Р

РАБОЧАЯ политическая песня – возникла в 30-40-х гг. XIX в. в Зап. Европе. Она носила яркий антибуржуазный характер. Самой выдающейся песней революционного содержания стал «Интернационал», написанный французским поэтом Э. Потье. В России самой первой революционной песней была –  «Смело, товарищи, в ногу»,  текст Л. Радина (1860-1900).
РАБСЕЛЬКОРЫ – в СССР общее название рабочих и сельских корреспондентов, активистов советской печати, сотрудничавших на равнее со штатными корреспондентами в газетах и журналах разного уровня.

РАВИКИРАН-МАНДАЛ (солнечный луч) – литературно-художестаенное объединение  маратхских (Индия) литераторов, основанное в 1923 г., в него входили Пендхаркар (1899-?), Потвардхан (1894–1939), Канеткар (1893-?). Их творчество отличал патриотический пафос и острая социальная направленность. Поэты стремились удовлетворить духовные запросы «маленького человека», писали простым языком, использовали элементы народного творчества. Но часто их произведения переходили в сентиментализм. В 40-х гг.  объединение прекратило своё существование.
РАВНОУДАРНЫЕ стихи – сохраняющие единство числа ударений в каждом стихе – четырёхударные, трёхударные.

РАГАЛЕ  – в литературе каннада (Индия) лиро-эпическая поэма.
РАДИОПЬЕСА – драматическое произведение, рассчитан ное исключительно на слуховое восприятие.

РАЗБИТОЕ поколение (битники) – группа американских писателей, выступивших в 50-х гг. XX в. в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Творчество писателей Р.п. – бунт против моральных норм буржуазной Америки, стандартизации человеческой личности, против войны. Они провозгласили добровольную бедность, бродячий образ жизни, отказ от преуспевания. В литературе отвергали устоявшиеся формы, чёткую композицию, сюжетность. Они тяготели к свободному стиху, ломаным формам, резким, грубым образам, сложному метафорическому языку.  Ведущими писателями были А. Гинзберг, Л. Ферлингетти и Дж. Кердок. В начале 60-х гг. битничество перестало существовать.

РАЗБОЙНИЧИЙ роман – жанр немецкой литературы, возникший под влиянием «Разбойников» Шиллера. Зародился в 1791 г.
РАЗВИТИЕ интриги – ряд событий, происходящих от начала завязки и до развязки.
РАЗВИТИЕ личности –  процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации каждый автор не должен успокаиваться, получив диплом литературного института. Он должен постоянно заниматься своим развитием, повышать свой культурный уровень, иначе   читатель обгонит его в этом отношении и перестанет читать его книги.

РАЗВИТИЕ сознания – проводится по следующим направлениям: отделение от себя своих чувств и эмоций, изучение своих чувств и эмоций, изучение интеллекта, его развитие.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ беллетристика – тяготеет к «формульности и авантюрности», но отличается от безликой массовой литературы тем, что в ней есть и образы, и авторская индивидуальность. Таковы романы А. Кристи (1890–1976),  Ж. Сименона (1903–1989) и др.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ литература – чаще всего сюда относятся произведения пустые, бездумные, но написанные увлекательно. К ним могут относиться любовные романы, детективы, приключения, фантастика, юмор. Но есть и другой, резко отличающийся вид Р.л., её составляют такие произведения, как романы Ж. Верна (1828–1905); занимательные произведения о науке и технике (занимательная математика, книги о жизни великих людей и т.д.).

РАЗГОВОР под музыку (дидлинг) – разновидность шотландской народной песни, в которой текст состоял из набора ничего не значащих слогов.
РАЗГОВОРНЫЙ стиль – разновидность общенационального языка: стиль речи, обслуживающий сферу бытового общения. Используется в литературе, где на нём говорят простолюдины и малообразованные слои общества.

РАЗГОВОРНЫЙ театр – в странах Востока конца XIX – начала XX вв. новый вид театрального искусства, ориентировавшийся на европейские образцы.
РАЗГОВОРНЫЙ язык – одна из двух основных разновидностей языка, относящаяся к сфере обиходного общения.  Р.я. противопоставлен языку литературы. Это различие заключается в том, что разговорный язык не требует тщательного отбора каждого слова, ему важно просто что-либо сообщить. В Р.я. возможны различные искажения норм речи, не допустимые в языке литературы.

РАЗЛИЧИЕ стоп – 1. Восходящая стопа, в которой неударный слог стоит перед ударным (ямб, анапест). 2. Нисходящая – в которой неударный слог стоит после ударного (хорей, дактиль). 3. Переходящая –  в которой неударный слог стоит между неударными (амфимакр).  4. Закрытая,– в которой неударные слоги стоят между ударными (хорей). 5. Высокая,   состоящая из одних ударных слогов (в русской поэзии её нет). 6. Низкие, состоящие из одних неударных слогов (в русской поэзии нет).

РАЗМЕРЫ арабского стиха – арабский учёный алХалил насчитывает их 16:  тавил, мадид, вафир, камил, мунсарах, хафир, мудари, мутадарик, муджатасс,  мутакариб, басид, хазадж, раджаз, рамал, сари, муктадаб. Размеры создаются повторением нескольких стоп (их - 8), распределение и последовательность стоп  фиксирована.
РАЗМЫШЛЕНИЯ –  способность человека углубляться в те или иные вопросы, рассматривать их с разных точек зрения. Это одно из самых важных свойств психики каждого автора.

РАЗНООБРАЗИЕ речи – отсутствие тавтологии, богатство речи.
РАЗНОСТОРОННИЙ стих – стихи с различной длинной строк, которые симметрично чередуются:
Проплясал, проплакал дождь осенний,
Кончилась гроза.
Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,
Подымать глаза…
Скучно слушать под небесным древом
Взмах незримых крыл;
Не разбудишь ты своим напевом
Дедовских могил.                С. Есенин

РАЗНОУДАРНАЯ рифма – такие стихи, в которых в рифмующихся словах ударения стоят на разных слогах. Чаще всего Р.р. используется в фольклоре: небе-себе, сидят-видят.
РАЗОРВАННОЕ сознание -- это значит прививать му в качестве живого организующего начала принцип, который характеризует упадочное искусство буржуазии.
РАЗУМ – способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, интеллект.
РАЗЪЯСНЕНИЕ – способ достижения ясности речи. Для этого пользуются конкретизацией сказанного, приведением примеров и т.д.

