В полях, под снегом и дождём

На фото: Валерий Ободзинский, Александр Градский, такими я их видела.

В ПОЛЯХ, ПОД СНЕГОМ И ДОЖДЁМ

Не так много красивых, талантливых голосов, которые я слышу.
Конечно, открытием и прелестью был Валерий Владимирович Ободзинский. (24 января 1942- 26 апреля 1997) Тенор. Пел с 1960— 1987 и с 1993— 1997 годы.
Слова почти всех песен я знаю с юности. Раньше, как- то не особо задумывалась, кто поёт.
… После телефильма о нём- «Эти глаза напротив» я вообще плакала. Навзрыд. Со мной это редко случается… А тут…
Но, самым большим потрясением была песня «Луна», которую я случайно нашла в инете. Так спеть! Так спеть никто не сможет! Это что- то неземное! Найдите, послушайте!

ЛУНА

музыка Б. Карадимчева (Болгария),
 слова Д.Стойчева (Болгария),
 русский текст О.Гаджикасимова

Луна, луна -
 Над ласковым берегом светит,
 А море, а море -
 Целуется с луной.
 Дорога, дорога
 До берега протянулась,
 Эта дорога в лунном свете

 Эх ты луна, путь твой один,
 Лишь только один,
 А тех, кто влюблён очень много,
 И каждый считает,
 Что эта дорога, что эта дорога,
Дорога его.

 Луна, луна-
 Над ласковым берегом светит,
 А море, а море-
 Целуется с луной.
 Девчонка, девчонка
 С которой танцевал я
 Скажи мне, скажи мне
 Где искать тебя.

 Эх ты луна, путь твой один,
 Лишь только один,
 Но путь твой для всех,
 всех влюблённых,
 Для тех, кто верит и любит,
 Для тех, кто чувству верен,
 Но лунной дорогой никто не шагает!

 Луна, луна-
 Над ласковым берегом светит,
 А море, а море -
 Целуется с луной.
 А море, а море -
 Целуется с луной.

А море, а море -
 Целуется с луной.
 А море, а море -
 Целуется с луной.

А море…

… Ободзинский приезжал в Аткарск. Выступал на сцене Дома культуры. Я с мужем и участниками аткарского вокально- инструментального ансамбля «Экспромт», под управлением Владимира Зотова (дяди Валерии), была в зале. Первыми пела группа «Венец», потом Валерий Ободзинский. У меня есть эти песни. Концерт записали на магнитофон, через 17 лет, при возможности, оцифровали.
Певец мне показался полным, уставшим, немолодым человеком. В тот раз он не пел «Эти глаза напротив», хотя, все ждали…
Голос был изумительный!
Здесь я дословно привожу тексты песен,  исполненных им в Аткарске:

ДАВАЙ ПОМОЛЧИМ (Сумерки)
 Аркадий Хоралов– Андрей Дементьев
1.
Давай помолчим. Мы так долго не виделись.
Какие прекрасные сумерки выдались!
И всё позабылось, что помнить не хочется:
Обиды твои и моё одиночество.

Давай помолчим. Мы так долго не виделись.

Припев:
Душа моя, как холостяцкая комната, –
Ни смехов твоих в ней, ни детского гомона.
Завалена книгами площадь жилищная,
Как сердце словами, теперь уже лишними.
2.
Ах, эти слова, словно листья опавшие.
И слёзы, на целую жизнь опоздавшие.
Не плачь...  У нас встреча с тобой, а не проводы.
Мы снова сегодня наивны и молоды.

Давай помолчим. Мы так долго не виделись.
…  сумерки выдались!
-------------
Слова и музыка Валерия Ободзинского

ТВОИ ГЛАЗА
1.
Весь  день сегодня необыкновенный,
И радуги сиянье в небесах,
И солнечные зайчики на стенах,
Цветение весны– в твоих глазах.

А мне глядеть на них не наглядеться,
И на заре, и на закате дня.
И от восторга замирает сердце,
Всегда, когда ты смотришь на меня.

Припев:
А глаза твои такие– сине- сине- голубые-
И какой художник их так нарисовал?
Сине- сине- голубые, сине- сине- голубые–
Словно небо голубое кто- то в море расплескал.

