Иностранный Туризм В СССР. 4
Еще в 1935 году в Москве был проведен в меру унылый международный кинофестиваль — унылый, от того, что общая международная обстановка на тот момент не слишком-то «располагала». Хоть и «международный»; делали его больше для себя, с поправкой на верный идеологический уклон. На открытии показали «Чапаева», а авторитетный вес этому действу придавал только Сергей Эйзенштейн, в качестве председателя жюри. Для «внешнего употребления» полагалась кинокомедия «Весёлые ребята» — снятая как калька с аналогичных творений Голливуда. Надо полагать, на тот момент, товарищ Сталин быстро разочаровался в подобном упадническом бьеннале — потому, при его жизни подобные кинематографические показы в СССР, больше не проходили. А часть советских кинодеятелей — участников фестиваля 35` года, так и вовсе, репрессируют в ближайшие годы.
Следом за молодежным фестивалем, 4 октября 1957 года Королев отправит на орбиту планеты первый искусственный спутник Земли. Переоценить это событие, с точки зрения идеологического противостояния с Западом, просто невозможно. Равно как и то, что оба вышеупомянутых события произошли в один и тот же год. Фестиваль продемонстрировал открытость (во многом показную, но тем не менее) советского общества; полет космического летательного аппарата — техническую составляющую СССР времен «оттепели». В конце 50-х с Союза быстро начала сползать угрюмая наледь предыдущих трех десятилетий. Далеко не факт, что все это был четко продуманный план тогдашних властей, просто совпало удачно. В последний год уходящего десятилетия, решили закрепить — и попытаться провести еще один международный кинофестиваль. Теперь уже не столько для «внутреннего употребления» — сколько «повернувшись лицом к миру».
Так как, сталинский, московский кинофестиваль явно вышел комом — было решено начать нумерацию с начала. Стартовав в начале августа 1959 года, он стал именоваться «первым». Проходило все на фоне очень своеобразной геополитической обстановки — во первых, это был один из самых острых этапов «холодной войны»; во-вторых, после того как был запущен «Спутник-1», начала разворачиваться невиданная ранее космическая гонка. СССР и США чуть ли не в режиме нон-стоп отправляли в голубой небосклон ракетоносители, с простейшими, по сегодняшним меркам спутниками. Обе страны настолько яро старались показать друг другу язык, и торопились столь сильно; что половина всех запусков 59` закончилась неудачей. В целом, космическая программа США явно начала опережать советскую — но пропагандистская составляющая американцами была упущена вплоть до момента высадки первого человека на Луну в 1969 году. А на десятилетие раньше, истинным покорителем космоса выглядел именно СССР. В 1960 году отчаянно подгоняемый властями Сергей Королев, запнёт на орбиту двух безродных собачек Белку и Стрелку, и даже сможет вернуть их живыми обратно на земную твердь. Все — СССР лидер в космической сфере; дальше уже будет Гагарин.
Космос — наше все. Существует не совсем доходчивая легенда, что к возрождению Московского кинофестиваля приложила руку будущая министр культуры СССР (с 1960 по 1974 год) Фурцева. Хотя на деле, заслуги неуклюжей в созидательных вопросах, Екатерины Алексеевны выглядят довольно сомнительно; правда и чисто организаторские способности последней были на высоте. Вот только конечный результат такой организаторской работы мог бы явится во всем своеобразии. Перед тем как возглавить советский Минкульт, та успела позаниматься тем самым Московским фестивалем молодежи; вплоть до вызова ее к главному советскому идеологу тов. Суслову, который ЛИЧНО ей объяснял, что в вопросах идеологической дисциплины — на пару недель можно удавку и ослабить, необходимость сейчас такая (кто знает, кем был Михаил Андреевич Суслов — тот хорошо поймет, какое насилие над самим собой, он совершал в этот момент).
Одним словом — развращенные западным образом жизни иностранцы, что с них возьмешь? Да «ничего». Кроме денег. Особенностью кинофестиваля 59` года было то, что настоящих западных звезд в Москву тогда приехало мало (потом, в 60-е, будет уже на порядок больше) — зато в столицу СССР понаехали толпы кинематографической богемы; люди не особо богатые, и во вкусах не слишком прихотливые. Всех их заселили в гостиницу «Москва» которую те ранее видели только на этикетке водки «Столичная», активно продававшейся за рубежом. Обходились соответственно: местную обслугу выпестовали как могли — а саму гостиницу окружили тройным кольцом охраны в форме. А потом удивлялись, почему в западном кино СССР демонстрируется как некое место, где 7/10 граждан ходят в погонах и с фуражкой; а автоматчик стоит у каждого угла. Среди вселившихся в номера, было очень много сценаристов. Простых советских людей, ни к упомянутой гостинице, ни к Красной Площади в те дни не подпускали на пушечный выстрел.
От пребывания тех, в условиях советского гостиничного сервиса рубежа 50-х — 60-х годов, был сделан вывод, что кажется все в порядке. Иноземцы всем довольны, на номера, обслуживание и прислугу не жалуются, ну и прекрасно. Советских графиков погнали рисовать рекламные плакаты для заграниц; на которые, в скором времени, нацепят надписи «Bienvenue dans l'URSS».
Свидетельство о публикации №217110402001