РАЙ-ЯО – в сиамской литературе свободный стих.
РАКУРС – точка зрения  с которой автор описывает событие в произведении, а критика его разбирает.
РАМА произведения – единство всех компонентов, окружающих основной текст: имя автора (псевдоним), заголовок, подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие (вступление), послесловие, оглавление, выходные данные. Р.п. может быть внешней, относящейся ко всему тексту, и внутренней, относящейся к началу, части, главе или концовке.

РАМБУЙЕ (салон, отель) –  существовал во Франции с 1608 г. Создан был графиней де Рамбуйе. Здесь собирались светские люди, поэты, философы: Ж.Л. Гез де Бальзак, В. Вуатюр, Питер и Тома Корнель и др. Велись беседы о литературе, искусстве, политике. Устраивались поэтические соревнования. Салон способствовал развитию прециозной  литературы
РАМОЧНЫЙ ритм – представляет последовательность предложений. Структура первого и последнего предложения должна быть основана на параллелизме или повторе.

РАНЦ – песня швейцарских пастухов.
РАРАКИТАН, ПАПАРИКАН и др. – народные сунданские (Индонезия) четверостишия с перекрёстной рифмой.
РАСКОЛ – в чешском авангарде в период между двумя мировыми войнами произошло размежевание. Он разделился на радикальных пролетарских социалистических и коммунистических авторов (И. Волькер, 1900-1924; Я. Зейферт, 1901–1986; С. Нейман, 1875–1947; и др.), католиков (Дурых, Демпл) и центристов (Йозеф Чапек, 1887–1945; Карел Чапек, 1890–1938; О. Фишер, 1883–1938;  Ф. Шрамек, 1877–1952;   и др.).

РАСКРЕПОЩЕНИЕ –  умение автора раскрыть максимум своих способностей  в описании данной темы.
РАСКРЫТИЕ характера – в художественной литературе характер раскрывается через портрет, речь действующих лиц, их поступки и мнение о них других персонажей.
РАСО – в литературе раджастхана (Индия) сказания, баллады, воспевающие подвиги раджастханских воинов.

РАСПАД цельности мировосприятия – нарушение духовно-чувственной ценности бытия, что оказало существенное влияние на английскую поэтическую традицию. Начало Р. Т. Элиот (1888–1965) относит к XVII в.
«РАССЕРЖЕННЫЕ молодые люди» –  обозначение группы английских писателей (Д. Юрэйк, Д. Цэйн и др.) критического направления, сложившейся в 1950 гг. Лидерами этого направления были Д. Осборн (1929–1994) и К. Эмис. (1922–1995).

«РАССЕРЖЕННЫЕ пингвины»  – кружок, созданный в Австралии  поэтом Харрисом в 40-х гг. XX в.  В него входили поэты-авангардисты Дж. Даттон, А. Кершоу и др
РАССУДОК – способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего-либо.
РАССУДОЧНОСТЬ – преобладание рассудка (ума) над чувством.

«РАСТРЁПАННЫЕ» – группа итальянских писателей, объединившихся вокруг журнала с таким названием, созданного в Милане в 1862 г. В эту группу входили У. Теркетти (1839–1869), К. Бойто (1836–1914), Э. Прага (1839–1875) и др. Они выступали против эстетики писателей Рисорджименто в литературе, политической и нравственной тенденциозности. Но и свою эстетику и единство художественного видения они создать не сумели. Их излюбленным жанром было боццетто – эскиз, набросок, где патетичность слога соединялась с грубым просторечием.

РАСТЯЖЕНИЕ – долгий слог, содержащий не две моры, как обычно, а три.
РАСШИРЕНИЕ или СУЖЕНИЕ понятия – логические ошибки, приводящие к ошибкам речевым из-за смешения родовых и видовых понятий: Выпали атмосферные осадки – расширенное понятие (дождь, ливень, град, снег).  Ботаника изучает цветы – суженное понятие.
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ культура – смысловое единство  идей,
представлений, установок, мысленных навыков эпохи Просвещения  XVIII–XIX вв. 

РАЦИОНАЦИЯ – разновидность риторического вопроса, ответ на
который даёт автор, но состоит из трёх пунктов: 1) утверждение; 2) вопрос  относительно основания данного утверждения; 3)  ответ на этот вопрос.
РАЧЬИ стихи – разновидность палиндрома:
Во Руси суров ты, быт воров!
Тащат, тащат тут и тут.
Воров тут чтут.                Б. Гольдштейн

РЕАЛИЗАЦИЯ метафоры – неправдоподобие, состоящее в развёртывании метафоры, которая понимается нарочито точно: «Баклан, Иван Матвеевич, бригадир. Отличался непреклонностью. Переломан пополам во время бури, свирепствовавшей в 1761 году»  (Салтыков-Щедрин). Что не гнётся, то ломается. – У Маяковского используется в стихотворении «Прозаседавшиеся».

РЕАЛИЗМ Возрождения – беспредельность самоутверждения личности, самодостаточность индивида. Избавление его от средневекового аскетизма. Осуществлялся принцип «делай, что хочешь». Открывался простор для осуществления любых задатков личности.
РЕАЛИЗМ нового типа – в украинской литературе конца XIX начала XX вв.  характеризуется усилением социально-психологического, личностного начала. Писатели хотят распознать новые явления жизни и найти формы их отражения в литературе.

