Слеза на реснице
Узкая горная тропа, над пропастью, обрывом — висячие мостки, сделанные вручную на отвесных скалах, плетением из ветвей кустарников или устроенные из деревянных бревен и жердей, обычно в тех местах, где горная тропа не могла быть проложена вдоль по берегу горной реки или обойти участок отвесных скал поверху.
«Рафак» — так еще на Памире называли эти тропы — это подвесные деревянные мосты в горной местности, иначе балконы. Конструкция этих сооружений такова: деревянные клинья закрепляются в щелях скал, а поверх плетутся из прутьев дорожки, которые сверху заложены плоскими камнями. По такому мостику может пройти человек и даже ослик, лошадь не всегда. Овринги считаются одними из самых опасных троп в мире, так как находятся на скалах на большой высоте и имеют достаточно зыбкую конструкцию. Так называемая родина оврингов — Афганистан, Таджикистан, Памир, Тянь-Шань.
Овринги — одно из самых древних и удивительных изобретений человечества. До настоящего времени неизвестно, когда и где были построены первые овринги. Не вызывает сомнений, что овринги были известны и использовались уже несколько тысяч лет назад.
На Памире существовали овринги, выполненные с величайшим инженерным искусством протяженностью свыше нескольких десятков километров, которые нависали над бурлящими водами горных рек на высотах до 300 - 400 метров. Следы таких оврингов сохранились до XXI века.
Аркадий Поляков написал в 1934 году в журнале «Смена»: «Чем дальше мы продвигались по Пянджу, тем овринги становились длиннее. Иногда они даже достигали длины 134 км. и таскать по этим оврингам вьюки на себе было изнурительнейшей работой». Иногда на овринге встречается площадка или пещера для ночевки и отдыха путников.
Чаще овринги представляют собою чрезвычайно узкую тропу. При встрече двух путников идущих навстречу, когда овринг очень узкий, один из путников ложился, а другой осторожно перебирался через лежачего. Вернуться назад нельзя: сзади идут другие, а разойтись немыслимо. Идущие впереди, более опытные, указывают, на какой выступ какую ногу нужно поставить и за какой камень держаться: если поставить ногу немного ближе, чем нужно, то при следующем шаге нельзя будет достать ногой до другого выступа. При этом все овринги расположены на очень большой высоте над рекой.
Непросто продвигаться по таким дорогам. От путников требовалась особая осторожность, сноровка, умение «чувствовать» тропу. Соответствующей была и экипировка. В дальнюю дорогу надевали специальные полусапожки, икры ног тщательно бинтовали — шаг должен быть твердым, уверенным и в то же время мягким, ощупывающим каждый камешек, выбоинку. Одна путешественница рассказывала, что однажды встретила в горах двух учителей, которые шли по ущелью в соседний кишлак, расположенный высоко в горах. На плечах у них болтались купленные в магазине туфли, а шагали они в кожаной обувке, которую изготовили местные умельцы.
Если на узком овринге встречались два ишака с поклажей, то вступало правило, по которому более старый ишак сбрасывался в пропасть, открывая дорогу более молодому.
Некоторые овринги были построены несколько тысяч лет назад, постоянно обновляются, ремонтируются и успешно используются в настоящее время. Строятся овринги всем кишлаком под руководством специального мастера – «усто», который в дальнейшем следит за оврингом и ремонтирует его. Вся эта работа сопровождается огромными трудностями и большим риском для жизни людей. Нередко отчаянные строители погибают в бурных горных реках. И сегодня в ряде мест овринги — единственные дороги для живущих в горах людей.
Вначале овринга на скале иногда написано изречение: кто строил овринг и куда он ведет. Вот одно из таких изречений:
«Путник на овринге, как слеза на реснице».
Хотя в горных районах сегодня усиленно прокладываются шоссейные дороги и автомобили вступили в свои права, основное сообщение все же идет по оврингам на лошадях и ишаках.
Как принадлежность национальной культуры таджиков, узбеков и других народов Центральной Азии овринг служит законной гордостью населяющих Азию народов.
Свидетельство о публикации №217110501035