Преступления против мира и безопасности

Тезисы выступления Председателя Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкина на Международной научно-практической конференции

«Преступления против мира и безопасности человечества: современные формы терроризма и экстремизма»

19 октября 2017 г.

Санкт-Петербургская академия Следственного комитета

Российской Федерации



Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!

Организованная сегодня в стенах Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Международная научно-практическая конференция на тему «Преступления против мира и безопасности человечества: современные формы терроризма и экстремизма» является очередным шагом к выработке дальнейших согласованных мер, направленных на предотвращение опасных вызовов для человечества в ХХI веке.

Своё выступление я хотел бы посвятить уголовно-правовым средствам предупреждения и пресечения преступлений экстремистской направленности и террористического характера, затронуть вопросы по совершенствованию взаимодействия с государственными органами и общественными организациями в выявлении и расследовании этих преступлений, а также обозначить пути совершенствования действующего законодательства по противодействию экстремизму и терроризму.

Прежде всего хочу отметить, что мы находимся в условиях, когда международные террористические группировки угрожают безопасности граждан всех цивилизованных стран.

В настоящее время террористам из ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и другим подобным международным террористическим группировкам (а фактически террористическим армиям) удалось поставить под контроль часть территорий в Сирии и Ираке, они пытаются через свои «ячейки» распространить свое влияние на другие страны, включая Российскую Федерацию, совершают теракты по всему миру.

Достаточно сказать, что только в текущем году террористами из ИГИЛ, а также примкнувшими к ним экстремистами из числа беженцев Северной Африки и Ближнего Востока, где продолжаются кровавые конфликты, совершены резонансные теракты в Стокгольме (07.04.2017 грузовик врезался в пешеходов на ул. Дроттнинггатан), в Париже (20.04.2017 террорист ИГИЛ открыл огонь по полицейским). А в Великобритании, считавшейся «стабильной» в плане безопасности страной, в текущем году совершено уже несколько террористических актов, в том числе взрыв после концерта на стадионе «Манчестер Арена» 23 мая 2017 года.

При этом прогнозируемое обострение ситуации с началом участия Воздушно-космических сил России в боевых действиях против террористов в Сирийской Арабской Республике подтверждается исходящими угрозами от ИГИЛ и других международных террористических организаций.

Достаточно сказать, что в конце августа 2017 года сотрудниками ФСБ России задержаны два уроженца Средней Азии, готовивших теракты накануне Дня знаний – 1 сентября 2017 года (один из них планировал произвести самоподрыв в общественном месте, второй готовился напасть на граждан с холодным оружием). Причем один из задержанных разместил в сети Интернет обращение к членам террористической организации «Исламское государство», в котором дал так называемую клятву верности террористам.

Кроме того, в прошлом месяце – 30 сентября с.г. сотрудниками ФСБ России на Смольной улице Москвы задержаны два уроженца Дагестана (входили в так называемую спящую ячейку запрещенного в России «Исламского государства»), планировавших совершение терактов. У задержанных изъято две гранаты (РГД-5), пистолет Макарова с патронами, а также заготовки взрывных устройств.

Справочно: на состоявшемся 13 декабря 2016 года в г. Москве совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба отмечено, что в результате упреждающих действий правоохранительных органов в 2016 году удалось предотвратить на стадии подготовки 42  преступления террористической направленности. Кроме того, нейтрализованы 129боевиков, в том числе 22 главаря бандитского подполья, включая главаря так называемого «Вилаята Кавказ», позиционирующего себя главарем ИГИЛ на Северном Кавказе.

И таких примеров множество. Они свидетельствуют о достаточно высоком профессионализме оперативных подразделений ФСБ России и МВД России.

Вместе с тем сложная оперативная обстановка требует координации усилий всех противодействующих экстремизму и терроризму структур, ужесточения контроля миграционных потоков (а также социально-культурной адаптации и  интеграции мигрантов), пресечения вербовочной деятельности со стороны международных террористических организаций, ликвидации ресурсного и финансового обеспечения бандгрупп.

Помимо этого необходимо системно подходить к разработке уголовно-правовых мер по противодействию экстремизму и терроризму.

В этой связи подчеркну, что с момента своего образования Следственный комитет неоднократно поднимал вопрос об усилении уголовной ответственности за экстремизм и терроризм.

