17

Нет слов, или запретные мысли анархиста.
ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ
 
    Технический прогресс движет общество всё вперёд и вперёд, а большинству людей приходится работать и напрягаться. И как только появляется какая-то технология, позволяющая кому-то расслабиться, тут же находится, кому за неё платить. А потом оказывается необходимым платить ещё за что-то (почему-то всё больше и больше,) и в конечном итоге, чтобы заработать чтобы на это всё, опять приходится работать и работать.
    Люди мечтают о том, что появятся новые технологии, которые облегчат жизнь, а мечта эта, как линия горизонта, удаляется по мере приближения. И люди крутятся в этом механизме, как белка в колесе, и будут крутиться до тех пор, пока не поймут суть системы.
    Смысл системы в том, чтобы никогда не давать людям столько, чтобы они могли расслабиться. Поэтому, даже, если технический прогресс дойдёт до уровня, чтобы каждого обеспечить всем необходимым вдоволь, система найдёт какие угодно способы сделать так, чтобы при всём при этом людям по-прежнему приходилось напрягаться.
    Есть определённые соображения, сколько времени в день человек должен трудиться, чтобы быть зависимым от системы. Есть определённые соображения, сколького он должен недополучать, чтобы всегда оставаться нуждающимся. Есть определённые соображения, сколько сил и времени на это он должен тратить, чтобы у него не оставалось слишком много на философствование по поводу вопросов, что и зачем делается. Для каждого контингента иерархии свои нормы. И за соблюдением всех этих норм система следит. А что такое экономика?
    Экономика – это система управления хозяйством. А что есть хозяйство в системе? Это территория, объекты, и подконтрольные власти люди. И чтобы всем этим управлять, нужно управлять действиями этих людей, которые приводят в действие всё остальное. Чтобы мотивировать в них нужные системе действия, используется метод кнута и пряника. Кнут – это недостаток довольствия, а пряник – его достаток. Если люди будут делать всё то, что от них требуется, они получат, то, что хотят, а если не будут, не получат. Только тут есть одна особенность: иногда, чтобы кого-то что-то заставить, не обязательно давать ему всё то, что он хочет; достаточно поставить перед выбором: или он вообще ничего не получит, или получит самый минимум. И вот он уже готов делать те же самые действия за гораздо меньшее. И если так выгоднее, то почему бы этим не воспользоваться? И если система этим пользуется, то экономика получается наукой владения методом кнута и пряника, изучающей, в каком случае рентабельнее прибегать к одному, а в каком к другому. И тот, кто освоит её полностью, оказывается в более выигрышном положении перед теми, кто освоит только что-то одно.
    Если государству, например, понадобится какая-то порция пушечного мяса для представления его интересов в горячей точке, то его можно получить за счёт контрактов, которые дадут возможность определённому контингенту в короткий срок заработать то, за что в ином случае он будет работать очень долго. Кто пойдёт жизнью рисковать за сумму, которую он сможет накопить за несколько месяцев? А вот за сумму, которую несколько лет копить, ограничивая себя во всём, можно и пойти. Если кому-то из власть имущего контингента нужны красивые сексуальные подстилки, то каким образом он может их получить, если в обществе полно будет молодых людей, способных одарить их теми же подарками? А вот когда такая сможет брать от жизни то, что хочет, только благодаря ему, тогда резон будет. В этом принцип управлениями мотивациями: когда у человека есть всё, что ему надо, его не заставишь прогибаться под тех, кто его не уважает, а вот когда нет – тогда можно заставить. Поэтому недостаток довольствия в экономике такого государства – это рычаг, в котором такая власть нуждается, и который использует в необходимости, поэтому отказываться от него ей и резона нет. И это не недоработка; которую «никак не получается» исправить это может быть вполне целенаправленно и успешно применяемый приём, который исправлять могут и не хотеть.
    Поскольку государство есть многоуровневая иерархия власти одних людей над другими, то в рамках такой системы разница в уровнях жизни одних и других должна различаться настолько, чтобы каждому слою хватило на свой рычаг воздействия на нижестоящий. А для этого нужен специальный ресурс мотивирования, заключающийся в нужде самых нижних во всём, чтобы высшим можно было мотивировать тех, кто непосредственно под ними, и при этом им ещё оставалось чем мотивировать тех, кто под ними. И при этом баланс между спросом на удовлетворение нужды и предложением всегда был рассчитан так, чтобы, с одной стороны, нуждающиеся не поумирали с голоду, а с другой, предложение было в максимальной цене. В силу этого общий момент искусственно создаваемой нужды получается таким, что низший контингент оказывается закономерно в экономической яме. И пока в обществе существует иерархия власти тех, кому может быть хорошо только, когда кому-то плохо, всегда будут бедные и нуждающиеся.
    Т.о., определённая доля искусственно созданной нищеты является неотъемлемой частью системы управления хозяйством, которая властями иерархии может пониматься, как «идеальная экономика», к которой не надо ничего ни прибавлять, ни убавлять. В понимании же большинства простых людей «идеальная экономика» государства – это система, которая даст каждому достойно зарабатывать, напрягаясь самый минимум из всех возможных, и получая самый максимум. Поэтому, говоря о совершенно разных идеях, люди используют один и тот же термин, в результате чего разговор получается разговором глухого со слепым.
    При помощи фразы «Наши власти не могут наладить экономику!» – невозможно выразить суть претензий к такой системе. Потому, что непонятно, что говорящий хочет сказать: то ли у него есть какие-то реально грамотные требования, толи он находится на таком уровне, когда не понимает, что к чему. А это ставит его в статус человека, который не может вразумительно сформулировать претензии, а может только невразумительно мычать. А если система относится с неуважением к интересам людей, то это ставит их в положение тех, в отношении которого не они сами, а хозяин расставляет приоритеты. И нежелание уметь бороться с этими приёмами, посредством которых людей загоняют в такое положение, означает то же самое, что и молчаливое с ним согласие. Поэтому в таком положении мычать нельзя – можно только говорить вещи, предельно ясно обозначающие уровень говорящего, и его требования к себе соответствующего уважения.
    Вопрос к юристам: если экономикой должна называться система, работающая только на то, чтобы всем сделать хорошо и удобно, то как должна называться система, чтобы сделать так, чтобы было удобно только тем, кому может быть хорошо, только когда другим плохо? Если же именно такая система так и называется, то как называется система, которая должна работать на то, чтобы хорошо было всем? И если соответствующих понятий (с соответствующим внесением в обязательную программу образования) не предусмотрено, то почему?


