Крепки узы родства духовного

«…вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, храмину от Бога имамы,... нерукотворенну, вечну на небесех».
                (ап.  Павел, 2 Кор V, 1)



4 ноября Православная церковь особо отмечает довольно много значимых для христиан памятных дат. Среди них по-своему выделяется «Память семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Дионисия, Антонина, Констанстина (Ексакустодиана) и Иоанна».

Впрочем, поминают отроков в католицизме и в исламе, но в иные дни. Чем же эти  юноши заслужили такое преклонение, благоговение у современников и потомков, что их память чтут на протяжении  нескольких веков, причем, в разных религиозных конфессиях?

Несмотря на то, что имеют место быть разночтения канонического жития, существующие и в письменной и в устной «народной» традиции, – основной его сюжет легко узнаваем. Поэтому «вариации» нисколько не смущают людей верующих. Несовпадения же являются пищей для ума, например, историков, этнографов, путешественников-паломников, культурологов и т.п.

Итак, Житие повествует о семи юношах, живших в III-м веке: образованных, из богатых семей, т.е. достаточно юных мужчин, но по законам того времени уже могущих находиться на воинской службе. Только один из них, Святой Максимилиан, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей происходили из эфесской аристократии, Все юноши были воспитаны благочестивыми христианами. Поэтому, когда в Эфес прибыл император Декий (Деций Траян) (249—251 гг.) и приказал приносить жертвы языческим божествам, то юноши отказались выполнять его приказ.  Разгневанный император приказал снять с них знаки воинского отличия – воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет.

Тогда юноши покинули город и укрылись в пещере, где молились, готовясь к мученическому подвигу, т.к. прекрасно понимали, какая участь ожидает их в дальнейшем. И когда император вернулся в город, он действительно дал указание разыскать непокорных отроков. Вполне могло так быть, что им удалось бы скрыться от преследователя и сохранить жизнь. Но узнав, что их вызывают на суд, сами вышли из своего укрытия и добровольно предстали перед своим жестоким правителем. Однако не за тем, чтобы покорно выполнить его волю, а затем, чтобы сознательно подвергая свою жизнь смертельной опасности, заявить ему, что убеждений своих они не изменили и вере своей в Христа верны. Увидев добровольно вышедших к нему отроков, император, наверняка, был уверен в обратном. Иначе зачем, полным сил, молодым, здоровым юношам из хороших семей  перечить его воле, рискуя жизнью?!?  Ведь они же не старые, «выжившие из ума фанатики» или люди, находящееся в такой отчаянной материальной нужде, которые всё равно уже не дорожили своей жизнью, будучи  готовы покончить с ней при помощи, даже и бесславного, самоубийства (а так выходило, как говорится в русской поговорке: «На миру и смерть красна»). Ещё больше разгневанный таким ответом император, приговорил непокорных юношей к мученической смерти, повелев заживо замуровать их в той же самой пещере. Во все века казни, совершаемые «в назидание» остальным, проводились при множестве согнанного на место народа. Присутствовали там (при закладке входа камнями, дабы юноши умерли от жажды и голода) рассказывает житие, и два сановника, бывшие тайными христианами. Чтобы память о мучениках сохранилась, им удалось вложить в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков: обстоятельства их страданий и смерти.

Что же было затем?

Как рассказывает житийное предание, вопреки желанию жестокого императора и его приспешников, юноши те (по воле Божьей) вовсе не умерли, а … заснули. Они и сами не ведали, как это произошло. Но только пробудились они лет через двести (по другим источникам, триста лет). Они даже забыли о страшной участи, постигшей их, решив, что, действительно просто спали, спрятавшись от гонителей христиан в пещере. Разобрав выход, они почувствовали, что порядком проголодались и послали в город за хлебом одного из юношей, Иамвлиха (в католической традиции он носит имя Диомед). Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест – (ведь время гонения на христиан уже давно прошло.!...) Но расплачиваясь с торговцем за хлеб, он был схвачен, как скрывший клад старинных монет: конечно, он же подал продавцу монету… времён императора Декия. «Правонарушителя» привели к градоначальнику, у которого как раз в то время находился епископ. По счастью, священник догадался, что через юношу Бог, таким образом, открывает какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

В груде камней он же нашёл и запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства, при которых их замуровали живьём, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. «Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых – чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти. Узнав о Чуде, вскоре в Эфес прибыл и правящий тогда император (по одним источникам  Феодосий Младший, по другим – Феодосий Великий). Но едва он успел побеседовать с юношами в пещере, как «святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле».

«…так через «чудо Семи отроков» Господь открыл неверующим людям тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни тех, кто всем сердцем уверовал во Христа».

Но смысл этого чуда указывает, как минимум,  ещё на одну важную деталь. «Спящие юноши» как бы «выпадают из времени»: пробудившись, они становятся «живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени его торжества».

… В одном из вариантов повествования «О семи мучениках объясняется, почему главная святыня (пещера в Аммане) находится не в Эефесе, а в Сирии: будучи военными, молодые люди служили в той местности.
 
Однако местонахождение пещеры, всё-таки, точно не определено… С отроками эфесскими связывают также различные пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании (южная Андалузия), но приоритет (помимо собственно эфесского грота) остается за пещерой на самой окраине Аммана, в урочище Аль-Раджиб, называемой арабским именем Ахль Аль-Кахаф («Пещера спящих»). Как место их упокоения она почиталась уже в V –VI веках.

… Изображение «Семи спящих отроков» в России достаточно распространено. В народе они почитались как «целители животворящим сном». Их образы…использовались как амулеты от бессонницы. Интересен тот факт, что в их изображениях встречается особая иконография – семь спящих отроков располагаются ВОКРУГ образа Спасителя или свт. Николая. Зачастую Спаситель изображается в небесах, а отроки, лежащие по кругу, внизу. Иногда изображение отроков совмещается и с образом Богоматери (см. Феодоровская Богоматерь).

В Успенском соборе Московского Кремля находится изображение одной из наиболее известных фресок отроков.

Знаменита также белокаменная резная композиция на фасаде Георгиевского собора Юрьева-Польского: Икона «Святой Иоанн, Святой Евдокия, семь отроков Эфесских», в серебряном окладе с тремя накладными серебряными позолоченными венчиками, но, увы,  входящая в число произведений, похищенных из Эрмитажа.

Стоит отметить и такой факт: в городе Тобольске (Тюменская область) на территории старого Завального кладбища находится один из немногих православных храмов, названных в честь «Семи отроков Ефесских».



Пс: Прошло 12 веков. В День памяти мучеников, отмечаемых церковью в XXI веке, с великим прискорбием за человечество, живущее, казалось бы, «в иные времена» (хотя, скорее всего правы те, кто говорит, что ВРЕМЕНИ не существует, и всё происходит не в прошлом или в будущем, а в вечном НАСТОЯЩЕМ),  можно лишь добавить: принципиально люди изменились очень и очень мало. Доказательством тому – мученическая гибель не отрекшихся от веры, уже в наши дни. За примерами далеко ходить не надо. (Да и слишком их, до страшного, много…). Достаточно, например, подумать о том, что до сих пор, происходит всё в той же Сирии…



МОЛИТВА СВЯТЫМ СЕМИ ОТРОКАМ ЕФЕССКИМ
==========================================================
О, пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имярек), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.






(илл.: икона «Семь отроков во Ефесе спящих и Христа обретших»)


(При написании текста использованы материалы из открытых интернет-источников)


Рецензии