В итоге в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены существенные поправки, ужесточающие уголовную ответственность за экстремистские и террористические преступления, уточнено понятие «финансирование терроризма», введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (статья 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма»).

Кроме того, Федеральным законом от 6 июля 2016 года № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» Уголовный кодекс дополнен статьей 205.6 «Несообщение о преступлении», устанавливающей ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности.

Помимо этого, Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 361 «Акт международного терроризма», выделяющей в отдельный состав совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов нашей страны. Именно по этой статье Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета возбуждено уголовное дело по факту убийства 19 декабря 2016 года Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике Андрея Карлова. В рамках уголовного дела в соответствии с нормами российского уголовно-процессуального законодательства и международного права проводятся следственные действия, направленные на установление всех возможных причастных к подготовке и нападению на российского дипломата лиц.

Касаясь вопроса об информационном противодействии экстремизму, следует отметить, что в Российской Федерации в 2013 году принят закон о блокировке экстремистских сайтов (Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). А в ноябре 2014 года Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Это позволяет Следственному комитету Российской Федерациисовместно с другими государственными органами, прежде всего с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России, оперативно реагировать на провокации экстремистов, использующих интернет-ресурсы для разжигания национальной и религиозной вражды. Своевременно удалять информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Вместе с тем ситуация в области противодействия экстремизму и терроризму в России всё ещё остаётся непростой.

К примеру, в 2016 году следователями Следственного комитета возбуждено 882 уголовных дела о преступлениях экстремистской направленности и 283 дела о преступлениях террористического характера.

В суд направлено 522 уголовных дела об экстремизме и 98 – о терроризме. По большинству из оконченных дел уже вынесены обвинительные приговоры.

Примеры расследования уголовных дел

Так, совместно с сотрудниками ФСБ России следователями Главного следственного управления были изобличены члены банды Галлиева, которые, проповедуя идеи радикального ислама, совершили серию подрывов объектов топливно-энергетического комплекса в ряде субъектов Приволжского федерального округа (в республиках Башкортостан, Татарстан, в Кировской, Ульяновской и Самарской областях).

В ходе следствия перекрыты каналы финансирования банды, изъято значительное количество экстремистской литературы. Установлены пути, по которым члены банды получали оружие, методическую литературу по осуществлению террористических актов (изготовлению и использованию взрывных устройств), идеологические материалы, пропагандирующие так называемый джихад. В настоящее время большинство членов банды осуждены к длительным срокам лишения свободы (в том числе главарь банды Галлиев – к 22 годам лишения свободы).

Кроме того, в Уральском федеральном округе пресечена деятельность Юсупова, который, совершая разбойные нападения на граждан, одновременно осуществлял подготовку к выезду в Сирийскую Арабскую Республику для участия в деятельности международных террористических организаций.

Помимо этого, Главным следственным управлением Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу расследовано уголовное дело в отношении жителя Республики Дагестан (Девлетмурзаева), который осуществлял сбор денежных средств (в сумме свыше 650 тысяч рублей на свою банковскую карту и банковскую карту своей матери) для участия жителей Республики Саха (Якутия) и Ставропольского края в деятельности запрещенной в России террористической организации ИГИЛ.

Приведенные примеры наглядно свидетельствуют о согласованных действиях следователей Следственного комитета и сотрудников оперативных подразделений МВД и ФСБ России по активному пресечению деятельности экстремистов и террористов.

Что же касается расследования обстоятельств уголовного дела о террористическом акте в метрополитене г. Санкт-Петербурга, совершенном 3 апреля 2017 года, то кратко скажу о том, что Главным управлением по расследованию особо важных дел расследование этого трагического для всей страны теракта (16 человек погибли) активно продолжается (предполагаемый террорист-смертник Акбарджон Джалилов). На данный момент по уголовному делу проходит свыше 10 фигурантов, всем им предъявлено обвинение (п. «б» ч. 3 ст. 205 и ч. 2 ст. 222.1 УК РФ – совершение террористического акта, незаконный оборот взрывчатых веществ или взрывных устройств). В настоящее время следователи продолжают установление всех обстоятельств теракта. Ведется работа с потерпевшими, проводятся необходимые экспертизы, отрабатываются связи фигурантов уголовного дела. По итогам расследования уголовного дела будет дана всесторонняя правовая оценка действиям всех лиц, причастных к этому террористическому акту.
Уважаемые коллеги!
Если проанализировать показатели статистики в текущем году, то в первом полугодии 2017 года в стране зарегистрировано 848 преступлений экстремистской направленности, что на 2% больше, чем  за аналогичный период прошлого года (831, далее – 2016 г.).
В первом полугодии 2017 года зарегистрировано уменьшение на 14,2% количества преступлений террористического характера. Всего зарегистрировано 1 126 преступлений (6 мес. 2016 г. – 1 312).