Рецензии
Именно поэтому система так не любит тех, кто пытается от нее не зависеть, обеспечивая себя ресурсами самостоятельно.

Тэми Норн   17.03.2023 22:26     Заявить о нарушении
Ну как бы да.

Роман Дудин   17.03.2023 23:02   Заявить о нарушении
Добрый день, Роман!

Когда люди говорят между собой об автомобиле, тоже подразумевается не только ВАЗ.
Или когда мы говорим "Я люблю компьютерные игры" тоже подразумевается не только игра ДУМ. Но, тем не менее, общий смысл передаётся.

С наилучшими,
Фимобустор

Фимобустор   25.03.2026 15:43   Заявить о нарушении
Добрый.
Тем не менее это не отвечает на вопрос, заданный в статье.
С наилучшими
Роман.

Роман Дудин   25.03.2026 16:01   Заявить о нарушении
"как должна называться система, чтобы сделать так, чтобы было удобно только тем, кому может быть хорошо, только когда другим плохо?". На взгляд Маркса и социалистов/коммунистов система которая "делает удобно кому может быть хорошо, только когда другим плохо" называется Капитализм. При капитализме буржуазия эксплуатирует пролетариат и ей хорошо, когда пролетариату плохо.
Капиталисты с этой ситуацией не согласны, и говорят что это при социализме людей эксплуатирует бюрократия.
Надеюсь ответил на ваш вопрос.

Фимобустор   25.03.2026 16:27   Заявить о нарушении
Система же, при которой всем хорошо, по мнению социалистов/коммунистов называется Социализм/Коммунизм, а по мнению капиталистов - Капитализм.
Добро пожаловать в наш мир.

Фимобустор   25.03.2026 16:33   Заявить о нарушении
Вопрос подразумевал, как она называется у Вас, а не у капиталистов и социлистов.

Роман Дудин   25.03.2026 16:45   Заявить о нарушении
А это зависит чью сторону вы примете. У зелёных, например, эта система может получить название "Умирающая планета" или что-то в этом роде.
Возможно и у каждой политической партии название будет своё.

Фимобустор   25.03.2026 16:49   Заявить о нарушении
Я спрашивал про Вас а не какую сторону я приму.

