О варганном звуке и цели варганной импровизации

О ВАРГАННОМ ЗВУКЕ И ЦЕЛИ ВАРГАННОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

      Прежде чем начнём рассмотрение этой темы, зададимся вопросами: Что есть звук для варганиста-импровизатора? Каковы особенности звуковой палитры варгана? Что является первоисточником варганной импровизации?
Первоисточник варганной импровизации:

       Для варганиста-импровизатора ценность и красота звука определяется близостью к естественной Природе, умением передать её жизнь путём не только подражания, но и проникновения в её сущность. А так же способность передать ритмы и пульсации бытия. Варганист, долгое время проживший в непосредственной близости к Матери Природе, легко подражает её звукам, особенно те варганисты, которые провели своё детство в деревне, в горах, лесу. Звуки Природы с детства глубоко запечатляются в их сердце, уме, самом существе. Они хранятся во внутреннем существе исполнителя, как в библиотеке. И могут быть востребованны оттуда в любой, необходимый для этого, момент. Воспроизведению их в большой степени помогает вхождение в образ изображаемого животного или птицы, реки, ветра и т.д. Или вхождение в образ той, живописуемой звуком варгана картины, которую «рисует» варганист своим выступлением на сцене. И переживание во время игры на варгане того состояния Природы, которое хранится в глубинной памяти варганиста.
 
      С помощью варганной импровизации можно передать не только звуки Природы, но и космическую гармонию. Раскрыть смысл человеческого существования, раскрыть культуру своего народа. Красота, выраженная в звуке варгана (из которого складывается язык музыки) помогает увидеть и услышать истинную гармонию Вселенной и всего Мироздания. Когда музыка варгана становится архетипической (затрагивающей глубинные струны души, так как затрагивает внутренние архетипы человека, лежащие в основании его), человек получает от неё не только эстетическое наслаждение, но и глубоко проникается ею, ощущая глубинное воздействие варганной мелодии или импровизации на своё внутреннее существо, психику, душу, дух. Подобно морской волне, варганная мелодия может обдать слушателей, то блаженством, то радостью, то добротой, то глубинным переживанием. Это зависит от мастерства варганиста и готовности аудитории слышать, внимать, переживать исполняемую мелодию или импровизацию. Спектр возможных переживаний может быть исключительно разнообразным и богатым.

Звучание варгана на Природе:

      Во время игры на Природе, варган всегда звучит «по-особому», позволяя подражать любым её звукам: шуму или гулу ветра, шелесту травы, пению птиц, топоту лошадей, грохоту горной реки и т.д. Варган в руках варганиста на Природе виртуозно справляется с любой задачей, порой раскрывая перед варганистом новые возможности, новые приёмы игры и новую звуковую палитру. Когда варганист покидает её среду и играет например в городе, то всё звучит ощутимо беднее и слабее. Этот парадокс отмечают многие варганисты. В основе варганной импровизации в лоне Природы, лежит любование необыкновенным, таинственным, проявленным в нове. Подсмотренная у Природы тайна, явление, или прочувствованное состояние её, может быть озвучено и передано звуковыми вибрациями варгана. Этот накопленный багаж пережитых моментов помогает потом в концертных выступлениях. Пережив не раз такие вдохновляющие моменты, варганист невольно будет стремиться пережить их ещё и ещё. У него возникает желание обогатить ими свою внутреннюю «библиотеку» 
               
      Духовный настрой варганиста во время исполнения варганных импровизаций подобен состоянию художника рисующего картины или быстрые наброски. Особенно он похож на стиль художников-импрессионистов, которые ставили себе цель передать Природу в её подвижном состоянии, запечатлеть картины бытия в наиболее естественной, живой форме и вложить в них впечатление от натуры.
 
Духовная природа варганного звука:
               
      Так же нельзя не отметить ещё одну особенность варганной музыки, связанную с духовной природой звука. Варганист гудя варганом, воспроизводя первозвук ГУ, рождает свет! Как писала в своих работах этнограф и искусствовед, кандидат исторических наук С.В.Жарникова: «…ГУ значит звучать и ещё ГУ означает движение. Он (гусляр, варганист примечание моё) гудит, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидает третий компонент – видимый свет, творящий всё проявленное во вселенной. Рождённый из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному и как образ (он является собственным свойством видимого света, поскольку всё рождено светом и все, что мы видим имеет образ) к миру проявленному – земному. Речь конечно о белом свете, свете Вселенском. При этом, например, солнце только вещественное воплощение света. Вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце (так говорится в текстах Упанишад)».