Предотвращено на стадии приготовления, покушения 58 преступлений (2016 г. – 78).

112 преступлений террористического характера совершены с использованием сети Интернет (+5,7%) (2016 г. – 106), 58 – связаны с финансированием терроризма.

Из числа преступлений экстремистской направленности  зарегистрированы следующие составы преступлений, совершенных по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды:

– убийство (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ) – 1 (2016 г. – 0);

– умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ) – 2 (2016 г. – 0);

– умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ) – 2 (2016 г. – 0);

– умышленное причинение легкого вреда здоровью

(п. «б» ч. 2 ст. 115 УК РФ) – 13 (+85,7%) (2016 г. – 7);

– побои (п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ – 7 (–75,9%) (2016 г. – 29);

– угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 119 УК РФ) – 5 (–54,5%) (2016 г. – 11);

– хулиганство (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ) – 4 (–42,9%) (2016 г. – 7);

– вандализм (ч. 2 ст. 214 УК РФ) – 3 (+200%) (2016 г. – 1).

Кроме того, зарегистрировано:

– 174  преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (–2,8%, 2016 г. – 179), в том числе с использованием сети Интернет – 154 (+11,6%) (2016 г. – 138);

– 14 преступлений по ст. 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» (+16,7%, 2016 г. – 12), все совершены с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ) (+27,3%) (2016 г. – 11);

– 558 преступлений  по ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (+2%) (2016 г. – 547), в том числе с использованием сети Интернет – 436 (+18,2%) (2016 г. – 369);

– 16 – по ст. 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» (+45,5%) (2016 г. – 11);

– 30 – по ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации» (+76,5%) (2016 г. – 17);

– 1 – по ст. 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности» (–50%) (2016 г. – 2);

– 2 – по ст. 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма» (–33,3%) (2016 г. – 3).

Выявлено 501 лицо, совершившее преступления экстремистской направленности или на 14% больше, чем в 2016 г. (438).

В январе – июне 2017 г. следственными органами Следственного комитета Российской Федерации возбуждено 16 уголовных дел по ст. 280 УК РФ (2016 г. – 16); 495 – по ст. 282 УК РФ (+10,7%) (2016 г. – 447); 4– по ст. 282.1 УК РФ (–55,6%) (2016 г. – 9); 17 – по ст. 282.2 УК РФ (+240%, 2016 г. – 5).

Следователями Следственного комитета направлено в суд с обвинительным заключением 314 уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности (предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ), что на четверть больше, чем за 6 месяцев прошлого года (+26,1%, 2016 г. – 249).

Как видно из приведенных данных, преобладает и имеет тенденцию к росту количество преступлений, совершенных с использованием сети Интернет.

В связи с этим для блокировки экстремистских сайтов мной на оперативных совещаниях, проведенных в федеральных округах в текущем году, дано указание активнее взаимодействовать с органами прокуратуры и Роскомнадзором, куда оперативно направлять полученные в ходе следствия материалы, подтверждающие распространение в Интернете противоправной информации (как правило, это текстовые и аудиовизуальные материалы, связанные с деятельностью международных террористических организаций, а также призывы оказывать финансовую помощь террористическим группам с указанием номеров мобильных телефонов, QIWI-кошелька и иных платежных реквизитов).

Положительный опыт такой работы уже накоплен.

Так, ранее, как вы знаете, уже заблокированы такие сайты, как «Кавказ-центр», «Имарат Кавказ» и ряд других, которые осуществляли информационное обеспечение деятельности участников бандформирований Северно-Кавказского федерального округа, подробно освещали совершаемые ими убийства сотрудников правоохранительных органов и нападения на здания органов власти.

