Сны

Тут вспомнилось мне, как сижу я на уроке в кабинете химии, в классе кажется 7-ом, смотрю на периодическую систему элементов Д.И. Менделеева висящую на стене, на все эти разноцветные квадратики покрытые таинственными символами и знаками, и думаю: «Вот приснится же такое человеку».

Уже намного  позже, закончив институт и придя работать на кафедру культурологии, я готовясь к лекции по первобытному искусству, с удивлением увидел рядом с доисторическими бизонами такие же разноцветные квадратики, выполненные рукой неизвестного первобытного мастера, как минимум двадцать тысяч лет назад. И если с Менделеевым было все более или менее понятно – изобрел водку и увидел во сне периодическую систему элементов, то вот с первобытным художником было сложнее. Даже не то, что сложнее, говоря прямо, просто фантастика какая-то. Ведь двадцать пять тысяч лет назад в природе не было ничего квадратного, напоминающего разноцветную шахматную доску. Квадратный мир городов, все это квадратное и прямоугольное многообразие современного мира вплоть до «Черного квадрата» К. Малевича придумал исключительно человек, в природе его нет. Нет, ошибаюсь есть, в Сирии растет разновидность дуба с квадратным стволом. И всё.

Потом, разбирая различные концепции возникновения первобытной живописи, я натолкнулся на нейропсихологическую теорию Дэвида Льюис-Вильямса, предполагающего, что первобытные охотники изображали животных, предметы и сюжеты, которые они видели в состоянии сна и транса. И тогда мне подумалось, ну если первобытный охотник мог увидеть во сне разноцветные квадратики, то уж такая светлая голова и великий ученый, как Д.И. Менделеев, смог разглядеть во сне значительно больше. И тут я вспомнил, что и итальянский монах Джордано Бруно свою теорию бесконечности вселенной и множества миров тоже увидел во сне. И именно в своих снах Джордано Бруно увидел, что  звезды - это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, и что существуют неизвестные в его время планеты в пределах нашей Солнечной системы. В своих снах Джордано Бруно их посещал.

Ведь сон - это то самое состояние, которое преодолевает все физические ограничения, это мир бескрайних возможностей, это бесконечная вселенная множества миров, открывающихся нашему сознанию каждую ночь. Мы все каждую ночь видим сны, но запоминаем их крайне редко. В одной из книжек про индейцев я читал, что если кто-то из племени утром помнил свой сон, то все племя собиралось и разыгрывало сновидение в деталях и лицах. Индейцы считали, что через сны с ними говорит Великий Дух.

З.Ы. Ну и напоследок, сюжет своего первого рассказа я увидел во сне. Сейчас он кажется мне немного наивным и детским, но это в первую очередь из-за отсутствия тогда навыка переложения своих ощущений и чувств на бумагу. После этого я написал множество рассказов и стихов, навеянных снами. У меня возле кровати, всегда лежит блокнот и простой карандаш, и если во сне мне приходит мысль, рифма или сюжет, я тихо, не включая свет чтобы никого не разбудить, в полной темноте записываю пришедшую мысль. Обычно из этого рождается что-то новое, а иногда это вовсе нельзя расшифровать и оно лежит и ждет своего часа, как разноцветные квадратики палеолитического охотника своего Менделеева.


Рецензии