Байрам-1986
- Можно я с ними?
- Мест нет.
- Сына на колени возьму.
- Как хотите.
- Ты с ума сошёл!!! – это Мария. Она привыкла к моим выкрутасам, но тут был явный перебор.
- Так Вы летите или нет?
- Лечу, лечу…
- Нет ты, правда, с ума сошёл.
Здорово! Как хочу, так и полечу! Хотя бы дня на три. Санька садится у окна, Маруся рядом с ним. Я впереди у окна с Эдиком на коленях. В Павлодаре пересадка. Стоим на перроне аэровокзала. Аромат полыни, сухой степной воздух лезет в причёску и нежно гладит щёки. Дальше летим в полупустом самолёте.
Во Фрунзе нас уже ждут. Обнимаемся. Родня рада без ума, мы тоже. Едем в Сокулук по трассе Фрунзе-Ош. За окном мелькают сёла. Они срослись меж собой. Дом в одном селе, огород в другом. Усадьбы утопают в зелени. В садах на яблонях алма-атинский апорт висит как экзотичная декорация. В Барнауле на базаре продают штуку за рубль. Сначала в баню, потом за стол, потом спать.
Утро. Андрей, Марусин брат, собирается в горы. Он там ветеринаром работает. Предлагает присоединиться. Сегодня в горах байрам - праздник животноводов. Я, конечно, обеими руками за.
Байрам пройдёт за Сусамырским перевалом в долине реки Кара-Кол. На празднике соберутся все чабаны с семьями. Представьте себе среди гор две огромные ровные как стол поляны. Одна ниже другой метров на сорок. Верхняя поляна обрывается в нижнюю амфитеатром.
Зрители сидят на том полукруглом склоне как в гигантском зале. Сидеть можно прямо на земле. Склон не крутой и не пологий, самый раз удобно вытянуть перед собой ноги. Наверху, надо мной стоят связанные уздами кони, внизу целый ряд автолавок с дефицитом, которого у нас в Сибири даже в кино не увидишь. Но самое яркое на том байраме были не автолавки, а юрты.
Их изготовили из чистой белой кошмы специально для байрама. Юрты обтянуты не верёвками, а ковровыми лентами. Убранство внутри будто для хана готовили, но посидеть там и испить чаю могут только женщины-пенсионерки.
Почему так – не знаю, но заглянуть можно было в каждую. Каждый колхоз представляет свою юрту как вершину народного рукодельного творчества. Рядом с юртой производственные показатели колхоза за год.
Под нами сцена. Сценой является вся нижняя огромная поляна. На краю сцены, под нами поставили микрофон. Генератор еле слышно тарахтит за автолавками.
Приехало начальство - секретарь райкома, председатель райисполкома, представитель из столицы привёз знаменитых артистов Киргизской киностудии.
Среди них какая-то дива в костюме принцессы. Подростки тут же пристали к ней, допытываются сама она в фильме на коне сидела или каскадёрша.
- Ну ка, ребята, дайте мне коня!
Пацаны засуетились. Принцесса ведь не поедет на какой-нибудь кляче. Всем известно какой конь лучше всех. Конечно у победителя районных скачек. Хозяин скакуна рад услужить принцессе. Принцесса взлетела на седло, подняла коня на дыбы и вперёд. Догоняйте!
Боже мой! Я всё это видел своими глазами. Какая красота! Какая прелесть! Мальчишки тут же пали на своих коней и ну догонять её. Сижу среди киргизов на сухой траве, от земли она выросла всего лишь на пядь. Наши коровы бы её жрать не стали. Не поняли бы зачем их сюда пригнали, а тут тучные стада овец, а кони, какие кони! Хоть сейчас на ярмарку гони. Просто чудо!
Летит принцесса на коне по поляне, шарфик развевается на ветру, султанчик на шлеме согнулся, мальчишки на конях, за ней, но догнать не могут... Принцесса сделала круг по поляне, подлетела к нам, подняла коня на дыбы. Мальчишки тоже подлетели, с восторгом окружили её, началось неофициальное общение. Были бы наши сибирские пацаны там рядом, умерли бы от зависти.
Потом началось открытие праздника. Вступительное слово сказали на русском языке, минуты три не больше. Дальше всё шло на киргизском. Назвали победителя соцсоревнования. Премия – жигули!
Подъезжает легковушка, из неё выходит шофёр и держит в руках ключи. Победитель сидел недалеко от меня. Встаёт, спускается вниз, берёт ключи, садится в машину и на глазах у всех отгоняет её в сторону.
Подъехала следующая машина и потом ещё одна. После главных премий пошли второстепенные - пачки талонов на дефицит. Автолавки стоят внизу на сцене, машин десять не меньше, борт к борту. Чёрт возьми, видел бы всё это наш парторг! Пришёл к нам на праздник с газеткой в руках.
Наша районка, "За изобилие", опубликовала список победителей соцсоревнования. В списке были и наши животноводы. Вот радости то... Тут - это тебе не там. А там - это тебе не тут!
После вручения премий концерт. Ещё и концерт! А я то думал, что уже всё. Всё только начиналось.
Какой был прекрасный день! Вокруг белоснежные вершины Ала-Тоо, чистое синее небо, на лицах зрителей радость и умиротворение. Перестройка только началась. Все готовы были жить по-новому, лучше, богаче, веселей.
Впереди нас всех ожидало совсем не то, к чему все были настроены, но тот день был праздничным.
Через день я вернулся домой. Мария с мальчишками гостила у родителей ещё неделю. До сих пор удивляюсь тому, что совершенно случайно попал тогда на байрам. А может быть не случайно? Говорят, что в этом мире ничего случайного нет.
Свидетельство о публикации №217110501188