Барри Линдон - жемчужина исторического кино

«Ба;рри Ли;ндон» (англ. Barry Lyndon) — кинофильм американского режиссёра Стэнли Кубрика, жемчужина исторического кинематографа (1975 г., 184 мин., Warner Brothers Entertainment), вольная экранизация романа Уильяма Мейкписа Теккерея «Карьера Барри Линдона» (1844). Проанализируем его. Для анализа мы использовали преимущественно труд Нэрмора "Кубрик".
Сюжет повествует о жизни ирландца Редмонда Барри, жаждущего сделать карьеру любой ценой (в XVIII веке было действительно важно выбиться в свет, это давало огромную репутацию; см. В.Зомбарт. Роскошь и капитализм). Фильм примечателен операторскими приемами, приемами монтажа, использованием костюмов - все костюмы и декорации подлинные, фильм снимался "на натуре". Дополнительную оптику задает любопытный операторский прием - все интерьеры освещены только свечами либо солнечным светом (как оно и было в те времена, ведь электричества еще не открыли), что позволило добиться эффектов светотени. Фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на то, что длится немногим более трех часов. Этому свособствовал использовавшийся режиссером эффект "зеркального лабиринта" - в сюжете легко различимы параллели, лейтмотивы, сходные ситуации, оттого зрителю интересно смотреть фильм и проводить эти параллели. Подбор актеров тоже хорош. Нет сомнений, что актеры второго плана подобраны безупречно. Однако, согласно мнениям кинокритиков, главные герои подобраны исходя из рекламного характера, ибо тот же О'Нил имел запятнанную репутацию, а Беренсон была объявлена первой красавицей планеты, и исходя из этого эти-то актеры и были выбраны. А О'Нил и вовсе был выбран, будучи востребованным актером, в надежде окупить дорогостоящие съемки картины. Есть и мнения, что главный герой изображает самого себя. Правда, сам Кубрик остался доволен его работой, исходя из своих же слов, но все же многие критики уверены, что пустовато сыгравший актер не проявлял свой потенциал, но был лишь игрушкой для режиссера. Эмоциональная палитра его холодна, что не соответствует, казалось бы, посылу фильма. И холодная Беренсон (равно как и актеры второго плана) эту пустоватость и компенсируют. Хоть она и куда более декоративно смотрится в фильме, это дает не удвоенный эффект, но обратный. Однако не вызывает сомнений факт, что сам герой холоден. Посмотрим его отношения с женой, с приемным сыном. Он холоден, расчетлив и руководствуется девизом "как вы ко мне, так и я к вам".
Сюжет прост, это типичная драма. Фильм разделён на несколько частей, каждая их которых знаменует новый этап в жизни главного героя, который изначально был крестьянином, затем поучаствовал в дуэли, был обворован, служил, дезертировал, снова служил, стал шпионом и шулером, женился на вдове, таким образом получив состояние (которое он, кстати, разбросал по ветру), у него появился сын... Что же мы видим? Это типичная история деградации, характерная для стиля Кубрика, кстати говоря (известно, что он был трагиком). За все течение фильма мозгов у героя не прибавилось, а очень даже наоборот. Потому фильм и называется "Барри Линдон", а не "Редмонд Барри", ибо освещается наиболее важный период в жизни героя.
Очень важная задумка режиссера - голос за кадром. Кому он принадлежит? Какова его функция в фильме? Этот комментарий к разного рода сценам от самого' главного героя объединил эти сцены в одно целое. Подчас кажется, что повествование, будучи озвучено исполнителем главной роли (в оригинале, разумеется), является будто бы вторым героем, "всезнающим демиургом" (см. Нэрмор Дж. Кубрик). Тот же Нэрмор говорит: "Как и в «Одиссее», только немного иным способом, темп фильма замедлен, и каждый кадр таит в себе некую зыбкость, будто слышно, как за этими застывшими, правильными композициями тикают часы" - это о них, о хитроумных приемах режиссера, дающим зрителю возможность прочувствовать атмосферу фильма. Реалистичен ли фильм? Да, костюмы претендуют на подлинность, декорации - те и вовсе исторические, но все-таки кубриковский реализм суть профессиональная (читаем: убедительная) фантазия чистой воды. И дух того времени сохраняется: вспомним фразу главной героини "Тебе надо, надо получить титул лорда". Это подчеркивает проблематику того века, о которой мы говорили в начале. Это что-то вроде современной художественной рефлексии по отношению к исторической эпохе. Еще раз подчеркнем, что визуально кадры фильма напоминают старинные полотна. Он был включен в список самых красивых фильмов в истории. Иногда даже кажется, что герои тонут в сочной эстетике окружающего их "космоса", что их можно понять без слов именно поэтому - пейзажи наталкивают на размышления больше, чем слова. А вот что подтверждает Нэрмор:
"Очарование картины отчасти кроется в запечатлённых замках, усадьбах и огромных комнатах, где каблуки стучат по деревянным полам, а из высоких окон свет льётся на гобелены и книги в кожаных переплётах. Создать аутентичную атмосферу помогли не только натурные съёмки в Британии и работа второй съёмочной группы в Германии, но и доскональное знание быта XVIII века"...
Работа над фильмом была проведена колоссальная, быт был изучен до мелочей - реконструировали не только само собой разумеющиеся предметы одежды, парики, транспорт и косметику, но и игры, карты, зубные щетки и даже контрацептивы. Но почему же в таком случае картина и неисторична одновременно? Так, скажем, все костюмы историчны, но в то же время в одном кадре может соседствовать одежда разных веков. Ответ несложен - режиссер не хотел ограничить историю определенными временными рамками, ведь сия ситуация может произойти в разные времена и эпохи. Поэтому сохранился лишь внешний вид картинки. Сюжет же был несколько изменен - намеренно.
Подведем итог.
Фильм Кубрика, хоть и будучт основан на книге, во многом расходится с нею. Отдельного внимания заслуживает блистательная режиссерская работа по реконструкции быта того времени - и костюмов, и интерьеров, и образа жизни, и многого другого. Безупречный подбор актеров, с первого взгляда "простых и безразличных", помогает восприятию картины. Очевидно блистательны и такие режиссерские находки, как полумрак в комнатах, голос за кадром - альтер-эго главного героя, "зеркальные лабиринты". Несомненно, он представляет огромную художественную ценность для мирового кинематографа.
Материалы
1. Дж.Нэрмор. Кубрик.
2. Зомбарт. Роскошь и капитализм.
3. Материалы сайта kinovedy.ru
4. Н.Жаринов. Стенли Кубрик и его "Барри Линдон".
5. Marvin D’Lugo, “Barry Lyndon. Kubrick on the Rules of the Game”.


Рецензии