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ школа –  возникла во Франции времён второй империи. Основателем её стал Ж.Ф. Шанфлери (1821–1889). Его творчество оказало влияние на целую плеяду писателей (А. Морж, 1822–1861; Л.Э. Дюранти, 1833–1880; и др.), но все эти писатели не обладали широтой кругозора и художественным дарованием.
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ сертанизм (дьяволомания) – зарождение реализма в бразильской литературе. Он заключался в поэтизации патриархального уклада жизни.   

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ экспрессионизм – стилевое течение, использовавшее главным образом условные формы и приёмы, в частности художественный опыт экспрессионизма. Термин предложен А. Луначарским.
РЕАЛИСТИЧНОСТЬ –  система, основанная на отражении жизни в формах самой жизни, на внешнем жизнеподобии, верности натуре. Но с реализмом тут связи нет. Р. относится к сфере формального.

РЕАЛЬНЫЙ автор — бывает так, что тот или иной автор скрывает своё подлинное имя. Книгу знают под чужой фамилией или псевдонимом. Иногда в подлинности автора  литературоведы сомневаются по разным причинам. Так, высказано много предположений о том, кто скрывается под именем Шекспира.
РЕБУС – в XV в. во Франции особый вид пасквиля, исполняемый паяцами ежегодно. Он заключал в себе остроумное обозрение приключений и событий, случившихся в данном месте. Ему дали латинское название ребус, что значит «Новости дня».

РЕВАЙВАЛИЗМ – культурно-религиозное движение против вестернизации, за возврат к истокам, архаическому укладу жизни, к древним верованиям, вековым этническим ценностям.
РЕВЕЛЬСКИЙ цех поэтов – литературное объединение русских поэтов, созданное в 1933 г. Это был закрытый кружок лиц, пишущих стихи. Оно должно было стать школой поэтики и самокритики. Активными членами его были Е. Базилевская (1902–1951), Ю. Иваск (1917–1989). Таго-Немировский (1901–1945).  Из-за внутренних раздоров объединение в 1935 г. распалось.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ романтика – открытое, непосредственное, эмоционально возвышающее проявление в жизни и в искусстве устремлённости к революционному идеалу, одухотворённости мечтой об освобождении народа и коренному обновлению мира. «Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток её, чем недостаток» (Ленинский сборник).
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ песни – народные песни, преимущественно хоровые, выражающие идеи борьбы трудящихся за освобождение от классового гнёта. К ним относятся  «Интернационал» (пролетарский гимн), «Марсельеза», «Варшавянка» и др.

РЕГЕШИ – в Венгрии сказители, носители первоначальных форм театрального искусства.
РЕГИОНАЛИЗМ – в США каждый регион обладал своими темпами развития, своей идейно-художественной спецификой,. Отсюда некоторые неравномерности литературного процесса  в разных частях Америки.

РЕГИОНАЛЬНАЯ литература1 (областническая литература) – условный термин, определяющий произведения писателей, концентрирующих своё внимание на изображении определённой местности и людей её населяющих. Одной из первых представителей этого направления была ирландская писательница Мария Эджуорт (1767–1849).
РЕГИОНАЛЬНАЯ литература2¬ – так в Малайзии с 1971 г. называется
литература на языке бумипутра.

РЕДАКТИРОВАНИЕ (подготовленный, приведённый в порядок) –
составная часть издательского процесса, связанного с подготовкой рукописи произведения к печати. Включает в себя внесение необходимых фактических и стилевых корректив с согласия автора. Степень редакторского вмешательства в текст рукописи зависит от её характера, жанра, уровня готовности, мастерства и таланта автора. Важнейшим элементом Р. является правка, связанная с устранением погрешностей, неясностей, ошибок, стилевых и языковых неточностей, повторений, с унификацией понятий, собственных имён.

РЕДУЦИОНИЗМ – сведение сложного к простому, целого к части.
REISE-ROMEN – роман путешествий. Единственным событием чистого романа путешествий является сам процесс путешествий, покрытия пути. Такой роман должен передавать воображаемое путешествие по настоящей земле
РЕКАПИТУЛЯЦИЯ –  краткое повторение прочитанного и произнесённого.
РЕКОМБИНАЦИЯ — в поэзии средневековой литературы (в ЯПОНИИ и в арабской поэзии) новая комбинация старого содержания.

РЕКРЕАТИВНЫЙ – применительно к художественной культуре – «лёгкий», развлекательный, с элементами увеселения, занимательности.
РЕКРУТСКИЕ песни – народные песни о рекрутах, молодёжи, забираемой в царскую армию. Возникли в XVIII – конце XIX вв., создавались в форме частушек. Разновидностью Р.п. являются произведения, созданные матерями, сёстрами и невестами рекрутов. В них говорится о трагедии крестьянской семьи, потерявшей единственного кормильца.

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ собрания в Санкт-Петербурге — встречи Церкви с представителями «нового религиозного сознания» с целью устранения между ними отчуждения. Идея Р-ф.с. появилась у Д. Мережковского и З. Гиппиус в 1901 г. Собрания имели строго фиксированных членов, и присутствие публики на них не полагалось. Их посещали А.Н. Бенуа (1870–1960), А. Блок (1880–1921), В. Брюсов (1873–1924), И. Репин (1844–1930) и др. Цель Р-ф.с. достигнута не была: единения ищущей Бога на новых путях интеллигенции и Церкви не произошло. Однако их влияние было огромно. Они дали толчок философии Серебряного века. Последнее Собрание состоялось в 1903 г.

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ общество в Санкт-Петербурге – Петрограде — возникло в 1907 г., его членами были С. Аскольдов-Алексеев, А. Введенский, В.Р озанов и др. Ведущей являлась тема интеллигенции. Значительная часть лекций была посвящена осмыслению философской значимости русской литературы.
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ общество   памяти Владимира Соловьёва в Москве — организовано в 1905 г.; имело своё издательство. Его участники С.Н.  Булгаков (1871–1944), Д. Гаданин, С.Н. Трубецкой (1862–1905) и др. В 1922 году Общество прекратило своё существование.

