Прощай, вторая база!

Одиннадцать лет я ездила на Красногвардейскую. И вдруг - как гром среди ясного неба - известие о закрытии и продаже...Конечно, желание провести на базе её последние денёчки только возросло. Отпуск, естественно, в сентябре и ничего не предвещало изменений...Но...У моего начальника пропало желание отпускать меня! А у меня выкупленная путёвка на руках. Пошла писать заявление "по собственному"...В итоге отпуск, а заодно и поездка, были перенесены с первого сентября на двадцатое. А первого октября база переходила к новому хозяину.

Это были самые горькие десять дней. В тот год было много лесных пожаров, не обошли стороной они и мой любимый лес. Ходить далеко было страшно - хоть в лесу и копали траншеи, но верховой огонь перекидывался. Плюс к этому множество торфяных болот, которые горят очень страшно - на глубине метра три - четыре, под слоем дёрна. В общем, опасность могла подстерегать в любом месте.

Но я же упрямая, всё равно ходила. И один раз метрах в трёх от меня вспыхнул огонь! С лёгким хлопком, какой бывает при зажигании газа в духовке. Не очень высокий - где-то до колена. И вдоль тропинки метров пять загорелось узкой полоской. Я от ужаса выронила корзинку, схватила палку и стала отковыривать куски горящего дёрна и откидывать на уже прогоревшее место. Хоть чуть дальше и траншея была, и тропинка шла вдоль болота, с другой стороны был обычный лес. Но как-то огонь перекинулся, и не верховой. Минут двадцать - тридцать я провозилась, но огонь пропал. Вокруг - ни души, звать на помощь некого, а в сторону турбазы больше траншей не было...

С чувством выполненного долга я всё же решила продолжить свой путь по этой тропинке. Но ушла не далеко - минут через пять уже в другом месте услышала хлопок и появился огонь. Хорошо, хоть толстых крепких палок в лесу было много - и это пламя я сбила. Надо ли говорить, что и в третий раз было всё то же самое? Но после третьего раза я повернула в сторону базы, решив не пренебрегать такими предупреждениями. Да и некуда больше идти было - я поняла, что то место, куда шла, тоже сгорело - впереди тропинку недавний огонь пересёк, и только чёрные обгорелые стволы сосен торчали...

Много любимых мест сгорело - и склон с белыми груздями, и два огромных брусничника, и овраг, где я искала "транзистор" и видела зад лосихи, и просека с "грибником" - мишкой... Да и погода стояла очень тёплая, грибов было мало. Даже те места, которые меня каждый год радовали любимыми подосиновиками - стояли высохшие и пустые...

Конечно, что-то я всё-таки набрала, и посолила, и насушила, и заморозила. И варенья - последнего - наварила с последними дикими яблоками...Но, в основном, я просто ходила и прощалась с лесом. Много фотографировала, но смотреть эти фотографии до сих пор без слёз не могу...

Увозил меня муж тридцатого сентября, последнюю отдыхающую с турбазы. А на следующий день пришли новые хозяева, отобрали ключи от кладовых и прочих помещений, и просто выгнали всех оставшихся работников, дав на сбор только личных вещей несколько часов...

Через пару лет Ира с друзьями съездили туда... Вернулись в слезах - ни от турбазы, ни от леса не осталось вообще ничего! Всё выкорчевали, срыли бульдозерами и построили около сотни коттеджей...Почему-то мне кажется, что не все лесные пожары в последний год были природными - очень уж вовремя всё сгорело! Но больше всего мне жаль яблоню - пережила смену власти, войну, отсутствие ухода,попала в другое государство, разрослась дичками с волшебными яблоками - и погибла под ножом равнодушного бульдозера...


Рецензии