите  к нему нужную карточку и спросите: «Вот два, не так ли?»  Вне зависимости от  его ответов, все нормально и вы продолжаете читать сказку  весело, спокойно и с энтузиазмом).

-Одно, - произнес  заяц.

- А вот и неверно! ( выбери  правильную карточку),- сказал Колобок, - надо учить карточки с красными точками, иначе не посчитаешь сколько яблок уродилось и сколько яблок укатилось. 

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От  тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше, только заяц его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему волк.

-Колобок, Колобок, я тебе съем!

-Не ешь меня серый волк, я тебе песенку спою и задачку загадаю.

Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

С карточками Домана  знаком.

А вот моя задачка: Бегут два зайца,  а ты за ними, вдруг из куста еще два зайца. Бегут  зайцы  и смеются над тобой».

Сколько зайцев бежит всего. Колобок вспомнил карточки с точками на окне и сразу понял,  сколько  зайцев бежит.

(Вы произносите: « два» , показываете карточку с двумя  точками,  затем откладываете ее, говорите «плюс» , показываете карточку с двумя   точками, произносите «два », откладываете ее и, после слов « равняется»  показываете две карточки с  четырьмя   и тремя точками, 4 и 3 и спрашиваете: « Где четыре »? Не просите своего ребенка сказать ответ, а всегда предоставляйте ему возможность выбора между двумя вариантами.  Помните, что вы учите своего ребенка не говорить, вы учите его математике .  Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете  его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве четыре– не это»- и показываете ему правильную карточку.  Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите  к нему нужную карточку и спросите: «Вот четыре , не так ли?».  Вне зависимости от  его ответов, все нормально и вы продолжаете  читать сказку  весело, спокойно и с энтузиазмом).

Волк подумал, подумал:

- Три зайца,

- А вот и неверно. (  выбери  правильную  карточку), - сказал Колобок, - надо учить карточки с красными точками, иначе твоя жизнь может превратиться в театр одного героя, над которым будут смеяться все звери. 

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От  тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше, только волк его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему медведь.

-Колобок, Колобок, я тебе съем!

-Не ешь меня косолапый,  я тебе песенку спою и задачку загадаю.

Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

С карточками Домана  знаком.

А вот моя задачка: Поймал ты в реке  пять  рыбок. Две рыбки  сорвались и уплыли. Сколько осталось рыбок у тебя? Колобок вспомнил карточки с точками на окне и сразу понял,  сколько  рыбок останется.

(Вы произносите: « пять » , показываете карточку с пятью  точками,  затем откладываете ее, говорите «минус» , показываете карточку с двумя   точками , произносите «два», откладываете ее и, после слов « равняется»  показываете две карточки с двумя  и тремя точками, 2 и 3,  и спрашиваете: « Где три»? Не просите своего ребенка сказать ответ, а всегда предоставляйте ему возможность выбора между двумя вариантами.  Помните, что вы учите своего ребенка не говорить, вы учите его математике .  Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете  его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве три – не это»- и показываете ему правильную карточку.  Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите  к нему нужную карточку и спросите: «Вот три, не так ли?»  Вне зависимости от  его ответов, все нормально и вы продолжаете читать сказку  весело, спокойно и с энтузиазмом).  

-Две,- проревел косолапый,

- А вот и неверно. (выбери  правильную  карточку), - сказал Колобок, - надо учить карточки с красными точками, иначе все рыбки уплывут в чужие лапы. 

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От  тебя, медведя, не хитро уйти!

И покатился себе дальше, только медведь его и видел!

Катится, катится Колобок, а навстречу ему лиса:

-Здравствуй, Колобок, какой ты хороший.

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, лиса! Я тебе песенку спою  и задачку  загадаю,

- сказал Колобок и запел.

Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

С карточками Домана  знаком.

А вот моя задачка: Бежала одна мышка, а другая мышка увидела и вспомнила, как скучно бежать в одиночестве, взяла и присоединилась. Бегут и радуются, что лиса встретила Колобка, а не их. Сколько  мышей бежали и радовались. Колобок вспомнил карточки с точками на окне и сразу понял,  сколько  мышей бежали.

(Вы произносите: « один» , показываете карточку с одной  точкой,  затем откладываете ее, говорите «плюс» , показываете карточку с одной   точкой, произносите «один », откладываете ее и, после слов « равняется»  показываете две карточки с  двумя   и  четырьмя  точками, 2 и 4 и спрашиваете: « Где два »? Не просите своего ребенка сказать ответ, а всегда предоставляйте ему возможность выбора между двумя вариантами.  Помните, что вы учите своего ребенка не говорить, вы учите его математике .  Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете  его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве два– не это»- и показываете ему правильную карточку.  Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите  к нему нужную карточку и спросите: «Вот два , не так ли?».  Вне зависимости от  его ответов, все нормально и вы продолжаете  читать сказку  весело, спокойно и с энтузиазмом).

Лиса прослушала и молчит…(выбери нужную карточку).

Ей  не понравилась задачка про мышек.

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

И от медведя ушел,

А от тебя, лиса, и подавно уйду!

-Какая славная песенка,- сказала лиса,

- Но ведь, я, Колобок, стара стала, плохо слышу, сядь на мою мордочку  да пропой и загадай свою задачку  еще раз погромче.

Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.

А лиса опять ему: -Спасибо, Колобок, славная песенка и задачка , еще бы послушала!

- Сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок,- сказала лиса и высунула свой язык. Колобок прыгнул ей на язык, а лис – ам, а Колобка уже нет.

- Изучай карточки Домана, чтобы знать математику, иначе не определишь количество мышек- нарушек и сколько они зернышек отгрызут от общего каравая, а то, что ты хотела меня съесть- это и ежу понятно, правда, с ежом я еще не встречался и поэтому не знаю, как он выглядит ( говорят, что он колючий) и какую задачу ему задать, чтобы не сильно уколоться, ведь я очень мягкий, - прокричал Колобок  и покатился  дальше.

-Да, подумал Колобок, хорошо, что старик со старухою любили математику и держали  свои карточки на окне, старик даже получил какой- то патент по развитию интеллекта у зверей и  детей. Он улыбнулся и покатился быстрее в сторону цифровой экономики.

Вот  и сказки   конец, а кто слушал и ответил на  вопросы - молодец!

Если ребенок от года и старше не сумел с первого раза освоить цифровую экономику, нужно повторить сказку, увеличив занятия в день до девяти раз.

 Часто взрослые дяди и тети, которые встречаются на пути, не знают  цифровую экономику, им  можно  тоже  посоветовать приобрести карточки Домана и повстречаться  в своей жизни с зайцем, волком, медведем и лисой. По результатам их встреч  будет видно кому дальше катиться в сторону цифровой экономики, а кому закончить свой путь как закончил Колобок, незнающий цифровой экономики.

При желании  можно  усложнить математические примеры, используемые в сказке, но для этого нужно увеличить количество карточек и усложнить алгоритм занятий перед прочтением сказки.               


Рецензии