      Вот и выпускает эту златоцветную птицу наружу, варганист творящий музыку, гудящий! Передавая и запечатляя свет в открытых сердцах слушателей, сам наполняется этим светом, умножает его, опять же вкладывая его в музыку. Это ещё одна сторона варганных импровизаций, привлекающая как самих варганистов, так и их слушателей и даже животных или птиц. Способность варгана рождать свет – ещё одна уникальная черта этого музыкального инструмента.
 
      Наверняка чуткие люди замечали, как во время игры на варгане пространство окружающее тебя начинает как-бы светиться, сиять неким светом. Этот свет как раз рождает варган совместно с варганистом, его звуковые вибрации. При этом пространство становится волшебным, сакральным. В той степени, в которой сильно воздействие звуковых волн на варганиста или слушателя (хотя в последнем случае эффект проявляется не такой сильный, но ощутимый) в той степени происходит нагнетание света. Это как раз и используется в варгнотерапии (хомусотерапии). Особенно заметный свет изливается если исполняются архаические формы мелодий, напевов, или например сакральные тексты безмолвно проговариваются во время игры. Или исполняются обрядовые сакральные мелодии, гимнические (в смысле прославления древних божеств или героев). Все перечисленное дает максимальное светолитие. Получается что варганист играя на варгане постепенно становится солнечным! (Интересная мысль для размышления и практического осуществления).

      А свет это огонь невещественный, следовательно духовный огонь передаёт варганист своим слушателям! Огонь преображающий, перерождающий, обновляющий и овевающий! При условии, что этот огонь, есть в нём самом! О…! Ткёт варганист световое полотно вселенной, вышивает золотой ниткой ковёр премудрости, сказывает, говорит посредством варгана! Вещает, бает! Создаёт космос, ткёт его! Узор чудной ткёт своей импровизацией! Живописует картины былого, картины эпоса. Вовлекает в его жизнь, открывает таинственные и сокровенные смыслы. Подпитывает светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия.

      Можно сказать современным языком – структурирует пространство по закону золотого сечения. Эвон, какое действо-то совершается, глубинное и глубочайшее!!! Ткёт узор на нитке – язычке, срывает музыкальные цветы и опыляет пыльцой их сердца. А то возьмёт и мёдом накормит. Вроде и не ел медку-то, а сладостно на сердце, как от мёда. Дак ведь и говорить-то может варганист на божественном языке, понятном всему мирозданию. И все его понимают! Одно лишь условие – доброта и открытое сердце! А навыки и техники как-бы сами прийдут. В свой час. И ещё добавлю – варганисты из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения-экстаза повторяют акт рождения Вселенной!

Варганный язычок – струна Вселенной:
 
     А заглядывая еще в глубокие тайны, можно сказать, что варганист играющий на варгане и приводящий в движение его язычок, заставляя его вибрировать и рождать звуковую волну, прикасается к струне Вселенной и воздействует на неё, гармонизирует Вселенную и все окружающее пространство. В таком случае можно сказать, что варганист творит музыку Космоса (космос в переводе с греческого – порядок), ткёт мировую гармонию! Во всяком случае все варганисты переживают гармонизацию своего существа, хотя до этого могли быть в состоянии дисгармонии, одолеваемы тяжелыми мыслями, унынием, апатией, раздражением и им подобными. Думаю в своём наивысшем проявлении варган может исцелить даже от зла, фундамента всех болезней и недугов. Можно сказать, что с помощью варгана происходит чудесная солнечная трансформация пространства и человеческого или иного существа, и даже духа, слышащего варган. Поэтому варганисты полны оптимизма, светлого, позитивного настроя и все вокруг них наполняется этой светлостью, позитивом, радостью переходящей в блаженство. А если обратиться к преданиям и сказкам разных народов, в которых присутствует варган, то мы можем обнаружить описанные действа победы героев этих сказок над злыми духами и сущностями. Ещё и ещё раз повторю – всё зависит от мастерства варганиста и что особенно важно, от его духовности. Думаю на такие действа, что описаны выше, способны единицы из единиц, а скорей всего таких сейчас и нет в земном мире. Но всё может неожиданно измениться. Зато любой ощутит на себе благотворное влияние варгана, что тоже ценно и приносит свои плоды.