Подобные методы экстремистов и террористов должны без промедления пресекаться, чтобы не дать им даже малейшего шанса для расшатывания общественно-политической обстановки в стране.

Уважаемые коллеги!

Сложная оперативная обстановка требует чёткой координации усилий всех противодействующих экстремизму и терроризму структур.

В целом такая координация осуществляется в соответствии с Указом Президента России от 15 февраля 2006 года №116 «О мерах по противодействию терроризму» Национальным антитеррористическим комитетом, в состав которого включен Председатель Следственного комитета Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579).

В целях повышения качества и результатов по раскрытию и расследованию преступлений указанной категории Следственным комитетом издано распоряжение о совершенствовании работы по организации и расследованию преступлений экстремистской и террористической направленности.

Кроме того, в Главном следственном управлении Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу несколько лет успешно действует межведомственная оперативная группа, а в каждом субъекте Российской Федерации этого округа работают постоянно действующие межведомственные координационно-аналитические следственно-оперативные группы.

Их основная задача – раскрытие и расследование убийств, а также преступлений экстремисткой направленности и террористического характера.

Достаточно сказать, что благодаря слаженным действиям таких групп изобличены члены бандподполья, совершившие диверсию на Баксанской гидроэлектростанции в Кабардино-Балкарской Республике, а в Республике Дагестан в короткие сроки были раскрыты убийства заместителя начальника штаба Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России Липинского, заместителя прокурора города Махачкалы Махсудова, министра внутренних дел Республики Дагестан Магомедтагирова и начальника тылового подразделения МВД республики Абакарова, а также целый ряд других особо опасных преступлений.

Помимо этого следователи Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу продолжают совершенствоваться методики расследования уголовных дел указанной категории.

На практических занятиях обсуждаются сложные вопросы стратегии и тактики расследования рассматриваемой категории уголовных дел в целях выработки единообразного подхода к организации предварительного следствия и недопущению фактов, негативно влияющих на его исход.

В этой работе большое внимание сотрудников Следственного комитета уделяется аналитической работе.

Так, в 2016 и 2017 годах Главным следственным управлением Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу подготовлены и направлены в следственные управления по субъектам Северо-Кавказского федерального округа и Южного федерального округа следующие информационные письма:

- «Анализ следственной практики раскрытия преступлений террористической направленности, совершенных путем взрыва»;

- «Об изучении уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, принимавших участие в террористической деятельности на территории Сирийской Арабской Республики»;

- «О применении членами незаконных вооруженных формирований на территории Республики Дагестан самодельных взрывных устройств нового типа («ударное ядро»);

-  «Положительный опыт проведения психофизиологических исследований (ПФИ) с применением полиграфа при расследовании преступлений террористической направленности» (СУ СК России по Республике Дагестан).

Кроме этого, в Главном следственном управлении по СКФО подготовлены методические рекомендации: «Особенности расследования уголовных дел о совершении преступлений гражданами РФ в составе международной террористической организации».

Наряду с этим Следственным комитетом создана и ведется база данных самодельных взрывных устройств, которая содержит сведения о совершении на территории Российской Федерации преступлений с применением самодельных взрывных устройств.

Эти организационные меры позволили оперативно пресечь деятельность нескольких десятков преступных группировок, совершавших особо опасные преступления по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти, включая убийства сотрудников правоохранительных органов.

Приведу лишь несколько характерных примеров.

Так, по результатам нашего расследования к длительным срокам лишения свободы осуждены:

– несколько участников преступного сообщества, возглавляемого Асланом Гагиевым, совершившие в 2004 – 2014 годах 60 убийств (в том числе сотрудников правоохранительных органов) на территории Республики Северная Осетия – Алания и других субъектах Российской Федерации;

– Али Тазиев – один из приспешников Шамиля Басаева и организатор банды, на счету которой 78 убийств, в том числе сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Северо-Кавказском федеральном округе;

– участники банды, совершившие убийство сотрудника отдела вневедомственной охраны по г. Каспийску Росгвардии Магомеда Нурбагандова (удостоенного посмертно Указам Президента РФ звания Героя России);

– бывший мэр Махачкалы Саид Амиров и его подельники, готовившие террористический акт против главы регионального Пенсионного фонда.

