Колобок и карточки Домана
Математика от года и старше.
Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления – это одна из высших функций человеческого мозга. Над нашим кораблем в настоящее время развивается флаг "цифровая экономика" , а без математики далеко под этим флагом не уплыть. И пусть ваш ребенок еще не умеет говорить, но мозг его уже работает и он мечтает совершить кругосветное путешествие на корабле под этим флагом.
Прежде чем прочитать ребенку сказку, надо провести соответствующее обучение. Подготовьте пять карточки из белого ватмана размером 250 на 250 мм. С лицевой стороны карточек расположены красные кружки- точки диаметром 28-30 мм. На первой карточке – 1 точка, на второй карточке - 2 точки, на третьей карточке- 3 точки, на четвертой карточке- 4 точки и на пятой – 5 точек. Точки на карточках расположены хаотически.
Вы начнете с того, что будете учить своего ребенка ( чем моложе он будет тем лучше) с помощью карточек, имеющих от одной до пяти точек.
Начинайте тогда, когда ваш ребенок бодр, находится в хорошем настроении и восприимчив ко всему. Занимайтесь в комнате, где нет никаких отвлекающих факторов. Покажите, ему карточку с одной точкой и внятно и весело произнесите вслух : «Это один». Показывайте карточки очень быстро, ровно столько, сколько вы будете их называть. И не делайте никаких пояснений.
Покажите ему вторую, третью, четвертую и пятую карточки точно таким же способом. Доставайте их сзади наперед, по причинам, о которых мы уже говорили- вы будете знать число по цифре на обратной стороне. Цифры расположены по углам карточек и развернуты на 90 градусов по отношению друг к другу. Карточки можно показывать любой лицевой стороной. Кроме того, произнося ту или иную цифру, вам надо смотреть ему в лицо, а не на карточку. Не просите ребенка повторять числа вслед за вами. Показав четыре карточки, погладьте его или поцелуйте, скажите ему, какой он замечательный и как вам нравится его учить.
Первый день. 1,2,3 Перерыв; 1,2,3 П ; 1,2,3.
Второй день. 1,2,3 Перерыв; 1,2,3 П; 1, 2, 3 П; 3,4,5 П; 3,4,5 П; 3,4,5.
Третий день. 3,1,2 Перерыв; 2,3,1 П; 1,3,2 П; 4,3,5, П; 5,4,3 П; 3,5,4.
Четвертый день. 5,2,4 Перерыв; 4,1,3 П; 2,4,1 П; 3,5,2 П; 1,3,5 П; 5,1,4.
Перерыв не менее 30 минут.
На пятый день воспользуемся методом выявления способностей ребенка. Цель этого метода- предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания, но лишь в том случае , если он этого захочет. Вот простой пример. Вы показываете ему две карточки с 2 и 4 точками и спрашиваете: « Где два?» Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве два – не это»- и показываете ему правильную карточку. Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите к нему нужную карточку и спросите: «Вот два, не так ли?» Вне зависимости от его ответов, все нормально и вы продолжаете вести занятия весело, спокойно и с энтузиазмом.
Пятый день. 4,2,5,3,1 Перерыв; Показываете 2 и 4, «Где четыре ?» П; 1,4,2, 5,3 П; Показываете 5 и 3 « Где три ?» П; 3,5,2,4,1 П; Показываете 1 и 5 « Где 5 ?».
Перерыв не менее 30 минут.
Общая продолжительность занятий в день составит не больше 3 минут.
После того, как ребенок освоился с числами от 1 до 5, вы оба будете готовы к тому, чтобы перейти к сложению и вычитанию чисел в виде точек на карточках. Короче, ребенок готов освоить операции « сложение» и « вычитание». Материал для этого вы можете приготовить очень просто: пишите уравнения на оборотных сторонах карточек от 1 до 5. Например, оборотная сторона карточки с пятью точками будет выглядеть так: 4+1=5, 3+2=5, 2+3=5, 1+4=5, а карточка с одной точкой будет выглядеть так: 5-4=1, 4-3=1, 3-2=1, 2-1=1; карточки с двумя точками будет выглядеть так: 1+1=2, 5-3=2, 4-2=2, 3-1=2.
Перед началом положите себе на колени лицевой стороной вниз, одна на другую три карточки, например пример, 4-1=3. Произнесите весело и с энтузиазмом: «Четыре минус один равняется три». Пока вы будете это говорить, продемонстрируйте ребенку карточку с числом, о которой идет речь.
Таким образом, вы держите в руках карточку с четырьмя точками, говорите « четыре» , затем откладываете ее, говорите «минус» , показываете карточку с одной точкой, произносите «один», откладываете ее и, после слов « равняется» показываете карточку с тремя точками, произнося « три».
Делаете это быстро и самым естественным образом. Демонстрация каждого уравнения должна занимать у вас буквально несколько секунд.