Роман Дудин   25.03.2026 16:59   Заявить о нарушении
На мой взгляд это несовершенная экономика. Её ещё можно назвать эксплуататорской, несовершенной и так далее. Но суть будет одна - это то что пытаются предложить взамен учёные, исследователи и философы последние пятьсот лет. Хотя может быть и больше, так как идеальному государству Платона уже более 2 тысяч лет.

С наилучшими,

Фимобустор   25.03.2026 18:00   Заявить о нарушении
Смысл вопроса был, почему вы (все), когда подаёте свою пищу для размышлений об экономике, не уточняете, о каким виде идёт речь.

Роман Дудин   26.03.2026 10:39   Заявить о нарушении
Извините, Роман, но я теперь ваш вопрос не понимаю.

Фимобустор   26.03.2026 13:41   Заявить о нарушении
Может быть приведёте пример, чтобы лучше понять ваш вопрос?

Фимобустор   26.03.2026 13:42   Заявить о нарушении
В данной статье я выразил недовольство по поводу отсутствия в языке слов для чёткого обозначения того, что Вы обозначили, как «несовершенная/эксплуататорская» экономика, и того, что ей должно противопоставляться. Ну и это, соответственно, отсюда вопрос ко всем (и Вам тоже), почему они пользуются языком, в котором отсутствуют такие понятия? Не находите ли вы они это странным и неправильным?

Роман Дудин   26.03.2026 13:47   Заявить о нарушении
Нет, я не нахожу странным использование этого понятия. Если сравнить экономику или, другими словами, способ ведения хозяйства, то он может быть как во благо всех, так и не во благо некоторых. Но это не значит, что нужно придумывать второе название, как например, для граблей, которыми можно сгребать траву и сделать хорошо всем, или на которые можно наступить и получить шишку, сделав плохо некоторым. Ведение хозяйства это такой же инструмент, только неосязаемый.

Фимобустор   26.03.2026 14:07   Заявить о нарушении
Эксплуататорская экономика – это не грабли. Грабли не делаются для того, чтобы на них наступили и получили по лбу. Это несчастный случай. А вот капканы и мины как раз делаются для таких целей. Это вещи, которые целенаправленно делаются для того, чтобы использующий их наложил свою волю поперёк воли тех, против кого использует. И для того, чтобы они сработали, их как раз маскируют. Чтобы жертвы не знали о них, иначе не сработает. И эксплуататорская экономика тоже работает на навязывание воли эксплуататора вопреки воле эксплуатируемого. И маскировка этой «несовершенной» экономики под безобидную тоже как раз на это работает. Так почему Вы не находите это странным?

Роман Дудин   26.03.2026 14:41   Заявить о нарушении
Если я слышу термин "эксплуататорская экономика", то сразу вспоминаю Маркса.
Платон в своих работах ещё не считал рабовладение эксплуатацией, а считал что рабство это нормально. Громче же всех, на мой взгляд, про эксплуатацию заявили марксисты и стали использовать термин "капитализм" в качестве обозначения эксплуататорской системы. Можно, также, например, использовать термин "неолиберализм" и тоже подразумевать "эксплуататорскую экономику", в которой трудящихся эксплуатируют корпорации. Когда я говорю неолиберализм, я подразумеваю власть корпораций, а когда вы говорите неолиберализм, вы подразумеваете свободу бизнеса. А понять суть понятия можно разве что из контекста. Я уже говорил об этом выше. Вы задаёте вопрос: вам нравятся компьютерные игры ? Собеседник отвечает: Да, очень. Но из последующего обсуждения мы понимаем, что собеседник говорил о платформерах, а я о пошаговых стратегиях. А могут быть ещё и ужастики, которые хоть и игры, но мне не нравятся.

Фимобустор   26.03.2026 15:07   Заявить о нарушении
Я не понял, если честно, как из Вашего ответа следует объяснение, почему Вы считаете нормальным описанную проблему. Я описал в предыдущем ответе, как маскировка работает на целенаправленный обман. Т.е. фактически вопрос стоит о том, почему Вы не считаете нормальным позволять обман? А Ваш ответ я не понял. Ну Маркс, ну Платон. Ну неолибералы какие-то, ну геймеры. У одного одно понимание, у другого другое. И что? Где ответ, почему обман нормален?