РЕЛИНДЬЕ – национальное возрождение, связанное в Албании с деятельностью  Релиндье Комбетос в  30–40-х г. XIX в. Основной идеологической задачей новоалбанского литературного движения стало пробуждение национального самосознания, создание единой письменности, развитие книгопечатания и обучения на родном языке.



РЕНЕССАНСНАЯ культура – вполне определённо локализовалась не только в историческом времени, но и в социальном пространстве. Она составляла симбиоз (единство) античного, средневекового и ренессансно-секулярного начала. Греко-римский натурализм с христианским спиритуализмом были подчинены стремлению искать высшую красоту на земле.

РЕМЕЙК – см. РИМЕЙК.


«РЕПЕТИЦИЯ» – жанр английской пародийной  драматургии. Появился в 1671 г. после постановки пьесы Дж. Батлера, Т. Спарта, М. Клиффорда и С. Бетлера – «Репетиция». Пьеса высмеивала риторику, ложный пафос и декламационную манеру игры в пьесах Дж.Драйдена (1631–1700), после этого появилось много таких пародий.
РЕПОЦИЯ – в античности речевой сценарий свадебного застолья.

РЕПУТАЦИЯ литературы – создаётся не чьими-то решениями, сколько возникает стихийно, формируется интересами и мнениями читателей на протяжении длительного времени. Прославленный не по программе
И вечный вне школ и систем,
Он не изготовлен руками
И нам не навязан никем.
Не всегда талантливая книга может быть правильно оценена современниками. Иногда успех приходит к автору через много лет.
РЕСПОНСЫ – в древнееврейской литературе сборники вопросов на бытовые и законодательные темы с ответами авторитетных людей.  Р. отражают образ жизни евреев в местах их  проживания на момент составления самих Р.

РЕСТРИКЦИЯ –  ограничение утверждения за счёт уточнения. «Они меня любят, конечно, по-своему, то есть учат, и мучат…»  (В. Кюхельбеккер).
РЕТРО – художественная стилистика, точно воспроизводящая картины прошлых лет.

РЕТРОСПЕКТИВНО-проекционная  точка зрения на литературу – литературно-художественное произведение – замкнутая в себе система стилистических отношений, находящих своё функциональное обоснование в служении той имманентной (внутренне присущей) цели, которая осуществлена в его содержании. Есть потребность в историческом фоне,  но нет потребности в исследовании  традиций.

РЕТРОСПЕКЦИЯ (от лат. retro – обратно, назад и spectare - смотреть, созерцать) – художественный прием; обзор событий прошлого, обращение к прошлому персонажей (например,  финальная глава  "Мертвых душ" Н.В. Гоголя содержит рассказ о прошлом главного героя поэмы Чичикова).
РЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ функция – в её основе лежит воссоздание реальности ментального образа, который  предстаёт как нечто воспринятое ранее.  (См. ПОЭТИЧЕСКАЯ функция)

РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ герой –  такой человек,  который больше размышляет над  своими побуждениями и поступками, чем действует.
РЕФОРМА Опица – проведена в XVII в. в Германии. Она сводилась к замене старых форм миннезингеровского стиха и новых форм, имитировавших античный стих – тоническим стихом, состоящим из равномерно чередующихся ударных и безударных слогов. (М. Опиц 1597–1639).

РЕЦЕПТИВНАЯ критика (рецептивная школа читателя) —  американская разновидность рецептивно-эстетических теорий, получивших распространение в 1970 в З. Европе. Сторонники рецептивной теории выступают против «объективной»  методологии формалистической структуралистской критики и поддерживают субъективные методы феноменологической философии и психологии. Они считают, сто в сознании человека существуют структуры, предопределяющие характер его восприятия и тем самым активно модифицирующие его представления об объектах. Цель Р.к. – точное описание последовательно развивающегося во времени восприятия читателем текста в процессе чтения, т.е. фиксация откликов сознания читателя в акте чтения. Произведение получает своё значение лишь в результате взаимодействия печатного текста с работой воспринимающего его сознания. Когда читатель сталкивается с трудным для понимания или допускающим различные толкования текстом он просто «заставляет» его что-то обозначать. Сам процесс чтения становится т.о. обозначающим, к которому читатель-критик должен подыскать обозначение.   Приняв эту точку зрения, критик перестаёт относиться к литературному произведению как к чему-то законченному, обладающему определённой формой.  Если произведение локализуется в читательском восприятии и непосредственно связано с опытом читающего, то форма произведения есть форма этого восприятия.  Сосредотачивая внимание на эффектах, возникающих в процессе чтения, производя анализ реакций читателя на слова, «аффективный стилист» якобы может избежать основной ошибки, которая свойственна формалистическому подходу, а именно. Ошибки превращения «временного опыта в пространственный». (ФИШ, автор этой позиции).

РЕЦЕПТИВНАЯ эстетика – зародилась в 50-х г. ХХ в. Произведение нельзя понять полностью, не установив связи между самим произведением и его читателем. Чтобы понять смысл художественного произведения, надо проанализировать всю историю его вхождения в культуру, проследить этапы его восприятия, выявить тенденцию его понимания. Но Р.э. не смогла дать исчерпывающего и всестороннего анализа.
РЕЦИПИЕНТ – читатель, воспринимающий адресованную ему книгу.
РЕЧЕВАЯ агрессия -- способ вербализации в текстах массовой литературы (чаще в детективах, боевиках и др.)понятие убийства, насилия и др., формы языкового насилия, разрушения речевого поведения. В текстах массовой литературы особую значимость приобретают оценочные лексические единицы, отражающие состояние нравственного и социального неблагополучия в обществе.
РЕЧЕВАЯ агрессия -- способ передачи в массовой литературе, особенно в жанре боевика, детектива и др., понятий насилия, убийства и т.д.

РЕЧЕВАЯ градация – расположение слов в порядке увеличения количества букв. На этом основан ропалический стих (ропалик).
РЕЧЕВАЯ интенция – намерение говорящего выразить некий коммуникативный смысл с помощью речи, т.е. осуществить речевой акт. Делится на контактоустанавливающие (побуждение собеседника к действию), информативные (оценка истинности сказанного), эмоциональные (выяснение эмоциональной оценки) акты.