И я живу, живу теперь, как в сказке,
И каждый раз, дыханье затая,
Я приближаюсь к маленькой коляске…
– Что ж ты не спишь, красавица моя?

Припев:
А глаза твои такие– сине- сине- голубые-
И какой художник их так нарисовал?
Сине- сине- голубые, сине- сине- голубые –
Словно небо голубое кто- то в море расплескал.

Припев:
А глаза твои такие– сине- сине- голубые -
И какой художник их так нарисовал?
Сине- сине- голубые, сине- сине- голубые –
Словно небо голубое кто- то в море расплескал.

… Петь по захолустной провинции, для такого масштаба личности, как- то не очень… Это была его попытка вернуться на большую сцену….
… «В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» прошло первое выступление после многолетнего перерыва. Был аншлаг»…
А это из инета:
… «Рост популярности привёл к росту критики в официальных изданиях. Нередко его вырезали из концертов и записи «Новогодних огоньков»…
…После записи одного из «Голубых огоньков» Сергей Лапин произнёс фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Немедленно уберите Градского!» Ему возразили: «Это не Градский, а Ободзинский».— «Тем более: нам одного Кобзона хватит».
… «В последние годы жизни Валерий Ободзинский возобновил гастрольную деятельность, дал несколько концертов в разных городах России. В своём последнем выступлении по телевидению в программе «Золотой шлягер» Валерий Владимирович сказал: «Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по- советски… Прошло время».
…Панихида состоялась в Центральном доме работников искусств. Проститься с Ободзинским пришло около 300 человек, в том числе и коллеги покойного: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Альберт Асадуллин.
Анна Есенина (гражданская жена):
«На гражданской панихиде в ЦДРИ не было конца речам о том, как все дружили с Валерой и как его любили. А там стояла на специальной подставке его фотография в рамке со стеклом. И вдруг она упала на пол, и стекло со страшным грохотом разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом Валера прекратил этот апофеоз уже оттуда, с небес».
… Кстати, я по себе знаю, что такое, как бы, «чиновники».

… Здесь уже упоминался Александр Борисович Градский. (3 ноября 1949)
Я была на концерте с его участием. Группа «Скоморохи», в Саратове,  восьмидесятые годы. Невозможно было не запомнить голос и фамилию! Градский был молод, красив, с шикарным голосом и чувством юмора. Что, кстати, и сохранилось.
 Конечно, они озоровали. Что значило петь в те, коммунистическо- комсомольско- пионерско- октябрятские годы вот это?
Текст песни Роберт Бёрнс (исполняет Александр Градский)

НАШ СТАРЫЙ ДОМ
 
Мне нужна жена, лучше или хуже
Лишь была бы женщиной, женщиной без мужа.
Толстая, худая- это все равно,
Пусть уродом будет. Ведь по ночам темно!

Наш старый дом, хорошо нам будет в нём.
Наш старый дом, хорошо нам будет в нём.

Если молодая, буду счастлив с нею,
А ежели старуха, то раньше овдовею.
Пусть детей рожает, была-бы охота,
А рожать не будет, так меньше мне заботы.


 Наш старый дом, хорошо нам будет в нём.
Наш старый дом, хорошо нам будет в нём.


Если любит рюмочку, так пусть не будет пьяницей.
А не любит рюмочку, так больше мне достанется.

Наш старый дом, хорошо нам будет в нём.
Наш старый дом, хорошо нам будет в нём.

Ведь мне нужна жена, лучше или хуже,
Лишь была бы женщиной, женщиной без мужа.
Толстая, худая- это все равно
Пусть уродом будет. Ведь по ночам темно!
-----------
И вот это)…

ЧЕТЫРЕ НОЧИ

Однажды прихожу домой,
Бил трезв не очень я,
В конюшне вижу лошадь я,
А лошадь не моя.
Своей хорошенькой жене
Сказал с упреком я:
"Зачем чужая лошадь там,
Где быть должна моя?" –

- Что? Где ты лошадь видишь там,
Шёл бы лучше спать,
Корова дойная стоит,
Что привела мне мать.