Каждое из трех ежедневных занятий должно содержать два различных уравнений.
Шестой день. 1+2=3, 2+3=5 Перерыв; 4+1=5, 2+1=3 П; 1+1=2, 3+2=5.
Седьмой день. 3+1=4, 1+4=5 Перерыв; 2+2=4, 1+3=4 П; 1+2=3, 2+3=5
Восьмой день 4+1=5, 1+3=4 Перерыв; 2+1=3, 3+2=5 П; 3+1=4, 2+2=4
Девятый день 4-1=3, 2-1=1 Перерыв; 5-2=3, 3-1=2 П; 5-4=1, 4-2=2.
Десятый день 3-1=2, 4-2=2 Перерыв; 3-2=1, 5-3=2 П; 5-1=4, 4-3=1.
Одиннадцатый день 5-2=3, 3-1=2 Перерыв; 4-3=1, 4-2=2 П; 3-2=1, 4-1=3.
Перерыв не менее 30 минут.
Теперь ребенок готов слушать сказку и можно будет предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания, но лишь в том случае , если он сам этого захочет.
Жил- был старик со старухою. Просит старик:
-Испеки, старуха, колобок !
– Из чего печь-то? Муки нету, - ответила ему старуха.
–Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала Колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. Колобок лежал, лежал на окошке и вдруг увидел рядом карточки с красными кружками-точками – это были карточки Домана. Взял Колобок их и от нечего делать стал считать сколько на каждой карточке находятся точек. Старик со старухой видят, что Колобок занялся делом и не стали его трогать. Они понимали, что будущее за цифровой экономикой, но не знали доживут ли они до нее, а у Колобка есть все шансы дожить, но есть старику со старухою все равно очень хотелось.
Колобок считал день, два – считал, так прошло одиннадцать дней. Надоело ему считать, полежал, полежал, взял да и покатился- с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог- да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему заяц.
-Колобок, Колобок, я тебе съем!
- Не ешь меня заяц, я тебе песенку спою и задачку загадаю.
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
С карточками Домана знаком.
А вот моя задачка: висят три яблока, одно яблоко упало на землю и укатилось. Сколько яблок осталось на дереве висеть? Колобок вспомнил карточки с точками на окне и сразу понял, сколько останется яблок.
(Вы произносите: « три», показываете карточку с тремя точками, затем откладываете ее, говорите «минус» , показываете карточку с одной точкой, произносите «один», откладываете ее и, после слов « равняется» показываете две карточки с двумя и тремя точками, 2 и 3, и спрашиваете: « Где два»? Не просите своего ребенка сказать ответ, а всегда предоставляйте ему возможность выбора между двумя вариантами. Помните, что вы учите своего ребенка не говорить, вы учите его математике . Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве два – не это»- и показываете ему правильную карточку. Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите к нему нужную карточку и спросите: «Вот два, не так ли?» Вне зависимости от его ответов, все нормально и вы продолжаете читать сказку весело, спокойно и с энтузиазмом).
-Одно, - произнес заяц.
- А вот и неверно! ( выбери правильную карточку),- сказал Колобок, - надо учить карточки с красными точками, иначе не посчитаешь сколько яблок уродилось и сколько яблок укатилось.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше, только заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему волк.
-Колобок, Колобок, я тебе съем!
-Не ешь меня серый волк, я тебе песенку спою и задачку загадаю.
Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
С карточками Домана знаком.
А вот моя задачка: Бегут два зайца, а ты за ними, вдруг из куста еще два зайца. Бегут зайцы и смеются над тобой».
Сколько зайцев бежит всего. Колобок вспомнил карточки с точками на окне и сразу понял, сколько зайцев бежит.
(Вы произносите: « два» , показываете карточку с двумя точками, затем откладываете ее, говорите «плюс» , показываете карточку с двумя точками, произносите «два », откладываете ее и, после слов « равняется» показываете две карточки с четырьмя и тремя точками, 4 и 3 и спрашиваете: « Где четыре »? Не просите своего ребенка сказать ответ, а всегда предоставляйте ему возможность выбора между двумя вариантами. Помните, что вы учите своего ребенка не говорить, вы учите его математике . Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве четыре– не это»- и показываете ему правильную карточку. Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите к нему нужную карточку и спросите: «Вот четыре , не так ли?». Вне зависимости от его ответов, все нормально и вы продолжаете читать сказку весело, спокойно и с энтузиазмом).
Волк подумал, подумал:
- Три зайца,
- А вот и неверно. ( выбери правильную карточку), - сказал Колобок, - надо учить карточки с красными точками, иначе твоя жизнь может превратиться в театр одного героя, над которым будут смеяться все звери.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше, только волк его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему медведь.
-Колобок, Колобок, я тебе съем!
-Не ешь меня косолапый, я тебе песенку спою и задачку загадаю.
Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
С карточками Домана знаком.
А вот моя задачка: Поймал ты в реке пять рыбок. Две рыбки сорвались и уплыли. Сколько осталось рыбок у тебя? Колобок вспомнил карточки с точками на окне и сразу понял, сколько рыбок останется.
(Вы произносите: « пять » , показываете карточку с пятью точками, затем откладываете ее, говорите «минус» , показываете карточку с двумя точками , произносите «два», откладываете ее и, после слов « равняется» показываете две карточки с двумя и тремя точками, 2 и 3, и спрашиваете: « Где три»? Не просите своего ребенка сказать ответ, а всегда предоставляйте ему возможность выбора между двумя вариантами. Помните, что вы учите своего ребенка не говорить, вы учите его математике . Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве три – не это»- и показываете ему правильную карточку. Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите к нему нужную карточку и спросите: «Вот три, не так ли?» Вне зависимости от его ответов, все нормально и вы продолжаете читать сказку весело, спокойно и с энтузиазмом).
-Две,- проревел косолапый,
- А вот и неверно. (выбери правильную карточку), - сказал Колобок, - надо учить карточки с красными точками, иначе все рыбки уплывут в чужие лапы.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, медведя, не хитро уйти!
И покатился себе дальше, только медведь его и видел!
Катится, катится Колобок, а навстречу ему лиса:
-Здравствуй, Колобок, какой ты хороший.
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, лиса! Я тебе песенку спою и задачку загадаю,
- сказал Колобок и запел.
Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
С карточками Домана знаком.
А вот моя задачка: Бежала одна мышка, а другая мышка увидела и вспомнила, как скучно бежать в одиночестве, взяла и присоединилась. Бегут и радуются, что лиса встретила Колобка, а не их. Сколько мышей бежали и радовались. Колобок вспомнил карточки с точками на окне и сразу понял, сколько мышей бежали.
(Вы произносите: « один» , показываете карточку с одной точкой, затем откладываете ее, говорите «плюс» , показываете карточку с одной точкой, произносите «один », откладываете ее и, после слов « равняется» показываете две карточки с двумя и четырьмя точками, 2 и 4 и спрашиваете: « Где два »? Не просите своего ребенка сказать ответ, а всегда предоставляйте ему возможность выбора между двумя вариантами. Помните, что вы учите своего ребенка не говорить, вы учите его математике . Если он правильно указывает карточку, то вы, естественно, награждаете его поцелуем. Если он ошибся, то скажите так:» А разве два– не это»- и показываете ему правильную карточку. Вы веселы, расслаблены, преисполнены энтузиазмом. Если он не отвечает на ваш вопрос, то немного приблизите к нему нужную карточку и спросите: «Вот два , не так ли?». Вне зависимости от его ответов, все нормально и вы продолжаете читать сказку весело, спокойно и с энтузиазмом).
Лиса прослушала и молчит…(выбери нужную карточку).
Ей не понравилась задачка про мышек.
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!
-Какая славная песенка,- сказала лиса,
- Но ведь, я, Колобок, стара стала, плохо слышу, сядь на мою мордочку да пропой и загадай свою задачку еще раз погромче.
Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.
А лиса опять ему: -Спасибо, Колобок, славная песенка и задачка , еще бы послушала!
- Сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок,- сказала лиса и высунула свой язык. Колобок прыгнул ей на язык, а лис – ам, а Колобка уже нет.
- Изучай карточки Домана, чтобы знать математику, иначе не определишь количество мышек- нарушек и сколько они зернышек отгрызут от общего каравая, а то, что ты хотела меня съесть- это и ежу понятно, правда, с ежом я еще не встречался и поэтому не знаю, как он выглядит ( говорят, что он колючий) и какую задачу ему задать, чтобы не сильно уколоться, ведь я очень мягкий, - прокричал Колобок и покатился дальше.
-Да, подумал Колобок, хорошо, что старик со старухою любили математику и держали свои карточки на окне, старик даже получил какой- то патент по развитию интеллекта у зверей и детей. Он улыбнулся и покатился быстрее в сторону цифровой экономики.
Вот и сказки конец, а кто слушал и ответил на вопросы - молодец!
Если ребенок от года и старше не сумел с первого раза освоить цифровую экономику, нужно повторить сказку, увеличив занятия в день до девяти раз.
Часто взрослые дяди и тети, которые встречаются на пути, не знают цифровую экономику, им можно тоже посоветовать приобрести карточки Домана и повстречаться в своей жизни с зайцем, волком, медведем и лисой. По результатам их встреч будет видно кому дальше катиться в сторону цифровой экономики, а кому закончить свой путь как закончил Колобок, незнающий цифровой экономики.
При желании можно усложнить математические примеры, используемые в сказке, но для этого нужно увеличить количество карточек и усложнить алгоритм занятий перед прочтением сказки.
Свидетельство о публикации №217110401883