РЕЧЕВАЯ культура –  отрасль языкознания, изучающая проблемы нормализации литературного языка, контрастные нормы и критерии правильности речи. Р.к.  направлена на совершенствование языка, как орудия культуры.
РЕЧЕВАЯ маска смена речевой манеры рассказчика.
РЕЧИТАТИВ –  читать вслух или рассказывать. В римской литературе чтение стихов автором дл их выпуска в свет.
РЕЧЬ как средство изображенния -- это м атериальный носитель образности, сполсоб оценочного освещения внесловенсной действительности.
РЕЧЬ как предмет изображения -- это способ передачи кому-то принадлежащих и кого-то характеризующмз высказываний.

РЁСКИН об искусстве – Искусство даёт форму знания, делает навсегда видимым для нас те предметы, которые без него не могла бы описать наша наука, не могла бы удержать наша память. Вся сущность искусства зависит от того – истинно ли оно, полезно ли. Великие мастера могли допустить себя до неумелости, до уродства, но никогда – до бесполезности. (Джон Рёскин, 1819 –1900).

РИЗОМОРФНАЯ среда – управляемый хаос. Классическим примером  Р.с.  может служить среда письма.

РИМЕЙК, ремейк (англ. remake «переделывание») – обновление какого-либо известного произведения, переделка его на современный лад. Обновленная версия старого фильма, песни или литературного произведения, в основу которого положен хорошо известный текст. Р. распространены в западном искусстве, где сюжеты мировой литературы и кино прошлых лет переделываются на современный лад. Р. не цитирует, не пародирует источник, а наполняет его новым, актуальным содержанием, однако "с оглядкой" на образец. В ответ на поэму Пушкина «Кавказский пленник», поэму с тем же названием написал Лермонтов; поэт-сатирик Минаев создал пародию романа «Евгений Онегин». Р. может повторять сюжетные ходы оригинала, типы характеров, но изображает их в новых исторических, социально-политических условиях. Примерами Р. в современной литературе является, например, повесть В. Чайковской "Новое под солнцем" (Р. романа И.С. Тургенева "Отцы и дети").

РИМСКАЯ комедия – разновидность аттической комедии. Исполнялась на латинском языке с III в. до н. э. и в нашу эру. Разновидности Р.к.: паллиату, тогату, литературную ателлану и мим.

РИСОРДЖИМЕНТО – в истории Италии XIX в. период борьбы за политическую самостоятельность. В нём участвовала и литература (Р. Джованьоли «Спартак», Э.Л. Войнич  «Овод» и др.).

РИТМ –  бывает интонационный, словесно-ударный, грамматический, словесной звучности, строфический,  фонетический – в соответствии с ним в начале и в конце речевой единицы (текста, абзаца, фразы, стихотворной строки или строфы и т.д.) выдвигается наиболее важная информация. Тут возможно два варианта: главное в начале, не главное в конце и наоборот.
РИТМ схемных ударений – основа метрики стиха, порядок расположения схемных ударений.

РИТМИЗАМЕН – материя стиха, то, из чего вырастают ритмические явления.
РИТМИКО-КОМПОЗИЦИОННАЯ сторона литературы –  её рассматривал С. Бернштейн.  Здесь художественная форма осмыслена как систематическая смена напряжений (спад–подъём). Именно в динамике усматривается «переживание ритма». А композиция понимается как «динамический поток», «образ движения», обладающий упорядоченностью.
РИТМИКО-СИНТАКСИЧЕСКОЕ словосочетание – отличается от просто синтаксического тем, что слова соединены не только по фоническому признаку, но и по синтаксическому (О. Брик).

РИТМИЧЕСКАЯ волна – плавное повышение и понижение ритма в стихе.
РИТМИЧЕСКАЯ композиция – повторение одинаковых элементов стиха – ударных и безударных слогов. Ритм придаёт композиции динамику.

РИТМИЧЕСКАЯ модификация –  различные состояния первичной элементной группы, содержащей в себе многофигурные комбинации речевых ритмических элементов, ударные и безударные слоги, разнодлительные слоги – долгие и краткие -- разнодлительные паузы.  Последовательная смена разнофигурных Р.м. в метрическом стихе создаёт размерную упорядоченность речевого процесса в границах метра, подтверждая тем самым диалектический принцип гармонического движения – единства в многообразии, неизменность количества и изменяемость качества. Многофигурные Р.м., негативно заключённые в элементной группе, позитивно выявляются в реальном стихе. В них заключается колоссальный динамический потенциал ритмического процесса.

РИТМИЧЕСКИЕ фигуры – стилистические обороты, цель которых – усиление выразительности речи.
РИТМИЧЕСКИЙ импульс – признаки ритмического импульса составляются из комбинации интенсивностей (напряжение) и перерывов. Так, ямбический импульс такой, в котором интенсивности повторяются равномерно после равномерных промежутков времени и идут нарастая. А в хореическом импульсе интенсивности так же идут равномерно в равные промежутки времени, но интенсивность их убывает.
РИТМИЧЕСКИЙ рисунок -- выбор автором ьлшл или иного стихотворного размера.
РИТМОЛОГИЯ – учение о закономерностях и нормах ритмических процессов, формирующих различные структуры стиха.

РИТОРИЧЕСКАЯ школа –  неправдивое искусство (В.Белинский).
РИТОРИЧЕСКИИЙ стиль – ряд разновидностей литературного стиля, использующего ораторские приёмы, что определяет их возвышенный эмоциональный строй, пышный характер стилистики. Художественно не мотивированное обращение к таким приёмам порождает т.н. риторический стиль – резонёрскую, выспреннюю, малохудожественную манеру литературы.