Я повидал весь белый свет,
Объездил все края,
Коровы дойной под седлом
Нигде не видел я,

Я на вторую ночь пришёл,
Был трезв не очень я.
Вдруг вижу шляпу на гвозде,
А шляпа не моя.
Своей хорошенькой жене
Сказал с упреком я:
"Зачем чужая шляпа там,
Где быть должна моя?" –

- "Что? Где ты шляпу видишь там,
Шёл бы лучше спать,
Горшок на гвоздике висит,
Что принесла мне мать".

Я повидал весь белый свет,
Объездил все края,
Но вот соломенный горшок
Нигде не видел я.

На третью ночь пришёл домой,
Был трезв не очень я
На стуле вижу- пара брюк,
А пара не моя.
Сказал тогда своей жене;
"Секретов не таи.
Зачем чужие брюки там,
Где быть должны мои?" –

- "Что? Где ты брюки видишь там,
Шёл бы лучше спать,
Там тряпка пыльная висит,
Что принесла мне мать",

Я повидал весь белый свет,
Объездил все края,
С застежкой "молния" нигде
Не видел тряпок я.

В четвертый раз пришёл домой,
Был трезв не очень я,
Глянь- на подушке голова,
Я вижу не моя.

Своей хорошенькой жене
Сказал с упреком я:
"Зачем чужая голова,
Где быть должна моя?" –

- "Что? Где ты голову узрел,
Шёл бы лучше спать,
Кочан капусты там лежит,
Что принесла мне мать".

Я повидал весь белый свет,
Объездил все края,
Но чтоб кочан с усами был,
Нигде не видел я.
----
Хотя, Роберт Бёрнс (1759- 1796) написал это ещё раньше…

… Были и серьёзные песни…
А когда я услышала «В полях, под снегом и дождём», было такое потрясение, что даже сейчас я не могу её слушать спокойно. Пробивает… Опять навзрыд…
(А.Градский - Р.Бёрнс, пер. С.Маршака)

В ПОЛЯХ, ПОД СНЕГОМ И ДОЖДЁМ

 В полях, под снегом и дождем,
 Мой милый друг,
 Мой бедный друг,
 Тебя укрыл бы я плащом
 От зимних вьюг,
 От зимних вьюг.

 А если мука суждена
 Тебе судьбой,
 Тебе судьбой,
 Готов я скорбь твою до дна
 Делить с тобой,
 Делить с тобой.

 Пускай сойду я в мрачный дол,
 Где ночь кругом,
 Где тьма кругом, -
 Во тьме я солнце бы нашел
 С тобой вдвоем,
 С тобой вдвоем.

 И если б дали мне в удел
 Весь шар земной,
 Весь шар земной,
 С каким бы счастьем я владел
 Тобой одной,
 Тобой одной.

В полях, под снегом и дождем,
 Мой милый друг,
 Мой бедный друг,
 Тебя укрыл бы я плащом
 От зимних вьюг,
 От зимних вьюг.

И если б дали мне в удел
 Весь шар земной,
 Весь шар земной,
 С каким бы счастьем я владел
 Тобой одной,
 Тобой одной…

(Послушайте. Вот вокал! Вот слова! Мелодия. Всё сошлось!)
 … «Ничто на земле не проходит бесследно…»
«Чиновники» талант не переносят. Но, Градский стал такой «глыбой», что «объехать» невозможно. Да и надо пытаться. Кажется, все наслушались бездарей.
… С 2012 он года принимает участие в телепроекте «ГОЛОС» на Первом канале. Ему доверили «МИР МУЗЫКИ»! Он сделает! «Ёлкам- палкам», коверкающим русский язык, будет стыдно стоять на одной сцене с талантами. Всё встаёт на свои места. Так и должно быть.
На днях у Александра Градского был День рождения. Многие лета!

… Я знаю ещё одного замечательного певца, но, о нём в другой раз.
И, конечно, Алла Пугачёва…, она тоже была в Аткарске.
… Вот как- то так… Я их слышу…

2017г.
---
Сегодня, 28. 11. 2021 не стало Александра Градского... Очень жаль...

http://proza.ru/2021/11/28/1393


Рецензии