Кроме того, следователями Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с сотрудниками ФСБ России изобличены 6 участников банды так называемого Хасавюртовского сектора, совершивших теракт около здания МВД России в г. Пятигорске в 2013 году. Приговором суда все они осуждены к длительным срокам лишения свободы.

Изоляция от общества этих и других особо опасных преступников в значительной мере позволила нанести ощутимый урон бандподполью.

Уважаемые коллеги!

В целях активного пресечения экстремизма представляется целесообразным предусмотретьвнесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют данную информацию

При этом, если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, пусть обжалуют соответствующие действия уполномоченных госорганов в суд. Считаю, что такой порядок даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в Интернете (по данным ФСБ России, озвученным 4 октября 2017 года на  Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств – партнёров ФСБ России, у международных группировок экстремистов и террористов более 10 тысяч сайтов в Интернете, а в социальных сетях русскоязычного сегмента экстремистами создаются «закрытые группы», в которых ведётся психологическая обработка для вербовки сторонников террористов).

Здесь уместно привести методы по пресечению распространения противоправной информации в Китайской Народной Республике.

К примеру, Министерство промышленности и информатизации Китая в 2016 году ввело запрет на работу электронных СМИ, полностью или частично принадлежащих иностранным резидентам. Теперь такие СМИ больше не смогут распространять информацию через сеть Интернет, а в лучшем случае только посредством печатных изданий. Китайские же СМИ будут сотрудничать с иностранными онлайн-СМИ только при наличии разрешения этого министерства. В руководстве национальных СМИ смогут работать только граждане Китая, а серверы онлайн-СМИ могут находиться только в КНР.

Представляется, что в разумной мере этот опыт вполне мог бы быть взят на вооружение и в России.

Помимо этого в целях пресечения экстремизма следует ужесточить порядок выезда российской молодежи, исповедующей ислам на учебу в зарубежные теологические учебные заведения.

Кроме того, учитывая имеющиеся факты выезда из России в «горячие точки» радикально настроенных лиц (и въезда оттуда), в первую очередь из числа молодёжи, необходимо принять дополнительные меры к исправлению ситуации.

Важнейшим условием успешной реализации задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму является целенаправленное взаимодействие с институтами гражданского общества.

В этом направлении следует усилить антиэкстремистскую работу с участием представителей Минобрнауки, МВД, Роскомнадзора, Росмолодежи и Роспечати, шире привлекать общественность и средства массовой информации, молодёжные и студенческие организации, волонтёров, преподавательский состав вузов, а в наиболее проблемных регионах – инициировать профилактическую работу на уровне школ.

Особая роль в осуществлении этой работы принадлежит общественным советам при следственных органах Следственного комитета, деятельность которых позволяет на постоянной основе объединить усилия работников следственных органов и наиболее авторитетных представителей общественности для достижения общих целей по укреплению правопорядка.

Касаясь этого важного вопроса, следует также отметить, что в целях противодействия различного рода попыткам дестабилизировать обстановку в стране необходима продуманная и последовательная концепция информационной политики.

Представляется важным определиться с пределами цензурирования в России глобальной сети Интернет и средств массовой информации, так как эта проблема в настоящее время вызывает острые дискуссии в свете активизации защитников прав на свободу получения и распространения информации.

Кроме того, для разоблачения истинных целей и намерений исламских экстремистов, установления несостоятельности их теоретических подходов, противоречащих реалиям современного мира и коренным интересам исламских стран, видится также полезным регулярно проводить на площадке Государственной Думы специальные слушания с привлечением экспертов Федеральной службы безопасности, а также представителей официальных мусульманских конфессиональных организаций, проповедующих цивилизованный, мирный ислам.

Широко освещать в прессе материалы таких слушаний.

На государственных и общественных телеканалах сократить в телепрограммах объемы внеморального показа насилия и агрессии.

А в целом Следственный комитет поддерживает мнение Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Валерия Дмитриевича Зорькина о том, что для уголовного преследования глав террористических групп и движений «назрела необходимость учредить особый международный трибунал под эгидой ООН, подобно тем, что были созданы по бывшей Югославии и Руанде».

Уважаемые коллеги!