РИФМА глазная – такая рифма, которая допускает равноправие разных букв: а-я (баня-няня), о-ё (народ-лёд) и т.д.
РИФМА неуместная – рифма, которая получилась случайно, мешающая понять смысл написанного: Продажа бельевого трикотажа.
РИФМОЗА – игровой жанр. Представляет соединение любых двух слов, не рифмующихся между собой путём цепочки рифм: Ручей – лучей, лучам – шатрам, шатёр – простор, просторе – море.
РИХЛА – в арабской литературе рассказ о путешествии с чудесами и диковинами.


РОДЫ и виды литературы – роды литературные – обобщённые типы словесного художественного творчества, основные способы построения произведения, различающиеся соотношением мира и человека в создаваемых художественных картинах жизни: эпос, лирика, драма. Виды литературы – роман, повесть, рассказ, эпопея, сказка, басня, поэма и т.д. – эпос. Ода, элегия, гимн, послание, песня, романс и т.д. – лирика. Трагедия, драма, комедия – драматургия.

РОЖДЕНИЕ читателя – читателя нового типа; не пассивного, но деятельного, активного, духовно свободного, отвергающего «твёрдый», «окончательный» смысл и всё, что за ним стоит, приобщающегося к множественности языков культуры, равноправных между собой.


РОЖДЕСТВЕНСКИЙ рассказ – разновидность святочного рассказа. Жанр литературы, созданный Ч. Диккенсом. В нём бытовые события и чудеса заканчиваются так же счастливо. В русской литературе это Н. Гоголь «Ночь перед рождеством».

«РОЗАНОВСКОЕ общество» —  создано в Петрограде в 1919 г. –
«Розановский кружок». В него входили А. Белый, А. Волынский(1863–1026), Э. Голлербах (1895–1942), Н. Лернер (1877–1934), В. Ховин (1891–1944). Готовилось издание трудов В.В. Розанова (1856–1919). 
В 1924 г. кружок распался. В 1990 г. в ЦДЛ в Москве состоялась презентация первой в России книги В. Розанова «Мысли о литературе». «Розановское общество» выступило организатором конференции «Русская философия в ХХ столетии; участвует в издании собрания сочинений В.В. Розанова.

РОЙ КХЛОНГ – сиамский стихотворный слог. Делится на несколько видов: кхлонг, чан, кап, клон и рай. В одном произведении они могут меняться.
РОЙЦЛИД – народная фландрская песня в честь фантастического существа Ройца.
РОК-ПОЭЗИЯ – это поэзия не целого произведения, а строки, ключевой фразы, к которой ассоциативным путём притягиваются цепочки образов. Они могут не иметь логической связи, но их объединяет эмоциональное состояние. Она исполняется под музыку, это музыкальная поэзия. Записать её на бумагу почти невозможно. Для этого надо выделить паузы разной длины, подчеркнуть смену ритма, сделать ударения на наиболее значимых словах.  Р-П. очень образна, но образы при близком рассмотрении ни на что не пригодны: «У меня твоя голова, в небе движется твоя голова…».
РОКЬУЛ КЕЧИ – женский жанр аварских лирических песен.

РОЛЬ поэзии в жизни человека – поэзия оказывает огромное влияние на жизнь человека. Она меняет его взгляды на окружающий мир.  То, что было вроде бы не значительным, вдруг выходит на первый план, и наоборот. Поэт показывает силу и красоту слова, богатство своей  фантазии. Поэзия в устах мастера способна вызвать смех и слёзы, поднять настроение, утешить в горе, подвигнуть человека на труд и подвиг.
А иногда хорошая поэзия помогает  избавиться от недуга (См. статью 
С. Есенина «Поэзия в моей жизни»).

РОМАН без героя –  например,  «Ярмарка тщеславия»  У. Таккерея  (в русском переводе 1853 г. – « Базар житейской суеты»), в котором сатирически изображены пороки буржуазного общества.
РОМАН воспитания – произведение, в основе которого лежит история страдательного развития личности, чаще всего начиная с детства, и связывается с опытом познания окружающего мира.

РОМАН  в стихах – редкая форма эпической поэзии. Отвечая требованиям романа в прозе, он так же должен соблюдать нормы, свойственные поэзии. В России таким романом стал роман А.Пушкина «Евгений Онегин».
РОМАН духовных борений – особый тип русского романа характеризующийся  (в отличие от романов З. Европы) эпической широтой и полнотой изображения русской жизни. Герой такого романа несёт полную моральную ответственность и его активность определяет движение сюжета.

РОМАН-идеология – он не просто отражает другие слова, сказанные о мире, он их переобозначает и перетасовывает, задавая им вопросы, оспаривает или заставляет работать на себя. Такую сюжетную организацию дискурсов и фигур, подчинённую одной точке зрения, называют идеологией. Идеология романа утверждает или теряет себя, запутывается, разрешается на многочисленных уровнях и подсистемах повествования. Начиная с автора, через рассказчика, и до персонажей идеология есть та игра, где сменяющиеся ракурсы и фокусы то утверждают, то оспаривают, во всяком случае, осложняют возможность прочтения доминантной идеи последнего слова.

РОМАН-РЕКА – термин западного литературоведения, обозначающий серию романов, каждый из которых выступает как самостоятельное произведение, но все они связаны между собой общностью героев или сюжета: Бальзак «Человеческая комедия», Золя «Ругон – Маккары» и т.д.
РОМАН-пикареска – название происходит от испанского слова, обозначающего плутовской роман.  Форма игры, когда происходящие с одними и теми же героями события имеют форму отдельных эпизодов, разделённых произвольным количеством времени (Дюма «10 лет спустя», «20 лет спустя»).

РОМАН-ПОТОК – термин французского литературоведения. Это один роман о жизни человека, но показанной на широком социальном фоне.
РОМАН-ХРОНИКА – роман, в основе которого лежат социально-этические коллизии. Р.х., по словам Н. Лескова, позволяет изображать жизнь человека  так, как она идёт «лентой, развивающейся хартией».