Особый момент варганной импровизации:

      И ещё отметим особенность: В определённый момент игры наступает такое состояние пространства, при котором варганист легко может передать свои мысли, образы, состояние сердца, души, сам дух слушателю.
А слушатель так же легко воспринимает это и понимает, что хочет передать ему мастер-варганист, варганист-импровизатор. В свою очередь слушатель передаёт варганисту своими вибрациями, своим сердцем, всем существом ответные переживание и чувствование, ощущения от игры варганиста. Это самый вдохновляющий момент во время импровизации или мелодирования. Варганист и слушатели становятся как-бы одним целым, единым организмом. И в какой-то момент происходит пик, резонанс – когда весь этот, общий организм, ликует, блаженствует, радуется, озаряется, восхищается духом! Происходит таинственное, мистическое делание радости! Этого-то резонанса и ищет мастер-варганных импровизаций, и конечно благодарный слушатель. Возможны даже экстатические переживание, состояние экстаза, т.е. наивысшие переживания человеческого существа. Все зависит от мастерства варганиста и готовности внемлющей аудитории.

Секреты звукоизвлечения: 
               
      Если рассматривать звукоизвлечение варгана (т.е. чисто технические приёмы) то оно зависит от характера и способа изготовления инструмента, в зависимости от традиций определённого этноса. В принципе можно сделать варган для любой традиции, любого этноса. Варган, который позволит максимально передать особенности определённого народа или языковой группы. Видимо поэтому варган получил очень широкое распространение по земному шару и его можно встретить у многих народов мира.

      Ну и необходимо отметить, что исполняемая с помощью варгана мелодия или импровизация сильно зависит от языка определённого этноса. И соответственно конструкция и особенности варгана подбираются для выражения вибраций конкретного языка, его звуков, звучащих гласных букв, темперации речи, ритмики языка. Все эти серьёзные вопросы решает мастер, который делает варган. Будучи сам представителем своего этноса, он интуитивно и опираясь на опыт мастеров прошлого и настоящего, на собственные достижения и открытия в варганостроении, подбирает материал, форму язычка и пр. для решения такой задачи – выразить особенности родного этноса. И еще мастер может сделать варган настроенный на индивидуальные особенности самого человека, заказавшего изготовление варгана. Для этого мастер знакомиться с заказчиком, узнаёт его характер, существо, особенности игры, манеру игры и т.д. Желательно чтобы заказчик присутствовал во время изготовления. Образно говоря мастер достаёт варган из сердца и существа самого заказчика и проявляет его в металле или другом материале. Как результат появляется варган позволяющий конкретному исполнителю максимально выразить свой творческий замысел, максимально передать вибрации и образы, и все о чём было сказано выше.
               
      Есть ещё одна особенность варгана: игра на варгане помогает осваивать недоступные для голоса варганиста тембры и интонации, совершать речевое интонирование, исполнение с сочетанием текста и напева, текста и мелодии. А с другой стороны горловое пение одновременно с игрой на варгане существенно расширяет звуковые возможности инструмента, обогащая исполнение невообразимыми звуками, порой очень необычными.

Пожелания варганистам:
               
      И в заключение скажу: возможности варгана и его сочетания с горловым, обертональным пением далеко не исчерпаны. Пробуйте, эксперементируйте, находите и открывайте новые интонации, тембры, обертоны, новые приёмы игры. Ищите максимально выразить свойства варганного звука, описанные в статье. И да поможет вам Вселенная и Мироздание! Сама Мать Земля и Матушка Природа! Дерзайте! Вдохновляйтесь! Творите! Гудите шмелями, рычите зверями, икайте, кашляйте, смейтесь, хохочите во время игры. И вы получите незабываемые моменты радости и блаженства от общения с этим удивительным музыкальным, а для кого-то и сакральным инструментом, имя которому – варган! И ещё сотни имён в разных этносах. Варганной вам лёгкой волны! Превосхищенной варганной импровизации! Сладких и вдохновляющих мелодий! Экстаза и блаженств от творения варганных импровизаций и мелодий! Осенённости духом знаменитых варганистов всех времён и народов! Их таинственной помощи в освоении варгана! И пусть их уста говорят вашими устами! И пусть их сердца говорят вашими сердцами! Их мысли осеняют ваш ум! И их переживания наполнят сердце! Пусть передастся их навык и мастерство! Также проявляйте то, что лежит на вашем сердце, чем живёте, о чём догадываетесь, что хотите выразить.
И самое главное – желаю вам вспомнить свою человеческую природу, понять самих себя, это очень поможет выражать свой творческий замысел с помощью варгана! Успехов вам на варганном поприще!
 
С уважением к вам Эр Соготох!

24.08.2017 г.
 
© Эр Соготох Чоронкин


Рецензии