Следует также отметить, что после исторического воссоединения Крыма с Россией Следственным комитетом совместно с другими правоохранительными органами проводится активная работа по предупреждению экстремизма и терроризма в Крыму (где предпринимаются усилия сформировать антироссийские настроения, путем фальсификации сведений об исторических фактах и искажения трактовки современных событий, чтобы поставить под сомнение результаты референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации).

Создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремистской и террористической деятельности.

Образована также постоянно действующая следственно-оперативная группа по раскрытию умышленных убийств.

Все эти организационные меры и нацеленность на конечный результат позволили значительно активизировать работу по раскрытию и расследованию указанных преступлений, совершенных, в том числе с применением огнестрельного оружия.

К примеру, по результатам расследования Главного следственного управления Следственного комитета по Республике Крым в г. Симферополе вынесен приговор активному участнику массовых беспорядков в феврале 2014 года в г. Киеве (Костенко), незаконно хранившего по месту жительства огнестрельное оружие и причинившего телесные повреждения сотруднику крымского спецподразделения «Беркут» (виновному назначено наказание в виде четырех лет двух месяцев лишения свободы).

Уважаемые коллеги!

Как мной уже отмечено, с учетом того что вербовщики террористической организации ИГИЛ целенаправленно используют среду мигрантов для радикализации не сумевших адаптироваться в России граждан ближнего зарубежья, стремятся создать так называемые спящие ячейки, которые можно мобилизовать на теракты, думаю, что необходимо принять комплексные меры, в том числе законодательного характера, для ужесточения контроля миграционных потоков.

Как вы знаете, в 2016 году в ходе реформы правоохранительных органов полномочия в сферах контроля за миграцией и противодействии незаконному обороту наркотиков отнесены в первую очередь к компетенции МВД России.

Считаю, что это значительно повысит результативность противодействия данным угрозам.

Вместе с тем полагаю, что назрел вопрос о кодифицировании миграционного законодательства (в настоящее время вопросы миграции в общей сложности регулируют уже свыше 700 нормативных актов), где требуется указать все формы миграции, а также нормы, связанные с регистрацией иностранцев и выдачей квот на занятие трудовой деятельностью, чётко определив порядок учёта мигрантов, их дактилоскопирования и другие виды контроля. Здесь же следует закрепить порядок взаимодействия всех правоохранительных органов по пресечению незаконной миграции, что позволит осуществлять более действенный и результативный миграционный контроль.

Представляется, что именно такие меры послужат главной цели – не только оперативно пресекать правонарушения в сфере миграции, но и своевременно их предупреждать.

Кроме того, в целях повышения эффективности профилактики экстремизма полагаю, что территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний необходимо разработать дополнительные профилактические и административные меры, направленные на снижение степени влияния радикалов на осужденных, на воспрепятствование осуществлению бывшими членами бандподполья идеологической обработки контингента учреждений пенитенциарной системы, а также вербовки среди них своих новых сторонников.

Примеры такого влияния уже имеются.

Так, по результатам расследования Главного следственного управления Следственного комитета по городу Москве в августе 2016 года суд приговорил к четырем годам лишения свободы Юсупова за призывы к сокамерникам в следственном изоляторе после отбытия наказания присоединиться к террористам ИГИЛ, воюющим в Сирии.

Следственным комитетом также неоднократно предлагалось принять дальнейшие меры к ужесточению контроля за распространением SIM-карт, принимая строгие административные меры, включая приостановление деятельности и лишение лицензии операторов мобильной связи, не соблюдающих правила предоставления услуг связи по предъявлению документов, удостоверяющих личность. Помимо этого, считаем, что необходимо принять действенные меры к запрету торговли SIM-картами вне официальных офисов операторов мобильной связи.

Помимо этого, полагаю, что в целях противодействия экстремизму и терроризму необходимо также принять также меры к закреплению на законодательном уровне сроков хранения сведений о получателях оружия на заводах-изготовителях минимум 40 – 50 лет, обязательного клеймения оружия, позволяющего проследить его путь от изготовителя к потребителю, а также создания базы данных, обеспечивающей ведение подобного контроля и доступной для работы следователей по указанной категории уголовных дел.