РОМАНИЗАЦИЯ литературы – когда роман приходит в «большую литературу», иные жанры резко видоизменяются, в большей или меньшей степени романизируются. Трансформируются и структурные свойства жанров: их формальная организация становится менее строгой, более непринуждённой и свободной (М. Бахтин).
РОМАНСКАЯ школа –  направление во  французской поэзии 90-х гг. XIX в. В него входили   Ж. Мореас (1856–1910), М. Дюплесси (1824–1847), Э. Рейно (1844–1918)  и Р. Тайд. Они призывали возвратиться к традициям национальной культуры.

РОМАНТИЗАЦИЯ – влияние романного жанра на малые жанры литературы. Они становятся свободнее, пластичнее, их язык обновляется за счёт внелитературного разноречия и за счёт романного пласта литературного языка. Они диалогизируются, появляется смех, ирония, самопародирование. И самое главное – роман вносит в них проблемность (М. Бахтин).
РОМАНТИЧЕСКАЯ ирония1 – литературная забава,  далёкая от реальной жизни.
РОМАНТИЧЕСКАЯ ирония2 — это ирония над миром и над самим автором, поэтому бессильным воплотить свой идеал в жизнь, преодолеть прозу капиталистического мира. Р.и. противопоставляет объективному миру гибкий и подвижный идеал – поэтический вымысел.

РОМАНТИЧЕСКАЯ философия – в Латинской Америке начала XIX в. произведения, в которых формулировались основы национального сознания молодых республиканцев.
РОМАНТИЧЕСКАЯ эстетика – определённый ракурс всего совокупного целостного мировоззрения, связанный с красотой в искусстве и жизни, с проблемой художественного смысла и художественного языка.  Ничем не ограниченный субъективизм – важнейший принцип, Р.э.  тяготела к нормативности.
РОМАНТИЧЕСКИЙ национализм – норвежское литературное течение 1840–1867 гг. Поэты в своих произведениях восхваляли природу, уникальность и самобытность своего народа.

РОМАНТИЧЕСКИЙ пафос – подъём романтического самосознания, возведённого устремлённостью к идеалу гражданской свободы
РОМАНТИЧЕСКИЙ символизм – соединение мира иллюзии и реальности. Основой его является бесконечное «расширение» буквального значения некоторых слов.
РОМАНТИЧЕСКИЙ универсализм – выражая, прежде всего субъективное, личностное отношение писателя к окружающему миру в его целости и многогранности, он видит одно и то же явление под разными углами зрения.

РОМАНТИЧЕСКОЕ состояние личности – в этом состоянии человек верит в своё высокое назначение.
РОМАНЫ обыденной жизни – книги, показывающие жизнь простого  человека, крестьянина или рабочего. Так,  Дж.Г. Льюис  создал «Физиологию обыденной жизни».

РОНСАРОВА строфа – создана французским поэтом XVI в. П. Ронсаром (1524–1585). Шестидольная строфа с рифмовкой Ааб ссб.  Представляет собой перевёрнутую секстину:
Мой боярышник лесной,
Ты весной
У реки расцвёл студёной,
Будто сотней цепких рук
Весь вокруг
Виноградом оплетённый.

РОССИЙСКИЕ литературные премии – первой общероссийской премией, в том числе. за успехи в области филологии и литературы, стала Демидовская премия (1831 г.), она имела назначением «содействовать к преуспеянию наук, словесности и промышленности в своём отечестве». С 1856 г. учреждена Уваровская премия, которая присуждалась в основном за труды по русской истории, но давалась и литераторам. В 1859 г. её получили А.Ф. Писемский (драма «Горькая судьбина») и А.Н. Островский (пьеса «Гроза). Самой авторитетной являлась премия имени А.С. Пушкина (1881 г.), учреждённая Петербургской Академией наук. Ею были отмечены в 1882 г. А.Н. Майков (трагедия «Два мира»), Я.П. Полонский (стихотворения «На закате»). С 1883 года присуждалась премия имени А.С. Грибоедова. Ею отмечены пьесы А.Н.  Островского, А.И. Сумбатова-Южина, но он отказался от премии в пользу А.П.Чехова и Немировича-Данченко (пьеса «Чайка»).  Премии им. Грибоедова за свои пьесы удостоились А.М.Горький, С.А. Найдёнов и Л.Н. Андреев.

РОШФОРСКАЯ школа — объединение французских поэтов в 1941 г. по инициативе Жана Буйе и Рене Ги Каду. Их поддержали Макс Жакоб и Пьер Реверди. В декларации «Поэтические устои Рошфорской школы» обоснована необходимость защиты поэзии, а также не стеснённый никакими догмами принцип сближения поэтов. Поэзия рошфорцев откровенно противостояла атмосфере доносительства, страха, репрессий, угрозы ареста и заточения в фашистский концлагерь, своей верой в поэтическое слово – цитадель внутреннего мира каждого из поэтов, двери которой раскрыты для читателей всех времён. Рошфорцы избегали велеречивой публицистичности, избегали герметизма, их отталкивала «чрезмерная абстрактность текста дистиллированного в сюрреалистических или иных лабораториях». Они утверждали неукротимость жизни, прелесть «растительного царства», времён года, повседневного ритма жизни и т.д. Р.ш. внесла свой вклад в борьбу за освобождение Франции от нацистов. Продолжала работу и после окончания войны.

РУАДА – в галисийском (С.-З. Пиренейского п-ова) народном творчестве песни-танцы.
РУБЛЕННАЯ речь  – такая речь, к которой приводит скопление односложных слов: Нам там был сдан дом.
РУМАН – жанр романа, придуманный  испанским автором М. Унамуно. (1854-1936). В нём писатель разрабатывал духовные проблемы своих героев, не касаясь социальных сторон, бедности, притеснений в деревне. Всё это делалось в юмористическом плане.
РУПАКА – в индийской литературе ведущий жанр литературы – драма.   Р. делилась на десять разновидностей.