Роман Дудин   26.03.2026 15:34   Заявить о нарушении
Попытаюсь сам привести пример того, что я считаю "Эксплуататорской экономикой".
В Японии наёмные работники умирают на рабочем месте от переработки и этому есть название. Это пример того что "эксплуататорская экономика" убила работника?

Фимобустор   26.03.2026 15:43   Заявить о нарушении
А где-то в Китае (или Корее чтоли) какой-то геймер (кстати о птицах) умер от того, чтоб двое суток без сна рубился в какую-то игру (кровоизлияние в мозг). Делает ли это игру эксплуататорской? (хз…)
По Вашему примеру – не знаю. Может быть и можно. Надо чётко определить, что такое эксплуататорская. Но ответ-то на свой вопрос я так и не получил.

Роман Дудин   26.03.2026 15:49   Заявить о нарушении
Хорошо, тогда другой пример. На фабриках Англии в 19 века работники работали (именно работали, а не трудились), по 14 часов в день и за это получали оплату, позволяющую им и их семье не умереть с голода. Это будет "Эксплуататорская экономика" ?

Фимобустор   26.03.2026 15:55   Заявить о нарушении
Наверняка.

Роман Дудин   26.03.2026 17:18   Заявить о нарушении
Может быть тогда не придумывать слово, а так и называть - "эксплуататорская экономика"?

Фимобустор   26.03.2026 19:57   Заявить о нарушении
Может быть. Но это Вам виднее должно быть. Просто из-за чего весь сыр-бор-то – Вы написали работу «Нужны ли экономике страны рантье?», но не уточнили, какой экономике, а это всё меняет. Просто если такой, как я описал тут (экспулататорской, как Вы её назвали), то ей ничего не нужно – никакие припарки, что Вы предложили. Всё абсолютно бесполезно. Это таскание воды в решете. А вот если другой (ну совсем другой, которая должна ей противопоставляться), то, возможно, там что-то можно улучшить Вашим расчётом, если правильно его приложить. Просто большинство читателей не знают о том, что возможны (как минимум) два вида экономик: эксплуататорская, и человеческая. Они думают, есть всего один (просто-экономика), и она нужна, чтобы им делать хорошо. А пока они так думают, им хорошо не будет, потому что спасение утопающих – дело рук утопающих. И это их задача – исправлять своё неведение. За них эксплуататоры это делать не будут. А Ваша работа звучит на фоне этого, как будто такой проблемы нет, мол есть только одна проблема – с…аные рантье, которые, понимаешь, всю малину портят. Вот мол убери их – и сразу всё наладится. Не наладится.

Роман Дудин   26.03.2026 21:08   Заявить о нарушении
Добрый день, Роман.

Спасибо за развёрнутый комментарий. Дело в том, что мне тоже не нравится эксплуататорская экономика и не нравится, когда людей обманывают либо в работе, либо в деньгах, либо заставляя их работать, либо ещё как-то. Сейчас я вижу, что в разных странах людям тяжело сводить концы с концами. Чтобы этого не было была попытка создать социалистическое, а потом и коммунистическое общество. Не знаю, застали ли вы это общество и сколько вам сейчас лет. Может 30, а может и вообще 20. Но я застал. Наша страна была другая, люди были другими и обмана было меньше. Вот почему старшее поколение ностальгирует об СССР, но толком изменить что-то пока не получается. Вот такие мысли. А пример с рантье это просто разминка для ума. Этим, конечно, существенно ничего не изменишь.

Фимобустор   27.03.2026 17:21   Заявить о нарушении
Добрый. Мне 47 и я тоже застал СССР, и сейчас уже можно сказать, что я застал постовесткую Россию, потому, что сейчас она уже вступает в третью стадию того, что я застаю, и эта стадия весьма сильно отличается от предыдущей. И я рад, что видел разные эпохи, т.к. есть, что сравнивать. А вообще копать надо с самого сначала возникновения общества. Я на это потратил лет 13, и если у Вас будет желание, могу дать продукт своих поисков истины.

Роман Дудин   27.03.2026 17:30   Заявить о нарушении
Да, было бы интересно ознакомиться с результатами того, к чему вы пришли. Я так понимаю всё более менее изложено на прозе.

Фимобустор   27.03.2026 17:55   Заявить о нарушении
Да, на прозе это есть (пока ещё) http://proza.ru/2024/01/05/789
всё осиливать не обязательно; сколько зайдёт. Но если сколько-то зайдёт, то было бы интересно Ваше мнение.

Роман Дудин   27.03.2026 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.