Кроме того, Следственным комитетом поддерживается предложение ФСБ России о создании на международной арене общей базы данных иностранных террористов-боевиков и разработке дополнительных способов установления их местонахождения, что позволит поставить дополнительный барьер для перемещения террористов в нашу страну.

Еще одна мера, которая способствовала бы эффективной борьбе с экстремизмом, терроризмом и другими опасными проявлениями преступности – конфискация имущества как вид уголовного наказания. Соответствующие, как известно, законодательные предложения подготовлены и нуждаются в скорейшей законодательной реализации.

К сожалению, этот процесс неоправданно затянулся, но мы прилагаем усилия для его реализации.

Следственный комитет выступает также за введение уголовной ответственности в отношении юридических лиц, без которой невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм, спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России.

Без этого института невозможна и репатриация капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж.

Уважаемые коллеги!

Особо подчеркну, что Следственный комитет Российской Федерации не остается в стороне от трагических событий на юго-востоке Украины.

Оперативно возбуждается уголовное преследование военных преступников и националистов, от рук которых гибнет мирное население, наши соотечественники. Всего с 2014 года по настоящее время возбуждено 128 уголовных дел, по которым привлекаются к уголовной ответственности около 100 лиц, в числе которых высокопоставленные должностные лица Минобороны Украины (в том числе министр обороны Украины Полторак, его заместители, начальник генштаба Муженко и его заместители).

Указанные лица в нарушение Протокола о прекращении применения оружия на юго-востоке Украины и Меморандума к нему, а также положений Конвенции о защите гражданского населения во время войны, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о предупрежеднии преступления геноцида и наказания за него и других нормативных правовых актов отдавали заведомо преступные приказы о проведении прицельных артиллерийских обстрелов из тяжелых видов вооружения объектов гражданской инфраструктуры и населенных пунктов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. В результате таких преступных действий погибли и получили тяжелые ранения сотни гражданских лиц, в том числе детей.

Эти уголовные дела всесторонне расследуются, собираются необходимые доказательства, чтобы виновных лиц настигло справедливое возмездие. Это лишь вопрос времени.

Уважаемые коллеги!

В завершение отмечу, что в условиях сложной международной обстановки нам важно принять и другие действенные меры к обеспечению адекватного реагирования на возрастающие экстремистские проявления и террористические угрозы, наращивать усилия, направленные на дальнейшее снижение активности бандподполья на Северном Кавказе.

В качестве дополнительной меры считаю также необходимым совместно с законодателями ещё раз внимательно проанализировать действующую нормативную правовую базу с целью её корректировки в направлении ужесточения уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

Это касается также усиления противодействия так называемому телефонному терроризму.

В частности, предлагается в статье 207 Уголовного кодекса Российской Федерации увеличить санкции в виде лишения свободы с тем, чтобы повысить предупредительное значение этой нормы, а также дать возможность осуществлять весь необходимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий в целях установления виновных лиц, подготавливающих либо совершающих указанные опасные преступления.

Что касается вопроса об использовании в нашей страны для расчетов виртуальных валют (криптопвалют), то технология их использования привлекательна не только для финансовых учреждений, но и для криминальных и террористических структур, так как налоговые и правоохранительные органы не могут воздействовать на транзакции участников платежной системы (так как не используются данные владельцев адресов).

В завершение выступления скажу несколько слов о Концепции внешней политики, которую Президент Российской Федерации утвердил 30 ноября 2016 года.

Это обновленная Концепция, в которой отражено, что глобальная террористическая угроза приобрела качественно новый характер с появлением международной террористической организации «Исламское государство» и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана. Согласно Концепции Главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей.

Добавлю, что в преддверии проведения в Российской Федерации крупного международного футбольного турнира – чемпионата мира по футболу в 2018 году в числе первоочередных задач следственных органов Следственного комитета Российской Федерации стоит организация надлежащей готовности к реагированию на террористические угрозы и обеспечению безопасности их проведения в целом.

В завершение отмечу, что для каждого из нас участие в научно-практической конференции, организованной Санкт-Петербургской академией Следственного комитета откроет дополнительные возможности для продуктивной научной, законотворческой и правоприменительной работы, направленной на противодействие экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

Благодарю за внимание!


Рецензии