Отважные бомбометатели. Переславские рассказы

Переславские рассказы. Своих не бросают. Как устроить людям праздник.
Мне было уже шесть лет, в Переславле стояло тёплое лето. Старшие двоюродные братья мои Саша и Миша   полезно и плодотворно проводили время отдыха на летних каникулах.
Тот год был особый – они открыли для себя полезные свойства магния. Добывали они его где-то в районе фабрики «Новый мир». Канал был надёжный, поставки регулярные. Я как-то упустил начало производства магниевых бомбочек, а может быть первые опытные образцы были произведены на другой площадке  и без меня.
Сарай, где хранились мотоциклы, мопеды и разнообразные инструменты, всегда был местом, где братья и я проводили много времени. Прелесть его местоположения была в том, что любой идущий из дома в туалет или сарай был виден. И братья всегда успевали затушить и спрятать окурок или сокрыть какое-нибудь иное запрещённое им в силу возраста занятия. Сами же находившиеся в сарае были укрыты от посторонних взглядов и дождя.
Взяв большой напильник, Саша пилил им кусок магния, добиваясь мелкой стружки, почти пыли. Сами же магниевые опилки  очень бережно собирались на газету. Потом смешивались с необходимыми в любом деле серными спичечными головками, добавлялась марганцовка в правильной пропорции. Всё это, тщательно перемешанное, заворачивалось в матерчатую чёрную изоленту. При этом делался «поджиг» – несколько спичек располагалось так, что, будучи чиркнутыми о спичечную коробку, воспламеняли адскую смесь так, что следовал очень красивый взрыв. И главное искусство было сделать поджиг так, что бы бомба взорвалась не у тебя в руках, а в полёте! Этому важному искусству старший брат обучал Мишу, а заодно и меня, представлявшего собой ещё более мелкое, но весьма перспективное поколение. Саше было около четырнадцати лет, он был самым старшим из нас  и  чувствовал ответственность за наше развитие.
Мы учились, а Мише он даже доверили   отдельные участки  производственного цикла. В конечном итоге, достаточное для вечерних развлечений количество бомб было произведено к обеду.
Особая красота взрыва магниевой бомбочки была видна только в темноте. Нынешние поколения, избалованные фейерверками и салютами, вряд ли оценили бы такую красоту. Но для тех поколений детей это была вершина пиротехнического искусства. Да  ещё бабахало громко! Опасность данного мероприятия делало его ещё более привлекательным. Много, очень много детей лечили обожжённые глаза и попорченные, взорвавшимися слишком рано бомбочками,  руки. Врачи тех времён сразу видели следы магния в повреждениях, родители предпринимали зверские меры к попавшимся и так физически пострадавшим. И это было правильно. Но не хватало бенгальских огней для праздника жизни детям, не хватало!
Для начала праздника было решено забросать бомбочками переславскую милицию. Ведь они тоже должны радоваться, что есть теперь такие прекрасные развлечения в Переславле! Есть кому устроить людям праздник. Так, по крайней мере, рассуждал я. Пока мы шли к горотделу, ощущение радостного предвкушения праздничного вечера не покидало меня. Тем более, что я был набит этими бомбочками, для целей безопасности. Самый маленький – самая маленькая ответственность в случае захвата нас взрослыми. Где взял – нашёл! Бомбы были в моих больших карманах. Спички были у братьев, мне они были не положены, опять же в целях безопасности. «Спички детям не игрушка!» - гласили агитационные плакаты тех дней. С этим я был полностью согласен, я использовал всегда спички для дела, поджечь чего-нибудь, если надо. Это не игрушка, а необходимый инструмент!
Лето было сухим, поэтому под мостиком над канавой было вроде бы вполне комфортно сидеть. Да и обзор неба, на фоне которого ожидалось представление, был хорошим. Мы с Мишей туда сразу залезли и подготовили местечко Саше. Он взял три бомбочки у меня. Самый старший взял на себя опасное занятие и стал бомбометателем! Немного отошёл в сторону и подряд поджёг и кинул все три бомбы! Две взорвалось громко и красиво! Он бросился к нам. Из дверей милиции повыбегали милиционеры. Разделившись, побежали в разные стороны, с целью поймать хулиганов.
Мы посидели некоторое время, всё было спокойно. Милиционеры ещё не возвратились. Решено было уходить  на «шестой». И там ещё устроить людям праздник. Но было очень жалко невзорвавшуюся бомбу. Она сиротливо лежала почти у двери милиции, на светлом месте. Саша решил рискнуть  и забрать её.  Мы же с Мишей тихонечко пошли  в сторону стадиона.
Видимо не вся милиция  убежала из горотдела. Мы услышали крик «Стой!» и  даже звук милицейского свистка! Мне  стало очень страшно. Обычно, после крика «Стой, стрелять буду!» советская милиция стреляла сначала в воздух, а потом по  преступникам. Я в это в кино видел.  Мы бежали с Мишей изо всех сил, пересекли футбольное поле и упёрлись в забор стадиона. В те далёкие времена городской сад и стадион окружал крепкий деревянный забор.  Стрельбы всё не было, но кто-то догнал нас. Это был Саша. Миша и Саша легко перелезли через забор, а я застрял – рост у меня был маловат. Тогда, взяв меня за руки, братья втащили меня на забор и скинули на его другу сторону.
Мы были спасены. Милиция вряд ли преодолела бы такую преграду! Постепенно всё успокоились. «Шестой» был далеко и братья, намучившись со мной и забором, решили отвести меня домой, на Кошелёвку. Я медленно убегал, а при развлечении с магниевыми бомбами оказалось очень важным умение убегать! Я и так был перенасыщен впечатлениями  и не возражал. Сдал братьям бомбы и пошёл в дом. Братья растворились в темноте.
Я предстал перед родителями и бабушкой. Рубашка была разодрана спереди, часть пуговиц на ней отсутствовала, пузо и грудь поцарапаны и кое-где кровоточили. Когда братья тащили меня через забор, то слегка зацепили о не загнутые ленивыми строителями заборов гвозди. Почему-то была разбита коленка. Я, наверное, пока бежал ещё где-то и упал! На вопросы, где был и как это так сумел повредиться, я ответил, что гнался за котом, что бы его поймать и погладить, но упал в канаву. Я обратил внимание, что был ещё и в канавной грязи, все сандалии, ноги и шорты были перепачканы хорошей канавной грязью. Интересно, где же милиция берёт такую хорошую грязь для своей канавы? Нельзя же обманывать родителей,  и я признался, что был в канаве! А пока выбирался, весь исцарапался о шиповник.
Родителей такая версия моей вечерней жизни вполне устроила, и я был вымыт и отправлен спать. Но заснуть долго не мог. Всё думал о том, как там братья устраивают праздник людям «на шестом». «Хорошие мои братья, не бросили меня милиции. И бомбы доверяют мне носить. Интересно, а почему по нам не стреляли?», - думал я.
Потом, встречая переславскую милицию тех времён, я её очень внимательно рассматривал. Пистолетов не было ни у кого! «Даже меня поймать не смогли! Пистолетов им не дают, бедным. Без пистолета меня не поймаешь!», - анализировал я  состояние правоохранительных органов г. Переславля-Залесского времён Советского Союза.
Сейчас нет забора вокруг футбольного поля, у милиции есть оружие. Поэтому магниевые бомбочки для организации праздника для людей больше не используются. И мне это вполне по душе, опасные они для бомбометателей.


Рецензии