РУПОР авторской идеи – вид романа в Испании конца XIX начала XX вв. Цель такого романа – разрешить кризис идей и веры у главного героя, носителя основных представлений эпохи. Главное в таких романах – диалоги философского содержания. В эпилоге читателю даётся вывод: состояние общества квалифицируется как болезнь, символически отражённая через болезнь главного героя.
РУССКАЯ академическая группа —  организована в Париже в 1920 г.; в ней участвовали русские и французские представители. Цель группы – развивать науку, поддерживать связи с учёными и учебными заведениями, организовывать взаимную материальную и моральную помощь, готовить молодых учёных и оказывать помощь поступающим в высшие учебные заведения. Группа приняла участие в организации курсов по русской истории и литературе при содействии Парижского института славистики.

РУССКИЙ ДОМ имени императора Николая II в Белграде — открыт в 1939 году; во главе Р.д. встал А. Белич.  В Р.д. работал драматический театр и русский общедоступный драматический театр. Существовала русская публичная библиотека с книжным фондом в 60 тыс. томов.
РУССКИЙ романтизм –  для него характерна была взаимосвязь не только с традициями «Бури и натиска» и с готическим романом, но и с идеями Просвещения. Р.р. культивировал идею автономного творчества и выступал под знаменем антипросветительства и антирационализма. На практике же он перечёркивал нередко или ограничивал свои исходные установки.

РУССКИЙ сентиментализм – для него характерен уход от прямолинейности классицизма, субъективность подхода к образу мира, культ чувств, природы и нравственной чистоты. На первом месте стоят чувства, а не разум или идеи.
РУССКИЙ эталон красоты – делать так, как красота и мера подскажут.
РУССКОЕ зарубежье – группа писателей (И. Бунин, Б. Зайцев, А. Куприн,. Вяч. Иванов, И. Шмелёв и др.), покинувшие  Россию после 1917 г. Основой их творчества и там оставалась Россия. «С чем прибыли, то и распространяли» (Б. Зайцев). Эти писатели ощущали себя продолжателями русских литературных традиций.

РУССКОГО зарубежья литература (эмигрантская литература) —  возникла после революции 1917 г. в России. В истории Р.з.л. наблюдаются три периода или волны эмиграции. Первая – 1918 г. до второй мировой войны. Вторая – вынесла за пределы СССР литераторов, отступавших вместе с фашистами (И. Елагин, Д. Кленовский, Н. Моршен, Л. Ржевский, Б. Филиппов). В середине 1960-х, после хрущёвской «оттепели» началась третья волна эмиграции (А.И. Солженицын, В.П. Аксёнов, В.Н.  Войнович и др.). Четвёртой волной иногда называют «утечку умов», выезд деятелей науки и культуры из России в 1990-е по экономическим причинам. Поэзия эмиграции начиналась в России. Определяющим было не местонахождение писателя, а его восприятие происходящего в стране. Через три дня после захвата власти большевиками З.Н.Гиппиус написала первые эмигрантские стихи, хотя жила ещё в России:
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил – засёк кнутом?
Понятие Р.з.л. возникло и существует как противопоставление литературе в России. В эмиграции возникло особое мирочувствование и стиль – главное, что определяет бытие литературы в истории национальной культуры. С одной стороны, лицо эмигрантской литературы определяла преемственность. В то же время и старшее поколение, и молодые писатели, сложившиеся в эмиграции (В.В. Набоков, Б.Ю. Поплавский, Г.И. Газданов и др.), искали новые формы художественной выразительности, ещё не ясной и не утвердившейся, но отличающейся от старой классической традиции. Р.з.л. охватывает многие регионы мира.  Первыми местами беженства стали Турция, Болгария, Польша, Прибалтика, Финляндия. Гнёзда русского рассеяния охватывали все континенты. Ненадолго очагом русской культуры в начале 20-х стал Константинополь. Во всех странах, где жили русские эмигранты существовали издательства и всевозможные литературные объединения. Хроника литературной жизни русского зарубежья (1920-1940) опубликована в «Российском литературоведческом журнале».

РУССКОЕ Сорренто – с середины 1920-х и до начала 1930-х итальянский городок Сорренто стал местом притяжения русских писателей и деятелей искусства. В 1924 г. туда приехал А.М. Горький. Затем В. Ходасевич и Н. Берберова. К Горькому приезжали многие художники и литераторы. В Сорренто делались попытки «навести мосты» между «двумя берегами» культуры, всё расходящимися, хотя и Горький был втянут в процесс резкого, конфликтного размежевания.

РУССОИЗМ – общественное литературное течение названное по имени Ж-Ж. Руссо. Р. и вольтерьянство представляют отражение двух главных направлений французской мысли эпохи Просвещения, рационализма и сентиментализма. Все идеи Руссо: философские, религиозные,  моральные, общественно-политические, исторические, педагогические и литературные основаны на культе чувства, человеческой личности и природы. Ещё при жизни Руссо его сочинения породили группы поклонников и подражателей. Идеи Руссо были подхвачены многими писателями (Ж-А. Бернарден де Сен-Пьер и Андре Шенье). В Англии руссоистом был Томас Дей. В Германии сильнейшее воздействие Р. оказал на движение «Бури и натиска». В России поклонником Руссо был Г. Потёмкин; самым ярким руссоистом является Л.Н. Толстой.

РУСЬКА ТРОИЦА – кружок, существовавший на Украине, в Галиции в 1834 г  Он осуществил переход от старой церковно-религиозной литературы к новой. В него входили Шашкевич, Вагилевич, Роковацкий.
РУТТХУ – в бирманской литературе жанр дидактической притчи.

РЫЦАРИ зелёных лесов  – в Китае XIX в. романы о благородных разбойниках.  Однако эта проза порой испытывала большое влияние реакционной феодальной идеологии, с позиций которой призывала быть верным императору.
«РЭСЭРИТУЛ» (рассвет) – творческое объединение молдавских писателей, возникшее в 1928 г. В него входили М. Андриеску (1898–19934), Д. Милев (1887–1944), Н. Марков (1873-1934) и др. Объединение сыграло положительную роль в развитии молдавской литературы. В 1934 г объединение «Р» и «Тинеритул» слились в союз молдавских писателей.


Рецензии